Формы способы происхождения права тгп

Формы происхождения права.

Прадмет, метадалогія і метады АТП.

Предмет — наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования Г и П.

1) общие методы — они используются не только в ТГП, но и в других науках- Общефилософские, Исторический; Функциональный; Логический.

2) специальные методы — они разрабатываются в рамках отдельных специальных наук и широко используются для изучения Г и П. — математические, статистические, психологические.

3) частные методы — используются в конкретных отдельных науках:- анализ и синтез; — сравнительный; -сравнительного правоведения; — системный; — правовой эксперимент;- индукция и дедукция; — правовое прогнозирование;- аналогия; — формально-юридический.

Особо тесная связь сущ. между гуманит. науками (изуч. общ-во, чел-ка, человеч. отношения). Сис-му юр. наук можно подразделить на след. группы: 1.историко-теоретич. дисциплины (теория Г и П, ист. Г и П,)- изуч Г и П в целом, историч. развитие полит. и правов. мысли, но концентрируют внимание на исторической конкретности гос-ва. ОТП использ. выводы и достижения историч. наук. 2. отраслевые науки: предметная, содержательная, понятийная взаимосвязь с ОТП. По отношению к ним она выступает как обобщающая, синтезирующая наука, т.к.: 3. прикладные науки (судебн. медицина, криминалистика) – ОТП связ. значительно меньше с прикладными науками,т.к. они не в полной мере относятся к юр.наукам, а включ. в свое содержание данные естественных, технич. и др. наук.

Ф-ции: Познавательную ф-цию — ОТП- сис-ма знаний о Г и П. Организационная ф-ция – знания о гос.-правов. институтах, используются для соверш. существующих гос.-правов. систем. Прогнозтическая ф-ция — знания о Г и П необход. для того, чтобы предвидеть развит. гос.-правов. систем в будущем. Мировоззренческая ф-ция – знания о Г и П явл. составной частью мировоззрен. личности. Идеологическая ф-ция – знания о Г и П составл. важную часть идеолгии. Методологическая – формулир. осн. юр. категории и методы, кот используются др. юр.науками.

Происхождение г-ва.

— гос-во существовало не всегда; — возникло как продукт общ развития; — зародилось на опред отрезке времени; — сформировалось в ходе длительного истор процесса; -образовалось под влиянием ряда факторов.

Формы происх гос-ва — это специфич черты, хар-щие процесс образован.гос-ва у различн. народов. Их сущ. столько, сколько сущ. гос-в. На процесс формирования гос-ва у различ народов оказ влияние разл факторы: географич., климатич., протяж. территор., традиции, обычаи. Типичные ф-мы происх-я гос-в:

1)В процессе образования гос-ва на Др.Востоке сыграл географич и климатич факторы. Гос-во возникло, как орг-ция, способная обеспечить строит-тво оросительных систем, следовательно – жизнедеят-ть. Основу древневост гос-ва составляло их собств-сть на землю. Гос-во существовало в форме «восточная деспотия».

2) Происх-ние гос-ва в Др. Греции. Это наиболее чистая форма (процесс не был осложнен внешн. и внутр. факторами).

3)Древне – Римская. Не является свободной от опред. факторов. Образование гос-ва тесно связано с фактором борьбы м-ду коренным и пришлым населением Рима. (патриции и плебеи). Реф-ма С. Тулия разд населения по имущ приз-ку.

4) Катализатором у Др.Германцев выступает такой фактор, как ведение захватнич-их войн. Находясь на более низкой ступени развития, чем порабощенные ими народы, племена др.германцев вынуждены были перейти к гос. форме орг-ции общ-ва. Гос-во и насилие — немецкая теория.

5)Восточные славяне населяли территорию в умеренном климатич. факторе, поэтому гос-во возникло поздно, славяне миновали стадию рабовладельческого строя, а перешли к феодальному. Приглашение на княжение, это б необх для орг-ции гос-организ общ-ва

Признаки гос-ва, отлич. его от догосуд-ной. формы орг-ции:1)делен.населен. по территор. пр-ку (в отлич от родового пр-ка): террит общины, волости, графства, а позднее и др АТЕ. Для гос-ва имеет значение не относимость чел-ка к роду, племени, а факт проживания на определ территории. 2)публичн. власть перестает совпадать со всем населением. Появл. особ. группа людей, профессионально занимающаяся управлением. 3)появл-ся особая финанс. система, за счет кот. содержался слой управленцев (появл.налоги).

Читайте также:  Алгоритм способы ухода за растениями

Происх-ние пр.

