Где ходить труднее по песку или по твердому грунту почему способ исследования придумайте сами

Проект опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина — наши помощники»

Ирина Федоровна Хадеева
Проект опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина — наши помощники»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Солнышко» Моршанского района

ПРОЕКТ

опытно-экспериментальной деятельности

«Песок и глина — наши помощники»

Материал участника муниципального этапа конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Юный исследователь»

воспитанник средней группы Безруков Никита,

Воспитатель I категории Хадеева И. Ф.

п. Молодежный, 2018 г.

«Песок и глина – наши помощники»

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Систематизировать знания детей о свойствах песка и глины через организацию совместной деятельности.

Песок и глина – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.

Дети дошкольного возраста по своей природе — пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.

В основе данной экспериментальной деятельности детей лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача — удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Если в группе создать благоприятные условия для проведения проекта (проведение бесед, заучивание стихов, эксперименты, то у детей будут сформированы познавательные знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно-правильного отношения к природе); родители будут проявлять интерес к организации совместной образовательной деятельности в детском саду.

— дать представление о свойствах песка и глины, о том, как человек использует их.

— научить лепить из глины элементарные предметы.

— закреплять умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту.

— формировать понятие о том, что песок и глина — это полезные ископаемые.

Предварительная работа: Вспомнить о том, как дети играли в песочнице в солнечную погоду и после дождя.

Форма организации: индивидуальная

Материал: Песок и глина, стеки, тетрадные листы, песочные часы, бумажные трубочки, карандаши, лупы, микроскоп. банка, кружка, резиновая трубочка.

Ход эксперимента

Мы пришли в лабораторию. Нас ждет много нового и интересного, мы сделаем немало открытий. Что вы видите на столе? (Песок и глину). Песок и глина — это полезные ископаемые

Опыт 1

Возьмите песок в руки и аккуратно насыпьте его на бумагу. Легко ли сыплется песок? (Да).

А теперь возьмите глину и попробуйте ее насыпать на бумагу.

Что легче сделать? (Легче насыпать песок). Верно, песок сыпучий, его движение напоминает движение воды. А как сыплется глина? (Комочками).

Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить, сколько прошло времени? (Ответы.) Что у меня в руках? (Песочные часы.) Когда песок из одной емкости пересыплется в другую, пройдет одна минута. (Демонстрирует, засекая время.)

В этих часах песок пересыпается за 5 минут.Как вы думаете: можно ли сделать глиняные часы? (Нет) Почему нельзя?

Опыт 2

Возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее сначала в ванночку с песком, потом — с глиной. Что происходит? (Сухая глина твердая – палочку в нее воткнуть трудно;а песчинки палочка легко расталкивает: не держатся друз за друга.) Верно, а сейчас мы проделаем еще один опыт.

Опыт 3

Возьмите бумажные трубочки, вложите в них карандаши, засыпьте песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вот так (показывает.) Вытаскиваем сначала карандаш, затем через некоторое время трубочку. Она поменялась? (Ответы.) Почему не поменялась?

Вывод: Верно, песчинки образуют предохранительные своды. Вот почему насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.

Помните, мы рассматривали через лупу камни? Вы хотели бы так же рассмотреть песок?

Опыт 4

Как выглядят песчинки? (Маленькие, круглые, полупрозрачные, похожи на зернышки.) Похожи ли песчинки друг на друга? (Нет)

Песчинки – это крохотные камушки, они образуются от трения ударов друг о друга больших камней.

Рассматривают глину сначала в комочках, затем в виде порошка. (Ее пылинки намного меньше песчинок.)

Вывод: песок состоит из песчинок которые не «прилипают» друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.

Воспитатель. (показывает картину с изображением пустыни.) В пустыне не бывает зимы, там очень жарко, мало воды, почти нет растений. Насекомые что спастись от жары, зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь-выползают целыми и невредимыми. Помните опыт с бумажной трубочкой? Она ведь тоже осталась невредимой. Когда поднимается ветер, начинается пурга, метель, а когда поднимается ветер в пустыне — песчаная буря. Хотите, устроим бурю в трехлитровой банке?

Опыт 5

Банку надо положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которою вставлена резиновая трубочка. Через нее воспитатель с силой вдувает в банку воздух. Внутри нее создается «ветер». Что происходит с песчинками? (Они легко поднимаются верх). С кусочками глины? Почему? (Кусочки глины остаются лежать неподвижно).

