Генетический метод это способ изучения психических явлений

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (исследования психического развития)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Полезное

Смотреть что такое «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (исследования психического развития)» в других словарях:

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — см. Педагогическая психология, Экспериментально генетический метод исследования психического развития. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

СТРАТЕГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — (англ. research designs in development psychology) общий принципиальный путь организации исследования. Различаются след. основные стратегии. Трансверсальная стратегия, или стратегия поперечных срезов (см. Срезов стратегия), при которой изменения… … Большая психологическая энциклопедия

Выготский Лев Семенович — (1896–1934) российский психолог. Разработал, ориентируясь на методологию марксизма, учение о развитии психических функций в процессе опосредствованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Культурные знаки (прежде всего знаки языка)… … Большая психологическая энциклопедия

педагогическая психология — (от греч. pais (paidos) дитя и ago веду, воспитываю) отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. П. п. исследует психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно… … Большая психологическая энциклопедия

Психологическая мысль — Возникновение научных психологических представлений в России относится к XVIII в., когда они приобретают теоретические основания, постепенно освобождаясь от сковывающей религиозной оболочки. Однако зачатки психологических знаний появляются… … Русская Философия. Энциклопедия

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ — Возникновение научных психологических представлений в России относится к XVIII в., когда они приобретают теоретические основания, постепенно освобождаясь от сковывающей религиозной оболочки. Однако зачатки психологических знаний появляются… … Русская философия: словарь

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Психология — (от Психо. и . Логия) наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Предмет, основные проблемы и методы. В своей… … Большая советская энциклопедия

Биология — (от Био. и . Логия совокупность наук о живой природе. Предмет изучения Б. все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, их распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой… … Большая советская энциклопедия

НЕВРОННАЯ ТЕОРИЯ — НЕВРОННАЯ ТЕОРИЯ. Неврономпринято называть нервную клетку со всеми ее отростками дендритами и невритом (см. Нервные клетки), включая сюда и окончания этих отростков (двигательные и чувствительные нервные окончания). Под невронной теорией… … Большая медицинская энциклопедия

Источник

Генетический метод

* * *
– способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития. Исторически Г. м. возник в результате утверждения в науке (начиная с XVIII в.) идеи развития: дифференциальное исчисление – в математике, теория Лайеля – в геологии, гипотеза Канта-Лапласа – в космогонии, эволюционная теория – в биологии и т. д. Г. м. вошел в современную математику и логику как способ обоснования аксиоматического метода. Г. м. требует установления (1) начальных условий развития, (2) главных его этапов, (3) основных тенденций, линий развития. Основная цель такого исследования – выявление связи изучаемых явлений во времени, изучение переходов от низших форм к высшим. Г. м. не способен раскрыть всю сложность процесса развития. Поэтому, если Г. м. используется как единственный метод, если он не дополняется др. методами, он приводит к ошибкам и искажению действительности, к упрощению процесса развития, к вульгарному эволюционизму. В современной науке Г. м. используется в сочетании с методами структурно-функционального анализа, системного анализа, сравнительно-историческим методом и др. Применение Г. м. к анализу конфликтов является главным условием построения объяснительной модели конфликта. Г. м. – теоретическая и методическая основа системно-генетического анализа конфликтов.

Читайте также:  Бухгалтерские счета это способ экономической группировки

способ изучения психических явлений, состоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низших форм к высшим.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Полезное

Смотреть что такое «Генетический метод» в других словарях:

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — см. МЕТОД ГЕНЕТИЧЕСКИЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — см. Педагогическая психология, Экспериментально генетический метод исследования психического развития. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — метод науч. познания, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений. Г. м. предполагает анализ некоторого исходного состояния объекта и выведение из него последующих состояний. Попытки осмысления… … Философская энциклопедия

Генетический метод — (от гр. genesis происхождение, развитие) способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития. Генетический метод требует установления начальных условий развития, главных его этапов, основных тенденций, линий… … Исследовательская деятельность. Словарь

