Геометрический способ решения уравнений с модулем

Геометрическая интерпетация при решении уравнений, содержащих знак модуля
презентация к уроку по алгебре (10 класс) на тему

Материал данного урока содержит «нестандартный» метод, который позволяет более эффективно решать уравнения, содержащие модуль, и, безусловно, может использоваться учителем как на уроках математики в 8-10 классах, так и на факультативных и дополнительных занятиях

Скачать:

Вложение Размер
geometricheskaya_interpretaciya_pri_reshenii_uravneniy_soderzhashchih_znak_modulya.pptx 340.74 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема урока: Геометрическая интерпретация при решении уравнений, содержащих знак модуля МОУ « Осташевская средняя общеобразовательная школа», учитель математики Качайкина Н.Б.

Основные понятия Модулем числа а называют расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки А( а ) . Модуль числа 5 равен 5. Пишут: |5| = 5. Число 6 называют модулем числа -6 . Пишут: |-6| = 6. Модуль числа не может быть отрицательным. Противоположные числа имеют равные модули: | -а | = | а |

Расстояние между двумя точками На координатной прямой точка с большей координатой лежит правее точки с меньшей координатой. Чтобы найти длину отрезка на координатной прямой, надо из координаты его правого конца вычесть координату его левого конца. ВС = 5 – 1 = 4; АС = 5 – (- 2 ) = 7; AD = — 2 – (- 4) = 2 0 -4 — 2 5 1 D A B C

М о д у л ь и расстояние между двумя точками 8 -4 3 -9 -3 5 CD = — 4 – 5 = 5 – (- 4 ) = 9 AB = 3 – 8 = 8 – 3 = 5 MN = — 9 – (- 3 ) = — 3 – (- 9 ) = 6 M N C D A B Формула расстояния между двумя точками координатной прямой с координатами х и а : ρ ( x,a ) = |x — a|

Решите уравнения: | х-2 | = 3, | 3х+6| = 4, | х-3 | + | х-1 | = 5, | х+4| + | х-5| = 9, | 2х-3| + | 2х+3| = 6, | х+5| — | х-8 | = 13, | х+4| — | х-3 | = 1, | 3х-8| — | 3х-2| = 6. | х+7| = | х-5 |

П р о в е р ь с е б я Сколько решений может иметь уравнение | х-4 | = а, в зависимости от значений а ? Сколько решений может иметь уравнение | х+3 | +| х-1 | = а, в зависимости от значений а ? Сколько решений может иметь уравнение | х+3 | -| х-1 | = а, при положительных значениях а ?

Число решений уравнения вида: Ι х – a Ι + Ι х – в Ι = с Если сумма модулей с больше расстояния между двумя точками а и в , то уравнение имеет два решения. Если сумма модулей равна расстоянию между двумя точками, то уравнение имеет множество решений , которые принадлежат отрезку между точками [ a ; в ] . Если расстояние между двумя точками меньше суммы модулей , то решений нет.

Домашняя работа Исследовать уравнения и определить число корней в зависимости от значения а : | х – 4 | — | х +2 | = а, | х+1 | — | х — 6 | = а, | х – 3 | — | х — 8 | = а. С п а с и б о за в н и м а н и е.

П р о в е р ь с е б я Сколько решений может иметь уравнение | х-4 | = а, в зависимости от значений а ? Ответ: а) Если а=0 , то уравнение имеет одно решение; б) Если а >0 , то уравнение имеет 2 корня, в) Если а 4 , то уравнение имеет 2 корня, в) Если а 4 , то уравнение не имеет решений.

Решение уравнения |х — 2|=3 Решить уравнение : х – 2 = 3, значит найти на координатной прямой такие точки х , которые удовлетворяют условию ρ ( х;2 )= 3 ; другими словами удалены от точки с координатой 2 на расстояние 3. Ответ: -1 ; 5. -1 х 5 х 2 х 3 3

| х — 3 | = ρ ( x , 3) ; | х — 1 | = ρ ( x , 1) Нужно найти такую точку Х( х ), что : ρ ( x , 3 ) + ρ ( x , 1 ) = 5. ρ (3, 1) = 2, 2 ρ ( х ; 8) ρ ( х ; -5) — ρ ( х ; 8) = 13 это множество точек координатной прямой, расположенных правее числа 8. Ответ : х  [ 8; + ∞) ρ ( х ; -5) ρ ( х ; 8) //////////////////////////// -5 8 х 13

Решение уравнения | х+4 | — | х-3 | = 1 ρ ( x , -4 ) — ρ ( x , 3 ) = 1, где ρ ( x , -4 ) > ρ ( x , 3 ) ρ (-4, 3) = 7, 7 > 1 , следовательно, точка с координатой х находиться внутри отрезка [ -4; 3 ] и такая точа одна. -3 Ответ: 0 -4 3 х ρ ( х ; -4) 0 ρ ( х ; 3)

Решение уравнения |3х-8| — |3х-2| = 6 ρ (8; 2) = 6 , ρ (3х; 8) > ρ (3х; 2) ρ (3х; 8) — ρ (3х; 2) = 6 это множество точек координатной прямой, расположенных левее числа 6. ρ (3х; 8) 3х Мне нравится

Источник

Геометрический способ решения уравнений и неравенств с модулем, 9-й класс

Цель: рассмотреть геометрическое определение модуля. Уметь применять его для решения уравнений и неравенств с модулем, развивать умение исследовать уравнения с параметрами.