Вывод: песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, поэтому сдуваются, двигаются; кусочки глины сдуваются труднее, потому что тяжелые. Почему при сильном ветре неудобно играть с песком? Что можно сделать с песком, чтобы можно было играть с ним и при сильном ветре? (Хорошо смочить.)

Опыт 6

Ребенок в своей банке смачивает песок. Каким он стал на ощупь? (Влажным, мокрым.) А куда исчезла вода? (Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.). Песок хорошо пропускает воду. Попробуем палочку воткнуть в мокрый песок. В какой песок она легче входит — мокрый или сухой? (Ответы.)

На сыром песке остаются следы (от человека, птиц, игрушек, по ним можно узнать, кто ходил, что происходило, на сухом песке вместо следов остаются ямки. По мокрому песку ходить легко – он уплотняется (при этом на подошве остаются песчинки, по сухому песку ходить трудно – он осыпается, ноги проваливаются.

Нальем воду в стаканчик с глиной. Как она впитывается — быстро или медленно? (Медленно, медленней, чем песок.) Часть воды остается на глине. Воспитатель выливает в песок и глину, чтобы было наглядно видно, где вода впитывается быстрее.

Вывод: Глина в отличие от песка не пропускает воду, впитывает ее и становится мягкой

Смачивает песок в трехлитровой банки, пробует снова сделать «бурю». Дети наблюдают, делают умозаключение о том, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. (Песок может сохранять форму, но лепить из него нельзя, а из глины можно.)

Опыт 7

Попробуем вылепить дождевого червя из песка, а затем из глины. Как вы думаете, что произойдет с червями, когда они высохнут? (Ответы.)

Из чего легче лепить из влажного песка или глины? (Из глины0

Мокрая глина липкая, вязкая, мягкая – из нее можно лепить разные предметы.

Когда наши черви высохнут, мы раскрасим их. Что вам понравилось на занятии больше всего? А в следующий раз мы узнаем много нового о дождевом черве.

Песок – наш помощник.

Кому нужен песок для жизни?

У птиц песок на дне клетки, они его клюют, он помогает переваривать твердую пищу;

У рыб песок на дне аквариума, в нем растут водные растения, сомики роются в песке и отыскивают корм.

Песок необходим и растениям, он создает рыхлую почву, легко пропускает воду. Растения хорошо растут в такой почве.

Песок используют в строительстве, его добавляют в цемент, чтобы получить очень крепкие, прочные бетонные изделия.

Песок используют для изготовления стекла.

Художники используют песокдля изготовления изделий из стекла: красивая посуда, маленькие стеклянные скульптуры. Украшения для женщин.

Глина – наш помощник.

Кому нужна глина для жизни?

Ласточки-береговушки устраивают гнезда-норки в отвесных глиняных берегах рек, из крохотных кусочков глины они строя гнезда под козырьками крыш.

Читайте также:  Способы повышения профессиональной компетенции педагогов

Глину используют для изготовления посуды, сувениров, глиняных игрушек (дымковской, филимоновской)

Глину используют для изготовления кирпичей.

Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?» В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Светлогорский детский сад прошло занятие по опытно-экспериментальной деятельности.

Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок» Задачи: Формировать основы исследовательской деятельности в процессе посадки лука. Формировать у детей простейшие трудовые умения (посадить.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности на тему «Сухой — мокрый песок» с детьми младшего дошкольного возраста Образовательная область: «Познавательное развитие» Вид деятельности: Познавательно-исследовательская. Цель: развитие у детей познавательной.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности Я уже писала, что к нам на два дня зима заглянула. Это было так удивительно. (посмотреть можно здесь) И решили с ребятами, если снег останется.

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Такие разные песок и глина» Карпова Елена БорисовнаОпытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Такие разные песок и глина.»Цель:Развитие познавательной.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности «Воздух. Песок. Вода» в старшей группе Ноябрь – декабрь. Экспериментирование с воздухом Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность.

Проект опытно-экспериментальной деятельности «Разбуди весну зимой» (старший возраст) Введение Этот проект посвящен вопросу «Как из обычной луковицы может вырасти красивый цветок?» Предметом исследования является наблюдение.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Весенний огород «Маши и Медведя» Ежегодно весной в нашем детском саду проходит конкурс «Огород на окне». Я всегда с удовольствием принимаю в нем участие,так как проведение.

Фоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы. Выступление на педсовете по опытно-экспериментальной деятельности от 29.11.18. Педсовет прошел в игровой.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

Источник

Проект «Свойства песка, земли и глины» (старшая группа)

Ольга Сапегина
Проект «Свойства песка, земли и глины» (старшая группа)

Актуальность

Важное значение для развития детей имеет их практическая деятельность, а особый интерес представляет детское экспериментирование с компонентами неживой природы, так как именно эксперименты составляют основу всякого знания, потому что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.

Поэтому очень важно познакомить детей с почвой, свойствами песка и глины таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им, добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.

Этапы реализации проекта:

2. совместная деятельность с детьми:

3. наблюдения на прогулке за почвой, песком, глиной;

4. раскопка земли (нахождение в земле дождевого червя);

5. труд в уголке природы и на участке;

6. самостоятельная деятельность детей:

7. дидактические игры («Четвертый лишний», «Что где растет?», «Когда это бывает?»;

8. просмотр книг, видеофильма, иллюстраций о песке, глине, почве и ее обитателях;

9. посадка растения в землю и песок;

Материально – техническая база для реализации проекта:

Емкости с образцами грунта (глина, песок, чернозем.)

Оборудование и материалы для наблюдения и моделирования

Тематическая подборка слайд-шоу;

Картинки с изображением насекомых, животных, червей.

Емкости с водой для проведения опытов;

Фольклорный материал (пословицы, загадки о земле)

2. Основной:

Работа по перспективному планированию;

Проведение наблюдений, опытов и экспериментов;

Зарисовка наблюдений, экспериментов детьми;

Познакомить детей с техникой рисование песком.

Опрос родителей по теме проекта;

Консультации для родителей

3. Заключительный:

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Создание необходимых условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности. Воспитанники имеют представления об окружающем мире, развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам. Развитие эмоционально — ценностного отношения воспитанников к природе. Заинтересовать родителей в экспериментально — поисковой деятельности своих детей.

Практическая значимость проекта

Опыт, полученный детьми во время реализации проекта, через самостоятельную практическую деятельность, способствует дальнейшему развитию познавательного мышления и творческих способностей детей в процессе исследовательской деятельности.

Перспективно – тематическое планирование проек та

«Свойства почвы, песка, глины» (октябрь — ноябрь)

Познавательное развитие наблюдение «Песок, глина земля в сухом и сыром виде»; Беседа «Песок, глина, земля в природе»; Просмотр видеофильма. Опыт 1. “Что легче высыпать из стакана?” (Глину, песок, землю.) “Влияние состава почвы на рост растений;

Опыт 2. «Где быстрее прорастут семена календулы?» Опыт 3 «Сравни»; Опыт 4 «“Куда исчезла вода?»

Анкетирование родителей по теме проекта.

Художественная литература и развитие речи Чтение стихотворения «Почвою не все зовется» Отгадывание загадок о песке, почве, песке; Д/и «Какой, какая?»; Д\и «Кто что делает?; Артикуляционная и пальчиковая гимнастика; «Рассказ про крота» Н. Павлова

Физическое развитие

П\и «Я садовником родился»; П/и «Море волнуется раз»; П/и Рыбак»(поймать рыбку магнитом в песке)

Художественно – эстетическое развитие

Рисование песком на листе бумаги;

Д\и «Угадай по звуку?»

Социально – коммуникативное развитие Сюжетно – ролевые игры «Загораем на песке»; «Пикник»; Сценка «Нынче Ваня очень занят»; Д/и «Что в огороде растет?»

Приложение

Опыт 1. “Влияние состава почвы на рост растений”

Посадим семена календулы в три горшка – в песок, глину и почву. Сравним прохождение воды через глину, песок, почву: песок сразу весь намок (хорошо пропускает воду, глина почти не пропустила воду, а земля пропускала воду хуже, чем песок, но, в конце концов, тоже намокла. Заботливо ухаживаем за растениями во всех трех горшках.

Вывод: первыми проросли семена календулы в почве(4 ростка, вторыми в песке(1 росток). В глине нет ростков.

Опыт 2. “Что легче высыпать из стакана?” (Глину, песок, землю.)

Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыпаем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? (Да.). А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыплется – песок или глина?

Вывод: Песок “сыпучий”, глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.

Опыт 3. “Сравни!” (Глина и песок и земля.)

