- Франшиза
- Виды франшизы
- Из чего состоит франшиза
- Сколько стоит франшиза
- Примеры франшиз
- Плюсы и минусы франшизы
- Где искать франшизу
- Как выбрать франшизу
- Как купить франшизу
- Договор франшизы
- Проблемы франчайзинга
- Как подготовить свой бизнес к масштабированию через франчайзинг или инвестиции
- Что такое масштабирование бизнеса?
- Что такое франчайзинг и франшиза?
- Преимущества масштабирования через франчайзинг и инвестирование
- Какой должна быть качественная франшиза?
- Как понять, что бизнес готов к франчайзингу?
- Что нужно для подготовки бизнеса к масштабированию через инвестиции и франчайзинг?
Франшиза
Способ открыть бизнес под брендом действующей компании
Франшиза — это право работать под брендом компании и использовать ее бизнес-модель: технологии, бизнес-процессы, опыт.
Представим, что начинающий предприниматель хочет открыть бизнес, но боится прогореть и потерять деньги. Он покупает франшизу известного кафе и становится франчайзи. Это значит, что он может использовать название, фирменный стиль компании, меню и интерьер.
Франчайзер — владелец бизнес-модели, на которую приобретают права. Он поможет выбрать нужное помещение, даст контакты поставщиков оборудования и продуктов. Останется только встать на учет в налоговой, нанять и обучить сотрудников.
Рассказываем, какие франшизы бывают, как оценить риски и почему открыть свой бизнес может быть дешевле.
Виды франшизы
В зависимости от типа бизнеса выделяют разные виды франшиз.
Товарные. Франчайзи получает право продавать товары, которые продает или производит франчайзер. Например, франчайзер магазина фиксированных цен Fix Price предлагает партнерам продавать уже сформированный ассортимент товаров для дома.
Сервисные. Покупатель получает право оказывать услуги под брендом франчайзера. Так работают сайты, салоны красоты, медицинские лаборатории.
Производственные. Франчайзер передает право на выпуск продукции под собственным брендом. Например, кофейня может купить рецепт круассанов в соседней булочной, чтобы печь и продавать их у себя.
Из чего состоит франшиза
Бренд. Франчайзи не нужно вкладывать деньги в продвижение, чтобы повысить узнаваемость бренда: при покупке франшизы он получает известное имя и репутацию франчайзера, над которой предприниматель работал годами. Договор между партнерами дает франчайзи право работать под чужим товарным знаком.
Бизнес-модель. Франчайзер расскажет, как устроен бизнес изнутри: передаст стандарты работы, технологии производства или продаж, поделится опытом. Здесь важны любые детали: от правил найма и подготовки персонала до планировки и оформления помещений.
Контроль. Франчайзер несет риски при передаче бренда: неопытный бизнесмен может испортить репутацию компании. Поэтому нельзя вести бизнес как попало: франчайзер следит за соблюдением стандартов и может расторгнуть договор.
Как франчайзеры оценивают работу партнеров:
- Проводят проверки: официальные и с помощью тайных покупателей.
- Внедряют KPI: партнеры, которые показывают лучшие результаты, получают премии, а те, кто не дотягивают до нормы, — штрафы.
- Автоматизируют бизнес. Все точки франшизы подключают к CRM — база позволяет отслеживать бизнес-процессы и движение денежных потоков франчайзи.
Крупные франчайзеры берегут свою репутацию, поэтому всегда стараются контролировать процессы. Если у владельца бренда нет требований к франчайзи — это повод задуматься о качестве франшизы.
Сколько стоит франшиза
Итоговая стоимость франшизы складывается из паушального взноса, роялти и стартовых инвестиций. Рассказываем, что это такое.
Паушальный взнос. Фиксированная сумма, которую платят при заключении договора. Размер зависит от известности бренда и количества услуг, входящих в сопровождение франчайзи. Сюда могут входить должностные инструкции, стандарты работы, оборудование, рекламные материалы, обучение и информационная поддержка. Чем больше элементов содержит франшиза, тем выше ее цена.
Иногда платить паушальный взнос не нужно. Например, при покупке товарной франшизы франчайзи покупает товары для последующей продажи. Франчайзер учитывает дополнительные расходы партнера и освобождает его от взноса.
Роялти. Платежи, которые платят на протяжении действия договора. Роялти — это стоимость текущего сопровождения: использования бренда, обслуживания CRM, рекламы, обновления стандартов.
Размер роялти зависит от типа франшизы. Платежи могут быть:
- Фиксированными. Франчайзи должен регулярно платить установленную сумму.
- Плавающими. Франчайзи платит процент от продаж или прибыли. При работе по агентской модели, когда франчайзи только ищет клиентов, а товары и услуги предоставляет владелец, роялти может составить более 50% прибыли.