1. Организационная часть (Цель занятия)

2. Актуализация знаний

    Алгебраическое определение модуля

|a| =

  • Вычислите модули чисел: 3, -8, 10, 0.
  • Решите уравнения
    |x| = 4 |x| = -4 |x| = 0
  • Решите неравенства
    |x| > 5 |x|
  • Запишите к каждому чертежу соответствующее уравнение или неравенство

    3. Изучение нового материала

      Найдите расстояние между двумя точками координатной прямой

    Геометрическое истолкование выражения |x-a|- это расстояние между двумя точками координатной прямой.

    |x| = 1 |x| ≥ 3 |x| > 2 1 4, то уравнение имеет 2 корня
    в) Если а

    5. Домашнее задание

    1. Исследовать уравнение: |х+3| -|х-1|=а

    2. Решить № 13, № 16 (а,б)

    • Геометрический смысл модуля
    • Как применить геометрический смысл модуля для решения неравенств
    • Как применить геометрический смысл модуля для решения уравнений

    1. Мордкович А.Г. Алгебра ,9 класс, в двух частях,6 издание, Москва, Мнеиозина,2004

    2. «Метод координат», учебное пособие для учащихся, ОЛ ВЗМШ, Москва ,2002

    Хотите получать уведомления о возможности бесплатной публикации в журналах из списка ВАК и РИНЦ?

    Опубликовать статью в журнале из списка ВАК — бесплатно без регистрации

    Источник

    Урок «Геометрический способ решения уравнений и неравенств с модулем».

    Урок алгебры в 9 классе

    «Геометрический способ решения уравнений и неравенств с модулем».

    Цель : рассмотреть геометрическое определение модуля. Уметь применять его для решения уравнений и неравенств с модулем, развивать умение исследовать уравнения с параметрами.

    Ход урока:

    1. Организационная часть. (Цель занятия)

    2. Актуализация знаний.

    Алгебраическое определение модуля =

    Вычислите модули чисел: 3, -8, 10, 0.

    4

    Запишите к каждому чертежу соответствующее уравнение или неравенство

    //////////////////////////////////// x

    ///////////////////////////////////////////// x

    ///////////////////////////////// x

    Изучение нового материала.

    Найдите расстояние между двумя точками координатной прямой

    Б) Р(0,0001) и Q (132)

    Формула расстояния между двумя точками координатной прямой с координатами х и а

    ρ (х,а)=

    Геометрическое истолкование выражения— это расстояние между двумя точками координатной прямой.

    Отметить на координатной прямой точки, для которых

    |х-3| 10 ////////// //////////////////// x

    |х-3| 10

    ///////////////////////// x

    Решим неравенство |х-2|

    Выражение |х-5| можно истолковать, как расстояние между точками с координатами х и 5.

    Выражение |х+1| можно истолковать, как расстояние между точками с координатами х и -1.

    Тогда уравнение означает, что нужно найти такую точку Х(х), сумма расстояний от которой до точек с координатами 5 и -1 равна 8.

    Расстояние между точками с координатами 5 и -1 равно 68, следовательно, точка с координатой х находиться вне отрезка и таких точек две.

    x

    в) Что произойдет, если вместо 8 взять число 1, 6, 100,…?

    Сколько будет тогда корней уравнения?

    При равенстве суммы модулей 1 – нет решений, так как 16.

    При равенстве суммы модулей 6 – множество решений, так как все точки отрезка удовлетворяют условию уравнения.

    При равенстве суммы модулей 100, или любому числу больше 6, уравнение имеет два решения.

    Если сумма модулей больше расстояния между двумя точками, то уравнение имеет два решения.

    Если сумма модулей равна расстоянию между двумя точками, то уравнение имеет множество решений, которых принадлежат отрезку между точками.

    Если расстояние между двумя точками меньше суммы модулей то решений нет.

    Закрепление полученных знаний

    Решите неравенство: |х-5|

    Решите неравенство: |х+3|

    Ответ: , х

    x

    Изобразите на координатной плоскости решения неравенств:

    /////////////// ////////////////////////// x

    | х-1| +|х+2| 4, то уравнение имеет 2 корня

    Источник

    Читайте также:  Способы сбора обработки экономической информации
  • Оцените статью
    Разные способы