Фронтальный способ занятия с детьми

Формы организованной образовательной деятельности в ДОУ

Анжела Булдакова
Формы организованной образовательной деятельности в ДОУ

В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком — трудности в индивидуализации обучения.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.

При проведении непосредственно образовательной деятельности выделяется три основные части:

Первая часть — введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.

Вторая часть — самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

Третья часть — анализ выполнения задания и его оценка.

Требования к организации непосредственно образовательной деятельности

Гигиенические требования:

-непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;

-воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка,

-не допускать переутомления детей на занятиях.

-предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.

Дидактические требования:

— точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;

— творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве;

— определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;

— выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД;

— обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;

— использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки, словесные и игровые приемы, дидактический материал.

— систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

Организационные требования:

— иметь в наличие продуманный план проведения НОД;

— четко определить цель и дидактические задачи НОД;

— грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;

-поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД.

— не смешивать процесс обучения с игрой, т. к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.

— НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям;

— НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);

— организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.

Формы работы, соответствующие видам детской деятельности.

Двигательная деятельность:

— Физкультурные праздники и досуги.

Читайте также:  Способы приготовления купатов купленных

— Самостоятельная двигательная деятельность детей.

— Интегрированные физкультурные занятия: с развитием речи, с познавательными и музыкой.

Игровая деятельность:

— Сюжетно – ролевые игры.

— Игры с правилами.

-Изготовление продуктов детской деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, творческие работы.

Коммуникативная деятельность:

— Игры с правилами.

— Просмотр видеофильмов по правилам этикета и общения детей и взрослых.

Трудовая деятельность:

— Труд в природе, уход за растениями.

— Игра в профессии.

Познавательно – исследовательская деятельность:

— Решение проблемных ситуаций.

— Опыты и экспериментирование.

— Дидактические познавательные игры.

— Сбор информации об изучаемом объекте.

Музыкально-художественная деятельность:

— Подвижные игры с музыкальным сопровождением.

Чтение художественной литературы:

— Пересказывание и рассказывание.

— Ролевая игра «Библиотека».

— Развлечения и досуги по литературным материалам.

Нетрадиционные формы организации образовательной деятельности по физическому развитию в ДОУ «Нетрадиционные формы организации образовательной деятельности по физическому развитию в ДОУ» «Здоровье дороже богатства» – утверждал.

Формы детской деятельности в ДОУ В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации.

Формы организованной образовательной деятельности Формы организованной образовательной деятельности Индивидуальная Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако.

Карта анализа организованной образовательной деятельности КАРТА АНАЛИЗА ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ___ 1. Тема: 2. Дата проведения: 3. Возрастная группа: 4.

«Зимушка-зима». Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие» Раздел: Связная речь Тема: Возрастная группа: подготовительная Программное содержание: 1. Развивать умение поддерживать беседу;.

Конспект организованной образовательной деятельности по модульно-конструкторской деятельности «Как мы мосты строили» (4–5 лет) Конспект организованной образовательной деятельности по модульно- конструкторской деятельности «Как мы мосты строили» (средняя группа).

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе на тему «Зимушка-зима».

Конспект организованной образовательной деятельности «Вулкан» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад комбинированного вида «Сардана» С. ХатыстырАлданский район Республика Саха (Якутия).

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри» Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 36 «Светлячок»» Кузнецова Т. Г..

Вариативные формы, методы и средства в образовательной деятельности ДОУ Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативность.

Источник

Особенности организации психологом ДОУ фронтальных развивающих занятий в условиях инклюзивного образования

Олеся Емельянова
Особенности организации психологом ДОУ фронтальных развивающих занятий в условиях инклюзивного образования

Особенности организации педагогом-психологом ДОУ фронтальных развивающих занятий в общеразвивающих группах старшего дошкольного возраста, при условии, что эти группы посещают дети с ОВЗ.

В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования, которое нацелено не только на традиционные образовательные достижения, но и на обеспечение полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе всех его членов, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ОВЗ, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей. Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, администрации).

На протяжении моей работы в ДОУ довольно часто складывалась такая ситуация, когда в общеразвивающих группах осуществлялось совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Разумеется, вся деятельность в таких группах строится в соответствии с образовательной программой ДОУ, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации с учетом особенностей психофизического развития и возможностей здоровых детей. Соответственно, и организация развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста педагогом-психологом изначально ориентирована на детей условную норму.

Читайте также:  Способы возбуждения электромагнитных волн

Особые образовательные потребности различаются у детей с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Считаю необходимым отметить, что говоря о включении в занятия фронтальной организации детей с ОВЗ, я имею ввиду детей с так называемой задержкой психического развития и детей с легкой степенью тотального недоразвития ВПФ.

Инклюзивный подход к организации фронтальных занятий предполагает учёт необходимости реализации возможностей каждого ребёнка. Это требует достаточно сложных организационных усилий. Когда для всей группы детей предлагаются единые занятия, один режим дня – это одна ситуация. Когда мы ориентируемся на интересы и возможности ребенка с ОВЗ, а детей в группе 20 – это совсем другая ситуация.

Важно помнить о следующих особенностях организации фронтальных занятий:

• В процессе реализации развивающего курса необходимо помнить, что организация деятельности группы может модифицироваться в соответствии с динамикой развития ситуации в группе – неожиданными изменениями окружающей обстановки и/или специальными потребностями ребенка с ОВЗ.

• При проведении занятий предполагаются разные формы активности детей в малых группах и в целом в группе, разноуровневые задания, с учетом индивидуальных особенностей детей.

