Французский изобретатель способ литья

Французский изобретатель способ литья

Инженером Брянского завода А.З. Рожковым был изобретен способ отливки многослойной стали.

А.З. Рожков

Александр Зиновьевич Рожков – талантливый инженер-технолог, директор Брянского завода, крестьянский сын, который всего достиг трудом, благодаря способностям и воле. О нем теперь мало кто помнит. В документах облгосархива сохранились сведения об этом человеке.
Александр Зиновьевич Рожков уроженец с. Дубно Волынской губернии (ныне Ровенская область). Закончил начальное училище и смог поступить в гимназию в г. Холме (ныне г. Хелм в Польше). Нет сведений о том, как ему удалось закончить гимназию, ведь образование было платным. Видимо, нашелся добрый состоятельный человек, который помог способному крестьянскому мальчику. Впоследствии и сам Александр Зиновьевич, работая в Бежице, возглавлял Попечительский совет при женской гимназии и Родительский комитет при мужской гимназии, где учились четыре его сына. Приехав после окончания гимназии в Москву, Рожков год проучился в Московском университете на физико-математическом факультете, затем перешел в техническое училище. Потом он работал на постройке железной дороги, на нефтепромыслах Грозного и на заводе Нобеля в Баку. Дипломная работа его была посвящена вопросу переработки нефти. После успешного завершения учебы в Москве Александру не хотелось возвращаться на родную Волынь: там никто его не ждал, да и подходящей работы не найти. А здесь приятель предложил ему незавидную работу канцеляриста в Московском земстве. Конечно, конторская работа его не привлекала, но как временная устраивала.

В.Ф. Голубев

Как-то судьба свела Александра Рожкова с учредителем Брянского рельсопрокатного завода инженером Виктором Федоровичем Голубевым. Разговорилсь. В.Ф. Голубеву понравился молодой, серьезный, думающий человек, тоскующий по самостоятельной работе. За первой встречей последовала вторая, третья. И Голубев предложил Рожкову приехать в Бежицу. Если его устроит предложенная работа, он сможет рассчитывать и на заводскую квартиру. Так, в 1898 году Александр Зиновьевич Рожков появился в Бежице. Ему предложил заведовать заводской лабораторией. Затем он был переведен помощником заведующего сталелитейной мастерской и занимался отливкой и закалкой снарядов, а с 1905 года стал металлургом по артиллерийским изделиям. Молодой специалист высоко ценил доверие руководства и по-настоящему увлекся работой. Еще во время учебы Александру довелось слушать лекции профессора Д.М. Чернова. Мысли профессора о том, что металл только с виду одинаков, а в действительности его разнообразию и свойствам можно дивиться, запали в душу студента. Правление Акционерного общества Брянского завода трижды командировало способного инженера за границу для изучения передового опыта по производству высших сортов стали в мартенах и электроплавильных печах. После первой поездки за границу Александр привез уйму разного оборудования для лаборатории. И она преобразилась. Улучшились анализы, конкретнее стали рекомендации металлургам, повысились требования к плавке. Доволен был Александр, довольно было и начальство. Рожков блестяще проявил себя в научных изысканиях и практической работе. Требовательный и жесткий директор Брянского завода Б.И. Буховцев назначает его заведующим мартеновскими печами. Александр Зиновьевич строго следил за режимом работы заводских мартенов, требовал соблюдения режима плавок. Когда на заводе стали изготавливать корпуса снарядов, военные постоянно требовали повышения качества. Именно в это время Рожков стал настойчиво вести поиск необходимых марок стали. Учитывая требования военных, Александр Зиновьевич успешно подбирал необходимый металл.

В 1909 году А.З. Рожкова назначили главным металлургом завода в Бежице. Вскоре у него появился новый толковый инженер Сергей Пенязев, который понимал, чего хотел Рожков. Он стал настоящим помощником главного металлурга. В связи с утяжелением локомотивов встал вопрос о повышении качества рельсов, их надежности. Появилась идея создания многослойной стали для рельсов. За нее ухватился А.З. Рожков. Он начал экспериментировать. Однако это оказалось непростым делом.

