- ЕГЭ. Литература. Задание № 8. Способы характеристики героев в драматургическом произведении.
- Основные способы характеристики героев в драматургическом произведении.
- 1.Списки действующих лиц, иногда сопровождаемые краткими характеристиками.
- 3.Речь героев.
- 4.Авторские ремарки — пояснения автора к тексту, касающиеся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.
- 5.Отзывы других героев.
- 7.Поступки героев.
- Герой драматического произведения способы его создания
- Создание на уроке портрета героя драматического произведения
- Related posts:
ЕГЭ. Литература. Задание № 8. Способы характеристики героев в драматургическом произведении.
В задании № 8 может быть предложен вопрос: «Какие способы характеристики героя использовал автор в данном отрывке из произведения».
Предлагаю материал, который поможет вам, ребята, справиться с данным заданием.
В пьесе автор не может напрямую дать оценку героям, высказать своё отношение к ним, описать их. Однако у автора есть ряд средств и способов, с помощью которых он может полнее и ярче показать образ. Какие же это средства? Рассмотрим их.
Основные способы характеристики героев в драматургическом произведении.
1.Списки действующих лиц, иногда сопровождаемые краткими характеристиками.
Перед началом пьесы автор перечисляет действующих лиц. Иногда это лишь общие характеристики (возраст, семейные связи, должность и пр.) Однако некоторые драматурги описывают некоторые особенности героев.
Пример № 1.
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.
Анна Андреевна, жена его.
Марья Антоновна, дочь его.
Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.
(Н.В. Гоголь. «Ревизор»).
В данном случае автор лишь перечисляет героев, обозначив их семейное и служебное положение. Но далее автор даёт подробное описание характеров героев, их костюмов.
Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью.
Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.
Пример № 2.
Савел Прокофьевич Дико́й, купец, значительное лицо в городе .
Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный.
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.
Тихон Иваныч Кабанов, ее сын.
Катерина, жена его.
Варвара, сестра Тихона.
Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.
(А.Н. Островский. «Гроза»).
Автор даёт небольшую характеристику некоторым героям (Дикому, Борису, Кулигину).
2.Описание обстановки действия.
Большое значение для понимания характеров героев, их судеб имеет место действия, обстановка, в которой оно происходит.
Пример № 1.
Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз, — из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату — нары Бубнова. В левом углу — большая русская печь; в левой — каменной — стене — дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены — широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам — нары.
(А.М. Горький. «На дне»).
Подобная удручающая обстановка словно готовит зрителей к восприятию трудных судеб людей, оказавшихся здесь.
Пример № 2.
Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведет в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты.
(А.П. Чехов. «Вишнёвый сад»).
Автор отмечает, что на улице весна, цветут вишнёвые сады. Однако уже в описании обстановки чувствуется какая-то тревога и грусть: окна закрыты, в саду холодно.
3.Речь героев.
Речь человека свидетельствует и о его характере, и о его уровне культуры. По ней можно судить о взглядах героев на жизнь, об их отношении к другим людям и многом другом.
Пример № 1.
- Г-жа Простакова(Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?
- Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.
(Д.И. Фонвизин «Недоросль»).
По речи Простаковой можно судить о её жестокости, грубости, вседозволенности, о низком уровне культуры и в то же время о большой любви к сыну.
Пример № 2.
- Стародум. В одном. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знании мода, как на пряжки, на пуговицы.
- Стародум. Почтение! Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.
(Д.И. Фонвизин «Недоросль»).
По речи Стародума можно судить о его интеллигентности, образованности, порядочности, о высоких целях и нравственных жизненных принципах.
4.Авторские ремарки — пояснения автора к тексту, касающиеся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.
Ремарки помогают автору сделать пояснение по поводу поведения героя, его состояния, выразить эмоции, что позволяет дополнить портрет персонажа.
Пример № 1.
Городничий (в сердцах). Обручился! Кукиш с маслом — вот тебе обручился! Лезет мне в глаза с обрученьем. (В исступлении.) Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.)