1. Пр возн с появлением человеческого общ-ва т.е. те нормы поведения, кот сущ-ют в первобытном общ-ве это и есть право. Пр их называют потому, что первобыт люди счит эти нормы поведения единственно правильными и справедливыми (обычай — право).

2. пр возникло не сразу с обществом, а в период разложения первобытнообщ строя, но раньше чем гос-во. Осн причиной послужило появление частной собс-ти, кот потребовала пр норм. Появление этих норм вызвало появление гос-ва, потому что эти нормы нуждались в защите. Такую защиту родоплемен организация дать не могла, это могло сделать только гос-во (аппарат принуждения).

3.пр возникло одновременно с гос-ом и причины его возникновения те же что причины возникновения гос-ва.

Формы происхождения права.

Восточный путь. Характерен для тех стран, в которых господ положение занимала гос. собственность. Осн источник — сборники нравств-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости др обычаями или установлениями монарха.

Западный путь. Присущ странам, где явно домин частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито ГП.

Примирительная теория популярна на Западе: право зародилось не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами.

4.Понятие, сущность и г-ва пр.

Гос-во –определ орг-ция полит-ой, гос власти в обществе, орг-ция, не совпадающая с самим обществом. Сущность гос-ва – это внутреннее содержание данного явления, его наиболее существенные и значимые черты. Гос-во во всех своих разновидностях выступает как единственная орг-ция полит власти, управляющая всем обществом.. Внеш сущность гос-ва проявл. в его формах, ф-циях, механизме. Гос-во – это ф-ма ор-зации общ-ва. Гос-во как орг-ция всего населения необходима для: обеспечения процесса произв-ва матер благ; поддержания порядка в обществ отн-ниях; рассмотрения конфликтов м/у индивидами и соц. группами. С др. ст-ны гос-во представл. собой мех-зм, выраж-щий интересы экономически господствующих слоев, соответственно оно выполняет и классовую ф-цию.

Гос-ая вл – это политическое руководство общ-ом осуществляемое при помощи органов гос-ва и др. гос-ых учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо соц-ых групп. Пр-ки гос. власти: 1 – гос власть это соц-ая публичная власть – важнейшая разновидность соц-ой власти. 2 гос власть это политическая власть основная её разновидность (носит политический характер и выступает политической).

Пр-ки гос-ва:1)гос-во- орг-ция тер-ная, орг-ция власти на определ тер-рии. Власть гос-ва распр-ся на тех, кто нах-ся на терр гос-ва. На одной и той же тер-рии не может быть власти двух гос-в. 2)Гос-во- орг-ция универсальная, действующая в рамках всего общества Власть гос-ва распр-ся на всё общество.3)Гос-во –орг-ция публичной власти, не совпадающая с обществом, населением, осущ-мая особым аппаратом, системой гос органов. 4)Гос-во обладает монополией на издание законов. Гос-во придаёт своей воле общее знач и посредством законов осущ-ет власть. 5)Гос-во орг-ция принудительная: в своей деят-ти опирается на организованное принуждение, для чего создаются спец органы. 6)Гос-во –суверенная орг-ция. Сув-т – это политико-юр выражение нез-ти гос властиот власти др гос-ва. 7)Гос-во –орг-ция, обладающая монополией на легальные сборы налогов.

Читайте также:  Способы закрепления имущества за субъектом предпринимательской деятельности

5.Понятие и значение формы г-ва.

Форма гос-ва — организация и устр-во гос власти, обусловленное его сущ-тью и отражающее особенности его развития.1. Ф правления – сп-б организации высшей власти в гос-ве: монархия и республика. Монархия — форма правления, при которой верховная гос власть сосредоточена в руках одного главы государства — монарха и передается по наследству: абсол (отсут предств орг, не предусм принят Конст) и конст (дуалистическая: монарху прин исп вл,выступ в кач-ве главноком-го, парламент: знач роль Пал-та, монарх царст но не правит). Рес-ка – высш власть в гос. осущ.органами избранными народом и осущ-ся представ. органами: парламентские, президентские и смешанные республики (если Пр-во форм-ся Парл-том, то – парламент рес-ка , когда През-том –президентская..2. Ф гос устр-ва – орг-ция гос.власти в масш терр. всей страны.Унитар гос-во — гос, на территории которого действуют единые высш орг гос власти и управления, конституция, закон-тво и суд система. Население унитарного государства имеет единое граж-во.Фед г-во — это гос, состоящее из ряда государств образований, на территории которого действуют федеральные и респуб органы вл (действ собств Конст, свои орг вл, субъекты не явл г-ми, тер-рия не предст единого целого).Конфедерация — союз суверенных государств, образованный для совместного решения пол-ких, экон или военных задач.(отсут единой ден сист, cущ система орг, отсут союз гр-во). Ее создание основано на добровольном согласии всех ее членов, а выход из конфед возм на основе одностор волеизъявл.3. Гос-пр режим – сов-ть м-в, сп-бов и средств осуществления гос. власти: демократический и антидемократ, который подр-ся на фашистский, тоталитарный и авторитарный.Демокр режим хар-ся след признаками:- выб-ть и сменяемость центральных и местных органов гос. власти, их подотчетность перед избирателями, гласность;- разделение властей;- отсутствие единой, обязательной для всех гос. офиц идеологии;- наличие свободно формируемых ппартий, отраж соц диффер-цию гр общества;- сущ-ние оппозиции;- наличие у гр-н реальных полит- и соц прав и свобод;- гос-во з-на.