Генетический метод — научный метод познания явлений, объектов, людей, личностных признаков в их развитии, последовательном изменении от возникновения (зарождения) до существующего состояния. Это метод построения новых теорий на основе некоторой системы исходных… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — ГЕНЕТИЧЕСКИЙ (от греч. genētikos – относящийся к рождению, происхождению) МЕТОД. Метод обучения, предложенный в середине XIX в. немецким лингвистом К. Магером. Он предлагал строить методику преподавания на базе сопоставления систем родного и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — – метод, исследующий взаимодействие и становление развивающихся педагогических явлений. Он предполагает, во первых, анализ некоторого исходного состояния явления, во вторых, выведение из него последующих состояний [91, c. 107] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — способ задания содержания и сущности исследуемого предмета не путем конвенции, идеализации или логического вывода, а с помощью изучения его происхождения (опираясь на изучение причин, приведших к его возникновению, механизм становления). Широко… … Философия науки: Словарь основных терминов

Генетический метод — (от греч. genesis – генезис, происхождение) – способ научного познания, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений … Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

Генетический метод защиты растений — группа мероприятий по защите растений, основанных или на стериализации самцов и вытеснении ими фертильных особей, или на направленном изменении биологических свойств организмов, делающих эти существа хозяйственно безвредными. См. также: Защита… … Финансовый словарь

Источник

Экспериментально-генетический метод

Вы будете перенаправлены на Автор24

Читайте также:  Способы окраски волос омбре

Психология наряду со структурно-аналитическим методом широко использует экспериментально-генетический метод исследования психического развития. Особенно большое значение он имеет для детской генетической психологии.

Экспериментатор с его помощью может исследовать происхождение и развитие у ребенка каких-либо психических процессов. В ходе исследования можно выяснить, какие этапы в него включены, какие определяющие факторы. Отслеживая и сравнивая выполнение одних и тех же задач на последовательных ступенях развития ребенка, можно ответить на эти вопросы. Данный подход в психологии называется генетическим или методом поперечных срезов.

Модификацией экспериментально-генетического метода является лонгитюдное исследование. Суть этого исследования сводится к длительному и систематическому изучению одних и тех же испытуемых, а это дает возможность определить возрастную и индивидуальную изменчивость фаз жизненного цикла человека.

Экспериментально-генетический метод был разработан и впервые применен Л.С. Выготским при исследовании формирования высших опосредованных форм внимания и памяти. Метод связан с теорией развития высших психических функций.

Смысл генетического метода состоит в разработке искусственных экспериментальных условий, которые способствуют созданию самого процесса возникновения высших форм психических функций. Два основных положения лежат в основе такого экспериментального изучения генезиса психических явлений:

  1. Первое положение связано со спецификой человеческих психических процессов. Это опосредованные процессы, использующие самые разнообразные психологические орудия-средства-знаки;
  2. Второе положение – психический процесс возникает и функционирует в 2-х планах – социальном и психологическом или как категория интерпсихическая, а потом как интрапсихическая.

Экспериментально-генетический метод с большим успехом применялся в исследованиях А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. Большой вклад в его развитие внес П.Я. Гальперин, который разработал методику и теорию поэтапного формирования умственных действий. Позже он разработал методику целенаправленного формирования психических процессов с заранее заданными свойствами.

Черты и особенности экспериментально-генетического метода

Основной отличительной чертой этого метода является его соответствие предмету теории. Говоря другими словами, метод направлен на выявление закономерностей процесса происхождения и развития высших психических функций, т.е. социокультурного генезиса.

В связи с этим он может применяться для исследования любой высшей психической функции, но логика конкретного экспериментального исследования всегда будет сопровождаться внесением в его организацию и формы проведения неизбежных коррективов. Безусловно, все коррективы оказывают влияние на подбор экспериментальных средств, соответствующего стимульного материала и др. В качестве примера можно привести исследование закономерностей развития памяти и закономерностей развития мышления у детей разного возраста, которые во многом будут отличаться друг от друга.

Но тем не менее основные принципы экспериментально-генетического метода всегда сохраняются, а это значит, что в любом конкретном исследовании, всегда присутствуют общие принципы и специфические особенности.

