Культурология. Культура как социально-историческое явление, ее сущность, структура и функции. Типология культур
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Основа связи настоящего, прошлого и будущего в развитии культуры — это …
передача
преемственность
наследство
наследие
2. Стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей и свидетельствующий об их представлении о должном, желательном – это …
образец культурный
норма культурная
закон культурный
традиция культурная
3. Термин, обозначающий включение подрастающих поколений в жизнь человеческого общества, обеспечивающее исполнение ими определенных социальных ролей
социализация
4. Черты первобытной культуры
Недостаточное практическое овладение природой компенсируется смысловым породнением с ней, мистической сопричастностью
Антропоморфизм – природе приписываются человеческие черты. Глубинным содержанием всего происходящего на земле является постоянная борьба между богами
Формирование человеческой личности, обладающей самостоятельностью, активностью, четкой жизненной позицией, стремлением к самореализации
Утверждение идеалов разума, свободы, справедливости
Основой социальных структур и коллективного сознания является миф
Становление индивида – отдельного представителя человеческого рода, «социального атома»
5. Черты культуры эпохи Возрождения
Поклонение Богу, Абсолюту, Высшему разуму
Формирование основных видов религиозных представлений: тотемизма, анимизма, фетишизма, магии
Справедливость, которой пронизан мир, отражена в табу (запретах). Малейшее отступление от них есть грех, ведущий к катастрофе
Человек – не столько творение, сколько творец, подобный Богу, центральная сила мироздания, способная преобразовать все сущее в гармонию высшего порядка
Традиционализм, каноничность, вера в авторитеты, чудеса
Дидактизм, учительство, энциклопедичность знания в религиозном смысле
Утверждение идеалов гуманизма, красоты человека, ценности любви. Реальный, земной и внутренне свободный человек является мерой всех вещей
Формирование человеческой личности. Человеческое достоинство осознается в возможности самому что – либо предпринимать и осмысливать, самому себя формировать и самому все оценивать
6. Научный метод, используемый в культурологии, в основе которого лежит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры
типологизация
систематизация
классификация
цикличность
7. В культурологии под термином «самоидентификация» понимается…
отождествление себя с той или с другой исторической личностью
опознание личности человека, совершившего правонарушение
ощущение своей принадлежности к той или иной социальной группе, общности, являющейся носителем культурных ценностей
отнесение себя к той или другой социальной страте
8. Все известные культуры, питаемые мировыми религиями – ветви одного «древа истории». Всемирно – историческое развитие идет от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре – считал …
О. Шпенглер
Н. Я. Данилевский
А. Тойнби
9. Основные черты средневековой культуры
Полное растворение человека в коллективе, господство «Мы – сознания»
Активизация экономически развитой личности, обретающей самоуважение вследствие делового успеха, рациональности, эффективности действий в реальном (материальном) мире
Поклонение Богу, Абсолюту
Символизм, рассмотрение каждого материального предмета как изображения чего-то ему соответствующего в высших сферах
Историзм духовной жизни, обусловленный христианской идеей неповторимости событий
Реальный, земной и внутренне свободный человек является мерой всех вещей
Человек – не столько творение, сколько творец, подобный Богу, центральная сила мироздания, способная преобразовать все сущее в гармонию высшего порядка
Господство ценностей совести, веры, надежды, любви, духовности
10. Автором идеи — «История человечества представляет собой идущую законченными циклами смену перетекающих друг в друга типов культуры: чувственного, идеационального, идеалистического» был …
Н.А. Бердяев
П. А. Сорокин
В.И.Ленин
Н.О.Лосский
11. Первоначально слово «культура» в латинском языке обозначало …
способы обработки земли
правила поведения в обществе
интеллектуальные достижения человечества
создание искусственной природы
12. Функция культуры, связанная с выработкой механизмов, средств, способов, правил, при помощи которых оптимизируется, упрощается, становится более эффективным приспособление человека к природной социальной среде.
исторической преемственности
адаптационная
информационная
коммуникационная
13. Элементы культуры, обладающие определенной значимостью, измеряемой их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений – это культурные …
феномены
императивы
достижения
ценности
14. Черты античной культуры
Космологизм (осознание Вселенной как высшего единства, все элементы которого упорядочены, взаимосвязаны, взаимообусловлены и противостоят Хаосу)
Глубинным содержанием всего происходящего на земле является борьба между богами, в результате которой устанавливается или восстанавливается мировая гармония
Активизация экономически развитой личности, которая обретает самоуважение и веру в свои силы вследствие делового, экономического успеха
Формирование человеческой личности, обладающей самостоятельностью, активностью, четкой жизненной позицией, стремлением к самореализации
Антропоцентризм, утверждение идеалов внутренней и внешней красоты человека
Культура рассматривается как результат исторического развития человечества и показатель достигнутого им уровня разумных и гуманных общественных отношений
15. Культуре Нового времени присущи следующие черты
Установка на изменение и развитие. Можно познать законы природы и общества и на их основе изменить мир
Установка на достижение делового, экономического успеха как признание рациональности, полезности, эффективности действий человека в реальном (материальном) мире
Главную роль в духовной культуре общества играет религия.
