Географические координаты способы их определения 6 класс

Содержание
  1. Градусная сеть. Координаты
  2. Градусная сеть. Географические координаты
  3. Градусная сеть Земли – система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчета географических координат точек земной поверхности – долгот и широт – или нанесения на карту объектов по их координатам.
  4. Основные элементы градусной сетки карты — по­люсы, экватор, меридианы и параллели.
  5. Географические полюсы– математически высчитанные точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью.
  6. Экватор – воображаемая линия на земной поверхности, полученная при мысленном рассечении эллипсоида на две равные части (Северное и Южное полушарие).
  7. Линии их пересечения с поверхностью эллипсоида называются параллелями .
  8. При пересечении земного шара воображаемыми плоскостями, проходящими через ось Земли перпендикулярно плоскости экватора, образуются большие окружности – меридианы .
  9. Географические координаты.
  10. Географические координаты — это географическая широта и долгота.
  11. Географическая широта – расстояние вдоль меридиана в градусах от экватора до какой-либо точки на поверхности Земли.
  12. Географическая долгота – расстояние вдоль параллели в градусах от начального меридиана до какой-либо точки земной поверхности.
  13. Глобус
  14. Практическая работа 6 класс «Определение географических координат»
  15. Содержимое разработки
  16. Урок на тему «Географические координаты «6 класс

Градусная сеть. Координаты

Градусная сеть.
Географические координаты

Градусная сеть Земли – система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчета географических координат точек земной поверхности – долгот и широт – или нанесения на карту объектов по их координатам.

Для создания градусной сети необходимы определенные точки отсчета. Шарообразная форма Земли определяет существование на земной поверхности двух неподвижных точек – полюсов. Через полюсы проходит воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля.

Основные элементы градусной сетки карты — по­люсы, экватор, меридианы и параллели.

Географические полюсы – математически высчитанные точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью.

Экватор – воображаемая линия на земной поверхности, полученная при мысленном рассечении эллипсоида на две равные части (Северное и Южное полушарие).

Все точки экватора равноудалены от полюсов. Плоскость экватора перпендикулярна оси вращения Земли и проходит через ее центр. Полушария мысленно разделены еще множеством плоскостей, параллельных плоскости экватора.

Линии их пересечения с поверхностью эллипсоида называются параллелями .

Все они, как и плоскость экватора, перпендикулярны оси вращения планеты. Параллелей на карте и глобусе можно провести сколько угодно, но обычно на учебных картах их проводят с интервалом 10—20°. Параллели всегда ориентированы с запада на восток. Длина окружности параллелей уменьшается от экватора к полюсам. На экваторе она самая большая, а на полюсах равна нулю.

При пересечении земного шара воображаемыми плоскостями, проходящими через ось Земли перпендикулярно плоскости экватора, образуются большие окружности – меридианы .

Меридианы также можно провести через любые точки эллипсоида. Все они пересекаются в точках полюсов. Меридианы ориентированы с севера на юг. Средняя длина дуги 1° меридиана: 40 008,5 км : 360° = 111 км. Длина всех меридианов одинакова. Направление местного меридиана в любой точке можно определить в полдень по тени от любого предмета. В Северном полушарии конец тени всегда показывает направление на север, в Южном – на юг.

Градусная сеть необходима для отсчета географических координат точек земной поверхности – широты и долготы.

Географические координаты.

Географические координаты — это географическая широта и долгота.

Географическая широта – расстояние вдоль меридиана в градусах от экватора до какой-либо точки на поверхности Земли.

Началом отсчета является экватор. Широта всех точек на нем равна 0. На полюсах широта составляет 90°. К северу от экватора отсчитывают северную широту, к югу – южную.

Читайте также:  Самые приятные способы похудеть

Географическая долгота – расстояние вдоль параллели в градусах от начального меридиана до какой-либо точки земной поверхности.

Все меридианы равны по длине, поэтому для отсчета необходимо было выбрать один из них. Им стал Гринвичский меридиан, проходящий недалеко от Лондона (там, где расположена Гринвичская обсерватория). Долгота отсчитывается от 0° до 180°. К востоку от нулевого меридиана до 180° отсчитывается восточная долгота, к западу – западная. Таким образом, используя градусную сеть, можно точно определить географические координаты – величины, определяющие положение точки на земной поверхности относительно экватора и нулевого меридиана.

Например, географические координаты мыса Челюскин (крайней северной точки Евразии) – 78° с. ш. и 104° в. д.

Глобус

Глобус (от лат. globus, «шар») — это обобщенная модель Земли [или другой планеты, а также модель небесной сферы (небесный глобус)], приведённая из её реальной формы к упрощенной и уменьшенной форме сферы. Обычно на глобусах в уменьшенном виде изображают поверхность Земли: очертания суши и водных объектов, рельеф материков и дна Мирового океана, реки, а также границы государств, города.