Читайте также:  Какие способы вы использовали для устранения лексической ошибки плеоназма тавтологии
Патент №429 на изобретение способа отливки многослойной стали, выданный французским национальным ведомством промышленных предприятий 27 июля 1911 года Акционерному обществу Брянского завода.
ГАБО, ф. 220, оп. 1, д. 121а, л. 6

Александр Зиновьевич проявил упорство и настойчивость. Выпуск других рельсов усложнил технологию, требовал новой оснастки, но Рожков добился изготовления таких рельсов. Испытания дали положительные результаты. Ему удалось изобрести комбинированные стальные отливки («многослойная сталь») особой прочности. На заводе отливки применялись для изготовления панцирных отвалов плугов и панцирных рельсов. Такие рельсы были изготовлены для Томского участка Сибирской железной дороги и Екатери нинской железной дороги (на юге России). Были начаты работы по применению этого метода на государственном броневом заводе в Колпино.

И вот 21 июня 1911 года А.З. Рожков зарегистрировал патент на получение многослойной стали. Изобретение было запатентовано в США, Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Швеции, Италии, Японии, Испании, Канаде, Венгрии и ряде других стран. Начались испытания.

Но увы, все так и закончилось испытаниями, поскольку изготовление многослойных рельсов требовало новой оснастки и технологии. Это значительно удорожало бы производство и не выдерживало бы конкуренции с обыкновенным утяжелением массы рельсов. Однако многослойная сталь очень пригодилась для изготовления плугов, что повысило качество и увеличило спрос на эту продукцию Брянского завода.

Предметом изобретения являлся способ литья многослойной стали, способ, при котором можно получить в одной форме из металла или в одной формовочной опоке стальные слитки, изделия из литья из различных видов стали, т.е. стали разных составов по их толщине. Чтобы отлить стальной слиток в два, три или больше слоев стали различных химических составов помещают в форму так, чтобы они как можно плотнее соприкасались с внутренней поверхностью формы. Для того, чтобы железные листы были прочны закреплены на месте, на дне устанавливают распорные кольца нужных размеров, а наверху на брусьях, держащих листы, с той же целью закреплены концы трубок соответствующей длины. Чтобы получить личную связь между смежными слоями стали, железные листы могут быть снабжены шрифтами из железа с прямоугольным или круговым сечением, толщина которых не должна превышать толщину листов, они не должны образовывать выступ на поверхность листов более 7/8 толщины соответственного стоя стали. Сталь нужного состава поступала в камеру через литник. Листы должны быть тщательно раскислены и очищены. При надобности их можно так же подогреть перед литьём. Толщина железа не должна быть менее 1 мм и принимается соответственно нужной толщине каждого слоя стали. Стали различных химических составов, находящиеся в разных литьевых ковшах, выливаются одновременно в литник, откуда они поднимаются в верхнюю часть формы и соединяются с листами мягкого железа, однако не расплавляя их, так что смешение различных видов стали, находящейся между ними, исключается. Как только уровень стали в формовочных камерах равномерно заполнен до соответственных высот литьё прекращают и получают, таким образом, слиток из различных слоев стали, соединенных между собой посредством листов мягкого железа.

Таким образом, способ получения при литье стальной отливки двух, трех и более слоев, различных по химическому составу, характерен тем, что он основывается на горячей смеси расплавленной стали, различной по химическому составу, с листами из малоуглеродистого железа, которые при необходимости могут быть предварительно подогреты и предварительно раскислены и очищены на поверхности, применены в форме листов, которые снабжены также ровно очищенными стержнями, проникающими в смежные слои стали, эти листы плоской формы, цилиндрической или конусной, будучи закреплены в песочной форме или другой форме, образуя различные камеры, в которые заливают соответственно по сифонным каналам и сверху стали железного различного состава из различных ковшей (ГАБО, ф.220, оп.1, д.121а, лл. 2, 3, 5). Изобретенный метод отливки изделий из многослойной стали позволил значительно повысить качество многих видов продукции. С американской стороной возник конфликт по приоритету в открытии способа. Заводских инженеров обвинили в использовании их достижений. Однако, Рожков сумел доказать превосходство своего метода и недостатки американского способа. 28 апреля 1912 года конфликт был разрешен в пользу Брянского завода.