Источник

Теория государства и права

Происхождение права

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Если признать тот факт, что государство вызвано к жизни для экономического и политического управления всевозможными общественными делами, то для их реального осуществления оно должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право — единственная форма, в которой государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством.

Возникновение права — длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений.

Поначалу зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно «складывались» в единую и внутренне согласованную правовую систему конфетного общества.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Так, если раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем (сородичем или чужаком) она совершена (сородича обычно лишь принуждали вернуть похищенное), то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой жесткое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко. При нанесении побоев, увечья, убийстве, при оскорблении словом первостепенное значение приобрел вопрос не о родоплеменной, а о социальной принадлежности сторон. На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств.

Читайте также:  Как вывести блох у кота домашним способом

Вопрос о происхождении права, так же как и вопрос о происхождении государства, не имеет в современной отечественной теории государства и права однозначного решения.

Можно выделить три основных позиции. Одни исследователи по-прежнему связывают возникновение права с возникновением государства, хотя причины его возникновения видят не столько в расколе общества на антагонистические классы, сколько преимущественно в развитии производящей экономики и необходимости ее регулирования. По мнению других, право возникает не одновременно с государством, а несколько раньше, когда начинают складываться и развиваться товарно-рыночные отношения. Некоторые представители этой точки зрения считают, что возникновение права повлекло за собой возникновение государства, а силой, способной обеспечить нормальное функционирование права, могло быть только государство. Представители третьей точки зрения исходят из того, что право возникает одновременно с обществом, поскольку без права общество не может ни существовать, ни развиваться.

Говоря о происхождении права, не лишним будет уточнить, о происхождении какого права идет речь — естественного или позитивного. Право естественное — это право в общесоциальном смысле. Это социально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей. Такие возможности складываются сами по себе, естественным путем, в процессе общения людей друг с другом. Они закрепляются в обычаях. Позитивное право — это право в юридическом смысле. Это установленные или санкционированные государством правила (нормы) поведения людей.

Исторически первым возникает естественное право, получая свое выражение и закрепление в нормах поведения первобытного общества. Этими нормами были первобытные обычаи, которые постепенно складывались в общении между людьми и затем передавались из поколения в поколение, принимая нередко форму обрядов и ритуалов.

Едва ли правильно первобытные обычаи называть правом, поскольку в них находили свое выражение и первобытная религия, и первобытная мораль. Вполне оправданно их называть мононормами, как это делают многие современные исследователи, учитывая, что в первобытных обычаях в единстве выражены религиозные и нравственные (моральные) начала.

С переходом первобытного общества к производящей экономике, с возникновением и развитием товарно-рыночных отношений постепенно начинают складываться новые обычаи, обычаи с собственно правовым содержанием.

С возникновением государства возникает позитивное право, т.е. право в юридическом смысле. Оно уже обеспечивается государством, государственным принуждением и четко разграничивает юридические права и обязанности. Принято выделять три основных способа возникновения позитивного права — санкционирование обычаев, создание юридических прецедентов и установление нормативных правовых актов.

Санкционирование обычаев — наиболее ранний способ возникновения позитивного права. Со временем правовые обычаи начали подвергаться систематизации и обретать письменную форму. Так возникли первые источники позитивного права.

Создание юридических прецедентов — тоже довольно ранний способ возникновения позитивного права; выносимые на основе правовых обычаев судебные решения постепенно становились образцами для решения аналогичных дел.

Установление нормативных правовых актов считается более поздним способом возникновения позитивного права. Он выражается в издании государственными органами нормативных правовых актов, в которых содержатся юридические нормы — правила поведения, исходящие непосредственно от государства.

Источник

Оцените статью
Разные способы