- § 15. Искусство
- Что такое искусство
- Функции искусства
- «Теории»: Познание, коммуникация, компенсация. Какими функциями обладает искусство?
- Искусство – неотъемлемая часть современной культуры. Но в чем его назначение? Concepture публикует статью об основных функциях искусства.
- Преобразующая функция
- Компенсаторная функция
- Коммуникативная функция
- Рекомендуем прочесть:
- 1.14 Искусство
§ 15. Искусство
Почему появилось искусство? Какие общественные функции оно выполняет? Что характерно для современного искусства?
Из курса истории вы знаете, что искусство сопровождает человека с глубокой древности, по сути, с момента его становления как разумного существа. Некоторые учёные связывают появление искусства с мифологией и охотничьей магией первобытного человека. Другие рассматривают искусство в связи с потребностью всех живых существ привлекать внимание противоположного пола для продолжения рода. Есть также мнение, что истоки искусства кроются в наличии у человека нерастраченной в трудовой деятельности энергии. Некоторые учёные отмечают, что объектом художественного творчества и эстетического наслаждения становятся созданные трудом человека полезные предметы.
Что такое искусство
Вы знаете, что институты духовной культуры общества формируют разностороннюю картину окружающего мира: наука создаёт систему теоретических знаний, мораль отражает мир в категориях добра и зла, а художественная культура представляет объекты в образной форме. Искусство позволяет увидеть мир сквозь призму образности, где реальность причудливо сочетается с вымыслом, давая человеку возможность творить и расшифровывать эти образы, облекая их в рациональную форму.
Искусство не ставит целью полно, всесторонне представить тот или иной объект, явление. Также во многих случаях оно не стремится к фотографически точному отражению реальности. Творец выбирает определённые качества, стороны, проявления объекта, абстрагируясь от всех других.
Художественный образ отражает видение творцом какого-либо объекта или явления действительности, отношение творца к этому явлению. В художественном образе объединяются позиция автора-творца и восприятие зрителя, а в некоторых искусствах — и понимание, отношение исполнителя.
Восприятие художественного образа зрителем может зависеть как от качеств личности, эстетического вкуса, жизненной ситуации, так и от социально-экономической и политической ситуации в обществе, уровня развития культуры. Поэтому нередко произведения искусства прошлого воспринимаются новыми поколениями совершенно иначе, чем авторами и их современниками.
Понятие «искусство» многозначно. Вы, наверное, неоднократно встречались со следующими его значениями: искусство понимается, во-первых, как мастерство, умение, ловкость, например искусство ремесленников Древней Руси; во-вторых, как специфический вид духовно-практического освоения и эстетического отношения к действительности. Именно во втором значении оно является одним из компонентов духовной культуры общества.
Искусству свойственны образность и наглядность, использование особых способов отражения окружающей действительности (слово, звук, цвет, форма, движение и т. п.), чувственное отражение окружающего мира и обращение к эмоциям человека, ярко выраженный субъективный характер.
Функции искусства
Многообразие целей и форм эстетического освоения действительности порождает разнообразие функций искусства.
Остановимся подробнее на содержании некоторых функций искусства.
Эстетической функции искусства ещё древние мыслители придавали первостепенное значение. Искусство очищает нашу душу, влияет на наши эмоции. Оно стимулирует поиск деятельности, соответствующей этим эмоциям, обращает нас к самопознанию.
Познавательная функция искусства теснейшим образом связана с информационной. Искусство весьма информативно. В творениях отражаются культурно-исторические, национальные, религиозные и другие черты эпохи, народа, а также особенности мировосприятия самого творца. Поэтому произведения искусства — важный источник знаний об обществе в различные исторические эпохи. Соприкосновение с произведениями искусства также способствует самопознанию человека.
Коммуникативная функция искусства в первую очередь связывается с общением людей по поводу конкретного произведения или с контактом автора и зрителя посредством художественного образа, но не может быть полностью сведена к этому. Художественное произведение всегда неоднозначно, оно несёт в себе избыточную информацию, смысл которой требует поэтапного истолкования. Парадоксально, но символическая природа искусства в некоторой мере усложняет процесс общения людей, заставляя расшифровы вать символы и знаки, задумываться об общечеловеческих ценностях.