С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите, из чего состоит песок (из мелких зернышек-песчинок – круглые, желтые, есть прозрачные, как будто стеклянные, все крупинки лежат отдельно друг от друга). Рассмотрите глину через лупу (крупинок не видно, глина похожа на пластилин).

Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто прилипли друг к другу. И глина, и песок не живая природа – не дышит, не растет, не ест.

Опыт 4. “Пропускает глина, песок, земля воду или нет?”

На столе пустые стаканы. В стакан опускаем воронки. В каждую воронку положим немного ваты. В одну воронку до половины насыпаем песок, а в другую истолченную глину. Наливаем в обе воронки доверху воды. Наблюдаем. Из воронки, в которой находится песок, начинает капать вода в стакан. Из воронки, в которой глина, вода в стакан не капает.

Вывод: Глина не пропускает воду.

Опыт 5. “Как передвигается вода в почве”

Насыпаем сухой земли в цветочный горшок с отверстиями в дне. Поставим горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и мы заметим, что почва смочилась до самого верха.

Вывод: Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы.

Опыт 6. “Куда исчезла вода?”

На столе два стаканчика. В одном сухой песок, а в другом сухая глина. Одновременно наливаем воду в стаканчики и следим, в каком из них вода впитывается быстрее?

Следим, как водичка впитывается. В песок вода впиталась быстро, а на глине часть воды остается сверху. Сажаем “деревце” во влажную глину. Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую.

Вывод: Вода впитывается в глину медленнее, чем в песок.

Опыт 7. “Куда легче “посадить ”?” (В сухой песок или глину.)

Возьмем палочку и попробуем “посадить” ее по очереди в стаканчики с песком и глиной. Во что легче его поместить?

– Что произойдет с песком и с глиной, если дунуть в трубочку?

Не следует забывать о безопасности детей: песчинки могут попасть в глаза, нос. Накрыть стакан полиэтиленовой крышкой. Сделать в ней отверстие, вставить трубочку, через которую можно вдувать воздух в стакан.

Читайте также:  Способы предупреждения пищевых отравлений

Вывод: Песок легко двигается, сдувается, а кусочки глины сдуваются труднее или совсем не двигаются.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Всё, что только захотим,

Мы из глины смастерим. – Хлопки в ладоши.

Паша лепит колобок, — имитация лепки.

А Алена теремок — сделать «крышу» из рук.

Вика лепит разных рыб, — имитация движения рыб.

Ну а Женя – белый гриб — сжать одну руку в кулак и

накрыть ладошкой второй.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох — выдох.)

ЗАГАДКИ:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

Меня бьют, колотят, ворочают и режут; я всё терплю и всем добром плачу

Дождь льет, она пьет. Все зеленеет и растет. (Земля)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина)

Желтый, белый, светло – серый.

То морской, а то речной. Угадайте, кто такой! (Песок)

Подвижная игра «Я садовником родился»

С помощью считалочки выбирается водящий, он становится «садовником».

Остальные игроки становятся «цветами» растущими на «грядке».

Каждый ребенок выбирает себе название цветка, свое новое имя, и сообщает всем остальным.

Далее происходит такой диалог:

– Я садовником родился,

не на шутку рассердился,

все цветы мне надоели,

(называет любой цветок из присутсвующих на грядке)

«Гвоздика» тут же должна отозваться:

– В гиацинт! (тут игроку важно вспомнить какие еще цветы есть на грядке рядом с ним).

Гиацинт тут же должен отозваться.

Далее они с гвоздикой ведут такой же диалог и гиацинт должен вспомнить еще какой-нибудь растущий рядом цветок.

Влюбляться можно и в садовника, но только не сразу после того как он назвал цветок.

То есть цепочки садовник-гвоздика-садовник быть не может.

Подвижная игра «Море волнуется раз»

С помощью считалочки выбирается водящий. Он отворачивается и говорит:

«Море волнуется раз,

море волнуется два,

море волнуется три,

кто живет в пустыне* на месте замри!»

Игроки в это время раскачиваются и кружатся, расставив в руки стороны.

При слове «замри», замирают в позе, изображая любой предмет или животное, имеющее отношение к морской тематике, песку, земле.

Это могут быть: корабль, краб, дельфин, пират, чайка животные пустыни, земли т. д.

Далее ведущий подходит к кому-то из игроков и дотрагивается до него «оживляя» фигуру. Игрок начинает двигаться, показывает свое «представление», так, чтобы ведущий узнал что за фигуру изображает игрок.

Тот, кто изобразит наименее, похоже, становится «водящим» и игра.

Занятие «Почва, песок, глина»

Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Формирование у детей представления о характерных свойствах песка и глины и их значении в жизни человека.

Закрепить знания детей о свойствах почвы, песка и глины.

Закрепить у детей знания о значении почвы, песка, глины в жизни человека.

Закрепить знания о свойствах песка и глины: сыпучесть, вязкость, водопроницаемость.

Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с прозрачной посудой; соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера

Развивать связную речь детей. Активизировать словарь. Совершенствовать навыки диалогической речи.

Развивать любознательность, способствовать формированию навыков коммуникативного поведения.

— Сегодня наше занятие пройдет в лаборатории «Хочу все знать». В лаборатории необходимо работать в фартуках или халате. Как вы считаете, почему? (Ответы детей) Наденьте фартуки.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: — Послушайте мою загадку:

Богат и насыщен,

Мир ее живой! (Земля)

Воспитатель: — Правильно, ребята это Земля. У слова земля есть много значений. А какие вы знаете значения слова земля.

Дети: Земля – это наша планета,

в землю мы сажаем растения,

землей называют материк, остров.

Воспитатель: — Мы с вами сегодня будем разговаривать о земле, в которую можно что-то посадить, которую мы чувствуем своими ногами, когда по ней ходим, а по-другому называем ее почва. И, мне кажется, что вы тоже что-то знаете о почве.

Дети читают стихотворение.

Почвою не вся земля зовется,

Только верхний плодородный слой,

Только в нем, когда пригреет солнце,

Прорастают семена весной.

Воспитатель: — Скажите, пожалуйста, зачем нужна земля или почва?

Игра «Четвертый лишний»

— Для того что бы наши опыты прошли успешно, надо вспомнить правила поведения в лаборатории.

громко не разговаривать,

работать только на своем рабочем месте,

не мешать друг другу;

выполнять задания по команде.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Всё, что только захотим,

Мы из глины смастерим. – Хлопки в ладоши.

Паша лепит колобок, — имитация лепки.

А Алена теремок — сделать «крышу» из рук.

Вика лепит разных рыб, — имитация движения рыб.

Ну а Женя – белый гриб — сжать одну руку в кулак и

накрыть ладошкой второй.

Опыт №1 Как вы думаете, в почве есть воздух? Да — нет, поведем эксперимент.

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Что с ним стало? Какой вывод можно сделать исходя из опыта?

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух, им дышат многие животные подземного мира

А как вы думаете из чего состоит почва? Проведем эксперимент.

Опыт №2. Состав почвы.

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана оседает песок, сверху вода помутнела из – за глины, а на поверхности плавают, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох — выдох.)

Дети встают в круг. У педагога мяч, он бросает его ребенку и задает вопрос. Ребенок бросает мяч обратно и отвечает на вопрос:

Какое сейчас время года?

Какой сегодня день недели?

Какой день недели наступает после воскресенья?

Сколько дней в недели?

Сколько месяцев в году?

Назовите соседей среды.

Воспитатель: — Нас ждут новые открытия, давайте возвратимся в лабораторию.

А теперь, посмотрите на экран, и сейчас Василиса прочитает нам загадку.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Воспитатель: — Максим прочитает следующую загадку.

Если встретишь на дороге —

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу. (Глина)

Опыт № 3. Что лучше пропускает воду – песок или глина.

Возьмите стакан с песком и глиной. В стакан вставьте воронку. В воронку поместите фильтр. Сегодня фильтром будет – ватный диск. На фильтр воронки положите влажный песок и влажную глину. Пронаблюдайте, в каком стакане раньше появятся капли воды.

Вывод: Вода в стакане с песком собирается быстрее. Глина пропускает воду хуже.

Опыт № 4. форма песка и глины

Возьмем сырой песок и мокрую глину, придадим форму шарика. Понаблюдаем, пока немного подсохнет. Давайте определим, что лучше сохраняет форму: песок или глина?

Вывод: Сырой глине можно придать форму, это мягкий материал. Глина легко мнётся, продавливается. После высыхания хорошо сохраняет форму. Песок плохо сохраняет форму, при надавливании шарик из песка рассыпается.

Воспитатель: — Где и как люди могут использовать песок и глину?

Воспитатель: Моя лаборатория сегодня закрывается. Мы с вами сегодня провели много опытов с почвой, песком, глиной. Ответьте мне на вопрос: что лучше пропускает воду песок, земля, глина? (ответы детей) Где есть воздух, песке, глине, земле? (Ответы детей). Молодцы!