Читайте также:  Математика 2 класс как решить задачу двумя способами

Александр Зиновьевич стал пользоваться в Бежице заслуженным авторитетом. Он был избран депутатом совета заводского общества взаимного кредита, почетным членом заводского добровольного пожарного общества и в другие общественные организации Бежицы.
После Октябрьской революции и национализации завода было введено правительственное правление заводом. В феврале 1918 года директором завода снова стал А.З. Рожков. В этот трудный период, когда продовольствие отмерялось пайками в фунтах, и бывали дни, когда дневной паек составлял ¼ фунта, т.е. 100 гр. хлеба, особо ценные для производства специалисты получали кроме пайка ежемесячно, «натуральные премии». Александр Зиновьевич в 1920 году получил «за сверхурочные работы и особый вклад в производство» получил такую «натуральную премию»: 17 3/8 фунта (около 8 кг) муки, 1 7/8 фунта (около 1 кг) рыбы, 4 ½ фунта (примерно 2 кг) соли, 6 аршин (4 м) натурфактуры, 7 фунтов (3 кг) керосина, 1 ¼ фунтов (0,5 кг) сахара, 1 ¼ фунта (0,5 кг) масла, 1/8 фунта (57 гр) чая (ГАБО, ф. Р-3010, оп.1, д.44, л.8).

Немаловажное значение в налаживании работы завода имели «Временные правила внутреннего распорядка». В составлении и введении в жизнь этих правил принимал самое активное участие Александр Рожков.
А.З. Рожков работал на заводе до августа 1923 года, возглавлял производственный отдел, которому подчинялись все основные цеха, в том числе горячие. В 1921 году была проведена реконструкция ряда цехов. Проработав 25 лет, он покинул завод. Судя по всему, его с группой других специалистов отозвали в Москву в ВСНХ, т.к. его работами по специальным сталям интересовалось Главное артиллерийское управление.

Материал подготовила Желтоногова Т.А., сотрудник ЦГБ им. П.Л. Проскурина

Источник

Французские изобретения

Франция – родина множества изобретений, лауреатов Нобелевской премии и блестящих ученых, сделавших знаковые открытия. Если вы изучаете французский язык, науку, историю или просто интересуетесь страной, то, несомненно, слышали о большинстве из этих изобретений, сделанных знаменитыми французами.

Французские изобретения, которые изменили мир

Будь то наука или архитектура, французские изобретатели действительно блещут оригинальностью и находчивостью. Узнайте больше о знаменитых ученых и об их изобретениях, которые вошли в мировую историю, а некоторые так и вовсе, без преувеличения, изменили жизненный уклад.

Система Брайля

Система Брайля, метод чтения и написания для слепых, был изобретен во Франции. Луи Брайль был невероятно умным и творческим учеником. Он случайно ударил себя шилом, вызвав инфекцию, которая впоследствии оставила его слепым. Уже после того, как он ослеп, он научился виртуозно играть на виолончели и на оргáне. Все это произошло, когда Луи было всего 15 лет, затем у него появилась идея создать систему из шести точек, чтобы слепой или слабовидящий человек мог читать, используя одни только кончики пальцев.

Кондитер по имени Николя Аппер изобрел способ сохранения продуктов, который теперь мы именуем консервированием. Его метод заключался в следующем: стеклянную тару (банку, бутылку) наполняют продуктами, оборачивают в холст для защиты, а затем окунают в кипящую воду. Говорят, что таким образом изобретатель умудрился законсервировать целую овцу.