Глобус наиболее точно отражает облик Земли. Глобус обладает целым рядом геометрических свойств:

  • равномасштабность изображения — любой отрезок линии на поверхности земного шара изображается на глобусе с одинаковым уменьшением, т. е. его масштаб всюду постоянен;
  • равноугольность — горизонтальные углы, измеренные на земной поверхности, равны соответствующим углам на глобусе, а изображение любого географического объекта на глобусе подобно его действительным очертаниям на местности;
  • равновеликость — глобус сохраняет правильное соотношение площадей.

На глобусе правильно переданы очертания, размеры, взаимное расположение материков и океанов. Есть и другие отличия глобуса от географической карты.

Конспект по географии 6 класс «Градусная сеть. Координаты»

Источник

Практическая работа 6 класс «Определение географических координат»

Содержимое разработки

По теме: « Географические координаты».

Вариант № 1 Задание № 1. Определить объекты по координатам и найти зашифрованное слово.

Зашифрованное слово составляется из первых букв найденных объектов.

Задание № 2. Определи координаты географических объектов.

По теме: « Географические координаты».

Вариант № 2 Задание № 1. Определить объекты по координатам и найти зашифрованное слово.

Зашифрованное слово составляется из первых букв найденных объектов.

Задание № 2. Определи координаты географических объектов.

Остров Шри Ланка

Остров Новая Гвинея

Практическая работа. Ответы.

По теме: « Географические координаты».

Вариант № 1 Ответы

Зашифрованное слово составляется из первых букв найденных объектов — Глобус

Задание № 2. Определи координаты географических объектов.

По теме: « Географические координаты».

Остров Огненная Земля

Город Сан — Франциско

Зашифрованное слово составляется из первых букв найденных объектов — Компас

Задание № 2. Определи координаты географических объектов.

Источник

Урок на тему «Географические координаты «6 класс

План-конспект урока 6 класс на тему: «Градусная сеть. Географические координаты»

Цель урока: формирование представлений о географических координатах — широте и долготе.
Задачи урока:
— дать определение понятий «географические координаты», «широта», «долгота», показать их значение для некоторых отраслей хозяйства стран (транспорт, военный комплекс).
— активизация познавательной деятельности учащихся, развитие умения найти ответ на проблемный вопрос, логического мышления;
— научить определять географическую широту и долготу, географические координаты; научить находить по координатам точки на карте; продолжить формировать умение работать с картами.
Тип урока: закрепление знаний.

Читайте также:  Способы стяжки деревянного пола

Форма урока: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: атласы, физическая карта полушарий, физическая карта России.

1. Организационный момент

2. Повторение. Актуализация знаний.

— Что такое полюс? Экватор? Параллель? Меридиан?

— Из чего состоит градусная сеть?

— Перечислите существенные признаки меридианов и параллелей.

— Сколько градусов в каждой параллели? В меридиане?

— На какие полушария делит Землю экватор?

3. Изучение нового материала

Кто впервые ввел понятие «параллели» и «меридианы»? (Эратосфен)

Что называют градусной сеткой земли? (сетка на глобусе или карте, образованная параллелями и меридианами)

Что называют параллелями? (Условные линии, проходящие параллельно экватору)

Одинаковы параллели по длине? (Нет, их длина уменьшается от экватора к полюсам)

Назовите самую длинную параллель (экватор)

На какие полушария разделяет экватор земной шар? (Северное, южное)

Что называют меридианами? (Условные линии, соединяющие северный и южный полюса)

Все меридианы одинаковые по длине? (Да)

Вспомните, какой меридиан мы называем нулевым? (Гринвичский)

Где проходит нулевой меридиан? 180 меридиан? (дети показывают на карте)

На какие полушария делит нулевой меридиан земной шар? (западное и восточное)

По градусной сети можно определить направление и расстояние, но мы не знаем, где находится объект, до которого нам нужно добраться.

— Конечно, вы затрудняетесь ответить на эти вопросы, так как не изучили еще одно понятие — географические координаты.

Что же такое координаты и как их определить, как найти по координатам корабль на карте? Что именно передает радист в эфир?

Решить эту проблему и ответить на вопросы мы с вами сможем в конце урока, когда изучим тему сегодняшнего урока. Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Сначала мы научимся определять одну из двух географических координат — широту. Что такое широта? Запишите определение в тетрадь.

Широта — это длина дуги меридиана в градусах от экватора до параллели, проходящей через эту точку .

— Как мы будем отличать одну параллель от другой?

