Фронтальный способ проведения практической работы

Формы проведения практических занятий

В учебном процессе используют две формы проведения практических работ:

Ÿ фронтальная, при которой после изучения на лекции теории все студенты группы выполняют одновременно одну практическую работу или на одинаковом оборудовании; в таком случае имеется единый план и одинаковая последовательность действий для всех студентов группы;

Ÿ индивидуальная, при которой студенты группы, разделены на группы, выполняющие разные по тематике, содержанию и плану практические работы. К такой форме прибегают при отсутствии надлежащей материальной базы для реализации фронтальной работы студентов.

Обе формы проведения практических занятий имеют преимущества и недостатки. К преимуществам фронтальной формы проведения практических занятий ученые причисляют:

— непосредственная связь с изученным учебным материалом, способствует формированию практических умений и навыков; реализуется принцип систематичности и последовательности;

— благоприятные условия работы преподавателя: фронтальный инструктаж перед работой и в процессе ее выполнения; подготовка учебно-материальной базы, контроль за ходом работы, проверка ее результатов, возможность обсуждения результатов работы группы на текущем или следующем занятии.

К недостаткам фронтальной формы проведения практических работ относят:

— возможность возникновения психологического дискомфорта у студентов, если по каким-то причинам перед практическим занятиям не изучался теоретический материал.

Единственным преимуществом индивидуального практикума является возможность использования сложного современного оборудования, которое вуз имеет в одном экземпляре. Основным недостатком является то, что некоторые практические работы студенты должны выполнять тогда, когда им по тематике этих работ еще не изучался теоретический материал и его нужно изучить самостоятельно.

Фронтальную форму проведения практического занятия можно использовать для работ ознакомительного или познавательного характера. Для более сложных практических работ, требующих значительных затрат времени и использования дорогостоящего оборудования, целесообразно проводить практические работы в форме индивидуального практикума циклического характера, при котором студенты работают на одном и том же оборудовании группами по графику, что позволяет выполнить все запланированные работы, предусмотренные учебной программой.

На практических занятиях студентам следует придерживаться принципа максимальной самостоятельности. Они должны самостоятельно выполнить работу, оформить протокол (отчет) и дать интерпретацию результатов. Конечно, при возникновении существенных затруднений в процессе работы студенты могут консультироваться у преподавателя.

Оценки, полученные за отдельные практические занятия, преподаватель учитывает при выставлении итоговой оценки по дисциплине. Оценка работы студентов в процессе занятия способствует контролю и активизации учебно-познавательной деятельности.

Каждое занятие целесообразно заканчивать кратким выводом и рекомендациями преподавателя относительно дальнейшей работы. В таком случае практические занятия вместе с лекциями способствуют созданию перспективы в работе студентов.

Значение для практических занятий имеет использование активных методов обучения: неимитационных (дискуссии, экскурсии, выездные занятия), имитационных неигровых (анализ конкретных ситуаций, решение производственных задач, разбор документации, действия по инструкции), имитационных деловых, ролевых игр, игрового проектирования.

Читайте также:  Сколькими способами 10 игроков волейбольной команды можно выбрать стартовую шестерку

Эффективность практического занятия во многом зависит от умения преподавателя владеть вниманием студентов, внедрять элементы состязательности между ними, осуществлять дифференцированный подход при подборе групп для совместной деятельности на практических занятиях, обеспечивать прямое руководство (планирование, специальное конструирование задач, контроль) и опосредованное (влияние на мотивы, установки, цели студента).

Лабораторные занятия

Эффективной формой организации учебного процесса в высшем учебном заведении, которая максимально основывается на самостоятельной работе студентов, является лабораторное занятие.

Лабораторное занятие – форма учебного занятия, при которой студент под руководством преподавателя проводит естественные или имитационные эксперименты или опыты с целью подтверждения отдельных теоретических положений определенной учебной дисциплины, приобретает практические навыки работы с лабораторным оборудованием, вычислительной техникой, измерительной аппаратурой, методикой экспериментальных исследований.

Перечень тем лабораторных занятий определяется рабочей программой учебной дисциплины. Количество студентов на таких занятиях не превышает половины академической группы.

Приступая к работе в лаборатории, студенту следует знать, что любое несоблюдение расписания занятий и дисциплины будет считаться нарушением его служебных обязанностей. Преподаватель, который впервые встречается со студентами на вводном занятии, должен ознакомить их с общими правилами работы в лаборатории, техникой безопасности, которые они обязаны неукоснительно выполнять.

Разработаны следующие требования к студентам, соблюдение которых имеет значение для воспитания у них ответственного отношения к своим обязанностям:

1)лабораторные занятия проходят в предусмотренное расписанием время. Студенты, которые не явились на лабораторную работу или не допущены к ней из-за плохой подготовки, выполняют работу по дополнительному расписанию за счет личного времени;

2)порядок выполнения лабораторных работ определен графиком, который вывешивают на доске объявлений в лаборатории;

3)студент, опоздавший на занятия, к работе не допускается;

4)в лаборатории необходимо соблюдать тишину. Разговаривать по поводу выполнения работы следует только вполголоса;

5)студенты должны бережно относиться к материальным ценностям лаборатории. В случае неисправности лабораторных установок, измерительной аппаратуры и порчи инструкций к лабораторным работам по вине студентов они несут материальную ответственность;

6)запрещено ходить по лаборатории во время занятий. Выходить из лаборатории можно только с разрешения преподавателя;

7)рабочее место студента в лаборатории должно быть в чистоте и порядке.

