Прогрессивным является также фотомеханический способ изготовления печатных форм , заключающийся в фотографировании изображения на светочувствительную желатиновую пленку, имеющую ту же основу, что и ротаторная пленка. При фотографировании происходит задубление пробельной части, а при дальнейшей обработке формы желатин вымывается из незадубленных мест ( соответствующих линиям на изображении), в результате чего в этих местах обнажается пористая основа. [17]
Наиболее качественную печать обеспечивает фотомеханический способ изготовления печатных форм . Оригинал предварительно копируют на фототехническую или рефлексную бумагу, изменяя при этом в случае необходимости масштаб изображения. [18]
При применении на предприятиях фотомеханического способа изготовления печатной формы использование оптической выключки строки может оказаться целесообразным, так как это, упрощая получение выключенного текстового оригинала, не усложняет значительно весь технологический процесс изготовления формы в результате замены постраничного фотографирования построчным фотографированием с изменением масштаба. Однако, рассматривая этот вопрос с точки зрения перспектив развития машинописно-офсетного способа печати, необходимо отметить, что создание наборно-пишущей машины без механической системы печатания выключенных строк менее целесообразно. Несмотря на определенные трудности осуществления корректуры на форме, такой процесс позволяет сократить количество необходимого оборудования и продолжительность изготовления формы. [19]
Хотя электрография значительно уменьшила значение фотомеханического способа , как основного способа изготовления печатных форм для оперативной офсетной печати, последний по-прежнему находит широкое применение. Это относится прежде всего к размножению материалов с полутоновыми иллюстрациями, плашками а также штриховых материалов, требующих высокого качества печати. [20]
Процесс изготовления офсетной печатной формы фотомеханическим способом сводится к следующим операциям: изготовлению негатива ( диапозитива), нанесению светочувствительного слоя на пластину, экспонированию, обработке пластины с целью формирования печатных и пробельных элементов. [21]
Тензодатчики сопротивления изготовлялись из константановой фольги фотомеханическим способом аналогично способу, применяемому в высокоточной печати. Для получения решетки фольгового тензодатчика с шириной нити 40 мкм были использованы специальные контрастные фотонегативы, обеспечивающие получение достаточно точной конфигурации тензонитей, что существенно влияет на стабильность метрологических свойств тензорезисторов. [22]
Четвертое издание таблиц печатается в основном фотомеханическим способом , что гарантирует от опечаток. [23]
Одним из новых способов гравирования валов является фотомеханический способ , широко распространенный на фабриках. Сущность этого способа заключается в следующем. Печатный вал покрывают светочувствительным слоем желатины, которая при действии на нее света превращается в нерастворимую. Одновременно на фотопленке изготовляют позитивное изображение рисунка. Полученным позитивом плотно обвертывают вал и освещают его. При освещении желатина задубливается и превращается в нерастворимую, а в местах рисунка, оставаясь растворимой, вымывается при последующей промывке теплой водой. После промывки вал высушивают, надевают на шип и помещают в специальное устройство, в котором обрабатывают при вращении раствором хлорного железа. После получения гравюры соответствующей глубины вал промывают, просматривают и исправляют все недостатки гравюры от руки. [24]
Отверстия в форме получают ручным, электроискровым или фотомеханическими способами . Если форма изготовляется на специальной многослойной пластикатной пленке электроискровым способом, то такая форма обеспечивает получение до 10000 оттисков. [25]
При изготовлении форм плоской печати без увлажнения возможны как фотомеханический способ создания фоторельефа , так и чисто физический — лазерное облучение. Последнее либо изменяет физико-химические свойства материала, например его адгезию, либо испаряет полимерный слой за счет значительного местного перегрева, образуя рельеф. Можно использовать алюминиевую пластину со слоем силиконового каучука, а между ними — два промежуточных изолирующих слоя, содержащих частицы, которые поглощают энергию импульса, и связующее, например нитрат целлюлозы. [26]
При изготовлении форм плоской печати без увлажнения возможны как фотомеханический способ создания фоторельефа , так к чисто физический — лазерное облучение. Последнее либо изменяет физико-химические свойства материала, например его адгезию, либо испаряет полимерный слой за счет значительного местного перегрева, образуя рельеф. Можно использовать алюминиевую пластину со слоем силиконового каучука, а между ними — два промежуточных изолирующих слоя, содержащих частицы, которые поглощают энергию импульса, и связующее, например нитрат целлюлозы. [27]
