- Биология в лицее
- Bio-Lessons
- Образовательный сайт по биологии
- Фотосинтез. Воздушное питание растений.
- Фотосинтез. Воздушное питание растений.
- Как же осуществляется фотосинтез?
- Презентация по биологии на тему «Воздушное питание растений — фотосинтез»
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Методическая работа в онлайн-образовании
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Урок «Класс однодольные. Семейство Лилейные.»
- Рабочая программа по биологии 5 класс
- Организация работы по формированию здорового образа жизни у учащихся МБОУ Знаменская СОШ
- Сценарий мероприятия Тема: «Озёрно – болотный комплекс г. Слюдянки (Слюдянское и Таловское озёра)».
- Урок биологии Озеро Байкал. Легенды
- Методическая разработка для преподавателя по биологии «Эволюционное учение» 1 курс медколледжа
- Виртуальную экскурсию по заповедникам и паркам Прибайкалья.
- Презентация по биологии 6 класс : «Тренировочные задания»»
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Биология в лицее
Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ
Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation
Фотосинтез. (Воздушное питание растений)
Виртуальные лабораторные работы и опыты по теме «Фотосинтез»:
Корневое питание дает растению только минеральные соли и воду. Органические вещества и заключенную в них энергию растение получает в процессе фотосинтеза (от греч. фотос – «свет» и синтезис – «соединение»).
Фотосинтез. (Анимация)
Фотосинтез протекает в хлоропластах. В ходе этого процесса за счет энергии солнечного света растение с помощью зеленого хлорофилла листьев образует необходимые ему органические вещества из неорганических – углекислого газа и воды. Так как основным поставщиком углекислого газа для фотосинтеза является воздух, то этот способ получения растением органических веществ называют воздушным питанием.
Схема процесса фотосинтеза. (Анимация)
Зеленый лист – специализированный орган воздушного питания.
Благодаря плоской форме листовой пластинки лист имеет большую поверхность соприкосновения с воздушной средой и солнечным светом. Присутствие же в мякоти листа мелких, но многочисленных хлоропластов с зеленым пигментом – хлорофиллом создает огромную фотосинтезирующую поверхность, превращая таким образом лист в могучую фабрику образования органических веществ.
Доказать, что зеленое растение только на свету образует органические вещества, можно простым опытом. Зеленое растение, например примулу или пеларгонию зональную, помещают в темный шкаф. Через 2-3 дня у этого растения черной бумагой или фольгой затемняют часть одного листа и ставят растение на свет. Через 8-10 часов срезают этот лист, снимают с него затемняющие пластинки бумаги. Оказывается, внешне лист никак не изменился. Но после его обесцвечивания (кипячением в спирте разрушается хлорофилл) и последующей обработки раствором йода можно увидеть, что незатемненная часть листа, содержавшая крахмал, посинела, а бывшая затемненной часть листа приобрела желтый цвет йода. Это свидетельствует о том, что здесь крахмал не образовался, так как клетки листа не получали световой энергии.
Фотосинтез – процесс, в котором зеленое растение из неорганических веществ (углекислого газа и воды) с использованием энергии солнечного света образует органические вещества – углеводы (преимущественно сахара), а также кислород.
Фотосинтез всегда поддерживается корневым питанием – поглощением из почвы воды и минеральных солей. Без воды фотосинтез не происходит.
В среднем растения поглощают около 55 % энергии солнечных лучей, а на фотосинтез расходуется только 1,5-2 % поглощенной энергии. Это очень мало, но и такое количество обеспечивает жизнь всем организмам на Земле.
Весь сложный поэтапный процесс фотосинтеза идет в хлоропластах бесперебойно, пока зеленые листья получают солнечную энергию. Образовавшиеся в хлоропластах продукты фотосинтеза поступают в цитоплазму, где с помощью ферментов превращаются в сахара. Полученные органические вещества (преимущественно сахара) по ситовидным трубкам луба оттекают из листьев ко всем частям растения: к почкам, генеративным органам. Но большая их часть передвигается по стеблю вниз к корням, где принимает участие вместе с минеральными солями в образовании белков и жиров, которые откладываются про запас.
Пути передвижения веществ в процессе питания. (Анимация)
Для фотосинтеза обязательно нужен углекислый газ, поступающий в лист вместе с воздухом через устьица, и вода, приходящая по сосудам из корня.