Стартовые вложения. Чтобы начать бизнес, нужны инвестиции: придется закупать товары и расходники, заказывать оборудование, платить зарплату сотрудникам. Франчайзер рассчитывает сумму, которая нужна для запуска, и указывает ее в предложении.
Примеры франшиз
Несколько франшиз, популярных в России:
- Fit Service — сеть автосервисов. Партнеры компании открыли 230 станций и еще 116 готовят к открытию. Стартовые инвестиции — от 2,5 до 12 млн рублей.
- «Инвитро». Это бренд медицинской компании с 366 партнерами. Стартовые инвестиции — от 1 до 5 млн рублей.
- Cinnabon. Международная сеть пекарен, которая продает булочки с корицей. В России открыто больше 150 партнерских точек. Стартовые инвестиции — от 4,5 млн рублей.
Первую франшизу начала продавать сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s — сейчас это самая крупная в мире франчайзинговая сеть в сфере общественного питания. В мире более 38 тысяч ресторанов: 90% принадлежат независимым партнерам.
Плюсы и минусы франшизы
Плюсы и минусы зависят от условий конкретной франшизы: у каждого франчайзера свои условия. Но есть объективные преимущества:
- Возможность начать дело не с нуля. Франчайзи не нужно самому разрабатывать и внедрять идею: он получает готовый бизнес с известным именем, который точно работает. Это хороший вариант для молодых предпринимателей и тех, кто хочет попробовать себя в новой сфере.
- Если появятся проблемы или компания будет приносить убытки, можно обратиться к франчайзеру — он поможет найти причины и решить вопросы.
У франшизы есть минусы:
- Открыть бизнес по франшизе дороже: придется не только потратить деньги на запуск, но и заплатить паушальный взнос и роялти.
- Предпринимателям, которые привыкли самостоятельно принимать решения, не подойдет система контроля над бизнесом. Придется согласовывать с франчайзером все нюансы, даже запуск рекламной кампании. Дополнительный минус — партнер будет проверять соблюдение стандартов работы и проводить проверки.
Некоторые действующие владельцы бизнеса покупают франшизу в близкой сфере, чтобы улучшить свое дело. Набираются опыта, смотрят на чужие решения и модели, задают вопросы франчайзеру.
Где искать франшизу
Есть три простых способа найти франшизу: на сайте компании, если знаете, чью франшизу хотите купить, в онлайн-каталоге или на офлайн-выставке.
На сайте компании-франчайзера. Здесь публикуют самую точную и актуальную информацию, есть форма для связи с компанией-представителем. Обычно компании размещают на сайте конкурентные преимущества, чтобы будущий франчайзи смог оценить, подходит ли ему франшиза.
Конкурентные преимущества на странице франшизы Fix Price
Добросовестные франчайзеры открыто публикуют информацию о предложениях и контакты. Хаотичные сведения, отсутствие отзывов и способов обратной связи вызывают сомнения в благонадежности потенциального партнера.
Онлайн-агрегаторы и сайты-каталоги. Удобно, если вы еще не определились с франшизой: можно отфильтровать предложения по типу бизнеса и сравнить разные предложения.
Каталог франшиз с сайта franshiza.ru: можно открыть интересующую категорию или список всех франшиз
Офлайн-выставки. На мероприятии можно рассмотреть оборудование и сразу пообщаться с представителями компании. Но такие выставки проводят редко, и чаще в крупных городах.
Как выбрать франшизу
За словом «франчайзинг» могут скрываться финансовые пирамиды, сетевой маркетинг и другие сомнительные предложения. Вот несколько критериев, которые помогут выбрать надежного франчайзера.
История компании. Проверьте, сколько лет бренду, почитайте отзывы франчайзи. Если компания недавно начала продавать франшизу, скорее всего, модель еще сырая. Неопытному франчайзи будет трудно.
Юридическая чистота. У добросовестной компании нет задолженностей, есть продуманный договор с франчайзи и зарегистрированный товарный знак. Такой франчайзер открыто предоставляет любую информацию по франшизе и заинтересован в общении с партнерами.
Уровень поддержки. Хорошая франшиза включает все необходимое для запуска и успешного ведения бизнеса: как правило, чем больше услуг входит в предложение, тем продуманнее бизнес и безопаснее сотрудничество.
Если какой-нибудь из пунктов отсутствует, риск потерять деньги сильно возрастает.
Как купить франшизу
Условия покупки каждая компания устанавливает самостоятельно. Но есть общая схема действий:
Шаг 1. Оставьте заявку на сайте компании-франчайзера или на странице в каталоге франшиз.
Шаг 2. Свяжитесь с представителем бренда и уточните условия сотрудничества.