Ценноетно-ориентирующая функция проявляется двояко: с одной стороны, произведения искусства являются культурными ценностями, т.е. приобретают особую общественную и личностную значимость; с другой стороны, содержание конкретных произведений ориентирует людей в существующей системе социальных норм и ценностей, способствует выбору жизненных ориентиров.
Близкой по содержанию к ценностно-ориентирующей является воспитательная функция. Искусство всегда предполагает воздействие на мировоззрение и поведение людей. Даже просмотр произведений искусства (например, в театре или художественной галерее) нередко связан с соблюдением определённых норм и правил, а иногда он влечёт за собой пересмотр человеком собственного поведения, изменение восприятия и оценок поведения других людей.
Участие человека в процессе художественного творчества, соприкосновение с произведениями искусства позволяют ему возвыситься над повседневностью. Соприкосновение с искусством даёт возможность в некоторой степени компенсировать социальные и духовные проблемы, негативные переживания. Однако вы понимаете, что искусство неспособно реально разрешить большинство социально-экономических и духовных проблем человека. Оно, однако, может отвлечь, повлиять на изменение отношения к ним.
Существуют различные точки зрения на соотношение функций искусства. Если говорить о создании творцом особой художественной реальности как основе искусства, то основополагающей является эстетическая функция. Существует также точка зрения, согласно которой искусство, поскольку оно отображает действительность, в равной мере выполняет все названные функции. Искусство является одним из путей познания мира и человека.
Источник
«Теории»: Познание, коммуникация, компенсация. Какими функциями обладает искусство?
Искусство – неотъемлемая часть современной культуры. Но в чем его назначение? Concepture публикует статью об основных функциях искусства.
Теоретики искусства давно бьются над вопросом: зачем художник создает произведение, а общество его воспринимает? Изучение роли искусства в жизни общества от античности и до наших дней показало, что эта культурная практика отличается полифункциональностью. То есть нельзя сказать, что искусство ограничивается только одной функцией. В разные времена, конечно, могла доминировать какая-нибудь одна функция искусства, однако остальные при этом никуда не исчезали.
Преобразующая функция
Искусство – это, прежде всего, специфическая форма деятельности, поэтому первая функция связана с преобразованием реальности в процессе создания или рецепции художественного произведения. Как это происходит? Во-первых, искусство воздействует на человека идейно-эстетически, то есть оно способно формировать характер, мировоззрение и мироотношение человека, принадлежащего к определенной эпохе. Таким образом, между принципами искусства и сознанием в конкретный исторический период устанавливается взаимозависимость. Так, античное искусство формировало художественное понимание космоса, а искусство эпохи Возрождения помогало освободиться от строгих средневековых предписаний.
Творчество отдельных писателей приводило к созданию новых социальных структур, к историческим сдвигам, к переоценке общепринятых ценностей. Кроме того искусство еще и ценностно-ориентированная деятельность, поэтому оно призвано показывать человеку идеал, к которому должен быть приведен окружающий мир со всеми его наличными несовершенствами. Например, народное творчество с этой целью порождало героев с высокими устремлениями, болеющих за всех остальных людей. Любой русский богатырь – это образец мужества, патриотизма, самоотверженности. Преобразованием можно считать и возникновение в процессе творческого акта новой, художественной реальности при помощи воображения и материала (камень, дерево, краски, язык).
Компенсаторная функция
Утешать может не только философия. По мнению некоторых теоретиков, искусство тоже выполняет компенсаторную функцию, то есть может утешать человека, примирять его с действительностью, давать ему состояние полноты бытия, недостижимую в реальной жизни. Так, Э.Морен в работе «Дух времени» отмечает, что «воспринимая художественные произведения, люди снимают внутреннее напряжение, порожденное бытовой средой, компенсируя таким способом монотонность повседневности». Гармония художественного произведения своеобразно отражается на внутреннем состоянии человека, отвлекая его от проблем и неурядиц, гармонизируя его отношения с собой и миром.