Освобождение человека от иерархической сословной системы, формирование самодеятельности индивидов, развитие масштабов общения
Недостаточное практическое овладение природой компенсируется смысловым породнением с ней, мистической сопричастностью
Символизм, рассмотрение каждого материального предмета как изображения чего-то ему соответствующего в высших сферах
16. Школа в культурологии, рассматривающая историю как чередование и параллельное существование различных культур, проходящих этапы от подъема к надлому, распаду и гибели
общественно – историческая
символическая
натуралистическая
социологическая
17. Синтез культур различных слоев, групп и классов исторически сложившейся общности людей, характеризующийся единством территории и экономической жизни
национальная культура
культурно-национальная автономия
региональная культура
народная культура
18. Функция культуры, связанная с передачей социального опыта, обеспечением исторической преемственности культуры
функция социализации
информационная
адаптационная
организационно-регулятивная
19. Материальная сторона любого культурного процесса или деятельности
техника
материальная культура
природа
техническая культура
20. Передача ценностей и норм культуры от поколения к поколению это …
возрождение культуры
культурный посыл
культурное воспроизводство
культурное наследование
21. Основоположником теории «культурно – исторических типов» был …
П. Сорокин
Н. Я. Данилевский
О. Шпенглер
А. Тойнби
22. Отношения, в которых находятся между собой материальная и духовная культура
материальная и духовная культура находятся между собой в диалектической связи
деление культуры на материальную и духовную некорректно. Культурой называют все то, что создано человеком
между материальной и духовной культурой не существует связей. Они существуют автономно друг от друга
между материальной и духовной культурой глубокие качественные различия, поэтому не может быть никаких связей
23. Идея «сверхчеловека», «белокурой бестии», стоящей над толпой, с ее моралью, с ее предрассудками, принадлежит …
Ф. Ницше
И.Канту
А.Шопенгауэру
К.Марксу
24. Вхождение в культуру, освоение соответствующего миропонимания и поведения, в результате чего формируется сходство человека с представителями данной культуры в отличие от носителей других культур – это…
инкультурация
25. Цивилизация, по мысли О. Шпенглера, это…
идеал прогрессивного развития человечества как единого целого
ограниченная во времени и в пространстве культурно – историческая система, воплощающая наиболее рациональные и гуманные формы существования человека
общество на определенной ступени исторического развития с особым экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой
заключительная стадия развития любой локальной культуры, симптом ее обреченности и неизбежной гибели
26. Часть (аспект) общей культуры, означающая мир смыслов, представлений, знаний, образов, религиозно-нравственных мотивов деятельности человека – это … культура
социальная
гуманитарная
гуманистическая
духовная
27. Автором идеи — «Осевое время» культуры- это своего рода «центр» истории, открывающий возможность универсального, единого культурно-исторического развития человечества – является…
Ф. Ницше
П. Сорокин
К. Ясперс
О. Шпенглер
Источник
Культурология. Шпаргалка
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений, обучающихся по специальности «Культурология».
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культурология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
4 ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Термин «функция» (от лат. functio — «исполнение») переводится как «обязанность», «круг деятельности».
Определяющей функцией культуры является гуманистическая, или воспитательная, духовно—нравственная. Суть ее отражает понятие «культура души». От этой главной, системообразующей функции расходятся другие функциональные модификации культуры: адаптивная, регулятивная, познавательная.
Адаптивная функция культуры представлена взаимодополняющими функциями: адаптации (приспособления), социализации (включения человека в общественную жизнь) и гармонизации (примирения рациональных и иррациональных начал в человеке). Главная культурная задача, решаемая в рамках данной функции, состоит в превращении человека из биологического существа в социальное и стабилизации его в этом качестве.
Регулятивная функция может быть представлена тремя взаимодополняющими функциями: аксиологической, нормативной, семиотической.
В этом ряду наиболее важнейшей является аксиологическая (ценностная) функция. Культура — это прежде всего нормативная система, и как таковая она формирует у человека определенные ценностные ориентации (наиболее значимые предпочтения личности). Мерилом их оценки выступает нравственное содержание.
Если ценностные ориентации приобретают только прагматический характер, это может угрожать и самой личности, и обществу. Но культура не только совокупность норм, она является также совокупностью знаковых систем (речи, языка формул, искусства и т. д.).
Семиотическая (знаковая) функция предполагает знание человеком специальных языковых систем.
Познавательная функция включает в себя гносеологическую, коммуникативную и трансляционную функции.