Таким образом, в процессе воздушного питания растения поглощают неорганические вещества и с помощью энергии света и хлорофилла образуют органические вещества. Организмы, способные самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических, называют самопитающимися, или автотрофными (от греч. аутос – «сам», трофе – «питание»). Автотрофный тип питания – главная особенность растительного организма.
Не все организмы обладают такой способностью. Многие из них не способны синтезировать органические вещества из неорганических, а получают их с пищей в виде готовых органических соединений. Такие организмы называют гетеротрофными (от греч. гетерос – «другой», трофе – «питание»). Все животные, грибы, большинство бактерий и человек являются гетеротрофами. Они питаются готовыми органическими веществами, созданными автотрофами – зелеными растениями. Вот почему процесс фотосинтеза имеет огромное значение не только для растений, но для всей жизни на Земле.
Зеленые растения – автотрофы: создавая органические вещества, запасают в них солнечную энергию и делают ее доступной для других организмов.
Интерактивный урок-тренажёр. (Пройдите все страницы и выполните все задания урока)
Воздушное питание за счет фотосинтеза поддерживается корневым питанием. Фотосинтез – процесс образования на свету с помощью хлорофилла органических веществ (сахаров) из воды и углекислого газа. В этом процессе зеленые растения улавливают энергию солнечного света и преобразуют ее в энергию химических связей, доступную для всех организмов. Выделенный в процессе фотосинтеза кислород используется всеми живыми существами для дыхания. Продуктивность фотосинтеза зависит от факторов внешней среды. Сохранение зеленых растений на планете, обеспечение нормальных условий для их воздушного питания – важная задача, стоящая сейчас перед людьми. |
Источник
Bio-Lessons
Образовательный сайт по биологии
Фотосинтез. Воздушное питание растений.
Фотосинтез. Воздушное питание растений.
Фотосинтез (от лат. «фото» -свет, «синтез» — соединение) — основа воздушного питания растений. При фотосинтезе зеленые растения извлекают энергию из солнечного света и создают органические вещества.
Как же осуществляется фотосинтез?
Через устьичные щели в лист поступает углекислый газ. При попадании солнечных лучей на поверхность листа в его хлоропластах происходит сложный процесс: из углекислого газа и воды, всасываемой корнями, образуется органическое вещество — сахар (глюкоза). При этом выделяется кислород. Частично он используется растениями для дыхания, а излишки поступают в воздух также через устьица. Сахар затем превращается в крахмал. Крахмал в воде не растворяется. Образование сахара на свету при участии воды и углекислого газа происходит только в хлоропластах и только за счет энергии солнечного света.
Следовательно, процесс образования в хлоропластах на свету органических веществ из воды и углекислого газа с выделением кислорода называется фотосинтезом (рис.1).
Рис.1 Процесс фотосинтеза
История открытия фотосинтеза
Первые опыты по изучению питания растений провел в 1630 г. голландский врач Ян Батист ван Гельмонт. Он доказал, что растения не получают органические вещества в готовом виде из почвы, а сами образуют их (рис.2)
Рис.2 Опыт Яна Батиста ван Гельмонта
А швейцарский естествоиспытатель Жан Сенебье доказал, что растения используют углекислый газ.
Русский ученый К. А. Тимирязев (1843-1920) впервые описал роль хлорофилла (пигмент, который находится в хлоропластах) в фотосинтезе. Он назвал фотосинтез космическим процессом. Растения используют космическую энергию Солнца. Жизнь как явление существует на нашей планете, только благодаря фотосинтезу, обеспечивающему питанием и кислородом все живое. Может, благодаря фотосинтезу наша планета единственная в Космосе, населенная живыми существами?
Опыт доказывающий образование крахмала в листьях
Доказать процесс образования крахмала в листьях можно путем постановки простого опыта (рис.3)
Рис.3 Образование крахмала в зеленых листьях на свету
Комнатное растение, желательно пеларгонию или примулу, хорошо поливают и ставят в темное место на 2-3 дня. За это время растением расходуется ранее образованный в листьях крахмал. Через 2—3 дня несколько листьев на растении закрывают с двух сторон черной бумагой так, чтобы часть поверхности листа оставалась открытой. Растение выставляют на свет.