Шаг 3. Изучите договор: это важно, поэтому лучше обратиться за консультацией к юристам.
Шаг 4. Назначьте встречу с франчайзером и обсудите детали сотрудничества.
Шаг 5. Заключите договор, оформите другие необходимые документы.
Шаг 6. Внесите паушальный взнос.
Иногда франчайзи проходят этапы отбора — интервью и обучение в компании. Это тоже признак добросовестности компании: договор заключают только с ответственными и компетентными партнерами, которые не испортят деловую репутацию бренда.
Договор франшизы
В российских законах нет термина «франшиза» и правил договора франшизы. Поэтому используют разные формы заключения соглашений между партнерами.
Договор коммерческой концессии — ДКК. По нему правообладатель передает право использовать товарный знак и другие объекты исключительных прав, например, секреты производства. Это самый популярный вид договора франшизы, так как он дает большой спектр прав покупателю. Сторонами договора могут быть только ИП или юрлица.
Договор коммерческой концессии может быть оформлен как единый документ либо как пакет из договоров разного типа.
Если у франчайзера не зарегистрирован товарный знак или одна из сторон — физлицо, оформляют другие виды договоров: лицензионный или агентский.
Лицензионный договор. Часто заключают при передаче прав на использование приложений, сайтов. Прописать все условия сотрудничества в рамках такого договора невозможно, поэтому франчайзеры заключают договоры на каждую услугу отдельно. Например, для работы по товарной франшизе подписывают договор поставки, а при обучении — договор на оказание услуг.
Агентский договор. Заключают, если франчайзи занимается продажами, а товары и оборудование принадлежат франчайзеру.
Проблемы франчайзинга
Нет гарантии успеха. Снизить риск поможет выбор известного бренда с хорошей репутацией и четкое следование инструкциям франчайзера.
Особенности рынка в разных регионах. Есть вероятность, что успешный бизнес в одном регионе может оказаться невостребованным в другом. Перед покупкой франшизы нужно проанализировать рынок и спрос.
Риск приобрести франшизу-пустышку. Иногда франшизы продают мошенники. Чтобы избежать обмана и сотрудничества с недобросовестными компаниями, нужно подробно изучить информацию о компании и условия договора.
Регулярные выплаты франчайзеру. Скорее всего, в первые месяцы бизнес не принесет прибыли, но платить роялти все равно придется. Начинающим предпринимателям стоит помнить об этом и адекватно оценивать свои силы.
Источник
Как подготовить свой бизнес к масштабированию через франчайзинг или инвестиции
С каждым годом масштабирование бизнеса посредством франчайзинга и инвестиций становится более популярным. Владельцы больших и малых предприятий всё чаще отдают предпочтение именно этой модели развития.
Но чтобы масштабировать свой проект правильно, его нужно подготовить. Вместе со специалистами компании FranchTeam, занимающейся упаковкой франшиз, мы разобрались в том, что такое франчайзинг, какой должна быть франшиза для успешного привлечения инвесторов и как подготовить свой бизнес к расширению именно таким образом.
Что такое масштабирование бизнеса?
Если говорить простым языком — это увеличение дела. Увеличение прежде всего физическое. Предположим, у тебя есть свой салон красоты. Если открыть еще несколько точек, то получится целая сеть салонов, и при прочих равных обстоятельствах пропорционально вырастет твоя прибыль.
Суть довольно проста: предприниматель запускает бизнес, выводит его в прибыль, а затем, используя ту же схему, делает еще одну единицу этого бизнеса. Или же расширяет первоначальную единицу, например превратив небольшой магазин в супермаркет.
Существует множество способов масштабирования бизнеса, и самые распространенные из них — это франчайзинг и инвестиции. Они не слишком различаются между собой. Единственным существенным отличием франшизы от инвестиций служит то, что для первой нужно собрать дополнительный пакет документов, блок управляющей компании, товарный знак и так далее. Для масштабирования через инвестиции этого не требуется — нужно лишь привлечь инвестора.
Что такое франчайзинг и франшиза?
Понятия франшизы и франчайзинга часто путают, считая их одним и тем же.
Франшиза представляет собой договор между компанией с собственным брендом и третьим лицом. Этот договор наделяет покупателя франшизы — франчайзи — правом открыть бизнес под руководством компании-владельца, используя при этом ее имя, технологии и права интеллектуальной собственности. Однако франшиза — это собственно покупка прав на реализацию бизнеса под именем компании, а вот франчайзинг — это ведение бизнеса по условиям франшизы.
Преимущества масштабирования через франчайзинг и инвестирование
Кейс компании Franchteam
Масштабирование бизнеса посредством инвестиций и франчайзинга имеет большой ряд преимуществ.