КЦ-7 производства одесского завода Полиграфмаш, которые применяются в основном для изготовления фотомеханическим способом печатных форм . [28]
При изготовлении офсетных печатных форм с оригинал-макета, содержащего полутоновые и многокрасочные иллюстрации, применяют фотомеханический способ . [29]
При наличии государственных кадастровых планов в масштабе 1: 2000 допускается их увеличение электронными или фотомеханическими способами до требуемого масштаба. [30]
Источник
Реферат: Изготовление печатных форм — Фотомеханический способ
Название: Изготовление печатных форм — Фотомеханический способ Раздел: Издательское дело и полиграфия Тип: реферат Добавлен 03:44:05 07 апреля 2007 Похожие работы Просмотров: 489 Комментариев: 21 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Фотомеханический способ изготовления офсетных печатных форм характеризуется нанесением формную пластину светочувствительного слоя (называемого еще копировальным), контактным копированием на этот слой негатива или диапозитива с последующей обработкой для выявления и формирования в слое печатных и пробельных элементов формы. В зависимости от способа копирования (негативный или диапозитивный) печатные элементы создаются либо на самом задубленном слое коллоида, либо на лаковой пленке, специально нанесенной на формную пластину для образования печатных элементов.
В оперативной полиграфии тиражи обусловили преимущественное использование негативного копирования. Этот способ применяют в основном по известной в полиграфии технологии с некоторым упрощением технологического процесса, при котором печатные формы изготавливают без пробы и перекатки. При негативном способе изображение копируют на хромированный слой коллоида через негатив, на котором призрачные участки соответствуют печатным элементам формы. Свет, проникая через прозрачные участки негатива, задубливает светочувствительный коллоид в тех местах, в которых затем образуются печатные элементы. Задушенные места слоя становятся нерастворимыми в воде. Степень дубления зависит от интенсивности света, свойства коллоида, толщины слоя, длительности освещения и других факторов.
В качестве копировального слоя чаще всего используют водные растворы яичного альбумина или поливинилового спирта. В настоящее время начинают примениться более перспективные материалы (светочувствительные ортохинондиазные слои и диазосмолы).
При использовании копировального слоя на основе хромированного коллоида яичного альбумина рекомендуется применять следующий состав: альбумин яичный (сухой) — 45 г, аммоний двухромовокислый -14 г, аммиак (25%)—6 мл, вода—1000мл. Альбумин растворяют в 200 мл холодной воды, после чего к нему добавляют, перемешивая, еще 500 мл воды. Через некоторое время раствор альбумина взбивают, дают отстояться и фильтруют через марлю, сложенную вчетверо. Отдельно в 300 мл горячей воды растворяют двухромовокислый аммоний и дают ему остыть. Остывший раствор вливают в раствор альбумина и фильтруют. После этого добавляют аммиак, при этом окраска раствора из оранжевой становится светло-желтой.
Светочувствительный раствор наносят на алюминиевую фольгу в центрифуге при 50—60 об/мин и температуре не выше 40°С. После того, как слой высохнет (8—10 мин), формную пластину вместе с негативом помещают в копировальную раму и производят экспонирование. Время экспонирования обычно нсеревышает 5—10 мин и зависит от силы света, качества негатива, копировального слоя и др. При правильной экспозиции освещенные участки копировального слоя задубливаются по всей толщине и прочно сцепляются с формным материалом.
Затем формную пластину закатывают ровным тонким слоем копировальной краски № 4000—02, припудривают тальком и проявляют в воде. При проявлении незадубившиеся участки копировального слоя растворяются в воде и удаляются с формы вместе с краской. На форме остаются задубленные участки, прочно удерживающие краску, которые образуют печатные элементы.
После этого проявленную форму обрабатывают гидрофилизующим растворам, покрываю! декстрином и высушивают. Состав раствора декстрина: декстрин — — 450 г, вода—до 1000 мл. Декстрин заваривают горячей водой (50-70 С) тщательно перемешивают и доводят до кипения.
Состав гидрофилизующего раствора: кислота ортофосфорная (уд. вес 1,7)- -15 мл. раствор декстрина—400 мл. вода—до 1000 мл. В раствор декстрина «добавляют ортофосфорную кислоту. Изготовленный раствор тщательно перемешивают.