Гносеологическая (познавательная) функция культуры определяется ее способностью концентрировать в себе опыт многих поколений людей и через его призму давать народам целостное представление о них самих. В то же время — в порядке обратной связи — сама культура, ее уровень развития служат индикатором, позволяющим судить о преобразовательной деятельности человека (природы и самого себя).
Коммуникативная функция позволяет вступать людям в общение друг с другом. Но для позитивного общения важно достичь определенного уровня взаимопонимания, формирование которого зависит от владения общей системой смыслов и специфическими языками.
Функцию трансляции, передачи социального опыта от поколения к поколению, обозначают также как информативную, или функцию исторической преемственности. В этой функции культура выступает как «память» человечества.
Источник
Основные функции культуры
Культура представляет собой многофункциональную систему. Функциональный анализ культуры предполагает наличие в любом социуме аналогичных явлений, которые выполняют определенные функции (нормы, ритуалы, общение, производство и т. д.).
Познавательная (гносеологическая) функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Эти знания могут существовать как на уровне обыденно-эмоционального – психологического сознания, так и на уровне теоретического. Н. А. Бердяев по этому поводу писал: «Она (культура) осуществляет лишь истину в познании, в философских и научных книгах, добро – в нравах, бытии и общественных установлениях; красоту – в книгах, стихах и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах и театральных представлениях».
Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические. Так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.
Информационная функция культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Культура в человеческом обществе – это большое информационное поле. Оно включает в себя машинный язык, память, программы переработки информации. Культура дает обществу языки – знаковые системы. Ее необходимым элементом является социальная память, в которой хранятся духовные достижения человечества. В ней содержатся программы человеческого поведения, отражающие опыт многих поколений.
Поэтому культура выступает как своего рода информационное обеспечение общества, причем общество само создает свое информационное обеспечение. Мир культуры представлен в трех основных аспектах: как мир артефактов, мир смыслов и мир знаков. Феномен культуры – это любые артефакты (искусственные созданные людьми предметы и явления), которые несут в себе смыслы, т.е. выступают как знаки, обладающие значениями. Совокупности знаков образуют тексты, в которых содержится социальная информация.
Эту функцию называют также функцией трансляции (передачи) социального опыта. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накопления, хранения и систематизации информации. Культуру считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, «языках» науки, философии, религии и др. В современную эпоху каждые 15 лет происходит удвоение информации.
С. Лем обращал внимание на то, что объем неизученных проблем, увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация «информационного взрыва» потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации. Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит к аномии, обрекает новые поколения на полную потерю социальной памяти (феномен манкуртизма).
Культура не наследуется или почти не наследуется генетическим и биологическим путем. Каналом передачи информации во времени и пространстве является не только духовная, но и материальная культура. Любое орудие производства или предмет потребления, представляя собой лишь очередное звено в неразрывной цепи родственных изделий или явлений, по законам семиотики несет на себе определенную информацию о человеке, об общественных отношениях своей эпохи и своей страны.
Коммуникативная функция культуры. Культура – есть условие и результат общения людей. Благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения; культура дает им средства общения – знаковые системы, языки. Результат – только благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру: в общении они научились пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли и усваивать зафиксированные мысли других людей. Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков или знаковых систем. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми.
Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык представляет важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными языковыми системами располагают и естественные науки (физика, математика, биология, химия). Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей. Суть коммуникационного процесса состоит в достижении культурно-социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.
Развитие форм и способов коммуникации – важнейший аспект культурной истории человечества. На самых ранних этапах антропогенеза люди могли входить в контакты друг с другом лишь путем непосредственного восприятия жестов и звуков. Принципиально новым средством коммуникации стала членораздельная человеческая речь. Следующий этап начинается с появления специальных средств связи. Изобретение письменности создало основу для широкого распространения коммуникации во времени и пространстве; расстояния и годы перестают быть непреодолимым препятствием к общению. Однако парадоксом современной культуры стал дефицит общения при огромной массе контактов.
Нормативная (регулятивная) функция культуры связана с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Вспомним, что еще Т. Парсонс наряду с символичностью и волюнтаристичностью считал нормативность одним из важнейших признаков культуры. Эта функция обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей.
Регулятивная функция культуры осуществляется ею на целом ряде уровней: высшим из них являются нормы морали, а потом права. Если нормы морали содержатся в основном в религиозных текстах, а также в светской морализаторской литературе, то нормы права, неизменно основываясь на нормах морали и конкретизируя их, подробно излагаются в конституциях и законах. При этом они приобретают не только нравственную, но и юридическую силу.
Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтами, отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа.
Неотъемлемой частью культуры, где проявляется ее нормативная функция, выступают обычаи и обряды. По сравнению с нормами права обычаи изменить гораздо труднее, почти невозможно.