Как легко понять возмущение, злость, недовольство героя произошедшим, как ему горько, что Хлестаков так легко обманул его.
Пример № 2.
Любовь Андреевна (радостно, сквозь слезы). Детская!
Варя. Как холодно, у меня руки закоченели. (Любови Андреевне.) Ваши комнаты, белая и фиолетовая, такими же и остались, мамочка.
Любовь Андреевна. Детская, милая моя, прекрасная комната… Я тут спала, когда была маленькой… (Плачет.) И теперь я как маленькая… (Целует брата, Варю, потом опять брата.) А Варя по-прежнему все такая же, на монашку похожа. И Дуняшу я узнала… (Целует Дуняшу.)
(А.П. Чехов. «Вишнёвый сад»).
Ремарки позволяют передать автору взволнованность героини, её радость от возвращения в родное имение.
5.Отзывы других героев.
Отзывы других героев о персонажах пьесы также помогают автору передать их характерные черты.
Пример № 1.
- «…Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет…» .(Шапкин).
- «Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, сто не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого не следовало бы».(Борис).
- «Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его по утру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».(Кулигин).
(А.Н. Островский. «Гроза»).
По высказываниям о Диком других героев можно понять, насколько он груб, необуздан, жесток по отношению к близким, к своим работникам.
Пример № 2.
«…на отца ты похож на моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…» (Анна).
«…Старик? Он – умница. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» (Сатин).
(А.М. Горький. «На дне»).
По-разному оценивают образ Луки критики, но понятно, что людям, оказавшимся на дне общества, так не хватает жалости и простого человеческого сочувствия, что и пытался дать им Лука.
6. Монологи.
Монолог в пьесе – это речь героя, в которой он высказывает свои взгляды, мысли по каким-либо проблемам и вопросам, оценивает происходящее вокруг. Это одно из ярких средств характеристики героя в пьесе.
Пример № 1.
За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забыты́х газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют всё песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
(Из монолога Чацкого. А.С. Грибоедов. «Горе от ума»).
Чацкий дал резкую характеристику фамусовскому обществу, его нравам и порядкам.
Пример № 2.
«…Да деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки… Ну, конечно, кто же сравнит с Петербургом! Эх, Петербург! что за жизнь, право! Вы, может быть, думаете, что я только переписываю; нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге. Этак ударит по плечу: «Приходи, братец, обедать!» Я только на две минуты захожу в департамент, с тем только, чтобы сказать: «Это вот так, это вот так!» А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только – тр, тр… пошел писать. Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем. И сторож летит еще на лестнице за мною со щеткою: «Позвольте, Иван Александрович, я вам, говорит, сапоги почищу»
(Из монолога Хлестакова. Н.В. Гоголь. «Ревизор»).
По данному монологу можно судить, как мечтает герой о богатстве, славе, высоком чине; обманом он пытается создать о себе хорошее впечатление, понимая, как в обществе судят прежде всего по положению человека.
7.Поступки героев.
Человека прежде всего оценивают по его делам и поступкам. Поведение героя, его действия помогают авторам пьесы дать наиболее полную характеристику персонажу.
Пример № 1.
- Гаев. Во вторник поеду, еще раз поговорю. (Варе.) Не реви. (А не.) Твоя мама поговорит с Лопахиным; он, конечно, ей не откажет… А ты, как отдохнешь, поедешь в Ярославль к графине, твоей бабушке. Вот так и будем действовать с трех концов — и дело наше в шляпе. Проценты мы заплатим, я убежден… (Кладет в рот леденец.) Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! (Возбужденно.) Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!
- Гаев. Помолчи, Фирс. Завтра мне нужно в город. Обещали познакомить с одним генералом, который может дать под вексель.
(А.П. Чехов. «Вишнёвый сад»).
Гаев бездействует, надеется только на чью-то помощь, сам не способен сохранить своё имение.
Пример № 2.
Стародум. «…Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу…»
(Стародум сам нажил своё состояние, трудолюбивый человек).
