МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ
учебно-методический материал на тему
В представленном материале рассмотрены некоторые методы и приемы самостоятельной работы, которые могут разнообразить занятия с обучающимися в дополнительном образовании:
1. Задания на установление соответствия
2. задание с исключением лишнего понятия
3. Задание на выявление общих закономерностей
4. Терминологический диктант
5. Задание по толкованию слова
6. Составление графических конспектов
7. Творческие задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ | 215.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия педагога, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучающиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
(Таблица на слайде)
Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях, формирование умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность обучающихся при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ велика. Роль педагога состоит в том, чтобы для каждого обучающегося определить оптимальный объём работы.
Задания реконструктивно – вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят детей к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, создают условия для развития мыслительной активности обучающихся.
Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ребенок сам определяет пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения задачи, ребенок уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в современно нестандартные ситуации делают знания обучающегося более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность в самообразования.
Творческие самостоятельные работы являются венцом самостоятельной деятельности обучающихся. Эта деятельность позволяет получать детям принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Задачи такого типа – одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.
(Таблица на слайде)
Виды самостоятельных работ в обучении.
Наиболее распространёнными и эффективными являются:
Это работа с текстом и графическим материалом учебника:
- пересказ основного содержания части текста;
- составление плана ответа по прочитанному тексту;
- поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ;
- сравнение;
- обобщение и систематизация материала нескольких параграфов.
- краткий конспект текста;
- Работа с первоисточниками, научно – популярной литературой.
- Упражнения.
- Тренировочные;
- Воспроизводящие упражнения по образцу;
- Составление различных задач и вопросов и их решение;
- Рецензирование ответов других детей;
- Оценка их деятельности на уроке;
- Различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.
- Решения разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.
- Различные проверочные самостоятельные работы.
- Контрольные работы;
- Диктанты;
- Сочинения;
- Изложения.
- Подготовка докладов и рефератов.
- Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.
- Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
- Техническое моделирование и конструирование.
Итак, учитывая значение самостоятельной работы обучающихся, задача педагога заключается в том, чтобы на занятии были созданы необходимые условия для реализации всех видов самостоятельной работы, важнейшими из которых являются:
- Постепенность введения разных по степени сложности и стимулированию умственной активности видов самостоятельной работы;
- Обязательность подготовки детей к выполнению заданий;
- Разнообразие видов самостоятельной работы, используемых на занятиях;
- Подбор заданий, способствующих побуждению интереса к их выполнению содержащих посильные трудности;
- Ознакомление обучающихся с источниками получения необходимой для выполнения задания информации;
- Оказание педагогом в случае необходимости помощи в работе;
- Обучение детей приёмам самоконтроля при выполнении работ;
- Обязательность проверки педагогом самостоятельных работ обучающихся.
Сейчас, я предлагаю Вам поближе познакомиться с некоторыми заданиями используемыми при самостоятельной работе с обучающимися.
1. Задания на установление соответствия. В задачах этого типа следует установить соответствие между утверждениями по категории «1» и утверждениями из категории «А».
(Пример показан на слайде)
По факту использования задач этого вида видно, что используется только один тип сопоставления — один к одному, то есть одному элементу из категории «1» сопоставляется только один элемент категории «А».
Оценка теста — это сумма правильных логических пар.
2. Задания с исключением лишнего понятия. Обучающемуся предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».
(Пример на слайде)
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
12. Дом, мачта, машина, корова, дерево.
13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
Шкала для оценки уровня развития операции обобщения.
Источник
Формы и методы организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа требует совершенствования методов и форм организации труда обучающихся, правильного определения объема и вида самостоятельных знаний, форм их контроля.
Эффективность самостоятельной работы обучающихся зависит от условий организации, мотивации к ее выполнению, содержания заданий, формы выполнения. [8, c. 108]
Перед всеми преподавателями стоит задача — правильно организовывать самостоятельную работу обучающихся. Организация включает, прежде всего, методическое обеспечение в виде четких заданий на самоподготовку с конкретными способами их выполнения. Здесь особенно важна индивидуализация самостоятельной работы.
Следует выделить две основные формы СУР:
1. традиционная, которая протекает в произвольном режиме, вне аудитории, в удобное для обучающегося время.
2. аудиторная самостоятельная учебная работа под контролем педагога, в условиях которой обучающийся имеет возможность получить немедленно консультацию у педагога. [8, c. 109]
Планирование объема времени, отведенного на самостоятельную работу по каждой дисциплине, осуществляется преподавателем учебной дисциплины. Подготовка самостоятельной работы происходит в соответствии с рекомендуемыми видами заданий, согласно примерной и рабочей программам учебной дисциплины.