Во время выполнения лабораторных работ формируются умения и навыки работы с измерительной аппаратурой, расчета отдельных узлов и процессов. Формируются отдельные технологические умения и навыки, необходимые специалисту в будущей сфере деятельности.

Источник

Статья по теме «ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ»

(Хабарская средняя общеобразовательная школа № 2, с. Хабары)

ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

В статье описывается одна из традиционных форм организации учебной деятельности учащихся, её основы, цели и результаты использования в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Описываются средства и формы, используемые при фронтальной работе на уроках математики.

Читайте также:  Амортизацию нма для целей бухгалтерского учета можно начислять способами

Ключевые слова: фронтальная работа, мотивация, компетентность, учебная деятельность, активизация деятельности, результаты обучения, математические тренажёры.

Эффективность образовательного процесса в современной школе зависит от многих факторов: уровня подготовки учащихся и их мотивации к обучению, учебного оборудования кабинета и наглядных пособий, личности учителя и его педагогического мастерства. Если у учителя есть желание сделать процесс обучения интересным, эффективным, то его успешность и качество гарантированно.

Для организации познавательной деятельности учащихся используют три формы работы: индивидуальную, фронтальную и групповую. Именно сочетание этих форм приносит ожидаемые положительные результаты обучения.

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты.

Необходимость таких занятий обуславливается едиными учебными программами, обязательными для изучения всеми учащимися.

При фронтальной работе ученик проявляет себя как личность, демонстрирует свои знания, эрудицию, память, желание и умение трудиться в коллективе. Это является основным достоинством фронтальной работы.

От учителя, естественно, требуется большое умение найти посильную работу мысли для всех учащихся, заранее проектировать, а затем и создавать учебные ситуации, отвечающие задачам урока; умение и терпение выслушать всех желающих высказаться, тактично поддержать и в то же время внести необходимые коррекции в ходе обсуждения. При такой деятельности учитель имеет возможность наблюдать и оценивать общий настрой учащихся в работе, их отношение к изучаемому материалу и взаимоотношения друг с другом.

Если учитывать требования к результатам обучения, предъявляемые ФГОС, использование фронтальной формы организации учебной деятельности учащихся обеспечивает достижение метапредметных результатов обучения:

регулятивные: умение ставить цели, планировать пути их достижения; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

коммуникативные: умение организовывать учебной сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать одноклассников, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

познавательные: умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач; строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы; видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни; выбирать и создавать алгоритмы для их решения.

Фронтальная работа — это одна из самых старых и традиционных видов работы учителя, неотъемлемая часть классно-урочной системы. Фронтальную работу мы используем на всех этапах урока любого типа.

При организации фронтальной работы для повышения мотивации учащихся, для развития их ИКТ — компетентности, я использую интерактивную доску, документ-камеру. Регулярно, во всех классах на уроках использую “незаменимые” презентации Power Point , листы с математическими тренажёрами, кроссворды, анаграммы, вопросники, и т.д.

Читайте также:  Лучшие способы удовлетворить мужчину

Например, на этапе актуализации и пробного учебного действия при изучении темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5-м классе, «Тригонометрические функции» в 10-м классе для отработки вычислительных навыков, для построения грамотной математической речи использую математические тренажёры (фрагмент, Таблица 1, 2)

Математические тренажёры, 5 класс

Математические тренажёры, 10 класс

cos 2 — 1

cos

sin

tg

ctg

y = tg

Часто на уроках при работе с тренажёрами не сама формулирую задание, а прошу учащихся это сделать. Ребята обычно к одному заданию предлагают несколько вариантов формулировок. Например, пятиклассники формулируют задание так: «Вычислите», «Найдите значение выражения», «Выполните математические действия» (Таблица 1). А в 10-м классе к 4-ой строке Таблицы 2 предлагают несколько заданий: «Укажите область определения функции», «Найдите множество значений функции», «Найдите наименьший положительный период функции», «Что является графиком функции?» и т.д.

Переходя к этапу выявления места и причин затруднения на уроке открытия нового знания (постановки и решения учебной задачи) для создания проблемной ситуации, учитель может

1) задать “каверзный вопрос”, используя математические выражения из тренажёров, или предложить решить задачу, красочно оформленную на слайде, например, “Куб со стороной 1 м распилили на кубики со стороной 1 см и положили их в ряд (по прямой). Какой длины оказался ряд?” (тема «Объём прямоугольного параллелепипеда», 5 класс);

2) построить подводящий диалог;

3) сообщить тему урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема, например, вместе разгадать кроссворд с выделенным словом.

Необходимо отметить, что фронтальная форма работы имеет и свои слабые стороны: в определенной степени усредняет задания по объему и рассчитана на единый темп работы, а при неудачной ее организации, создает видимость коллективного труда.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. И если учитель использует на уроках фронтальную работу, то её результатом должно стать умение учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Учитель должен организовать урок так, чтобы у детей «горели глаза» при решении интересных задач и чтобы урок казался им коротким.

1. Формы организации познавательной деятельности на уроке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.plam.ru/shpori/pedagogika/p49.php, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 20.08.2017).

2. Рослова, Л.О. Устные упражнения [Текст] / Л. Рослова // Математика: первое сентября. – 2010. — № 3. — с.1.

3. Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока математики [Текст] / С. Г. Манвелов // М: Просвещение, 2002. – 175 с.

Источник

Оцените статью
Разные способы