Правдин: «…а деревни мои в здешнем наместничестве…»
(Правдин — помещик. У него есть собственные деревни, но при этом он занимается не только своих хозяйством, но и общественной работой.)
Оба героя вызывают уважение своими делами.
(Д.И. Фонвизин. «Недоросль»).
Таким образом, авторы драматических произведений имеют достаточно богатый запас средств и способов для изображения характеров своих героев.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Герой драматического произведения способы его создания
В гоголевской поэме «Мёртвые души» интерьер используется как средство создания литературного образа Плюшкина. Автор акцентирует внимание читателя на плачевном состоянии владений помещика. Описывая предметы, накопившиеся в доме Плюшкина, Гоголь подчёркивает нездоровое желание героя сохранять и нужные, и ненужные вещи. Особенно показательно упоминание о бутылке со сделанной Плюшкиным пометкой (чтобы никто из гостей не посмел выпить из неё). С помощью этого предмета Н. В. Гоголю удалось наглядно продемонстрировать жадность литературного персонажа.
Интерьер, используемый для создания более целостного образа героя, подчёркивает уже «мёртвую» душу ещё живого помещика. Это нашло отражение в следующей фразе произведения: «…никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо».
Основные черты характера Плюшкина – отсутствие глубоких чувств, мелочность интересов. Гоголь весьма красноречиво назвал своего героя «прорехой на человечестве».
Интерьер занимает важное место и в романе Достоевского «Преступление и наказание». Описание «крошечной клетушки, шагов в шесть длиной» даёт автору возможность показать, при каких условиях проживания произошла зарождение необычной теории Родиона Раскольникова о «тварях дрожащих» и «право имеющих».
Интерьеру в качестве средства создания образа персонажа уделяется большое внимание и в рассказе «Чудесный доктор» А. И. Куприна. Семейство Мерцаловых обитает в покосившемся, ветхом здании. Убогая кровать с грязными подушками, сырые стены, сундук, который служит и стулом, и шкафом, старый, закоптелый чугунок – всё это подчёркивает нищенское существование героев рассказа. Место жительства семьи в произведении названо «подземельем». При детальном описании интерьера подвала рассказчик подчёркивает не только бедность Мерцаловых, но и обращает внимание читателя на эмоциональное состояние членов семьи. Неудивительно, что под гнётом ужасающих условий существования Емельян Мерцалов всерьёз начинает задумываться о самоубийстве.
Источник
Создание на уроке портрета героя драматического произведения
Герои пьесы показаны в сложных взаимоотношениях, и ученикам можно предложить словесно нарисовать некоторые мизансцены воображаемого спектакля. Пусть, например, ученики нарисуют выход семьи Кабановых в пятом явлении первого действия драмы “Гроза” или расскажут, как ведет себя каждый из героев драмы в сцене покаяния Катерины. Конечно, учитель не сможет провести перед внутренним взором учеников всю пьесу: его задача – наметить некоторые вехи, разбудить фантазию учеников.
По возможности наглядно должны представить ученики и обстановку
Характерно, например, что действие в ряде сцен “Грозы” проходит вечером или ночью, а первое и четвертое действия заканчиваются картинами грозы.
В словесно нарисованных учениками зрительных образах неизбежны отдельные ошибки, неточности, обусловленные тем, что ученики не имеют ясного представления об общественном положении, характерах героев и их взаимоотношениях:
Уточнить зрительные образы помогут ученикам рассказы о спектаклях по пьесам Островского, об игре выдающихся артистов, портреты и фотографии артистов в ролях пьесы, иллюстрации к текстам пьес. Учитель воспользуется также теми картинами художников, которые близки по содержанию и стилю творчеству Островского. Он, в частности, может обратиться к картинам В. Г. Перова “Приезд гувернантки в купеческий дом”, И. М. Прянишникова “Шутники”. Хочется только предостеречь от чрезмерного и не ко времени использованного применения наглядности.