Через сутки бумагу убирают, лист срывают, опускают его на одну минуту в кипяток, затем переносят в посуду с горячим спиртом, который в целях предосторожности подогревается на водяной бане. Обесцвеченный лист ополаскивают холодной водой и помещают в плоский сосуд. Расправленный лист заливают слабым раствором йода. Через 2—3 мин можно увидеть, что закрытая часть листа не изменила своего цвета, а та часть листа, на которую попадал свет, окрасилась в синий цвет.
Обработка йодом помогает обнаружить в клетках крахмал. Следовательно, крахмал образуется в листьях только на свету.
В ходе фотосинтеза растение использует углекислый газ и выделяет кислород, который поддерживает горение. Это можно подтвердить следующим опытом.
Следует взять две банки (0,8 л) из светлого стекла и поместить в каждую по 5-6 веточек традесканции. Чтобы растения не завяли, в банки наливают немного воды. Затем небольшие свечи, укрепленные на проволоке, зажигают, опускают в банки и закрывают их. Вскоре свечи погаснут, что указывает на отсутствие в банке кислорода и на увеличение содержания углекислого газа, образовавшегося в результате горения свеч. Свечи вынимают, закрывают обе банки стеклом и выставляют одну на свет, а другую — в темное место. На следующий день банки открывают и опять опускают туда на проволоке зажженные свечи. В банке, стоявшей на свету, свеча горит, а в банке, находившейся в темном месте, — гаснет (рис.4).
Рис. 4 Образование кислорода на свету
Таким образом, вы снова убедились, что зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, который поддерживает горение, только на свету, т. е. в процессе фотосинтеза. А при дыхании растения, как и все живые организмы, поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.
Подводим итог
Фотосинтез — основа воздушного питания растений. При фотосинтезе зеленые растения с помощью хлорофилла извлекают энергию из солнечного света и с ее помощью создают органические вещества из углекислого газа и воды. Как побочный результат при фотосинтезе выделяется кислород.
Источник
Презентация по биологии на тему «Воздушное питание растений — фотосинтез»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
1. Как осуществляется минеральное питание растений?
2. В чем разница между минеральными и органическими удобрениями?
3. Что такое макро- и микроудобрения?
4. Зачем растениям нужна вода?
5. Все ли растения одинаково испаряют воду?
6. Назовите экологические группы растений по их отношению к воде (с примерами).
Проверка домашнего задания
Описание слайда:
Проверка домашнего задания
Расположите в правильной последовательности предложения, записав цифры последовательности в одну строку :
Вещества, поступившие в корневой волосок, перемещаются в другие клетки корня.
Через проводящие ткани стебля минеральные вещества транспортируются ко всем частям растения.
С помощью корневых волосков корня растение извлекает из почвы необходимые ему минеральные вещества.
Вещества передвигаются в клетки древесины корня.
Минеральные вещества транспортируются в зону проведения корня.
2
Описание слайда:
Ключ
3 1 4 5 2
17.01.2021
3
Критерии оценки
5 правильных ответов- «5»
3 правильных ответа- «4»
2 правильных ответа- «3»
Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии
Описание слайда:
Описание слайда:
Эксперименты Дж. Пристли
Джозеф Пристли (1733-1804)
Описание слайда:
Джозеф Пристли (1733-1804)
Ян ван Гельмонт Баптист (1579 –1644)
Растения получают питание …
Из воды!
Из воздуха!
Описание слайда:
Воздушное питание растений — фотосинтез
Тема урока
17.01.2021
7
Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии
Описание слайда:
Посмотрите анимацию и выполните задание
8
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Условия протекания фотосинтеза
11
Описание слайда:
Фотосинтез
12
Вода
Хлорофилл
Свет
Углекислый газ
Органические вещества
Кислород
Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии
Описание слайда:
Что такое фотосинтез?
13
Составьте определение, используя слова из списка:
процесс, органические вещества, неорганические вещества, хлоропласты, свет, кислород.
Описание слайда:
Фотосинтез
фотос – «свет»
синтезис – «соединение»
от греческого
— Процесс образования органических веществ (сахаров) из неорганических — углекислого газа (СО2) и воды (Н2О) протекающий в хлоропластах за счет солнечной энергии
Воздушное питание
Описание слайда:
К какой группе можно отнести растения по способу питания?