При соблюдении технологии изготовления печатных форм негативным способом можно получить форму хорошего качества, обладающую тиражеустойчивостью ие менее 3 тыс. оттисков.
Фотомеханический способ изготовления форм рекомендуется при выпуске изданий, к которым предъявляются повышенные требования к качеству полиграфического исполнения, с тоновыми и цветными иллюстрациями и сложной графикой.
Источник
Изготовление печатных форм — Фотомеханический способ
Фотомеханический способ изготовления офсетных печатных форм характеризуется нанесением формную пластину светочувствительного слоя (называемого еще копировальным), контактным копированием на этот слой негатива или диапозитива с последующей обработкой для выявления и формирования в слое печатных и пробельных элементов формы. В зависимости от способа копирования (негативный или диапозитивный) печатные элементы создаются либо на самом задубленном слое коллоида, либо на лаковой пленке, специально нанесенной на формную пластину для образования печатных элементов.
В оперативной полиграфии тиражи обусловили преимущественное использование негативного копирования. Этот способ применяют в основном по известной в полиграфии технологии с некоторым упрощением технологического процесса, при котором печатные формы изготавливают без пробы и перекатки. При негативном способе изображение копируют на хромированный слой коллоида через негатив, на котором призрачные участки соответствуют печатным элементам формы. Свет, проникая через прозрачные участки негатива, задубливает светочувствительный коллоид в тех местах, в которых затем образуются печатные элементы. Задушенные места слоя становятся нерастворимыми в воде. Степень дубления зависит от интенсивности света, свойства коллоида, толщины слоя, длительности освещения и других факторов.
В качестве копировального слоя чаще всего используют водные растворы яичного альбумина или поливинилового спирта. В настоящее время начинают примениться более перспективные материалы (светочувствительные ортохинондиазные слои и диазосмолы).
При использовании копировального слоя на основе хромированного коллоида яичного альбумина рекомендуется применять следующий состав: альбумин яичный (сухой) — 45 г, аммоний двухромовокислый -14 г, аммиак (25%)—6 мл, вода—1000мл. Альбумин растворяют в 200 мл холодной воды, после чего к нему добавляют, перемешивая, еще 500 мл воды. Через некоторое время раствор альбумина взбивают, дают отстояться и фильтруют через марлю, сложенную вчетверо. Отдельно в 300 мл горячей воды растворяют двухромовокислый аммоний и дают ему остыть. Остывший раствор вливают в раствор альбумина и фильтруют. После этого добавляют аммиак, при этом окраска раствора из оранжевой становится светло-желтой.
Светочувствительный раствор наносят на алюминиевую фольгу в центрифуге при 50—60 об/мин и температуре не выше 40°С. После того, как слой высохнет (8—10 мин), формную пластину вместе с негативом помещают в копировальную раму и производят экспонирование. Время экспонирования обычно нсеревышает 5—10 мин и зависит от силы света, качества негатива, копировального слоя и др. При правильной экспозиции освещенные участки копировального слоя задубливаются по всей толщине и прочно сцепляются с формным материалом.
Затем формную пластину закатывают ровным тонким слоем копировальной краски № 4000—02, припудривают тальком и проявляют в воде. При проявлении незадубившиеся участки копировального слоя растворяются в воде и удаляются с формы вместе с краской. На форме остаются задубленные участки, прочно удерживающие краску, которые образуют печатные элементы.
После этого проявленную форму обрабатывают гидрофилизующим растворам, покрываю! декстрином и высушивают. Состав раствора декстрина: декстрин — — 450 г, вода—до 1000 мл. Декстрин заваривают горячей водой (50-70 С) тщательно перемешивают и доводят до кипения.
Состав гидрофилизующего раствора: кислота ортофосфорная (уд. вес 1,7)- -15 мл. раствор декстрина—400 мл. вода—до 1000 мл. В раствор декстрина «добавляют ортофосфорную кислоту. Изготовленный раствор тщательно перемешивают.
При соблюдении технологии изготовления печатных форм негативным способом можно получить форму хорошего качества, обладающую тиражеустойчивостью ие менее 3 тыс. оттисков.