Лонгитюдное исследование

Мы уже говорили, что лонгитюдное исследование является модификацией экспериментально-генетического метода. Рассмотрим его подробнее. В этом исследовании одна выборка обследуется дважды за определенный период времени. Нет четких правил по поводу того, когда исследование с повторным обследованием будет лонгитюдным. При использовании этого термина учитывают два приблизительных критерия:

  • Первый критерий, когда речь идет об изучении естественных изменений, не вызванных экспериментальным путем;
  • Второй критерий связан с употреблением данного термина в отношении регулярного обследования на довольно длительном временном интервале. Это значит, что обследование одних испытуемых, например, в течение одной недели несколько раз, не должно претендовать на название лонгитюдного. При этом надо заметить, что «довольно длительный временной интервал» зависит от уровня развития испытуемых. Рассматривать его как лонгитюдный можно было бы, если на момент первого обследования испытуемым было всего несколько дней от роду.
Читайте также:  Лучший способ замены масла акпп

Так как на лонгитюдные исследования тратится больше времени, денег и усилий, они относительно редки. Широкие временные рамки этого исследования являются досадным практическим неудобством, не угрожающим валидности. Примером такого неудобства могут быть устаревшие используемые методики и оборудование.

Поскольку суть лонгитюдного плана сводится к сравнению полученных ранее результатов, с результатами более поздними, то исследователь должен использовать способы измерения, выбранные в самом начале. Ситуация складывается таким образом, что в ходе длительного исследования тест теряет свою теоретическую актуальность. Поэтому, естественно, то, что было интересно в 1990 году, может быть невостребованным в 2015 году.

Проблемы выборки исследования

Целый ряд проблем связан с характером выборки, потому что долгосрочные исследования требуют от испытуемых затрат времени и усилий. Вполне очевидно, что отбор в какой-то степени должен основываться на таком факторе, как вера испытуемых в ценность исследования. При такой ситуации выборка может оказаться не репрезентативной в отношении популяции, на которую можно перенести свои выводы. Кроме этого, испытуемые из лонгитюдной выборки в основном ровесники, относящиеся к одному поколению или когорте, а это значит, что любые результаты для данного поколения, будут в какой-то степени, специфичны.

Например, интересует вопрос, как изменяются люди в течение первых 30-ти лет жизни, при условии, что они родились в 1940 году. В этом случае с определенной долей уверенности можно сказать, как они изменялись в 1950-х, 1960-х, 1970-х годах. Результаты были бы иными, если испытуемые появились на свет раньше или позже.

Несмотря на то, что многие параметры лонгитюдной выборки, не соответствуют критерию репрезентативности, они все-таки дают возможность избегать при отборе систематических ошибок. Систематической ошибки быть не может, если каждый испытуемый сравнивается сам с собой. Но, на практике есть вероятность избирательного отсева, т.е. испытуемые, выбывшие из исследования, закономерно отличаются от тех, кто остался.

При лонгитюдном изучении интеллекта, например, у выбывших испытуемых он более низкий при первом же тестировании. Выпадение в результате низкого уровня компетентности оказывают влияние на результаты более молодых испытуемых. Следствием является «позитивное искажение» в пользу старших возрастных групп. Можно ограничить сравнение результатами, оставшихся в группе людей, которые влияют на итоговые показатели всех возрастных категорий. В этом случае выборка изначально не репрезентативная будет еще более таковой.

Можно сказать еще об одном признаке, отличающем участников лонгитюдного исследования от популяции, на которую исследователь хочет перенести свои выводы. В отличие от популяции участники лонгитюдного исследования регулярно проходят психологическое тестирование – в результате потенциальное значение имеют две причины искажения валидности:

  1. Первая причина связана с тестированием. На его результаты окажут влияние подобные тесты, или выполненные ранее;
  2. Вторая причина имеет более общий характер и связана с проблемой реактивности. На поведение человека может повлиять факт осознания того, что его изучают, поэтому ответы этих испытуемых не всегда отражают типичный процесс развития.

Это вовсе не значит, что данные проблемы характерны для всех лонгитюдных исследований. Наиболее выражены они в тех, которые связаны с частым и явным тестированием испытуемых зрелого возраста. Возможности лонгитюдного исследования достаточно широки и не ограничиваются возможностью отслеживать развитие одной черты или одной формы поведения. Данное исследование позволяет изучить любые закономерности возрастных изменений при условии измерения необходимых параметров.

Источник

Оцените статью
Разные способы