Консультация для родителей на тему «Детское экспериментирование»

Читайте также:  Способы правового регулирования отношений по социальному обеспечению граждан

Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они разные – голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут в городе, другие – в деревне, одни – на севере, другие – на юге.

Но есть качество, которое делает их похожими, – все они «почемучки». Так их называют взрослые за любознательность. Каких только вопросов не задают дети своим мамам и папам, дедушкам и бабушкам, воспитателям!

— Откуда берется снег?

— Где вырастет цветок, в песке или земле?

— Почему птица летает, а змея ползает?

— Откуда приходит дождь?

Эти вопросы, так же как и тысячи других, дети задают взрослым во все времена. Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума?

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения детского экспериментирования. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Дети очень любят экспериментировать, так как им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте оно является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

В работе с дошкольниками при экспериментировании важно использовать такие педагогические позиции, как:

— партнерства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе»);

— передачи опыта («Люди обычно это делают так»);

— обращения за помощью к детям («У меня это почему-то не получается»).

Такое взаимодействие со взрослыми помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными, поэтому желательно, чтобы родители дома придерживались таких же педагогических позиций.

Эксперименты с песком, почвой дома.

Перед началом эксперимента расскажите ребенку о правилах и мерах безопасности.

«Барханы»

Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).

Поставьте перед каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке — это личная пустыня каждого ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем ан песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого «добросовестного» ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. «Посадите» (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт. Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.

Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

Почва. Вытаптывание почвы.

Оборудование: Для образца почвы: первый — с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй — с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой — рисунок любого растения). Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека, обосновать их. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.)

Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Заключение

Во время проектной деятельности у детей было много положительных эмоций, заинтересованность, сформировались представления о свойствах песка, глины, почвы. А так же была возможность сравнить свойства природных ископаемых. Подтвердить свое предположение. У ребят сформировалось умение делать собственные выводы, умозаключения. Опыт, полученный детьми во время реализации проекта, через самостоятельную практическую деятельность, способствует дальнейшему развитию познавательного мышления и творческих способностей детей в процессе исследовательской деятельности.

Литература:

1. Мартынова Е. Н. ,Сучкова Н. М., Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 — 7 лет. Волгоград: Издательство Учитель, 2012г.

2. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. ,2005 г.

3. 7. Нищева. Н. В. Познавательно — исследовательская деятельность опыты, эксперименты. 2013г.

4. Николаева С. Н. «Юный эколог», 2002г.

Киселева Л. «Проектный метод в деятельности ДОУ», 2006г. ;

5. Коллектив авторов «Организация экспериментальной деятельности детей», 2003г. ;

6. Дыбина О. В. Неизведанное – рядом. М. : Творческий центр, 2001 7. Энциклопедическая литература «Научные опыты», 2003г.

Спасибо за внимание!

Фотоотчет о занятии-экспериментировании во второй младшей группе «Песок. Свойства песка» МКДОУ детский сад «Берёзка» п. Харанжино Конспект занятия-экспериментирования во второй младшей группе. «Песок. Свойства песка».

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства песка, почвы, глины» Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства песка, почвы, глины» Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса.

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины» Воспитатель: Ряполова П. С. 2019г. Цель. Расширять и закреплять знания детей о свойствах камней песка и глины. Задачи: Формировать у детей.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Мастер-класс «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка.» Родители вместе с детьми. Старшая группа Задачи для родителей: 1. Учить родителей творческому взаимодействию с детьми, игровым приёмам организации совместного творчества. 2. Учить.

Проект «23 февраля» (старшая группа) Актуальность: В силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Проект «Космос» (старшая группа) Вид проекта: групповой Длительность проекта: краткосрочный (1 неделя) Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет, воспитатели, родители.

Проект «Наш веселый огород» (старшая группа) Проект: «Наш веселый огород» старшая группа Актуальность. Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее.

Проект «Весенние цветы» (старшая группа) ПАСПОРТ ПРОЕКТА НАЗВАНИЕ: «Весенние цветы» УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели, дети, их родители ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ: 5 – 6 лет, Старшая.

Экспериментальная деятельность детей «Изучаем свойства песка» Цели: — знакомить детей с основными свойствами сухого и мокрого песка; — подвести к пониманию значения свойств рассеянного и мокрого.

Источник

Оцените статью
Разные способы