15
Автотрофы- организмы, которые создают органические вещества.
Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и экологии
Описание слайда:
Организмы
Автотрофы
Гетеротрофы
Фототрофы
Хемотрофы
Зеленые растения
Некоторые бактерии
Животные, грибы, большинство бактерий
Описание слайда:
Климент Аркадьевич Тимирязев
Русский ученый – ботаник и физиолог растений.
Назвал роль зеленых растений на Земле космической.
Описание слайда:
Какова связь между растениями и Космосом?
Описание слайда:
Описание слайда:
Вывод
20
Воздушное питание, фотосинтез — процесс образования на свету с помощью хлорофилла органических веществ (сахаров) из воды и углекислого газа. Выделяемый в процессе фотосинтеза кислород поступает в атмосферу и используется живыми организмами для дыхания.
Описание слайда:
Ма-а-а-а-аленький
тестик …
0
3
6
9
ВРЕМЯ РАБОТЫ:
Время.
10 СЕКУНД
20 СЕКУНД
30 СЕКУНД
40 СЕКУНД
50 СЕКУНД
1 МИНУТА
1,5 МИНУТЫ
2 МИНУТЫ
2,5 МИНУТЫ
3 МИНУТЫ
3,5 МИНУТЫ
4 МИНУТЫ
4,5 МИНУТЫ
5 МИНУТ
Описание слайда:
1) В. И. Вернадский
2) Ян Гельмонт
3) Юлиус Сакс
4) Д. Пристли
1. Кто впервые обнаружил, что растения превращают углекислый газ в кислород?
Описание слайда:
1) Наличие почвенного питания
2) Наличие в их клетках
Хлоропластов
3) Способность к бесполому размножению
4) Нет правильного ответа
2. В чем состоит главное отличие зеленых растений от всего живого на Земле?
Описание слайда:
3. Как называется вещество, улавливающее солнечные лучи?
1) Кислород
2) Хлоропласт
3) Хлорофилл
4) Углерод
Описание слайда:
4. Какое не растворяющееся в воде вещество образуется в результате фотосинтеза?
1) Углерод
2) Крахмал
3) Кислород
4) Все перечисленные выше вещества
Описание слайда:
5. Как называются организмы, способные создавать органические вещества?
1) Автотрофы
2) Гетеротрофы
3) Хлоротрофы
4) Гомотрофы
Описание слайда:
6. Какой газ выделяют растения во внешнюю среду в процессе фотосинтеза?
1) Углерод
2) Кислород
3) Водород
4) Углерод
Описание слайда:
7. Для процесса фотосинтеза необходима
1) Вода
2) Температура 5-10 °С
3) Световая энергия
4) Минеральные вещества
Описание слайда:
8. Если, при обработке йодом, лист посинеет, то это означает, что
1) Растение требует больше света
2) Листу недостаточно минеральных веществ
3) Ничего не значит, все листья синеют при обработке йодом
4) Лист содержит крахмал
Описание слайда:
9. Как углекислый газ поступает в листья
1) Через специальные органеллы
2) Через устьица
3) Через корни из почвы
4) Через повреждения в листе
Описание слайда:
10. Фотосинтез свойственен
1) Всем растениям
2) Только цветущим
3) Только водным
4) Всем зеленым
Описание слайда:
Поставь оценку
0 – 1 ошибка «5» 2 – 3 ошибки «4» 4 – 5 ошибок «3» 6 – 10 ошибок «2»
Описание слайда:
Домашнее задание
33
§ 14 пересказать,
С. 81 вопросы 1-4 ответить устно, №5 письменно
Прочитать дополнительный материал с. 82
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 48 человек из 23 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 23 человека из 12 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Урок «Класс однодольные. Семейство Лилейные.»
Рабочая программа по биологии 5 класс
Организация работы по формированию здорового образа жизни у учащихся МБОУ Знаменская СОШ
Сценарий мероприятия Тема: «Озёрно – болотный комплекс г. Слюдянки (Слюдянское и Таловское озёра)».
Урок биологии Озеро Байкал. Легенды
Методическая разработка для преподавателя по биологии «Эволюционное учение» 1 курс медколледжа
Виртуальную экскурсию по заповедникам и паркам Прибайкалья.
Презентация по биологии 6 класс : «Тренировочные задания»»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5309643 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник