Алгоритм действия при гигиенической обработке рук.
1. Снять все кольца с рук (углубления на поверхности ювелирных изделий являются местом размножения микроорганизмов).
2. Сдвинуть часы выше запястья или снять их.
3. Области под ногтями вычистить приспособлением для чистки ногтей под проточной водой.
4. Нанести на руки 3-5 мл жидкого мыла или тщательно намылить руки брусковым мылом.
5. Вымыть руки, используя следующую технику:
— энергичное механическое трение ладоней (повторить 5 раз);
— правая ладонь растирающими движениями моет тыльную сторону левой кисти, затем левая ладонь моет тыл правой кисти (повторить 5 раз);
— ладонь к ладони, пальцы одной руки в межпальцевых промежутках другой (повторить 5 раз);
— тыльная сторона пальцев к ладони другой руки (пальцы переплетены — повторить 5раз);
— чередующее вращательное трение больших пальцев одной руки ладонями другой, ладони сжаты (повторить 5 раз);
— переменное трение ладони одной руки сомкнутыми пальцами другой руки (повторить)
6. Промыть руки под проточной водой, держать их так, чтобы запястья и кисти были ниже уровня локтей и чтобы избежать загрязнения от прикосновения с раковиной, халатом и другими предметами.
7. Закрыть кран, берясь за него только через бумажное полотенце, так как он может быть источником загрязнения.
8. Просушить руки стерильной марлевой салфеткой.
8. Тщательно обработать кожу рук в течение 2-3 минут 2-мя тампонами, смоченными 70% спиртом или спиртосодержащим кожным антисептиком, обладающим вирулицидным действием (не менее одной минуты на каждую руку) или нанести на ладонные поверхности 5-8 мл 70% этилового спирта или спиртосодержащим кожным антисептиком, обладающим вирулицидным действием и втирать в кожу в течение 2 минут.
9. Использованные шарики выбросить в емкость для дезинфекции.
10. Надеть перчатки согласно алгоритму действий.
Использование защитной спец.одежды.
Халаты.
За исключением операционных или перевязочных, где стерильные халаты надевают для защиты пациента, основная цель халатов исключить попадание возбудителей инфекции на одежду и кожу персонала.
Шапочки.
Медицинские шапочки надежно прикрывают волосы, не позволяя им выступать в качестве источника загрязнений.
Фартуки.
Резиновые и полиэтиленовые фартуки необходимы для защиты спец.одежды и кожи персонала при угрозе разбрызгивания крови и других и других биологических жидкостей и выделений.
Маски.
Маски необходимы, чтобы избежать воздушно-капельного переноса микроорганизмов, а также в тех случаях, когда есть вероятность попадания жидких субстанций человеческого организма в нос или рот. Они особенно важны, если персонал работает напрямую над большой раневой поверхностью, такой, как открытые хирургические раны или ожоги, или же при процедурах с инфекционными пациентами, от которых инфекция может легко передаться воздушно-капельным путем.
Маски следует заменять каждые 3-4 ч(зависит от профиля выполняемой работы) или при их увлажнении в процессе работы. Нельзя опускать маски на шею, использовать повторно. Все маски должны полностью закрывать нос и рот.
Защита для глаз (очки, экраны).
Защитные барьеры для глаз и лица необходимы, чтобы предохранить глаза от брызг крови или других жидких выделений. Форма очков обеспечивает полную защиту от случайного попадания капель, не ограничивая поле зрения специалиста. Прозрачность и гладкость линз обеспечивает отсутствие преломляющего эффекта, что позволяет работать в течение долгого времени без переутомления. Возможно ношение с обычными очками.
Перчатки.
Перчатки следует надевать при малейшей возможности контакта с кровью, жидкими выделениями организма, слизистыми оболочками или поврежденной кожей пациента. Использование перчаток необходимо и в тех случаях, когда на руках медицинского сотрудника имеются порезы, повреждения кожи или любые открытые раны.
Перчатки следует менять между контактами с пациентами. Кроме того, перчатки меняют, если в процессе обслуживания пациента, произошел контакт с биологическими выделениями пациента.
Стерильные перчатки используют при оперативных вмешательствах, проведении перевязок, любых инвазивных процедур и лечебных манипуляциях.
Перчатки дезинфицированные используются в лабораториях, при работе с любым биологическим материалом пациента, с дезинфектантами, цитостатиками и другими химическими препаратами.
Проветривание
Цель:Оздоровление, дезинфекция воздуха механическим способом. Обеспечение барьера для размножения патогенной флоры и распространения ВБИ воздушно-капельным путем. Обогащение воздуха кислородом Показания:Все помещения лечебно-профилактических учреждений. Необходимые условия:
регулярность проветривания (не реже 4-5 раз в сутки);
наличие форточек, открывающихся створок
П/№ | ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ К ПРОЦЕДУРАМ | ОБОСНОВАНИЕ |
1. | Предупредить пациентов, находящихся в палате о предстоящей манипуляции и получить согласие на ее проведение. | Мотивация пациента к сотрудничеству. Соблюдение прав пациента. |
2. | Определить наиболее подходящий способ проветривания (он зависит от сезона, наличия форточек, состояния пациента). | Обеспечение техничности и правильности проведения манипуляции. |
3. | Попросить пациентов, которым можно ходить, покинуть палату | Обеспечение эффективности манипуляции |
4. | Тяжелобольным пациентам обеспечить надежную защиту от переохлаждения: -укрыть одеялом -прикрыть голову | Поддерживать защитные силы организма ослабленных пациентов |
5. | Открыть форточки, створки (в зависимости от сезона) на 20 мин. В летний период их можно держать открытыми круглосуточно. | Обеспечение вентиляции, дезинфекция воздуха. |
6. | Закрыть форточки, створки. | Окончание манипуляции. |
7. | Пригласить пациентов в палату. | Обеспечение комфортного состояния пациентов. |
КВАРЦЕВАНИЕ
Цель:Уничтожение патогенной флоры в результате воздействия лучей бактерицидной лампы Показания:Все режимные помещения ЛПУ. Периодичность и продолжительности кварцевания зависит от площади помещения( 1 вт на 1куб м ), а также от функциональной нагрузки помещения (в процедурных кабинетах, перевязочных каждые 4-6ч).
Необходимые условия:
наличие стационарного или передвижного ультрафиолетового облучателя,
отсутствие пациентов и мед.переонала в помещении во время кварцевания.
П/№ | ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ К ПРОЦЕДУРЕ | ОБОСНОВАНИЕ |
1. | Предупредить пациентов и медперсонал о предстоящей манипуляции и попросить покинуть помещение. | Избежание возможных осложнений. Соблюдение прав пациента. |
2. | Пациентам, которые вынуждены находиться в помещении во время кварцевания, обеспечить защиту глаз. | Исключить поражение глаз, чувствительных к воздействию УФО |
3. | Включить бактерицидную лампу (время регламентировано) | Обеззараживание воздуха |
4. | По окончании работы выключить лампу. | Законченность манипуляции. |
5. | Пригласить пациентов в палату, медперсонал на рабочие места. | Обеспечение комфортного состояния пациентов Продолжение работы мед.персонала. |
Дата и время проведения кварцевания регистрируется в спец.документации.
Самостоятельная работа.
Выполнить задание: Провести заключительную дезинфекцию процедурного кабинета
Заключительная дезинфекция.
Важным звеном дезинфекционных мероприятий в ЛПУ является проведение заключительной дезинфекции. В ЛПУ в качестве заключительной дезинфекции -используется проведение генеральной уборки. При организации генеральных уборок необходимо разделить все функциональные помещения ЛПУ на категории — режимные, нережимные и вспомогательные.
К категории режимного кабинета относятся все помещения, в которых проводятся любые инвазивные манипуляции, обработка инструментария, подготовка к стерилизации, осуществляется работа со стерильным инструментарием и материалом (процедурный кабинет, перевязочная, оперблок, родзал, реанимационные палаты), работа с биоматериалом больных.
К нережимным относятсяпомещения, предназначенные для пребывания больных, без исполнения инвазивных манипуляций, а также для кормления больных и организации отдыха ( палаты, буфет, холлы и др.)
К вспомогательным относятся помещения, где больные пребывают непродолжительное время и помещения для медперсонала ( регистратура, гардероб, ординаторская и пр.).
Дня проведения генеральных уборок в режимных подразделениях рекомендуется выбирать режим дезинфекции максимально направленный на профилактику вирусных гепатитов и грибковых инфекций (в соответствии с ОСТ 42-21-2-85). Кратность генеральных уборок зависит от профиля подразделения:
— в род.зале через день или 1 раз в день;
— перевязочные, процедурные кабинеты, операционный блок — 1 раз в 7 дней;
Проведение генеральной уборки в режимных кабинетах требует тщательного подбора
рабочего дезинфектанта, с учетом наиболее эпидзначимой группы микроорганизмов для данного профиля подразделения ЛПУ. Так, оперблоки, перевязочные кабинеты требуют проведение мероприятий, направленных на уничтожение анаэробной флоры, т. е. целесообразно применение в качестве дезинфектанта 6% перекиси водорода.
Для проведения генеральной и текущей дезинфекции необходимо иметь специально выделенный уборочный инвентарь в достаточном количестве. Весь уборочный инвентарь разделяют и маркируют в соответствии с видом уборки и помещений. Для режимных кабинетов выделяют индивидуальный инвентарь, с соответствующей маркировкой, который хранится на месте. Недопустима замена инвентаря и использование его не по назначению. Для нережимных кабинетов уборочный инвентарь должен храниться в отдельном помещении. В этом помещении предусматривают место для обработки инвентаря, сушки и хранения. Для хранения ведер, тазов оборудуют стеллажи с гигиеническим покрытием и соответствующей маркировкой. Для швабр и щеток оборудуют специальные стойки, позволяющие раздельное хранение. Для ветоши и перчаток целесообразно иметь стойки, позволяющие просушивать мягкий инвентарь.
Для генеральной и текущей дезинфекции необходимо иметь раздельную ветошь. Ветошь для генеральной уборки не подлежит разделению по объектам использования и маркируется только значком: для генеральной уборки (значок выбирается произвольно). После использования ветошь подлежит дезинфекции, стирке, сушке и стерилизации. Хранится ветошь для генеральных уборок в той же укладке, в которой проводилась ее стерилизация, до использования, без учета сроков хранения. В укладку входит ветошь и спец.одежда.
Ветошь, используемая для текущих дезинфекций, подлежит обработке по двум схемам.
Схема обработки ветоши для текущей дезинфекции:
Ветошь после обработки объекта (использование)
Дезинфекция после использования
А Б
Готовая ветошь к использованию Стерилизация
Готовая ветошь к работе (срок сохранения стерильности не учитывается)
При использовании схемы А — ветошь разделяют по объектам дезинфекции:
1. Санитарно-техническое оборудование.
3. Рабочие поверхности.
Проставляют маркировку и используют строго по назначению.
При выборе схемы Б — ветошь хранится в общей упаковке, без маркировки и используется
Источник
Как правильно мыть руки
К сожалению, взрослые люди довольно часто пренебрегают мытьем рук, руководствуясь различными соображениями: боясь ускоренного старения кожи от постоянного контакта с водой и обезжиривающими средствами (в основном, женщины), отсутствием комфортных условий для проведения такой процедуры при определенных условиях работы или просто — не придавая большого значения этой процедуре. Соблюдение одного только правила -«мойте руки перед едой и после посещения туалета» недостаточно и мыть руки рекомендуется гораздо чаще.
Особо остро стоит этот вопрос на предприятиях общепита, торговли и в детских учреждениях. К работникам подобных учреждений предъявляются особо жесткие требования, т.к. от того, насколько скрупулезно соблюдают они правила гигиены рук зависит здоровье сотен людей.Но даже и те, кого никак нельзя обвинить в несоблюдении данных правил не всегда делают это правильно.
Напоминаем основные пункты, которых рекомендуется придерживаться при проведении процедуры мытья рук.
- Персонал, занятый в производстве пищевой продукции, обязан мыть и, в случае необходимости, дезинфицировать руки: до начала любой обработки пищевой продукции, сразу после пользования туалетом или высмаркивания и после работы с потенциально загрязненным материалом.
- Ногти на пальцах должны быть чистыми и остриженными.
- Гигиена персонала пищевого производства также включает организацию санитарного шлюза — системы, состоящей из блоков чистки обуви, мытья и дезинфекции рук.
- Рукомойники должны быть оснащены жидким мылом, кожным антисептиком, одноразовыми бумажными полотенцами, ведром для мусора с педальным устройством и инструкцией по мытью рук.
- Кожные антисептики для обработки рук должны быть легко доступными на всех этапах рабочего процесса.
Алгоритм гигиенической обработки рук:
- Пункт первый. Снимите с рук украшения (кольца, браслеты, опускающиеся ниже запястья и пр.).
- Пункт второй. Откройте кран, вымойте руки с мылом.
- Пункт третий. Снова намыльте руки (как с внутренней, так и с наружной стороны, между пальцами), смойте мыло с рук.
- Пункт четвертый. Высушите с помощью электрополотенца или вытрите руки насухо, желательно с помощью одноразового полотенца.
- При необходимости, на высушенные руки нанести кожный антисептик в соответствии с инструкцией по применению.
Важно знать:
- — просто намоченные и не отмытые тщательно руки — это замечательная среда для размножения микробов, так что — не экономьте мыло и не ленитесь хорошо вспенить его на коже рук;— эффективность мыла при обработке кожи тем больше, чем больше его пенообразование;
- — полотенце или салфетки для рук должны быть чистыми и сухими. Менять их следует возможно чаще.
Правила несложны, но, почему-то соблюдать их с особой тщательность мало кто стремится, а ведь от того насколько качественно были намылены руки или как тщательно вытерты по окончании процедуры напрямую зависит ее эффективность.
В туалетных комнатах в диспенсеры заливают бактерицидное жидкое мыло.
Это повышает защитные меры, уничтожает патогенные микроорганизмы, грибы, препятствует возникновению эпидемий. Спреи с дезинфицирующими веществами эффективно применяют для обработки рук работников, стоящих на раздаче пищи или официантов, работающих в условиях дефицита свободного времени.
Памятка подготовлена сотрудником отдела ГО и В ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» Гончаровой Л.С.
Источник