Фотомеханический способ изготовления форм рекомендуется при выпуске изданий, к которым предъявляются повышенные требования к качеству полиграфического исполнения, с тоновыми и цветными иллюстрациями и сложной график
Источник
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Немировский Евгений Львович
Книга «Иоганн Гутенберг»
Оглавление
Судьба изобретения
Фотомеханические способы репродуцирования
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Фотомеханические способы репродуцирования
Промышленная революция в корне изменила и стародавние методы воспроизведения иллюстраций в печатных книгах. В XIX в. были созданы многочисленные фотомеханические способы репродуцирования, в основе которых лежит фотография — искусство получать с помощью химического действия света стойкие изображения предметов и явлений реально существующей жизни.
Фотография в современном понимании этого слова представляет собой комплекс открытий и технических усовершенствований, сделанных на протяжении многих десятилетий. Говоря о ее изобретателях, чаще всего называют три имени. Жозеф Нисефор Ньепс (1765–1833) сфотографировал в 1824 г. вид, открывающийся из окна его лаборатории, получив позитивное изображение на пластине, покрытой светочувствительным слоем сирийского асфальта. К 1839 г. Луи Жак Манде Дагер (1787–1851) завершил создание практичного фотографического процесса с использованием йодированных серебряных пластин; процесс получил название дагеротипии. Наконец англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот (1800–1877) ввел в практику фотографии негативно-позитивный процесс, позволивший получать сколь угодно большое количество копий первоначально изготовленного снимка [579] .
В фотографии видели соперницу книгопечатания, но она стала лучшей помощницей типографского станка. Фотография, как и полиграфия, это — процесс множественного воспроизведения отпечатков. Но краска в этом процессе не участвует. Конкурировать с книгопечатанием фотография не может, ибо фотографические отпечатки во много раз дороже полиграфических, да и скоростей таких, как на печатной машине, добиться не удается. Смысл использования фотографии в книгопечатании состоит в рационализации процессов изготовления сначала иллюстрационных, а затем и текстовых форм.
Первоначально пытались превратить в печатную форму сам дагеротип. Для этого использовали гальванотехнику — электролитический метод нанесения металлических покрытий и воспроизведения в металле копий рельефных поверхностей. Изобрел гальванотехнику в 1836 г. российский академик Борис Семенович Якоби (1801–1874) [580] . Он же впервые получил электролитические копии дагеротипов. Гальванопластика и дагеротипия положены в основу многочисленных полиграфических репродукционных процессов, таких, например, как гальванография, изобретение которой связывают с именем профессора Мюнхенского университета Франца фон Кобелля (1803–1875).
Попутно отметим, что гальванотехника применялась в полиграфии и для увеличения тиражеустойчивости печатных форм путем покрытия их твердым металлическим слоем, а также для изготовления гальваностереотипных копий оригинальных форм. Первые гальвано изготовила еще в 1839 г. петербургская Экспедиция заготовления государственных бумаг. Здесь же Евгений Иванович Клейн разработал электролитический способ железнения печатных форм [581] .
Важный этап в истории фотомеханики связан с весьма примечательным открытием, сделанным в 1839 г. шотландцем Манго Понтоном (1801–1880), который установил, что раствор хромовокислого калия обладает светочувствительностью. У. Тальбот смешал хромовокислый калий с желатиной, покрыл этим составом пластину и проэкспонировал ее. На освещенных местах желатина задубилась — потеряла способность набухать и растворяться в воде. Это примечательное свойство хромированных коллоидов впоследствии было положено в основу растровой глубокой печати, фотолитографии, фототипии, гелиогравюры и многих других фотомеханических способов репродуцирования.
В 1855 г. французский фотограф Альфонс Луи Пуатевен (1819–1882) установил, что проэкспонированный и проявленный водой слой хромированного коллоида ведет себя подобно литографской печатной форме — набухшие участки его не воспринимают краски. Пуатевен покрыл литографский камень хромированной желатиной, проэкспонировал на этот слой изображение, проявил его и покрыл краской. Свой способ он назвал фотолитографией. Легко заметить, что литографский камень в этом случае участия в процессе не принимал — он использовался лишь в качестве подложки. Подлинная фотолитография описана в анонимном издании «Фотография, или Искусство снимать совершенно сходно с природою в продолжении нескольких минут и в желаемом цвете изображения, портреты и ландшафты на металлы, бумагу, стекло и камень». Книга вышла в Москве в 1855 г.; некоторые историки считают, что ее автором был первый русский фотограф Алексей Федорович Греков (около 1800 — после 1855) [582] . Один из разделов называется «Фотолитография, или Фотография на камне». Здесь описан способ фотографического перевода изображения на литографский камень с помощью светочувствительных солей окиси железа.
