Понятие и виды форм управленческой деятельности.
Формами управленческой деятельности являются способы выражения ее содержания, система внутренне взаимосвязанных способов осуществления функций управления, определенное внешнее выражение конкретных управленческих действий как части управленческой деятельности.
Формы государственного управления подразделяют на правовые и неправовые. С помощью правовых форм закрепляются принимаемые субъектом государственного управления властные решения, которые непосредственно влекут правовые последствия.
Правовые формы государственного управления в административном праве классифицируются по содержанию и способу выражения.
По содержанию административно-правовые формы государственного управления можно разделить на правотворческую и правоприменительную.
Правотворческая форма государственного управления заключается в издании субъектами государственного управления подзаконных нормативных правовых актов управления, регулирующих общественные отношения в сфере их государственно-управленческой деятельности.
Правоприменительная форма государственного управления в свою очередь подразделяется на издание индивидуальных правовых актов управления (актов применения норм права), а также совершение действий юридического характера.
Издание индивидуальных правовых актов управления осуществляется субъектом государственного управления тогда, когда по обстоятельствам дела этот субъект в соответствии с правовыми нормами должен принять решение в виде индивидуального правового акта.
Совершение действий юридического характера осуществляется в тех случаях, когда правовые нормы не требуют от субъекта государственного управления принятия правового акта и он совершает предусмотренные в этих случаях юридически значимые действия (например, составление протокола об административном правонарушении, выдача документов, удостоверяющих личность, подготовка заключения по материалам служебной проверки и др.).
В зависимости от характера реализуемых правовых предписаний правоприменительные формы государственного управления подразделяются на регулятивные и правоохранительные.
Регулятивная форма используется в процессе государственного управления в различных сферах государственной деятельности (экономической, социально-культурной, оборонной, внешнеполитической и др.).
Правоохранительная форма используется при применении мер административного принуждения к лицам, нарушающим нормы права, при осуществлении защиты субъективных прав граждан и организаций, а также разрешении споров, возникающих в сфере управления.
По способу выражения правоприменительные формы государственного управления подразделяются на письменные и устные.
Основной формой государственного управления является письменная форма. Эта форма используется при решении управленческих вопросов, требующих письменного оформления действий субъекта государственного управления, что порождает юридические последствия.
Устная форма государственного управления применяется в предусмотренных правовыми нормами случаях при решении вопросов оперативного характера и состоит в отдании устных приказов, распоряжений и команд, которые также влекут юридические последствия.
От правовых форм государственного управления необходимо отличать неправовые, которые сами по себе не влекут возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений для лиц, к которым они обращены. Юридическим результатом в этих случаях является сам факт осуществления этих форм.
В неправовых формах выражаются действия организационного характера и материально-технические операции, которые также используются в процессе государственного управления.
К формам организационного характера относятся административно-организационные мероприятия (совещания, слушания, заседания различных комиссий, развод на службу и т.д.), обучение персонала, внедрение научной организации труда и другой организационной работе в органе исполнительной власти, общественно-организационные мероприятия (конференции, круглые столы, презентации и т.д.).
Эти действия направлены на своевременное доведение необходимой управленческой информации до субъекта управления, обсуждение и выработку управленческих решений, организацию повседневного взаимодействия между субъектом и объектом государственного управления.
Материально-технические операции призваны обеспечить работу органов исполнительной власти. К этим операциям относятся, к примеру: прием и обработка корреспонденции, ведение различного рода картотек и других технических средств учета движения документации, архивное хранение документов, письменные и графические работы, обслуживающие те или иные управленческие функции, прием и отправление служебной корреспонденции, журнальный или компьютерный учет движения товарно-материальных ценностей, составлении отчетов.
Источник
4. Формы управленческой деятельности, их классификация
Функции характеризуют содержание государственного управления, методы – способы их реализации, а формы — это способы внешнего выражения содержания. Форма – это способ существования, внешнего выражения содержания, в которой находят жизнь функции и методы.
Понятие формы управления
Форма государственно-управленческой деятельности — это ее практическое выражение в конкретных действиях органов исполнительной власти и других субъектов управления.