Так, если картина показана перед анализом текста, то ученики просто усваивают образы художника, их творческое воображение остается пассивным. Зрительную наглядность целесообразно использовать после аналитической работы над соответствующими отрывками текста или даже на итоговых уроках по произведению.
“Действующие лица пьесы создаются исключительно и только их речами, то есть чисто речевым языком, а не описательным”.
В языке героев отражаются их общественное положение, уровень культуры, особенности характера и психического склада. Не останавливаясь на всех сторонах анализа языка драматического Произведения, обратим внимание учителя на то, что слово в драме мотивировано действием и само является орудием действия. “Драматическая речь прежде всего представляет словесный поток, в котором любая фраза и любая реплика, как электричеством, заряжены действием, ибо все они непременно должны двигать пьесу вперед, служить развитию ее конфликта, сюжета и интриги – всех основных компонентов драматической композиции”. Поэтому речь героев пьесы следует рассматривать в неразрывной связи с развитием действия.
Анализируя язык персонажей, учитель прежде всего примет во внимание их жизненные позиции, их место в развертывающихся конфликтах.
При анализе образов Кабанихи и Катерины учителя обычно говорят о народности их речи. Таким образом, противоположные по взглядам и характерам персонажи невольно сближаются. Между тем, если мы будем рассматривать речь Кабанихи и Катерины в связи с их позицией в пьесе, то убедимся, что народные элементы их речи служат решению совершенно разных задач и подчас отражают разные стороны народного сознания. Пословицы и поговорки, которые постоянно вводит в свою речь Кабаниха, помогают ей опереться на авторитет старины, делают ее высказывания особенно вескими и внушительными.
Народно-песенный стиль речи Катерины согласуется с ее мечтами о вольной волюшке.
Речь героя на протяжении пьесы меняется в зависимости от той коллизии, в которую он поставлен, и наблюдения за языком персонажа помогут ученикам понять его душевное состояние в данный момент, раскрыть подтекст его речи. Подтекст, по определению Станиславского, – “это не явная, но внутренне ощутимая “жизнь человеческого духа” роли, которая непрерывно течет под словами текста, все время оправдывая и оживляя их”.
Раскрыть подтекст реплик героев ученикам помогут лаконичные ремарки автора. Некоторые из них непосредственно указывают на чувства и переживания героя (“с испугом”, “строго”, “сконфузившись”), другие косвенно, через физические действия (“Закрыв лицо рукою”, “кидаясь на шею мужу”, “падая на колени” и т. п.). Отдельные реплики так выразительны, что легко определить характер и состояние героя, га-ковы, например, неоднократно повторяющиеся во втором действии драмы “Гроза” ремарки к репликам Катерины “потупившись”, “задумывается”, “задумчиво”, таковы же рисующие градацию гнева Дикого ремарки во втором явлении четвертого действия “с сердцем”, “гордо”, “сердясь более и более”, “топнувногой”.
Раскрытию подтекста помогут также рассказы учителя о трактовке того или иного эпизода пьесы выдающимися артистами, чтение в классе соответствующих отрывков из воспоминаний современников и книг по истории театра.
Related posts:
Как на уроке читать текст драматического произведения?Слово драматурга – звучащее слово. Оно рассчитано на произнесение. В чтении реализуются заложенные в тексте мысли, чувства, настроения героев. Поэтому при изучении драматического произведения учителю необходимо самому прочесть отдельные сцены или предложить ученикам прослушать отрывки из звуковых записей спектаклей. Читая текст драматического произведения, учитель как бы от третьего лица воспроизводит содержание диалогов, обозначая легкими изменениями […].
Анализ драматического произведенияТипология тем сочинений II. Темы, связанные с делением литературы на роды и жанры 2.2. Анализ драматического произведения Драму принято считать высшим литературным родом, объединяющим в себе эпические и лирические начала. От эпоса драма берет такое изображение действительности, которое заключает в себе внешний, по отношению к автору, показ жизни, а от лирики – создание законченных характеров […].
