Гелен видел единственный способ преобразования агрессии
Каждый «частный порядок» презентирует и стилизирует различные диспозиционные системы, конституированные через деятельность людей (уже природой человек спроектирован и приспособлен для культурных форм существования). Отсюда невозможность, по Гелену, «моноэтики», и тезис об «этическом плюрализме» несостоятелен. Гелен выделяет четыре самостоятельных этоса, представленных в современных типах общества: 1) стремление к взаимности (базирующееся не на принуждении, а на речевых коммуникациях, поддерживающих эквивалентность обмена и систему взаимных вознаграждений и накладывающих ограничения на нежелательное поведение; это – отношения взаимного признания); 2) психологические добродетели (стремление к благополучию, потребность в защите и заботе, чувство долга, сострадание, «утверждающее чувство жизни»); 3) родовая мораль, поддерживающая «групповое чувство», «гуманитарность» («гуманитаризм»; нормативная ориентация на жизнь человека как вида); 4) институциональный этос, поддерживающий иерархии и сокращающий возможности индивидуального выбора действий. За счёт институционального этоса происходит нейтрализация агрессивных импульсов индивидов и групп, достигается приемлемый для общества компромисс (в том числе и за счёт поддержки первого и второго этосов). Агрессия, по Гелену, – это всегда «прорыв» в критических ситуациях в культурно упорядоченную социальную жизнь «инстинктивности» (здесь Гелен во многом следует за Конрадом Лоренцем). С неоконсервативных позиций он сопоставляет третий и четвёртый этосы, конкурирующие между собой. По Гелену, наиболее эффективно социальные институты действовали в архаическом обществе, выполняя все свои функции компенсации недостаточности природы человека, однако в Новое время на первый план выходит человеческая субъективность. Человек живёт в состоянии хронической рефлексии, находится в ситуации выбора. Он всё время пытается сформировать свою идентичность, в то время как раньше эта идентичность была изначально задана. Этике посвящена работа Гелена «Мораль и гипермораль», где он критикует этику «гуманитаризма», этику принятия других культур (мультикультурализм). Такая этика для Гелена означает потерю европейцами собственной идентичности. Интеллектуалы, проповедующие такого рода этику, «требуют неограниченной свободы для себя и равенства для всех остальных». Основная критика Гелена касается «нивелирующего равенства», имплицитно присутствующего в «родовой морали» и ведущего к «массовому эвдемонизму» (хотя он видит и опасность поглощения индивида институтами). С точки зрения Гелена, современная ситуация всё же больше характеризуется «распадом» и «кризисом» институтов, который ведёт к гипертрофированию индивидуального, дополняемым властью «гуманитаризма». Тем самым происходит «размывание» ценности «ответственности» в обществе, место которой занимают бесконечные «дискурсы оправдания» (ответственность же, по Гелену, – это необходимость следовать нормам института, что неизбежно и необходимо в социокультурной жизни, т.к. обязательства, налагаемые институтом, антропологически фундированы.) Сужение поля действия ответственности пропорционально расширяет поле действия страха и неуверенности. Всё это – следствие роста «произвольной свободы субъективности» (за счёт «свободы в институциональных пределах»), фиксирующей глобальный кризис индустриального общества. Одна из поздних работ Гелена «Картины времени» посвящена современному искусству, которое для него – пример субъективации человека. Художники создают язык, непонятный неискушённому зрителю, а искусство становится предельно рациональным и рефлексивным. Оно принципиально фрагментарно, находится в процессе становления и не укоренено в традиции.
Источник
термины. ФИЛКА. Монизмом Антропология это Учение о происхождении и развитии человеческого вида
Название | Монизмом Антропология это Учение о происхождении и развитии человеческого вида |
Анкор | термины |
Дата | 04.06.2021 |
Размер | 1.72 Mb. |
Формат файла | |
Имя файла | ФИЛКА.docx |
Тип | Закон #213918 |
страница | 44 из 48 |
Подборка по базе: Эссе — Развитие хирургии внутренних болезней Асептика и антисепт, Педагогическая антропология.docx, Ламарк. Первое эволюционное учение.doc, Тема 3. Задание 1. Учение о бытие (1).docx, Тема №3_ Учение В.docx, Медицинская антропология_Реферат.doc, Адам – философиялық антропологияның негізгі мәселесі.docx, Личность и учение Конфуция.docx, Жизнь и философское учение Сократа [Восстановленный].pptx, К.р. Кантовское учение о морали.docx U3 Синергетика Синергетикой Процессы спонтанного упорядочивания, образования и эволюции структур в открытых системах Соучастная связь между открытыми системами в перестройке более сложной системы, элементами которой они выступают (например: солидарность и совместные усилия социальных сообществ и отдельных индивидов в развитии общества; заинтересованность и объединение политических, правовых и экономических усилий множества государств в разрешении проблем экологии и оздоровлении окружающей среды в условиях развития техногенной цивилизации). Совместная и взаимосогласованная эволюция открытых систем в упорядоченном развитии мира Точка ветвления возможных путей эволюции системы Процесс раскачивания системы изнутри и переход от порядка к беспорядку Понятие, связанное с альтернативностью точек зрения Понятие, связанное с теорией относительности а. Эйнштейна Понятие тождественное хаосу нелинейным А. Богданов тектология Платон П.Капица и Э. Резерфорд И. Пригожин и Г. Хакен И. Ньютон и С. Лаплас хаос полностью противоположен порядку хаос обладает некоторыми позитивными аспектами Схоластике теория ноосферы Физикализмом Процессы спонтанного упорядочивания, образования и эволюции структур в открытых системах Совместная и взаимосогласованная эволюция сложных структур мира Точка ветвления возможных путей эволюции системы Согласованное во времени и пространстве поведение элементов внутри системы Биологическая и социальная эволюция Мера беспорядка системы, состоящей из многих элементов Понятие, связанное с альтернативностью точек зрения Понятие, связанное с теорией относительности а. Эйнштейна Духовная категория идеалистической философии Понятие тождественное хаосу А. Эйнштейн и Н. Бор П.Капица и Э. Резерфорд И. Пригожин и Г. Хакен И. Ньютон и С. Лаплас А. Абрикосов и Ж. Алферов кризисом европейской культуры. потребностью в развитии философии инициативной научного сообщества событиями Первой мировой войны З. Фрейд Материализма Извлечение пользы из всего Альтруизм во имя служения идеалам Наслаждение жизнью Влияние литературы Спецификой различных объектов природной среды Приоритетом окружающей природы над человеком и его деятельностью Географическими и климатологическими факторами Экзистенциализм учение о ценностях учение о морали и нравственности учение о бытии культурообразующая энергия С. Франка Учение о человеке Учение о строении человеческого организма и различиях, присутствующих внутри человечества как отдельного вида Учение о происхождении человека Учение о развитии человеческого вида Ощущения Свойство материи запечатлевать характеристики воздействующих на неё предметов # Ощущения, восприятия, понятия, мышление входят в структуру материи Размышление личности о самой себе Реакция личности на воздействия окружающей среды Система ценностей личности Система взглядов личности на мир Индивид Группа вымерших обезьян – предков человека Группа вымерших гоминид Гариллообразные обезьяны Пифагор Пармениду Разум культуроцентрическую теорию агрессии биогенетическую теорию агрессии антропологическую теорию агрессии гидравличесекую теорию агрессии Человек, его природа и положение в мире Антропогеография Бегство от свободы Язык и символ достижения человека в профессиональных и личных сферах деятельности краткосрочные задачи, решаемые человеком глобальные цели, достижение которых требует участия множества людей цели и задачи, формы и способы достижения которых определяют бытие человека социо-культурнная . ноуменальный кризисом европейской культуры потребностью в развитии философии инициативной научного сообщества событиями Первой мировой войны Джайнизма Плюрализма марксизм характер географический детерминизм О взаимодействии и соотношении генов и воспитания О сущности разума и сознания О происхождении человека О происхождении мира вопрос о соотношении материи и бытия вопрос о соотношении бытия и сознания вопрос о смысле исторического развития вопрос о смысле существования человека Х. Плесснер «Положение человека в космосе» «Время и бытие» после естественных наук и религии Г. Плеснер «Восемь смертных грехов человечества» «Архетип и символ» необходимость для развития человека и общества антигуманность культуре философия жизни совершенствование наук и искусств создание системы социальных институтов трансцедентальный взаимоотношение природы и человека законы развития обществ историко-культурный контекст развития человека * Понятия, при помощи которых представители философской антропологии показывали противоречие социальной и природной сущностей человека, назывались (КОР)) явление и сущность единичность и саморегуляция порыв и дух Биологического способ невербального общения инструмент самопознания, познания мира и человека выражение сознательной деятельности человека Общедоступность невозможность повсеместного использования специфический характер языковых средств . конкретная область применения жаргонизированность осмысление сущности человека в единстве его биологических, социальных и духовных проявлений рассмотрение человека исключительно как духовного существа осмысление человека как социального существа рассмотрение человека как самостоятельной, независимой от общества сущности Объективный идеализм В. Ленин Т.Мальтус релятивисты «Сознание» Подсознанием не отделялось от мышления отождествлялось с мышлением отождествлялось с разумом не рассматривалось философами материализма солипсизма Уильям Джеймс ценностную чистая доска Локка бритва Оккама Т. Гоббс форма общественного сознания форма индивидуального сознания способность к осознанию человеком самого себя, к самоанализу разновидность отражения Дж. Локк Учета и принятия личностных качеств человека Абстрагирования от личностных качеств человека Игнорирования личностных качеств человека анализа гносеологической ситуации, в рамках которой происходит процесс позанния Агностицизма интуиция солипсизмом Самосознания Дуализма Сознание — функция мозга по отражению действительности Сознание – божественный дар Сознание – мышление развитый категориальный аппарат узко специфический характер применения Свойство высокоорганизованной материи отражать мир в идеальных образах Физиологический процесс протекающий в организме Отдел мозга Атомно-молекулярная структура, лежащая в основе организма Способность сознания отражать свое собственное содержание Высшая нервная система человека Обмен веществ, протекающий в организме человека Вся совокупность нервных импульсов Совокупность идей, учений, взглядов, отражающих сущность социальной реальности во всем ее многообразии Совокупность общественных отношений, обусловленных материальным производством Социальная солидарность, основанная на единстве духовной культуры Совокупное сознание общественных групп Духовное, идеальное образование Особый субстрат, вещество Результат действия нервной системы Способность материальных тел к механическому движению Способность материальных тел к развитию Способность материальных тел в процессе взаимодействия воспроизводить в своих свойствах и структуре свойства воздействующих тел Биологизаторская Материально-физиологический процесс, особый вид материи Духовное, идеальное образование Способность человека отражать мир в образах Психическое отражение Потому что сознание детально копирует мир Потому что сознание – созерцание того, что воздействует на сознание Потому что сознание не только отображает мир, но и преобразует его, творит то, что не существует в реальности Потому что сознание есть субъективная реальность, содержащая в себе нечто телесное Трансцендентальная ретроспекцию Отражение учение о ценностях учение о законах мышления # Для идеализма характерно утверждение первично сознание, материя независимо от сознания не существует материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга материя первична, сознание – одна из форм проявления материи материя и сознание – два первоначала, существующие взаимосвязано Бог В мышлении философов отражаются специфические особенности социально-экономической и духовно-культурной жизни той эпохи, в которой они живут Мышление философов определяет социально-экономические условия того общества, в котором они живут Мышление философов определяется знанием опыта Мышление философов определяется представлениями своих предшественников Дуалисту Релятивизм скептицизм Представление Законы Интуиция материалисты Скептицизм Онтология Понятие учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира возможно учение, считающее, что познание миро возможно только через субъективный опыт учение, признающее познаваемость мира Знание Границы и возможности человеческого познания Теория, получившая подтверждение со стороны практики Цели научного познания Научная картина мира зороастризма Мнение Понятие Относительная истина . это неправильно Точка зрения Гипотезы Маркс Предельно адекватное знание совпадающее с реальностью представление То, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы Характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний учение о познании Агностицизм Гипотезе, пока не нашедшей своего подтверждения О заблуждении Теория Теория Методология существование Бога Целостному Актор социологический Объект познания, Средства познания, Субъект познания Объект познания, Субъект познания, Методы познания Предмет познания, Объект познания, Субъект познания Субъект познания, Предмет познания, Методы познания Образ вульгарного материализма Сущность вещей принципиально непознаваема Сущность вещей познаваема только с помощью разума Сущность вещей познаваема только с помощью чувств Сущность вещей познаваема и с помощью разума, и с помощью чувств Суждение Канон отрицающая какую-либо роль науки в жизни общества направленная на отрицание роли философии как науки направленная на отрицание возможности человека познать мир утверждающее принципиальную невозможность познания мира признающее ведущую роль разума в познании отрицающее возможность разума в познании абсолютизирующее роль бессознательного, интуиции и т.п Дж. Беркли И. Кант Дж. Локк Монизм истина – знание, которое является адекватным отражением объективного мира истина – идея, руководство которой приводит к успеху истина – логическая схема, в которую укладываются данные опыта истина – знание, которое соответствует показаниям органов чувств Представление солипсизм Обобщенность Пифагор Представление Источник |