Метод А. Пуатевена был впоследствии положен в основу высококачественного репродукционного процесса — фототипии, изобретателями которого считают мюнхенского фотографа Йозефа Альберта (1825–1886) и чешского ученого-фототехника Якуба Гусника (1837–1916) [583] .
В фототипии печатающей поверхностью является сам хроможелатиновый рельеф. Иллюстрационную форму можно получить и снимая копию этого рельефа. Соответствующий способ вошел в историю книгопечатания под названием гелиографии. Получивший наиболее широкую известность гелиографический метод был разработан в середине 60-х годов XIX в. Георгием Николаевичем Скамони (1835–1907) [584] , техническим экспертом петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг. Скамони интересовался и фотомеханическим микрорепродуцированием [585] . Эти труды впоследствии, уже в XX в., выросли в перспективную отрасль микропринтирования.
Третье, по времени самое позднее направление в попытках использовать свойство хромированной желатины задубливаться на свету состояло в получении печатной формы путем травления металлической пластины через частично задубленный слой коллоида. Чешский художник Карел Клич (1841–1926) положил этот метод в основу нового способа изготовления формы глубокой печати — гелиогравюры; первые опыты были предприняты в 1879 г. [586]
Репродукционные процессы, о которых шла речь выше, связаны с изготовлением форм плоской или глубокой печати. Но ни гелиогравюру, ни фототипию нельзя печатать одновременно с текстом, воспроизведенным с наборной типографской формы. Задача состояла в том, чтобы разработать фотомеханический репродукционный метод, позволявший получать иллюстрационную форму высокой печати. Острую нужду в таких формах испытывала иллюстрированная периодика, которая во второй половине XIX в. переживала период бурного роста.
В марте 1850 г. француз Фирмен Жилло (1820–1872) получил патент на способ, первоначально называвшийся жиллотажем, а затем цинкографией. Он переводил красочное изображение с литографского камня на цинковую пластину, которую затем погружал в ванночку с азотной кислотой. Это был как бы офорт наоборот, печатающие элементы выходили не углубленными, но возвышенными. Г. Н. Скамони упростил способ, осуществив фотографический перенос изображения на цинк. Так появилась фотоцинкография. В промышленную практику она вошла в 70-х годах XIX в.
Поиски в области штриховой фотоцинкографии подготовили почву для первых опытов репродуцирования полутоновых оригиналов — произведений живописи, фотографий. Чтобы изготовить форму высокой печати для передачи таких оригиналов, их нужно предварительно разложить на микроштрих, одинаковый по интенсивности тона, но различный по величине. Для этой цели предназначено специальное приспособление — растр. Фотографический способ изготовления сетчатого растра был предложен в 60-х годах XIX в. известным фототехником Львом Викентьевичем Варнерке (1837–1900).
Над созданием фотомеханического метода репродуцирования полутоновых оригиналов с использованием растра работали многие изобретатели в разных странах. В России такими опытами занимался картограф Степан Дмитриевич Лаптев (ум. 1904), в США — Фредерик Айвс. Решающих успехов добился мюнхенский гравер Георг Мейзенбах (1841–1912), способ которого получил название автотипии [587] . Первую автотипию Мейзенбах получил 2 августа 1881 г., используя растр в виде системы нарисованных на прозрачном листе бумаги параллельных линий. В дальнейшем он начал гравировать такие линии на стекле. Экспонирование изображения при этом приходилось осуществлять в два приема, поворачивая растр на 90°. В 1896 г. фотограф из Филадельфии Макс Леви взял два растра Мейзенбаха, разместил их так, чтобы линии пересекались под прямым углом, и склеил между собой канадским бальзамом. Такие растры позволили воспроизводить изображения с разрешающей способностью до 3000 точек на один сантиметр. На протяжении почти 70 лет автотипия оставалась господствующим способом репродуцирования полутоновых изображений в газетах и журналах.