Отзыв об уроке информатикиУрок информатики был проведен в 10 классе. Тема урока – “Введение в среду Windows”. Тип урока комбинированный. На уроке ставились такие цели: помочь учащимся получить базовое представление об операционной системе Windows; воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости; развитие познавательных интересов, самоконтроля, алгоритмического мышления Урок был организован на высоком уровне. Ученики и учитель были […].
Отзыв об уроке информатики “Математические операции и функции”Урок информатики был проведен в 10 классе. Тема урока – “математические операции и функции языка Паскаль”. Тип урока комбинированный. На уроке ставились такие цели: помочь учащимся получить представление о представлении математических операций и функций в языке Паскаль; воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости; развитие познавательных интересов, самоконтроля, алгоритмического мышления. Урок был организован на […].
Анализ отрывка из драматического произведенияТе же, Дикой и Кулигин Дикой. Ишь ты, замочило всего. (Кулигину.) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем.) Глупый человек! Кулигин. Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза. Дикой. Поди ты прочь! Кака польза! Кому нужна эта польза? Кулигин. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, […].
Отзыв об уроке информатики в 10 классе по теме “математические операции и функции языка ПаскальУрок информатики в 10 классе по теме “математические операции и функции языка Паскаль”. Тип урока комбинированный. На уроке ставились такие цели: помочь учащимся получить представление о представлении математических операций и функций в языке Паскаль, научить выполнять простое форматирование документов; воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости; развитие познавательных интересов, самоконтроля, алгоритмического мышления Организация урока […].
Роль портрета героя в его характеристике на примере романа “Преступление и наказание”Человек – вот тайна, и если будешь ее разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время зря. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком… Ф. М. Достоевский В своих романах и повестях Ф. М. Достоевский разработал особый тип философского, психологически углубленного реализма, основанного на обостренном внимании к наиболее сложным и противоречивым формам бытия и […].
Роль портрета героя в его характеристике (на примере одного или нескольких произведений русской литературы)В искусстве слова все являются Учениками друг друга, но каждый Идет своим собственным путем. М. Пришвин Любим ли мы читать описание внешности героя? Находим ли мы эстетическое наслаждение в такого рода портретах? Пожалуй, не всегда, а ведь мир искусства, литература-большая мастерская, в которой все работают, создавая единую галерею любимых героев. И портреты их так же […].
Приемы создания портрета героя в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”Булгакова нельзя назвать писателем-фантастом, как, например, братьев Стругацких. Но повести “Собачье сердце” и “Роковые яйца”, безусловно, будут отнесены к области научной фантастики; роман “Мастер и Маргарита” – роман притчевый, философский, в котором сильно скорее метафизическое начало, традиционно классифицируется как фантастический. Фантастика для Булгакова, научная или мистическая, не самоцель. В первую очередь для него важно осмысление […].
Текстовый опрос на уроке литературыВ Пояснительной записке сборника нормативно-методических материалов по литературе четко определена цель литературного образования. Вся работа учителя-словесника должна быть направлена на “становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей”. В данном документе также говорится, что “при этом ученик овладевает мастерством читателя”, а “потребность […].
Урок на тему “Создание web-страниц. Создание эскиза web-страницы”Создание web-страниц Создание эскиза web-страницы Создайте новый документ размером 700 на 808 пикселей, разрешение 72 Пикселя на дюйм, режим RGB – цвет, содержание – Белый. Залейте документ следующим цветом E6f2e6 . Создайте новый слой с названием Основа. С помощью инструмента Прямоугольное выделение, нарисуйте внутри документа прямоугольник, отступив примерно 30 пикселей с каждой стороны. Залейте построенный […].
Создание мира: Митгард и Утгард. Создание людей: Аск и ЭмблаБоги устраивают из тела Имира землю. Решили боги, что Имир после смерти должен послужить им, как прежде все служили ему. Взяли и бросили его останки в самую глубь Мировой бездны. И там, в этой глуби, сделали землю: из плоти (мягких частей тела) – равнины и долы, из волос – лес, из костей – скалы, из […].