Преобразующая функция культуры. Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека, поскольку «сущность человека не исчерпывается склонностью к самосохранению и, соответственно, склонностью к созданию удобств, более того, специфически человеческая сущность выражается в чем-то ином, по отношению к чему созидаемые удобства и обусловленное этим самосохранение составляют лишь необходимую базу».
Если рассматривать человека только как существо, стремящееся к максимальным удобствам и самосохранению, то тогда на каком-то историческом этапе его экспансия во внешнюю среду должна прекратиться, т. к. в процессе освоения и обустройства мира всегда есть определенная доля риска, сохраняющаяся с увеличением размеров преобразований. Однако этого не происходит. Ведь человеку имманентно присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.
Адаптивная функция культуры. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. Человек как биологический вид не имеет своей природной экологической ниши. У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования. Поэтому, чтобы выжить, человек вынужден создавать вокруг себя искусственную культурную среду. Биологическая незавершенность, неспециализированность, неприспособленность рода человеческого к определенной экологической защите обернулась способностью осваивать любые природные условия – не за счет изменения биологических видовых признаков, а путем формирования способности создавать искусственные условия существования. Уменьшая свою зависимость от сил природы, человек попадает в зависимость от сил культуры.
Интегративная функция культуры. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Этносы, нации и страны разделены не столько географией и политическими границами, которые легко преодолимы и изменяемы, сколько своими культурно-психологическими особенностями, имеющими многовековую историю и огромную сопротивляемость к ассимиляции и чужеродным влияниям. Таким образом, культура может выступать как фактор дифференциации и разграничения между человеческими группами, что не исключает, однако, и процессов их взаимообогащения. Более того, любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. В еще больших масштабах проявляется объединяющая роль науки, которая по мере своего развития все более становится коллективным делом всего человечества.
Функция социализации. Под социализацией понимаются включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как того требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни.
Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. Каждый человек рано или поздно оказывается погруженным в определенный культурный контекст, из которого он черпает свои идеалы, представления, правила жизни, способы действия. Культура по-разному регламентирует и гендерные (половые) социальные роли мужчин и женщин. Культурный контекст определяет формы деятельности, с которыми связана занимаемая личностью в обществе позиция.
Компенсаторная функция культуры состоит в том, что культура позволяет творчески восполнить, возместить труднопостижимое, утраченное, уравновешивает дисбаланс между потребностями и возможностями их удовлетворения.
Духовно-охранительная функция культуры состоит в том, что в культуре формируется система нравственных ценностей общества, которая способствует духовному и нравственному единству социума. Если в обществе надежно защищены нравственные ценности общечеловеческого значения, то в подобном случае и человек, и общество в целом способны избежать глубоких кризисов в области нравственности. В подобных обстоятельствах не будет почвы для существования двойной морали, пустых деклараций, раздвоения сознания, который из сферы морально-нравственной незамедлительно экстраполируются в область искусства, науки, религии, права и политики. Разрушение этой системы неизбежно приводит к духовному и нравственному кризису.
Символическая функция культуры состоит в том, что в культуре различные явления и предметы превращаются в ее символы, которые несут в себе смысл реальных предметов.
Аккумулирующая функция культуры выполняет роль человеческой памяти, с ее помощью отбираются и хранятся духовные ценности общечеловеческого и национального характера.
Рекреативная функция культуры проявляется в создании способов и учреждений, где человек получает возможность восстанавливать свои духовные силы. Обновлять и приводить в норму свой духовный потенциал, проводить своеобразную профилактику своего духовного состояния, то, что обычно называется «очищением души». Это можно делать в театре, а можно и в храме или на карнавале. В открытой культуре человек свободен в своем выборе и поэтому ему доступны все формы и функции культуры.
Эстетическая функция культуры – это функция эстетизации человеческой жизнедеятельности. Культура по своей природе является эстетико-художественным феноменом, в котором особое значение приобретает стремление человека к красоте природы и человеческих отношений, к осознанию художественных произведений. Это художественное удвоение мира в соответствии с представлениями об идеале, реализация способности человека в свободной «игре воображения». (И. Кант)
Нами рассмотрены лишь основные функции культуры. Особое внимание следует обратить на то, что каждому элементу культуры (науке, искусству, морали, праву, экономике и др.) могут быть свойственны различные функции. Так, мораль, реализуя человеческое поведение, пронизывает практически все сферы жизнедеятельности человека, нравственный аспект присутствует в каждом элементе культуры. Например, искусство, наряду с художественно-эстетической, гедонистической, выполняет и духовно-нравственную, воспитательную роль. Нравственность становится системой построения религиозных систем. В экономической культуре, предпринимательстве, политике также существуют свои «моральные заповеди».
Однако не все в культуре может быть объяснено с помощью функционального анализа. Функциональная интерпретация показывает лишь то, как культура обслуживает человека и общество.
Источник