Г кригер ритуал как способ взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста

Ритуал как форма взаимодействия с родителями детей с ОВЗ

Галина Агапова
Ритуал как форма взаимодействия с родителями детей с ОВЗ

Ритуал как форма взаимодействия с родителями детей с ОВЗ[/

Назначение: предложенный материал можно использовать в любом дошкольном учреждении. Подобные ритуальные мероприятия не имеет четкой инструкции и зависят от желания и инициативы педагогов, родителей, детей.

Цель: создание групповых родительских и детских ритуалов в группах для детей с ОВЗ и передача их следующему поколению.

Задачи:

1 Развивать у родителей чувства сопричастности к совместной коррекционной работе с ДОУ.

2. Помочь родителям делать выбор, ставить цель и планировать свою деятельность с детьми с ОВЗ

3. Прогнозировать родителям и детям дальнейшие действия и события.

Ритуал (от лат. ritualis — обрядовый) определяется как вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. Речевых, выражающая определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. Ритуал по сути — это традиционно выработанный метод социального воспитания (Толковый словарь).

Ритуалы – это действия, которые люди выполняют по религиозным, светским, традиционным мотивам, и которые сопровождают человечество с начала эволюции. С течением времени некоторые ритуалы уходят в небытие, некоторые претерпевают изменения, появляются новые, но как и тысячелетия назад соблюдение ритуалов направлено на то, чтобы помочь индивиду приобрести определенный статус в обществе, войти в социум, занять там свое определенное место. Можно сказать, что жизнь человека – от рождения и до кончины – сопровождается множеством ритуалов и если мы их принимаем и исполняем, то общество нас принимает, оказывает нам помощь и поддержку, признает нас полноправными субъектами. Формирование человека, как члена общества, начинается с семьи. Именно здесь закладываются основы нравственности и одним из факторов их усвоения становятся ритуалы, направленные на создание положительного имиджа (пожелание здоровья при встрече, пожатие рук, выражение благодарности за какую-либо услугу и т. д.).

С образованием любого института социализации возникают новые ритуалы. Создание семьи привело к появлению таких ритуалов, как бракосочетание, наречение ребенка и т. д. Школа, как еще один социальный институт, богата своими ритуалами – праздник букваря, последний звонок, выпускной бал, и т. д.

Дошкольные учреждения долгие годы не являлись социальными институтами, и дошкольное детство считалось промежуточным звеном от рождения и до школьного возраста. И только сейчас, с принятием Федерального Государственного стандарта, детство рассматривается «как период жизни значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду», т. е. дошкольное детство – это самостоятельный, самодостаточный этап жизни человека, столь же, а может и более важный для становления личности, его социализации.

Детский сад – особая страна с особыми гражданами. Как и в любой стране, здесь свои законы, традиции, правила, ритуалы. Семья ребенка впитывает эту модель через устойчивость режима дня, ритуальность сторон детсадовской жизни. И все ритуалы направлены на осуществление главной цели – вырастить здорового, компетентного, коммуникабельного, гуманного гражданина своей Родины. И задача всех взрослых, участвующих в этой великой миссии, – создать условия для роста и развития не только маленького человека, но и его родителей, помочь всеми возможными способами пройти путь социализации, научиться находить общий язык с окружающим миром. Каждое дошкольное учреждение старается внести свою лепту в многогранный процесс, который зовется воспитанием. И не секрет, что мы воспитываем не только детей, но и их родителей.

Мы в этом вопросе не исключение. Каждый раз принимая новых детей, мы принимаем и их родителей и очень хотелось, чтобы побыстрее сдружились не только дети в группе, но и их родители.

Читайте также:  Способ применения гидрофильного масла для лица

Ритуал проведения родительских собраний

Цель: создание положительной эмоциональной обстановки во время родительских собраний.

Поэтому на первых родительских собраниях мы добавляем не совсем традиционный тактильно-вербальный прием. Он прост, но достаточно эффективен. Перед началом собрания родителям предлагалось взяться за руки, поздороваться, улыбнуться и пожелать сидящему рядом доброго вечера, хорошего настроения.

Ритуал утренней встречи детей и родителей в приемной.

Цель: осознание ребенком и родителем собственной значимости, установление в группе благоприятного микроклимата

Утром мы всегда выходим к каждому родителю, спрашиваем о самочувствии ребенка. его эмоциональном настроении, желаем родителям доброго дня и хорошего настроения на весь день. Данный прием положительно влияет на эмоциональное развитие как ребенка, они видят наше общение с их родителями, так и влияет на коммуникативность, нравственное поведение их родителей.

Ритуал вечернего провожания детей и родителей.

Цель: осознание ребенком и родителем собственной значимости, установление в группе благоприятного микроклимата

Вечером мы по возможности стараемся поговорить с каждым родителем об успехах, проблемах ребенка или просто интересуемся как прошел рабочий день мамы или папы.

«Ритуал планирования»

Цель: установление в группе благоприятного микроклимата, развитие функции планирования, становление позиции субъекта деятельности.