Отзыв на спектакль драматического театра “Березиль”Искусство призвано дарить человеку наслаждение. При этом всегда убеждаешься, посещая малую сцену Харьковского театра им. Т. Г. Шевченко – “Березиль”. Надолго остаются в памяти спектакли “Деньги”, “Мина Мазайло”, потому что классикой становятся те произведения, в которых поднимаются проблемы, актуальные для разных эпох. Наверное, не станет исключением и “Любовь до гробовой доски”. В наше сложное, насыщенное […].
Литературные термины и понятия на урокеИзучение основ теории литературы – важнейшая часть школьного литературного образования. Но как не оторвать теорию от живых произведений, как рассказать подросткам о литературной теории живо и занимательно? Как сделать эти знания основой литературной грамотности, которая необходима человеку на протяжении всей его жизни? Такой же вопрос я задала себе, когда только пришла в школу и провела […].
Неоднозначность образа главного героя произведения Бертольда Брехта “Жизнь Галилея”Ход урока I. Мотивация учебной деятельности учеников. Учитель. “Брехт начал работу над пьесой, когда в газетах появилось сообщение о расщеплении атома урана. В условиях существования фашистской диктатуры научное достижение немецких исследователей стало страшной угрозой для человечества. Проблема приобретает характер социального и вместе с тем – сугубо по-человечески – этического. Брехт объединяет оба плана, пишет выразительную, […].
Драма “Гроза”, ее создание и проблематикаВ “Грозе” как в драматическом произведении основу сюжета составляет развитие конфликта. Драма состоит из пяти действий, каждое из которых изображает определенный этап борьбы. 1 действие – социально-бытовой фон конфликта, неизбежность (предчувствие) конфликта; 2 действие – непримиримость противоречий и острота конфликта Катерины с “темным царством” 3 действие – свобода, обретенная Катериной, – шаг к трагической гибели […].
Активные формы работы на уроке иностранного языкаАктивные формы работы на уроке иностранного языка В основе методики – игровые технологии. Простота использования, новизна пробуждает у учащихся интерес к обучению иностранному языку, дарит чувство успеха, позволяет активно работать на уроке, независимо от уровня и индивидуальных особенностей каждого. Одним из методических приемов при отработке звуков является песня. Песня в сочетании со специальными упражнениями – […].
Конспект урока для 5 класса “Создание анимации по собственному замыслу”Технологическая карта урока. Босова Л. Л. Информатика. 5 класс. ФГОС. Урок 31. Создание анимации по собственному замыслу. Планируемые учебные результаты: Предметные – формирование навыков работы с редактором презентаций; Метапредметные – умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия […].
Диалог культур на уроке литературыВсе было встарь, все повторится снова, И сладок нам лишь узнаванья миг… О. Мандельштам Миг узнаванья своего в чужом: своего ощущения – в чужом стихотворении, своего чувства – в чувстве героини чужой пьесы чужого века, своего восприятия мира – в чужой философии, своей невысказанной мысли – в словах чужого человека. В этот миг понимаешь, что […].
Конспект урока по технологии “Создание букетов” 7 классМуниципальное образовательное учреждение “Старо-Шагиртская средняя общеобразовательная школа” Урок по технологии Тема: “Создание букетов” 7 класс Разработала: Тамара Тимофеевна Киселева Учитель I квалификационной категории 2015 – 2012 учебный год Тема : Составление букетов. Цель урока: научить учащихся способам составления цветочных композиций Задачи урока: Ознакомить учащихся с основными выразительными средствами составления цветочной композиции; 2. развивать коммуникационную компетенцию […].
К написанию задания 17 на основе монолога герояАнализ монолога в драматическом произведении. 1. Границы эпизода уже определены самой структурой драмы явление отделено от других компонентов драмы. ; дать название эпизоду. 2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? Это – экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?. . Что предшествовало данному событию? 3. Назвать […].
Анализ прозаического произведенияТипология тем сочинений II. Темы, связанные с делением литературы на роды и жанры 2.3. Анализ прозаического произведения При анализе прозаического текста надо иметь в виду особенности художественного стиля речи, среди которых, в первую очередь, выделяются образность, а также использование художественных средств языка. Необходимость выбора указанных средств определяется замыслом автора, сюжетом произведения, его идеей, своеобразием показанных […].
Как создать ситуацию успеха на уроке английского языкаКак создать ситуацию успеха на уроке английского языка Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела. В своей “Поэтике” Аристотель отмечал пользу словесных игр и каламбуров […].
Через творчество на уроке к победе в РеспубликеТалант педагога развивается из чувства любви к своему делу к своей Профессии. Творческого и талантливого человека не возможно не увидеть, он быстро и стремительно достигает высокого уровня мастерства. И городе в Судаке есть яркие и талантливые педагоги, которые притягивают своим созидательным творческим обаянием, на которых хочется равняться и поучиться их мастерству. Елена Владимировна Мись, пройдя […].
Сущность драматического и комического в комедии “Ревизор”Чтобы осмыслить пьесу “Ревизор” как комедию, необходимо ясно представлять себе, что такое комическое и каковы средства изображения комического. Комическое – особая эстетическая категория. Эстетические категории – это выработанные людьми определенные понятия, с помощью которых мы оцениваем различные жизненные явления: одни явления называем прекрасными, другие – безобразными, третьи – возвышенными, четвертые – низкими, пятые – трагическими, […].
Готовимся к ЕГЭ по русскому на уроке литературыПока продолжаются споры о выпускном экзамене по литературе, не будем забывать, коллеги, что мы с вами должны готовить наших учеников к ЕГЭ по русскому языку. Этот экзамен прочно входит в педагогический обиход – не на “сегодня”, не на “завтра”, а, повидимому, на много лет вперед. Часть словесников, почувствовав это, потихоньку, а где-то и в открытую […].
Рыцарский турнир на уроке литературыГлагол “читать” не терпит повелительного наклонения. Даниэль Пеннак Наверное, каждый учительсловесник понимает, что насилие и любовь к чтению – “две вещи несовместные”, и потому ищет свои пути, чтобы его ученики ждали встречи с книгой, как ждут праздника. И такой праздник можно организовать, например, при изучении средневековых народных баллад (в разных программах эта тема встречается в […].
Особенности драматического конфликта в пьесе Генриха Ибсена “Кукольный дом” (диалог с учителем)Пьеса норвежского писателя-драматурга Генриха Ибсена “Кукольный дом”, можно сказать, является самым известным произведением в нашей стране, из написанного им. Действие пьесы происходит во второй половине XIX ст. Изображенные в ней события опираются на реальные, происходившие в семье писательницы Лауры Килер, знакомой Ибсена. Когда начинаешь читать произведение, то и благополучный красивый дом, и его жители, и […].
Патетическая соната – высший взлет драматического гения Николая КулишаПатетическая соната – высший взлет драматического гения Николая Кулиша. “Кометы, поднимаются ракеты, красные, голубые, зеленые. Танцует мир. Патетический концерт, и только низко над горизонтом висит бледный, выщербленный серп луны – распятый мифический Христос”. Украина в пьесе предстает распятой и растерянной, словно на перепутье. Она обливается кровью и всем это безразлично. Все видят только то, что […].
Театр на уроке литературыИнтегрированный урок “Литература и театр” по народной драме “Озорник Петрушка” Когда-то знакомство с драматическим произведением начиналось в 5-м классе с пьесы Людмилы Петрушевской “Два окошка”, которую ученики с удовольствием читали и в классе, и дома. Народная драма “Озорник Петрушка” (программа под редакцией Т. Ф. Курдюмовой) позволяет на одном уроке “охватить” весь текст разом, раскрыть “секреты” […].
Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьниковСоздание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие негативное отношение в школе. Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить […].