Помимо роста прибыли за счет расширения бизнеса, в результате франчайзинга бренд становится более узнаваемым. Увеличение количества представительств и повышение рекламных бюджетов популяризирует твой бренд, а также укрепляет доверие к нему со стороны потребителей.
Кроме того, привлечение новых инвесторов и инициативных партнеров приносит новые идеи для его улучшения. Помимо этого, более широкая сеть представительств дает возможности внедрять новые технологии как со стороны владельца бизнеса, так и со стороны его партнеров, поскольку последние заинтересованы в развитии бренда не меньше, чем сам предприниматель.
Какой должна быть качественная франшиза?
Кейс компании Franchteam
Прежде всего франшиза — это бизнес. А любой бизнес начинается с бизнес-плана.
По-настоящему правильная и качественная франшиза должна иметь точный план, в котором грамотно и достоверно отображены все цифры (размеры годового дохода, сроки окупаемости, затраты на реализацию франшизы). Исходя из этих данных можно понять, сколько денег необходимо будет вложить предпринимателю и сколько потребуется от инвестора.
Следующий параметр хорошей франшизы — это достоверная концепция, в которой будет отражено, как франшиза ведет себя в условиях постоянно меняющегося рынка, на что именно делается упор в бизнесе, в чём уникальность франшизного предложения и насколько точно оно отвечает запросам клиентов.
Кроме прочего, качественной франшизе важно иметь понятную реализацию. Прописанным инструкциям положено быть выполнимыми, а заявленные сроки окупаемости действительно должны работать. Условия и требования к запуску необходимо обозначить четко и ясно.
То же самое касается и инвестиций. Вопрос конкретики играет главную роль для успешного привлечения инвесторов к франшизе. Вкладывая деньги в бизнес, партнеры должны четко понимать, как и на чём именно они будут зарабатывать. Из-за невнятной бизнес-идеи, слабо прописанной концепции франшизы и смутного представления о том, как получать прибыль и какими будут затраты, инвестиционный рейтинг компании может упасть. Инвесторы вкладывают средства не в абстрактные бизнес-идеи, а в растущие и перспективные проекты.
Как понять, что бизнес готов к франчайзингу?
Кейс компании Franchteam
Практически все считают, что франшизы нужны только крупным компаниям, а привлечение инвесторов на ранних этапах ведения бизнеса будет безуспешным. Условный предприниматель, открывший бизнес три месяца назад, просто скажет: «Мне еще рано — сперва нужно встать на ноги».
Однако специалисты компании FranchTeam так не считают. Они разрабатывают качественные финансовые модели, управленческую отчетность, все производственные процессы, которые можно применять и для масштабирования небольшой организации. Это не просто упаковка бизнеса — это комплексный консалтинг по всем направлениям.
Самое главное, от чего зависит успешность привлечения инвестиций или формирования франшизы, — наличие перспективной идеи. Ни количество имеющихся филиалов, ни возраст компании, ни финансовый оборот — только хорошая, рабочая, прибыльная и давно существующая на рынке бизнес-модель.
Отличным примером реализованного с FranchTeam франчайзинга можно считать проект для кофейни Yep Сoffee из Ростова-на-Дону. Предприниматели вышли из другой франчайзинговой сети и хотели провести полный ребрендинг, запустив свою франшизу. На данный момент у них порядка двадцати проданных франшиз.
Кейс компании Franchteam
Другой пример — опыт работы с Кристиной Сержпинской, владелицей салонов красоты MOHITO, у которой на данный момент порядка тридцати франчайзи.
Что нужно для подготовки бизнеса к масштабированию через инвестиции и франчайзинг?
Для упаковки бизнеса во франшизу необходимо составить его финансовую модель. Как было сказано ранее, франчайзи или инвестор должен видеть окупаемость франшизы, прибыль от бизнеса, затратную часть. Считается, что оптимальный срок работы бизнеса для составления наиболее достоверной финансовой модели — это примерно год, однако Franch Team утверждают, что это не принципиально важное условие для хорошей франшизы и привлечения к ней инвесторов. Специалисты помогут масштабировать бизнес, даже если он был открыт всего лишь несколько месяцев назад.
Также важно количество точек и филиалов бизнеса. Если их уже несколько, то разработать бизнес-процессы для управляющей компании будет проще. Однако если у твоего бизнеса всего одна точка, команда Franch Team выстроит и пропишет все бизнес-процессы для управления филиалами.
Регистрация товарного знака тоже играет немаловажную роль. Стоимость упаковки франшизы снижается, если товарный знак уже зарегистрирован. Если нет — специалисты Franch Team помогут тебе и с этим.
Станислав Тихомолов, основатель компании FranchTeam
А еще при расчете стоимости упаковки франшизы твоего бизнеса ты можешь получить чек-лист «50 элементов франчбука».
Источник