Ученики выдвигают версии. Учитель предлагает обратиться к объясняющему рисунку

Широта определяется по параллелям. Поскольку главная параллель — экватор делит Землю на Северное и Южное полушария, то все точки, расположенные в Северном полушарии, имеют северную широту (обозначается с. ш.), а все точки Южного полушария — южную широту (обозначается ю. ш.).

Точки, расположенные на экваторе, имеют широту 0 .

Самое большое значение широты — 90 (полюсы).

Параллели пронумерованы на карте полушарий по краю полушария.

Работа с учебником.

— Как определить географическую широту по карте? Для ответа на этот вопрос прочитайте текст на с. 31 учебника.

— Определите широту городов Лондон, Санкт-Петербург, Москва, Владивосток, мыса Челюскин.

(Учащиеся должны не только правильно указать величину широты, но и расположение в полушарии, применяя правила записи широты, например: г. Санкт-Петербург — 60 с. ш.)

— Определите широту мыса Игольного, поселка Мирный в Антарктиде.

— Чему равна широта Северного и Южного полюсов?

— Назовите точку, расположенную ближе всех к экватору.

После выполнения задания учитель рисует на доске, а ученики в тетрадях следующий рисунок.

— Посмотрите на рисунок. Что вы можете сказать о широте точек N и Р? (они находятся на широте 30 с. ш.).

Читайте также:  Самый эффективный способ учить английский

— А в одной ли точке находятся эти объекты? (Нет.)

— Можем ли мы, зная только широту, определить местоположение объектов, находящихся в этих точках? ( Нет.)

— Допустим, в точке Р находится наш корабль. Можно ли спасти моряков, терпящих бедствие, зная одну координату ? (Нет.)

Для спасения судна нам необходимо знать еще одну координату — долготу. Долготу нам поможет найти меридиан. Меридианы пронумерованы на карте полушарий по линии экватора, на карте России — около полюса.

— Для чего нам нужны меридианы? ( Ученики могут предположить, что для определения второй координаты.)

Так же как вы находите место шахматной фигуры на пересечении линий, отмеченных на игровом поле буквами и цифрами (Е — 2, Е — 4), или место корабля при игре в «Морской бой», мы будем находить точки на карте на пересечении параллелей и меридианов. Дети капитана Гранта из одноименного романа Жюля Верна обогнули весь земной шар, чтобы найти место крушения корабля, так как им была известна только одна широта — 37 ю. ш.

Итак, что же такое долгота? Попробуйте сами сформулировать определение долготы.

Долгота -это длина дуги параллели в градусах от ( чего?). Учащиеся затрудняются с определением линии отсчета долготы. Прочитайте в учебнике на с. 32 определение долготы. Запишите определение в тетрадь.

Долгота — это длина дуги параллели в градусах от начального меридиана до меридиана , проходящего через данную точку.

Начало отсчета долготы — нулевой меридиан. Найдите на карте нулевой меридиан. Какие материки он пересекает? Нулевой, или начальный меридиан проходит через здание обсерватории в пригороде Лондона Гринвиче, поэтому его часто называют Гринвичским. Нулевой меридиан делит Землю на два полушария — Западное и Восточное. К западу от нулевого меридиана до 180 все точки имеют западную долготу (з. д.), к востоку до 180 — восточную долготу (в. д.). Самое большое значение долготы — 180 .

Работа с учебником.

Обратимся к рисунку 20 на с 32. Выполним задания.

— Определите долготу г. Санкт-Петербурга, Владивостока, мыса Игольный, мыса Челюскин.

— Определите координаты этих точек, пользуясь данными, полученными в результате выполнения этого и предыдущего задания.

Работа с картой полушарий

— Определите долготу городов Токио, Мехико, Сиднея, Вашингтона. Какой город расположен западнее — Вашингтон или Мехико?

Вернемся к нашему рисунку. Проведем меридиан через точку Р.

— Можем ли мы теперь, определив координаты точки пересечения меридиана и параллели, определить точное местоположение точки Р? ( Да.)

4. Закрепление нового материала

Работа с картой полушарий атласа. Выполнение заданий .

1. Определите географические координаты точек:

а) вулкан Котопахи (Южная Америка);

б) озеро Эйр (Австралия);

в) город Каир (Африка).

2. Какие географические объекты имеют такие координаты?

а) 51 ю. ш., 70 в. д. (остров Кергелен);

б) 19 с. ш., 98 з. д. ( вулкан Орисаба);

в) 36 с. ш., 6 з. д. ( Гибралтарский пролив).

Для стимулирования работы учеников можно объявить соревнование. Первые пять учащихся, правильно определивших координаты и местонахождение точек, получают оценку «5».

5. Подведение итогов урока, выставление оценок за работу на уроке.

6. Домашнее задание Параграфы 12-13, задания 3, 4 на с. 34 учебника.

Источник

Оцените статью
Разные способы