Сочинение – анализ Жоржа – героя произведения РопшинаТревогу о забвении человека ради интересов массы, о перерождении революции, из высокой мечты обратившейся в машину насилия, будут выражать М. Горький и В. Короленко, В. Вересаев и Б. Пильняк. Во многом те же проблемы решал в повести “Конь вороной” В. Ропшин (литературный псевдоним известного эсера- террориста Б. Савинкова (издана в Париже в 1923 г., в […].
Конспект урока на тему “Создание таблиц и списков”Практическая работа №14 “Создание таблиц и списков” Цель: Изучить создание и форматирование таблиц в текстовых документах, а также создание и редактирование маркированных, нумерованных и многоуровневых списков. Задание. 1. В новом документе создайте таблицу, установив заданные ниже размеры, фоновые узоры, цвета, обрамления снаружи и внутри таблицы, направление текста строго в соответствии с образцом, представленными на рис. […].
Анализ произведения “ПОЭМА БЕЗ ГЕРОЯ”“ПОЭМА БЕЗ ГЕРОЯ”; В годы блокады Ленинграда Анна Андреевна Ахматова “несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи – убежища в саду… Фонтанного дома, под кленом, воспетым ей в “Поэме без героя”;, которая писалась четверть века, с 1940 по 1965 год. В течение этих лет поэтесса не только […].
Краткая характеристика произведения “Бесприданница” Островского А. НДрама “Бесприданница” написана в 1878 г., в новых условиях общественной жизни, в пореформенный период развития буржуазных отношений. Патриархальный быт и нравы ушли в прошлое. Главная героиня – богато одаренная натура, талантливая, поэтичная, чуткая, впечатлительная, доверчивая, искренняя. Ключ к ее характеру – перевод имени (“Лариса” по-гречески – “чайка”). Она мечтает о светлом, возвышенном, но вокруг нее […].
Роль портрета в романе Л. Н. Толстого “Воскресение”Роман “Воскресение” был задуман писателем как обличение существовавшего положения в стране, когда чрезмерная нищета и забитость одних соседствовала с непомерной роскошью других. Если подходить к проблеме раскрытия характеров, героев и их быта с этой позиции, то станет ясно, что портрет в “Воскресении” выступает не как самостоятельная деталь текста, а как часть полностью охватывающего произведение противопоставления, […].
Простые вещи или Об одном “пропавшем” урокеИсходное положение: осень, 11-й класс, А. П. Чехов, окончен разговор о рассказах. Впереди “Вишневый сад”. Захожу в свой 11-й биолого-химический класс, начинаю урок, объявляю тему и понимаю, что мне конец, потому что в глазах моих учеников, приученных прочитывать к уроку тексты, вижу… Ох, лучше бы не говорить, что я там вижу… Такой тоски, местами явно […].
Анализ произведения “Поэма без героя” Ахматовой А. АОкончательные решения в размышлениях о своем времени, о мире и человеке в нем были найдены Ахматовой в “Поэме без героя”, ставшей для ее автора итогом жизни в поэзии. Сюжетной основой ее первой части, “петербургской повести” “Девятьсот тринадцатый год”, явилась подлинная жизненная драма: не выдержав измены боготворимой им женщины, известной актрисы, очаровательной и непостоянной О. А. […].
Характеристика героя Вральман, Недоросль, ФонвизинХарактеристика героя Вральман Вральман – один из персонажей комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”, гувернер Митрофана и самый высокооплачиваемый работник в доме Простаковых. Адама Адамыча Вральмана наняли как учителя французского языка и других наук. На самом деле, он бывший кучер Стародума, а никакой не учитель. По натуре он нехороший, хитрый и ленивый человек. Он только создает […].
Урок на тему “My pet is Nessie”Тема : Чтение текста “My pet is Nessie” Цель. Обобщить употребление модального глагола can в значении физической возможности совершения действия. Задачи. Работать с текстом “My pet is Nessie” в рамках учебной ситуации “Что умеет и не умеет делать мой домашний питомец” Обучать восприятию информации на слух и контролировать понимание услышанной информации. Развивать способности к анализу […].
Источник