• При планировании учитывается баланс между спокойными и активизирующими элементами занятия, индивидуальными заданиями, работой в малых и больших группах, структурированным и неструктурированным обучением.

В системе фронтальных занятий организуемых в группах включающих детей с ОВЗ,должны присутствовать:

— пропедевтические или дополнительные фрагменты содержания, предназначенные для заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире в соответствии с характером нарушения развития;

— средства актуализации знаний и личного опыта;

— средства активизации познавательной деятельности и мотивации учения;

— средства, направленные на развитие речи и мышления ребенка с ОВЗ в соответствии с особенностями недостатков развития;

— средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития; задания, упражнения для развития навыков предметно-практической деятельности;

— упражнения, направленные на формирование и развитие компенсаторных механизмов средствами данного развивающего курса у ребёнка с теми или иными отклонениями в развитии.

Должны быть также учтены:

особенности восприятия, внимания, речи, мышления, памяти данной категории детей с отклонениями в развитии;

— возможность дифференцированного и индивидуального подхода к обучению с применением дидактического материала, развивающих тетрадей;

— требования к речевым инструкциям и объяснениям педагога-психолога в соответствии с речевыми и интеллектуальными особенностями ребёнка с ОВЗ.

Необходимость социализации в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников диктует необходимость решать на фронтальных занятиях и такие задачи как:

• создание общности детей и взрослых, основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;

• формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми;

• формирование умения поддерживать друг друга;

развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;

• активизация способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности;

• формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.

Фронтальные формы организации детей на занятии призваны решать как познавательные, так и социальные задачи. Для организации педагогического процесса в группах с детьми с ОВЗ весьма эффективна такая форма занятия, на котором дети в начале занятия рассаживаются по кругу, играют или выполняют упражнения вместе в особой спокойной, доверительной атмосфере. В кругу все видят друг друга, могут взглянуть друг другу в глаза, взяться за руки. Традиционность в построении кругов, их проведение в одно и то же время (с круга начинается каждое занятие, и кругом заканчивается) дает ребенку уверенность в безопасности, устойчивости внешнего мира. В кругу дети учатся общаться со сверстниками и со взрослым, что является основой для дальнейшего развития личности, успешной социализации.

Читайте также:  Выполнение сварных швов обратноступенчатым способом

Фронтальное занятие предоставляет возможности для сочетания фронтальной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы дошкольников. Групповые формы работы способствуют активизации деятельности детей, более полному вовлечению их в учебный процесс, практическому освоению умений коллективной деятельности и навыков социального поведения, активизации речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности в условиях естественной, ситуационной мотивации общения, познания, межличностного взаимодействия. Работа парами, и мини группами позволяет осуществлять взаимообучение детей, развивает самостоятельность, инициативность, ответственность, чувство товарищества, партнерства, готовности к взаимопомощи. В то же время в работе с детьми с ОВЗ существует система пропедевтической работы, благодаря которой подготовка к освоению каких-либо новых знаний на фронтальном занятии готовится педагогом-психологом заранее, через систему подготовительных упражнений, включенных в структуру индивидуальных коррекционных занятий.

Учебно-познавательная деятельность ребёнка с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных, применяемых в обучении нормально развивающихся детей средств, поэтому необходимо применение специфических приемов и средств обучения и воспитания. Принимая во внимание тот факт, что содержание должно быть усвоено не только нормально развивающимися детьми, но и детьми с тем или иным отклонением в развитии, спектр и комбинации приемов и средств обучения приобретают особое своеобразие.

Поэтому к речи педагога, как средству обучения и воспитания, в силу специфики контингента обучаемых предъявляются особые требования. Речь должна звучать внятно, отчетливо, естественно. Педагог-психолог должен уметь прогнозировать содержание и ритм учебного занятия как речевого события, владеть техникой речевой импровизации, находить и использовать ситуации, способствующие активизации речевой деятельности каждого ребёнка, обладать бездефектным произношением, умением строить краткие и точные фразы.

Такое средство обучения как дидактический материал предназначено для практической деятельности ребенка с расчетом на максимально возможную степень самостоятельности. Его использование позволяет детям легче усваивать учебный материал, он может быть подобран в наиболее полном соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребенка.

Я считаю целесообразным использование на фронтальных занятиях специальных кинезиологических комплексов, которые могут быть использованы и применительно к детям с дисфункциональным развитием мозговых структур. Такие комплексы упражнений позволяют более эффективно корректировать нежелательные формы поведения у дошкольников, отклонения в развитии психических процессов, а также помогают овладевать умениями, которые ранее были им недоступны.

Очень важное место в системе организации занятий имеет правильное взаимодействие педагога-психолога и воспитателя, который не просто присутствует, а берёт на себя часть организационных и сопровождающих обязанностей, давая возможность психологу уделить время нуждающимся детям.

Грамотная и скрупулезная организация фронтальных занятий педагогом-психологом необходима для стимуляции развития как нормально развивающегося ребёнка, так и ребёнка с ОВЗ. Основной ориентир такой практики — ориентация на «зону ближайшего развития» и логика сознательного разумного превышения актуальных возможностей и потребностей ребёнка, когда обучение «ведёт» за собой развитие. Именно такой подход в традициях отечественной педагогической культуры проверенной практически вековой практикой!

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных.

Кружковая работа. «Корзина с фруктами» Н вая работа детей с ограниченными возможностями, посещающими мой кружок «Разноцветная палитра». Работа выполнена в нетрадиционной технике.

Источник

Оцените статью
Разные способы