Это способ формирования самостоятельности и инициативности родителей в выполнении домашних заданий учителя-логопеда и рекомендаций педагогов.

Проблема, которая решалась на группе, традиционна: родители слишком много ждут от педагогов в части организации коррекционной помощи их детям. Но современные тенденции развития дошкольного образования побуждают педагога к иному – создавать условия для подконтрольного, но все же самостоятельного движения родителей к решению коррекционных задач. Речь идет о коррекционных практиках в которых ребенок будет получать своё развитие. Родителям необходимо создать такие условия, чтобы ребенок организовал себя в общении и деятельности, и через это развивался, социализировался и получал положительные эмоции. Навязывать ребенку коррекционную деятельность будет неверно. Но возможно дать ребенку возможность самому сочинить свой день с интересными для него деятельностями в коррекционном направлении. Актуальна работа по данной технологии и в контексте подготовки родителей и детей в преодолении как речевого, так и интеллектуального, физического недоразвития к обучению в школе, она дает возможность подготовить детей к самоорганизации своей жизни и деятельности, при переходе от одной формы взаимодействия со значимым взрослым к другой.

Суть (характеристика) технологии «Ритуал планирования»:

Технология дает родителям и детям опыт планирования предпочитаемой свободной деятельности, преимущественно коллективной, в течение дня. Родитель с ребенком видит, как разворачивается день, понимает его «обязательные» и «вариативные» части, свою возможность построить собственный день и продуктивно провести его.

[b]Основные идеи технологии: [/b] Учитель-логопед, воспитатель привлекает родителей и соответственно те в свою очередь детей к планированию собственного дня. Родителю рекомендуется составить «бланк с расписанием», в котором выделены «якоря», то, что изменить нельзя, и свободное время, которое ребенок может заполнить самостоятельно. Родитель берет на себя только напоминание о множественности вариантов (и спортивное, и художественное, и игровое дело). План вывешивается родителем на видное место (это может быть магнитная доска, пробковая доска) и в соответствии с ним родитель организует себя и ребенка.

На наш взгляд, применяемая нами технология крайне полезна в коррекции недоразвитий и как составной элемент подготовки ребенка к обучению в школе.

С помощью технологии «Ритуал планирования» педагог

• стимулирует осознание родителями протяженности и насыщенности рабочего дня детей в ДОУ, правильного планирования выходного дня,множественности его вариантов и управляемости, а так же собственной ответственности за день;

Читайте также:  Способы изготовления порошковых материалов

• проектирует многообразие видов детской деятельности в течение выходного дня дня, осознание их ребенком;

• развивает умение родителей сговариваться с детьми по поводу совместной деятельности, объединяться и меняться оборудованием;

• учит родителей делать выбор, ставить цель и планировать свою деятельность по выполнению домашних заданий, отстаивать свою точку зрения, оценивать свои совместные с детьми достижения;

• учит родителей организовывать своё свободное время и ребенка, тем самым учат своих детей самостоятельно находить себе занятие в режиме дня;

• учит ценить время, использовать его максимально и разнообразно;

• развивают самостоятельность, инициативность родителей, детей, волевые качества, укрепляют физическое и психическое здоровье.

Таким образом мы рассматриваем данную работу – как процедуру для всех родителей группы, которая объединит их, раскроет ценность планирования собственной деятельности, настроит на виды работы.

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями в осуществлении логопедической помощи дошкольникам Опираясь на опыт работы в логопедической группе, наблюдаю недостаточную осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи,.

Семейный клуб в ДОУ, как форма взаимодействия с родителями Семейный клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями» (Из опыта работы МКДОУ №4 с. Эльхотово Кировского района) Подготовила Арчегова.

Из опыта работы «Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями в ДОУ» Семья и дошкольное образовательное учреждение — два важных института социализации для ребенка. Чтобы вовлечь семью в единое образовательное.

Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини-консультаций как форма взаимодействия детского сада и семьи Эссе «Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини — консультаций как эффективная форма взаимодействия детского сада и.

Мастер-класс для родителей «Лэпбук как форма взаимодействия взрослых и детей» Дорогие коллеги, представляю вашему вниманию фотоотчет нашего мастер-класса. Это мероприятие мы провели 6 декабря. Тема мастер-класса:.

Презентация «Метод проектов как современная форма взаимодействия с родителями» Методическая разработка «Метод проектов как современная форма взаимодействия с родителями» 2 СЛАЙД Общение педагогов с родителями воспитанников.

Новая форма взаимодействия с родителями — встречи с интересными людьми Взаимодействие с родителями — это сложная и важная часть деятельности педагога. Основные трудности возникают при реализации сотрудничества.

Родительский университет в ДОО, как активная форма взаимодействия с родителями «Родительский университет как активная форма взаимодействия с родителями» Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды.

Родительский журнал как форма взаимодействия с семьей Взаимодействие с семьей – важная часть деятельности дошкольного учреждения. Государство признает ведущую роль дошкольного образования.

Семейный клуб «Гармония» как форма организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников о ОВЗ Семейный клуб «Гармония» как форма организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников о ОВЗ. В настоящее время в развитии и воспитании.

