- Основные методы географических исследований – примеры и характеристика
- Метод наблюдения
- Картографический метод
- Статистический метод
- Исторический метод
- Сравнительный метод
- Метод районирования
- Метод дистанционных наблюдений
- Метод моделирования
- Метод географического прогноза
- Экономико-математический метод
- Геоинформационный метод
- Презентация по географии » Способы и формы получения географической информации» (СПО)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- План- конспект урока на тему » Методы, способы и формы получения географической информации» 10 класс
Основные методы географических исследований – примеры и характеристика
География, как и любая другая наука, имеет свои методы исследований и источники информации. Под эти термином стоит понимать те способы и приемы, с помощью которых географы получают новые знания. Ученые анализируют известную им информацию, чтобы понять закономерности, связанные с географическими процессами и явлениями. Какие же методы выделяют в географии?
Метод наблюдения
Известен также как метод полевых исследований. Даже в наше время географы не только обрабатывают информацию на компьютерах, но и иногда путешествуют. Часто только на месте можно определить, где проходят культурные и языковые границы между группами населения, ведь они нередко не совпадают с границами политическими. Ученые снимают на камеру окружающую местность, фотографируют ее, записывают разговоры с местными жителями. Работа «в поле» помогает по-новому взглянуть на природу многих явлений и увидеть то, что до этого не заметил ни один другой исследователь.
Картографический метод
Здесь можно выделить две важных составляющих. С одной стороны, ученые анализируют уже составленные карты, ведь такой вид представления информации наиболее удобен для человека. С другой стороны, они создают собственные карты, на которых в наглядной форме отражают собранные ими сведения. На картах могут отображать расположение физических объектов, торговые маршруты и водные течения, распределение средних температур, рельеф местности, плотность населения и уровень его доходов, разбиение территорий на регионы по физическим, политическим или экономическим признакам и многое другое.
Статистический метод
Статистика – важнейший инструмент практически любой науки, и география исключением не является. Ученые собирают самую разную информацию о географических объектах, на например, численность населения стран и их площадь, скорость морских течений или движения материков. Уже на основе статистики могут быть составлены разнообразные карты, отражающие ее. Также статистическая информация может быть представлена в виде графиков, диаграмм, гистограмм или в другой форме.
Наконец, статистика дает исследователям методы обработки информации. В частности, можно определить корреляцию между какой-либо парой параметров. Например, статистика говорит, что в странах с низкой долей курящего населения выше средняя продолжительность жизни.
Исторический метод
Важно изучать не только статическую картину сегодняшнего мира, но и динамику её изменения. Для этого анализируются исторические данные. Например, можно сравнить изменение численности населения стран во времени или колебания среднегодовых температур. Подобный анализ помогает находить причины географических явлений.
Сравнительный метод
Ещё один общенаучный метод. Для нахождения закономерностей географам приходится сравнивать разные процессы между собой. Они ищут сходства и различия между географическими процессами и явлениями, классифицируют их. Например, сравнение вулканов помогло разбить их на щитовидные и купольные вулканы, стратовулканы, шлаковые конусы и сложные вулканы.
Метод районирования
Часто в географической литературе можно встретить такой прием, как разбиение единой территории на районы. Иногда это деление носит естественный характер (по границам материков или стран), но часто оно бывает условным (разбиение Евразии на Европу и Азию). Нередко территорию страны делят на экономические районы, а весь земной шар – на географические пояса (экваториальный, субэкваториальный, тропический, арктический и т.д.).
Метод дистанционных наблюдений
Иногда ученому необязательно надо наблюдать за природой своими глазами. Много информации добывается за счет съемок с беспилотников, спутников и пилотируемых самолетов. Так, именно с помощью наблюдения из космоса было определено, что в одной из точек Антарктиды 10 августа 2010 года температура опустилась до -93,2 °С – минимального значения за всю историю. Также к дистанционному наблюдению можно отнести сбор информации с автоматически работающих установок, расположенных на поверхности Мирового океана.
Метод моделирования
Построение моделей может считаться общенаучным методом исследований. В качества примера простейшей модели Земли можно привести глобус. Однако существуют и значительно более сложные имитационные модели. В 1972 году была создана имитационная модель «World 3», которая включала в себе около 150 уравнений и описывала взаимосвязь численности населения планеты, запасов природных невозобновимых и возобновимых ресурсов, уровня индустриализации человечества и другие величины. Данная модель показала, что экстенсивный рост экономики и населения может привести к исчерпанию ресурсов и голоду. Современные модели могут включать десятки тысяч переменных.
Метод географического прогноза
Тесно связан с методом моделирования. На основе разработанных теорий географических процессов и построенных моделей ученые могут предсказывать развитие событий. Простейший пример – это прогноз погоды на неделю. Но географы также предсказывают будущее на десятилетия и даже столетия вперед. Так, считается, что к 2050 году лед в Северном ледовитом океане в летние месяцы будет полностью таять.
Экономико-математический метод
Иногда из статистического метода выделяют экономико-математический, который связан с расчетом таких социоэкономических показателей, как валовый внутренний продукт, смертность и рождаемость, плотность населения, уровень миграции и эмиграции.