Искусство способно даже вернуть человеку потерянный смысл жизни, обновить его чувства, подвигнуть на важные действия. Красота, воплощенная в творении художника, обладает, можно сказать, магической силой: наполняет жизнь эмоциями и разнообразием. Если античное искусство основывалось на такой категории, как катарсис, то современное искусство способствует утешению, изображая страдания, которые претерпевают герои. Словом, чем тягостней жизнь литературного персонажа, тем больше она утешает читателя, показывая, что реальная жизнь может быть намного хуже.
Искусство называют художественной формой освоения действительности, несмотря на то, что философия скептически относится к его познавательным возможностям (Платон исключил художников из идеального государства, а Гегель считал искусство низшей формой познания истины). Однако большинство современных исследователей признают за искусством большой познавательный потенциал. Например, из романов крупных писателей можно узнать об общественной жизни гораздо больше, чем из сухих изысканий представителей научного мира.
К тому же некоторые научные истины постичь во всей полноте помогает именно искусство. Через искусство постигается конкретно-чувственное содержание жизни, утверждается ее многообразие, открываются основные принципы бытия. С помощью искусства человек приобретает особый взгляд на реальность, а также повышает свой уровень образованности. Не зря Чернышевский называл литературу «учебником жизни», ведь она не просто ретранслирует какую-то информацию, а дает пищу для размышления, ведущего к самопознанию.
Коммуникативная функция
Искусство выступает в качестве специфического средства общения, что часто подтверждалось его сравнением с языком, основная функция которого – коммуникативная. Сегодня искусство рассматривается как семиотическая система, а потому оно позволяет обмениваться смыслами и приходить к пониманию. Как и любой язык, любое искусство имеет свой код, свои правила «прочтения». Восприятие произведения обязательно предполагает обратную связь, в литературе, например, оно осуществляется в рамках схемы автор – текст – читатель.
Здесь жизненный опыт автора и реципиента сталкиваются друг с другом, реализуя и обогащая содержание произведения. Проще говоря, художник становится добрым собеседником, который делится своими мыслями, впечатлениями, опытом, и ожидает душевного отклика, соответствующей реакции от человека на другом краю произведения. Искусство способно приводить к единству отчужденных друг от друга людей и целые народы. Понимание искусства другого народа всегда было мостом между разными культурами, путем к мирному диалогу и сотрудничеству.
Само собой, искусство не ограничивается этими функциями, поскольку еще служит передаче информации, формированию личности, ценностной ориентации и художественного вкуса, получению удовольствия и многому другому. В конечном итоге, предпочтение отдается тем функциям, которые помогают художнику осуществить свои специфические цели, а они у всех разные.
Рекомендуем прочесть:
1. В.Г.Вакенродер – «Фантазии об искусстве».
2. Р. Дж.Коллингвуд – «Принципы искусства».
3. П.Флоренский – «Избранные труды по искусству».
Источник
1.14 Искусство
Понятие и признаки искусства
Искусство – это ещё один социальный институт духовной сферы общества, удовлетворяющий духовные потребности людей в красоте. В его основе лежит неповторимое эстетическое чувство человека, которое возвышает его над природой. Искусство играет важную роль в жизни человека и общества. Оно помогает постичь суть красоты и гармонии. Что же такое искусство? Сформулируем определение:
Искусство – особая форма сознания и деятельности, отражающая окружающую действительность в художественных образах.
Изучением данной специфической части культуры занимается эстетика – наука о прекрасном и безобразном. Искусству характерны следующие особенные черты и признаки:
- Образность восприятия – искусство является способом чувственного познания. Как создаются произведения искусства? Окружающая нас действительность в сознании творца воспринимается в виде художественных образов, которые он материализует, переносит на холст, бумагу, звук и пр.
- Эстетические цели – искусство производит что-либо прекрасное, совершенное, идеальное.