Источник

Ритуал как способ взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста

Цель нашей работы — исследование следующих характеристик: содержание и место социализирующих ритуалов, используемых в семье во взаимодействии с детьми,

их регулярность, стереотипизированность, эмоциональное отношение к ним, а также интересы, желания, ценности, предпочтения детей и характер их осознанности.

В качестве методов и методик исследования применялись: опросные методы (интервью, анкета), методика изучения уровня самосознания детей Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.* При обработке полученных результатов исследования использовались методы статистической обработки данных: корреляционный анализ; достоверность результатов определялась при помощи коэффициента Спирмена.

Экспериментальная работа и сбор исследовательских данных проводились на базе ДОО города Белово Кемеровской области. Выборку составили 58 человек, из них 20 детей в возрасте 6-7 лет и 38 родителей, средний возраст которых — 29 лет.

На начальном этапе в результате проведенного опроса родителей нами выявлено место и содержание ритуалов в семьях дошкольников (таблица 2).

Читайте также:  Способы перебора массивов php

В процессе анализа мы выяснили, что наибольшая частота упоминаний ритуала во время укладывания ребенка фиксируется использованием родителями сказки (30,6%), особой песенки (19,4%), массажа (15,4%). Простые разговоры на ночь не выполняют функции успокаивающего воздействия на детей (8,3%).

Кормление характеризуется двойственной структурой оценок-либо наибольшим количеством ритуальных форм (32,8%), либо их отсутствием (29,2%). Также практически во всех семьях ритуальную окраску приобретает процесс мытья рук перед принятием пищи (27,7%) и закрепление за каждым членом семьи постоянного места за столом.

А вот в пробуждении мальчики, которые стойко отрицали необходимость поцелуев и ласк во время укладывания, меняют свою позицию на приоритет эмоциональных воздействий со стороны родителей: ласки, объятия в период пробуждения дарят равнозначно и мальчикам, и девочкам — это ритуально-праздничный и торжественный момент начала нового дня. В одевании ребенка у каждой семьи выявились свои, особые ритуалы. Дети считают излишним демонстрировать их при «чужих» людях.

Наибольший процент в этой категории — отсутствие каких бы то ни было ритуалов и традиционных форм (56,2%). На прогулке зафиксированы особенные формы ритуального взаимодействия родителей и детей в форме игровых ситуаций (55%).

В категории «Организация детского досуга» приоритеты ритуальных конструкций распределились соответственно индивидуальным семейным предпочтениям: у кого-то на первом месте ритуалы задувания свечей (10,8%), у других — организация праздника (21,6%) и вручение подарков (18,8%). Но доминирующим свойством ритуальности отмечена ситуация появления торта (34,3%). Видимо, это свойственно всем детям: торт ассоциируется с непременным атрибутом любого праздничного застолья.

Исходя из поставленной цели исследования, изучено отношение к ритуалам в семьях дошкольников. Результаты представлены в таблице 3.

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что ритуалы присутствуют и значимы во всех семьях, принявших участие в опросе. Все опрошенные утверждают, что ритуалы проводятся из удовольствия, а не по принуждению. Ритуалы в одних семьях всегда неизменны, в других меняются. По позиции «Соблюдение регулярности в использовании ритуала» ситуация однозначна (100%). Видимо, во всех семьях это стало значимой традицией, особенно учитывая возраст детей.

В позиции «Форма использования ритуала» ответы распределились практически поровну, что свидетельствует о новациях некоторых родителей (ответ «нет»), не желающих прививать детям слишком обыденные и стереотипные формы ритуалов (45%). Может быть, это характеризуется творческим подходом многих родителей, а может быть, нежеланием ребенка, способного мгновенно перестраиваться на наиболее приемлемые в какой-либо ситуации образцы ритуальных форм. Остальные родители (ответ «да» — 55%) стараются не менять привычные ритуальные семейные образцы, мотивируя это тем, что таким образом оптимизируется спокойный и расслабленный фон настроения детей, снижаются тревожность и раздражительность, которые могли бы возникнуть при перемене ритуалов в семье.

Позиция респондентов на вопрос: «В какой атмосфере проходят ритуалы?» — свидетельствует, что во всех семьях (100%) участники взаимодействуют исключительно ради удовольствия, а не по принуждению и не в результате исполнения каких-либо обязанностей.

И наконец, позиция «Значимость ритуалов для семьи» также характеризуется приоритетным количеством голосов (100%), что свидетельствует о высокой заинтересованности каждой семьи в создании особой атмосферы исполнения ритуалов для детей. Каждый родитель стремится создать свой неповторимый ритуальный стереотип контакта с ребенком; у одних это особые фразы, у других — мимические проявления, у третьих — согласованность в исполнении какого-то семейного сюжета.

В ходе настоящего исследования обнаружена достаточно прочная взаимосвязь между исследуемыми параметрами.

Корреляции между показателями ритуально значимых видов: подарки, приятные слова, мультфильмы, совместные игры — статистически значимы (r = 0,95 при p

  • Назад
  • Вперед

Источник

Оцените статью
Разные способы