Выбор форм управления осуществляется органами не произвольно, а в соответствии с определенными закономерностями. Выбор этих форм зависит от тех юридических установлений, с помощью которых государство регламентирует деятельность органов.
— форма должна соответствовать целям и функциям органа исполнительной власти;
— форма должна соответствовать характеру и содержанию разрешаемого вопроса;
— форма должна соответствовать особенностям объекта управления;
— форма должна соответствовать целям данного управленческого воздействия.
Критериями выбора являются также целесообразность, эффективность и допустимость форм государственного управления.
Классификация форм государственно-управленческой деятельности. Традиционно выделяют следующие виды форм:
— установление норм права или принятие нормативных актов;
— применение норм права, или издание индивидуальных актов;
— осуществление организационных мероприятий;
— осуществление материально-технических операций.
Первые две формы – правовые, две другие – неправовые (не влекущие правовых последствий).
Другие учебники выделяют также иные формы:
— представление предусмотренных законодательством отчетов;
— совершение иных юридически значимых действий (представление справок, совершение нотариальных действий).
Вопрос об отнесении заключения договоров к формам государственного управления является дискуссионным.
Б.М. Лазарев предложил собственную классификацию форм государственно-управленческой деятельности:
1 Структурные формы (организационное оформление системы исполнительной власти). Организационная структура – одна из разновидностей формы всякой целостной системы, внутренняя организация ее содержания.
2. Процессуальные формы государственного управления – деятельность органов исполнительной власти протекает по определенной процедуре, т.е., в процессуальных формах.
3. Внешняя форма – издание актов (нормативных и индивидуальных), общественно-организационные действия;
материально-технические операции, заключение договоров.
По мнению Б.М. Лазарева нецелесообразно разделять издание актов на две формы, главное – осуществляется государственное управление с изданием актов или без этих правовых последствий.
Источник
Управленческая деятельность: формы, методы и способы (тезисы)
Управленческая деятельность – это комплекс манипуляций, воздействующий на осознание и поведение людей и направленный на достижение установленных целей (бытовых, социальных, экономических, политических, военных и т.д.).
Управленческая деятельность, независимо от форм своего внешнего проявления всегда имеет принудительный характер, так как направлена на подчинение воли конкретных людей (объектов управления), воле руководителя (субъекта управления).
ФОРМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы управленческой деятельности (манипуляции) — это внешнее выражение всей совокупности способов, приемов и методов, применяемых субъектом управления (руководителем) для достижения установленных целей.
НЕТ ФОРМ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИГОДНЫХ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ.
Формы Управленческой деятельности используются комплексно, с учетом их практической значимости. При выборе форм Управленческой деятельности целесообразно учитывать конкретную ситуацию.
Однако, увлечение количеством и многообразием форм управленческой деятельности (совещания, справки, доклады, приказы и т.д.), не только не является признаком высокого профессионализма управленца, но и демонстрирует наличие системных ошибок в управленческой деятельности, слабости правового регулирования управленческих отношений и, как следствие, создаёт условия для безответственности руководителей и исполнителей. По используемым формам можно судить об управленческой компетенции руководителя.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реализация Управленческой деятельности осуществляется путем применения различных методов манипулирования. Метод манипулирования – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели.
Все методы управления (манипулирования) можно разделить на две группы: Принуждение и Убеждение.
Для управления (манипулирования) исполнителями (обслуживающим и линейным персоналом) целесообразно применять методы Принуждения.
Для управления (манипулирования) руководителями (менеджерами) любого звена/уровня, целесообразно применять методы Убеждения.
Если подчиненный (объект) воспринимает методы Убеждения, но при этом является исполнителем, то руководитель (субъект) не использует потенциал, имеющийся у подчиненного (объекта). Следовательно, снижается эффективность и увеличивается время достижения установленной руководителем (субъектом) цели.
Если подчиненный (объект) воспринимает методы Принуждения и не воспринимает методы Убеждения, но при этом является руководителем (менеджером), то он НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ. Как следствие, увеличиваются бюрократизация, “круговорот бумаги в природе” и количество применяемых форм управления, что, в свою очередь, также снижает эффективность и увеличивает время достижения установленной руководителем (субъектом) цели.
СПОСОБЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для реализации любого из указанных методов, применяются всего два способа управления (манипулирования): логический и эмоциональный.
При логическом способе используются конкретные факты, формальная логика, причинно-следственные связи и различные логические средства, такие, как Алгоритм принятия управленческого решения, Матрица приоритетов, методика SMART и другие.
При эмоциональном способе используются тон голоса, чувства, ощущения, абстракция, интуиция, понимание, вера, эмоциональное и душевное состояние и т.д. и т.п.
Как правило, руководители, не имеющие знаний, опыта и навыков управленческой деятельности, скрывают свою некомпетентность, применяя только метод Принуждения и только эмоциональный способ.
Руководители, использующие эмоциональный способ, не пытаются достичь цели или решить задачу. В данном случае именно процесс манипуляции является результатом для таких руководителей.
Источник
Формы управленческой деятельности
В государственном управлении формы управленческой деятельности — наиболее важные элементы, так как посредством их материализуется реализация компетенции государственных органов. Формы управленческой деятельности представляют собой внешние, постоянно и типизированно фиксируемые выражения (проявления) практической активности государственных органов по формированию и реализации управленческих целей и функций и обеспечению их собственной жизнедеятельности. По формам мы можем судить о том, что и как делается в государственных органах по осуществлению их компетенции.
Обычно среди форм государственно-управленческой деятельности выделяют:
1) установление норм права;
2) применение норм права;
3) осуществление организационных действий (оперативно-организаторская работа);
4) осуществление материально-технических операций.
Выделяют две группы форм:
1 — правовые, посредством которых фиксируются управленческие решения и действия, имеющие юридический смысл (установление и применение правовых норм);
2 — организационные, связанные с осуществлением определенных коллективных либо индивидуальных действий (оперативно-организационных и материально-технических операций).
1. Правовые формы управленческой деятельности используются главным образом при подготовке, принятии и исполнении управленческих решений. Здесь важно, чтобы основные управленческие действия, операции, прогнозные оценки, экспертизы, статистические обобщения, информационные сведения, социологические данные, законодательные нормы и другие материалы, лежащие в основании управленческих решений, были четко документированы, т.е. представлены в должной правовой форме.
Соблюдение правовых форм необходимо также и при исполнении управленческих решений. Это правила доведения решений до исполнителей, вплоть до их росписей с указанием даты получения; типовые документы об оперативном и контрольном информировании хода исполнения; акты проверок и статистические сведения; материалы анализа и оценки вновь возникшей управленческой ситуации и многое другое, что требуется для того, чтобы иметь достоверное знание о качестве государственного управления. То есть правовые формы придают «материальную» выразимость управленческой деятельности, что способствует ее совершенствованию и измерению с точки зрения эффективности проведения в жизнь целей и функций государственного управления.
2. Особое место занимают организационно-правовые формы, констатирующие тот факт, что в государственных органах многие правовые формы являются юридически корректными только в случае их принятия посредством установленных организационных форм. Строгие организационные процедуры действуют в соответствии с регламентами при принятии правовых актов представительными органами государственной власти и местного самоуправления. Они значимы и в деятельности коллегиальных органов исполнительной власти, а также в органах судебной власти. Нарушение таких организационных форм делает ничтожными соответствующие правовые акты.
Организационные формы — это способы свободного коллективного поиска оптимального варианта решения какой-либо управленческой проблемы. В отличие от правовой формы, где выражено одностороннее волеизъявление уполномоченного на реализацию компетенции государственного органа, в организационных формах представлены различные точки зрения и подходы, обсуждения и дискуссии, компромиссы и согласования. Здесь в принципе на равных должны предлагаться идеи, вводиться многообразные знания, взвешиваться альтернативы.
В управленческой практике используется много организационных элементов: сессии, заседания, совещания, конференции, оперативки и т.д. Все можно сгруппировать следующим образом:
Каждая группа отличается своим набором организационных элементов, местом и ролью в управленческой деятельности и в государственном управлении.
Источник