- Субъективность – творец создает образ таким, каким его представляет и видит он сам. Любой деятель искусства стремится создать что-то оригинальное, отражающее его индивидуальность и в то же время что-то способное вызвать интерес у окружающих.
- Использование специфических средств – для создания произведений литературы используется слово, живописи — цвет, музыки — звук.
Функции искусства
Как и любой другой социальный институт искусство выполняет ряд значимых для общества и человека функций. Рассмотрим их.
- Познавательная – получение новых знаний через художественные образы книг, картин, спектаклей, опер, кино и т. д. Произведения искусства дают понять, в чём сущность человека и общества, позволяют приобрести опыт. Пример функции: актриса Фаина Раневская рассказывала, как прочитав повесть А. П. Чехова «Скучная история» она «поняла всё о человеческом одиночестве».
- Эстетическая – удовлетворение духовных потребностей людей в красоте и творческой активности, воспитание чувства прекрасного, формирование эстетического вкуса. Пример функции: Евгений восхитился красотой картин народного художника СССР А. М. Шилова после посещения галереи в Москве.
- Гедонистическая – искусство радует человека, доставляет удовольствие и наслаждение. Пример функции: каждый вечер Аля слушает и наслаждается Лунной сонатой Бетховена.
- Компенсаторная – в искусстве человек находит то, что не смог отыскать в реальной жизни. Пример функции: прочитав поэму И. Бродского, Арина обрела силы и уверенность в силе.
- Коммуникативная – искусство создает пространство общения людей, человека с самим собой и даже эпох. Пример функции: на выставке – инсталляции Юрий нашёл единомышленников.
- Прогностическая – искусство способно предвидеть будущее развитие общества, делать прогнозы. Пример функции: в романе «20000 лье под водой» (1870 г.) Жюль Верн описал подводную лодку «Наутилус», двигатели которого были электрическими. Спустя 90 лет появились настоящие электрические подводные лодки.
Виды искусств
Искусство воплощено в различных видах художественного творчества, которые увеличиваются с каждым днём. Отдельными его видами являются такие, как литература, театр, скульптура, музыка, хореография, архитектура, кино, дизайн, компьютерная графика и др. Все они отличаются способами и средствами создания художественных образов. Также существует объединение различных видов искусства в группы:
- Изобразительные и речевые. Данное деление произведено с точки зрения участия речи как художественного средства. К изобразительным искусствам, к примеру, относятся живопись, графика, скульптура, а к речевым литература, ораторское искусство.
- Пространственные, временные и пространственно — временные. Пространственные виды искусств занимают определённое пространство, не находятся в движении и не меняются со временем (архитектура, скульптура, фото — искусство, живопись). Временные же не меняются со временем (литература, музыка). Пространственно — временные объединяют черты первых двух групп (театр, кино, хореография).
- Динамические и статические. К динамическим можно отнести временные виды искусства, а к статическим пространственные.
Связь искусства с другими институтами духовной сферы
Искусство тесно связано с другими институтами духовной сферы. Как и религия оно познаёт мир образно, опираясь на чувства и эмоции. Оба института ориентированы на нравственность, духовное самосовершенствование. Искусство и религия обращают человека не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему, поэтому они невозможны без фантазии и воображения. Различие состоит в том, что религия основана на вере в сверхъестественное, а искусство ориентировано на эстетику. Искусство, как и наука познает мир, но кардинально разными способами и методами. Если искусство объясняет мир образно, то наука делает это категориально, с помощью понятий, теорий и законов. Произведению искусства свойственна завершенность, тогда как любое исследование науки имеет своих предшественников и последователей. Искусство создаётся «раз и навсегда», тогда как наука никогда не будет «закрытой книгой», в которую больше нечего писать. Искусство субъективно, наука объективна.
В ст. 44 Конституции РФ гарантируется свобода творчества. Государство оказывает поддержку искусству. Одним из способов такой поддержки является проведение Министерством культуры РФ конкурса на присуждение грантов для реализации творческих проектов в различных видах искусства.
Источник