Вы когда-нибудь задумывались, как появились буи, отмечающие место, где безопасный мелкий берег встречается с глубокими водами? Буй – одно из творений французского изобретателя и первопроходца в подводном плавании Жоржа Бюша. Помимо буйков, которые, как известно, и по сей день применяются на всех курортах, в том числе и на курортах Франции, Жорж Бюша придумал множество вещей, которые способствовали изучению океана, включая:

Читайте также:  Способы нормализации производственного микроклимата

— Регуляторы Souplair и Atmos;

— Ружье для подводной охоты;

— Корпусы для подводной камеры.

Пружинный манометр (Bourdon Gauge)

Bourdon Gauge — французское изобретение, которое измеряет давление в фунтах на квадратный дюйм. Оно было создано Юджином Бурдоном в то время, когда аварии на паровых двигателях были обычным делом. Частично такая высокая аварийность была связана с невозможностью правильно измерить давление до взрыва. Калибровочная машина Бурдона сделала поезда более безопасными. Она применяется и по сей день.

Француженка Эрмини Кадоль изобрела бюстгальтер. Свой бизнес Кадоль начала с открытия магазина нижнего белья, куда приходили женщины, с них снимались мерки, и по индивидуальным параметрам шилось на них белье, конечно, учитывая рекомендации и советы для женского здоровья. Вряд ли Эрмини знала, что ее изобретение войдет в века и станет очень прибыльным сегментом современного бизнеса.

Жюль Карпентье разработал подводный перископ. Хотя это самое известное его изобретение, в целом он посвятил жизнь разработке камер для кинематографии. Также он работал над усовершенствованием техники для фотографов.

Джон Теофил Дезагюлье – тот человек, которому приписывают изобретение планетария, основываясь на сделанных им чертежах. Факт, конечно, не доказан, однако именно его популяризация законов термодинамики Ньютона действительно продвинула науку.

Самые ранние парашюты представляли собой кусок ткани, обернутый вокруг деревянной рамы. Как можно себе представить, они были громоздкими и очень ограниченными по своей пользе. Андре-Жак Гарнерен участвовал в создании воздушного шара и решил создать шелковый парашют, похожий на большой зонт, который прикреплен к корзине. Когда изобретение перестало быть только замыслом и было претворено в жизнь, пассажиры смогли кататься в корзине с парашютом, развернутым, как гигантский зонтик.

Создание первого парохода приписывают французскому изобретателю маркизу де Жоффруа д’Аббану. Он первым запустил 13-метровый пароход в далеком 1776 году. В конечном счете его успеху помешала французская революция, в ходе которой науке уделялось минимальное внимание. После ее окончания изобретатель продолжил творить, но в 1832 году его подкосила эпидемия холеры, от которой он и скончался, но еще при жизни ученые признали его изобретение. Его пароход использовал вращающиеся шестерни, чтобы привести в движение весла и таким образом двигать судно. Изобретение маркиза послужило прообразом современным суднам и уже тогда позволяло совершать небольшие морские прогулки.

Удивлены тем фактом, что на самом деле телефон с камерой является французским изобретением? Филипп Кан разработал первый телефон с камерой в 1997 году, что позволило людям мгновенно обмениваться фотографиями по сетям общего пользования.

Вот этот факт вряд ли удивит: атмосфера гламурного Парижа способствует новым изобретениям в сфере высокой моды. Алексис Лавин придумал манекен, гибкую измерительную ленту, чтобы снимать мерки, и основал первую школу моды.

Двигатель внутреннего сгорания

Первый двигатель внутреннего сгорания был разработан Этьеном Ленуаром и запатентован в 1860 году. Хотя первоначальная версия двигателя была очень шумной и нецелесообразной для длительного использования, это был первый проект, который вдохновил несколько других ученых на создание новых и улучшенных версий двигателя.

На протяжении веков Франция являла миру одни из самых монументальных изобретений. Французские ученые продолжают лидировать в технике, искусстве и различных науках. Без работы этих блестящих мужчин и женщин ход истории, безусловно, был бы иным.

Источник

Оцените статью
Разные способы