Геоинформационный метод
Этот метод также выделяют не всегда. К нему относят работы, связанные с сбором огромных массивов статистических сведений с помощью космических спутников и метеорологических станций.
Источник
Презентация по географии » Способы и формы получения географической информации» (СПО)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Способы и формы получения географической информации
Географическая информация – это данные о различных географических объектах и явлениях, в которых обычно указывается их положение на нашей планете.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 614 человек из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 201 человек из 61 региона
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1545483
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
План- конспект урока на тему » Методы, способы и формы получения географической информации» 10 класс
Тема урока «Методы, способы и формы получения географической информации»
Цель: Формирование представление об источниках географической информации.
— сформировать представление обучающихся о различных источниках географической информации, которые призваны помогать в освоении и изучении географии .
— продолжить навыки конспектирования лекции;
— развивать умение вести работу с различными источниками географической информации;
— формировать умение выделять главное в содержании материала, работать с учебником.
— создание условий для развития коммуникативных способностей в процессе диалога .
— определять цели и тему урока;
— ставить учебную задачу под руководством учителя;
— планировать свою деятельность под руководством учителя;
— выслушивать и объективно оценивать другого,
— вырабатывать общее решение;
— оценивать работу одноклассников;
— знакомство с новыми методами изучения географии;
— уметь анализировать, обобщать географическую информацию
— умение объяснять специфику методов изучения географии, географических исследований;
— умение определять рациональность использования источников географических знаний в конкретной ситуации.
Оборудование: Политическая карта мира, физическая карта мира, атлас, учебник.
Тип урока : Изучение новой темы.
Форма урока : Урок – лекция
Опрос домашнего задания. Повторение изученного .
Экономическая и социальная география как наука , ее место в системе географических наук.
Главное направление современного этапа экономической и социальной географии мира.
Выступления с сообщениями о большом вкладе в развитие экономической и социальной географии мира Н.Н.Баранского и И.А.Витвера.
Изучение новой темы.
Вопрос? Давайте вспомним, как древние люди изучали Землю?
Как современный человек изучает Землю?
Вопрос: Что такое «метод»? (Это- способ достижения какой – либо цели, решения конкретных задач, совокупность приемов познания деятельности .
Методы географических исследований – способы получения географической информации. В географии применяются как универсальные, так и специальные методы исследований.
Вопрос: Как вы думаете, могут ли методы географических исследований быть применимы в других науках?
Как и другие науки, география обладает специальными методами исследования. Некоторые из них известны с глубокой древности, некоторые появились совсем недавно.
Вопрос: Как вы думаете, какой это был метод? Как он называется ?
Описательный метод. Описание стало первым методом. Пользуясь этим методом, исследователь обычно отвечает на три вопроса: Где расположено? На что похоже? Какие имеет особенности? На эти вопросы отвечали и путешественники, делая заметки в своих дневниках. В настоящее время описательный метод широко используют при изучении отдельных территорий и стран.
Картографический – метод применения карт для научного и практического познания изображенных на них явлений. Позволяет изучить пространственное размещение объектов. Определение с помощью различных карт местонахождения, высоты и размеров форм земной поверхности, описание различных явлений. Развитие территориальных комплексов путем составления и использование географических карт.
Статистический – способ изучения статистических показателей. Включает сбор, обработку и анализ количественной информации. Этот метод применяется для расчета индексов специализации. Обработка различных цифровых данных, их сопоставление и анализ.
Исторический — позволяет проследить ход формирования и становления изучаемых объектов и явлений с момента их образования до настоящего времени.
Сравнительно – географический – предполагает сравнение различных территориальных систем по различным признакам.
Балансовый — используется при разработке региональных программ. Составление отраслевых, региональных и общероссийских балансов ресурсов и производств. Используя балансовый метод, можно определить потребности регионов в ресурсах и товарах, в рабочей силе, оценить степень удовлетворения спроса региона на продукцию собственного производства, объемы ввоза и вывоза необходимой продукции.
Математический — метод исследования позволяет перейти к математическому моделированию физико- и экономико – географических явлений и прогнозов.
Метод визуальных наблюдений – это различные виды наблюдений, позволяющие получить первичные сведения об объектах и явлениях.
Географический прогноз – предвидение будущего состояния геосистем и др.
Геоинформатика – привело к созданию геоинформационных систем (ГИС), созданы электронные карты, атласы, справочник, энциклопедия, специальные компьютерные программы, телевидение и радио.
метод полевых исследований, рассказы очевидцев , дистационных наблюдений.
Космический – наблюдение из космоса, космические снимки.
IY . Итоги урока . Оценивание. Обобщение новых знаний.
Как называются основные источники географической информации?
Что такое метод географический информации?
Какие существуют методы географических исследований?
Какими тебе приходилось использовать?
Y . Рефлексия: формулировка окончания фраз:
1. Я узнал сегодня-
4. Было интересно-
5. Теперь я могу-
YI . Домашнее задание: Записи лекции, найти в других источниках информации, дополнительно еще методы географической информации.
Источник