Конкретные формы самостоятельной работы зависят от цели, характера, дисциплины, объема часов, определенных учебным планом:
— подготовка к лекциям, семинарским, практическим занятиям;
— изучение учебных пособий;
— изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия;
— выполнение контрольных работ;
— написание тематических докладов и рефератов на проблемные темы;
— участие обучающихся в составлении тестов;
— выполнение исследовательских и творческих заданий;
— написание курсовых и дипломных работ;
— создание наглядных пособий, мультимедийных презентаций по изучаемым темам; [3, c. 301]
— самостоятельное изучение темы в рамках «круглых столов»;
Контроль самостоятельной работы обучающихся предусматривает:
— соотнесение содержания контроля с целями обучения;
— валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить);
— дифференциацию контрольно-измерительных материалов.
Формы контроля самостоятельной работы:
— просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем;
— организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе;
— обсуждение результатов выполненной работы на занятии;
— проведение письменного опроса;
— проведение устного опроса; [3, c. 302]
— организация и проведение индивидуального собеседования;
— организация и проведение собеседования с группой;
— защита отчетов о проделанной работе;
— организация творческих конкурсов;
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
— уровень освоения учебного материала;
— уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
— уровень сформированности общеучебных умений;
— уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
— обоснованность и четкость изложения материала;
— оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия; [3, c. 303]
— уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
— уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
— уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий; 2
— уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.
Материал для самостоятельной работы обучающихся должен конструироваться преподавателем по следующим принципам: [11, c. 156]
1. Необходим предварительный разносторонний анализ изучаемого материала с ответом на вопросы: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе? Что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в преобразованном виде.
2. Определить способы логической и методической обработки материала.
3. Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения.
4. Выявить трудности для обучаемых, сопряжённые с индивидуальными особенностями, уровнем знаний и познавательной деятельности.
5. Подготовиться для решения следующих задач: [8, c. 112]
— формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное;
— формирование умений выделять внутренние связи между элементами явления;
— формирование умений вычленять главное.
6. При подборе и разработке заданий, упражнений исходить прежде всего из сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление, определяя предполагаемые ответы обучаемых.
7. Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип – от простого к сложному, от частного к общему: [8, c. 113]
— потребности побуждают личность искать пути их удовлетворения. Формирование у студентов познавательной потребности – одна из важных задач преподавателя СПО.
— систематическое усложнение заданий для самостоятельной работы стимулирует познавательный интерес, способствует активизации и развитию мыслительных процессов, формированию научного мировоззрения и коммуникативных умений. Наблюдение за единичными объектами подразумевает более или менее длительное восприятие с целью выяснить отличительные признаки объектов.
— сравнительно-аналитические наблюдения стимулируют развитие произвольного внимания у обучающих, углубление в учебную деятельность.
— конструирование заставляет глубже проникнуть в сущность предмета, найти взаимосвязи в учебном материале, выстроить их в нужной логической последовательности, сделать после изучения темы достоверные выводы.
— решение задач способствует запоминанию, углублению и проверке усвоения знаний обучающихся, формированию отвлечённого мышления, которое обеспечивает осознанное и прочное усвоение изучаемых основ.
— работа с источниками информации способствует приобретению важных умений и навыков, а именно: выделять главное, устанавливать логическую связь, создавать алгоритм и работать по нему, самостоятельно добывать знания, систематизировать их и обобщать. [8, c. 114]
— исследовательская деятельность – венец самостоятельной работы обучающегося. Такой вид деятельности подразумевает высокий уровень мотивации обучающихся.
— данный подход к разработке материала для самостоятельной работы студентов обучающихся позволяет творчески подойти к подготовке занятий, выявить возможности изучаемого материала, создавая тем самым условия для саморазвития личности студента.
Методы самостоятельной работы обучающихся: [13]
— наблюдение за единичными объектами (ребёнком, педагогом);
— учебное конструирование (урока, занятия);
— решение учебных и профессиональных задач;
— работа с различными источниками информации;
Алгоритмы выполнения аудиторной самостоятельной работы
Памятка-алгоритм составления таблицы.
— определи признаки, по которым можно систематизировать материал;
— начерти таблицу с определенным количеством граф;
— запишите название признаков в графы;
— запиши в соответствующие графы таблицы материалы из текста в сокращенном виде;
— дополни текст собственными соображениями, систематизируй их в таблицу.
Функция обучающихся – не только переработать информацию, но и активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.
Памятка-алгоритм написания конспекта. [3, c. 323]
— перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение;
— конспектированию предшествует составление плана;
— в начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания;
— наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывать точно;
— изложение текста дается сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно;
— в конспекте можно использовать цитаты;
— при оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях.
Памятка-алгоритм для составления схем.
— подготовь рабочее место и канцелярские принадлежности;
— выдели главную идею текста, раздели текст на части;
— подбери факты для составления схемы;
— определи ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия; [3, c. 324]
— установи связи, последовательность;
— выбери систему условных обозначений;
— продумай пространственное расположение схемы на листе;
— зафиксируйте схему на листе.
Алгоритм выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
Памятка-алгоритм приемов работы с текстом.
— чтение и анализ;
— сопоставительный анализ источника и мнения;
— анализ и аргументация автора;
— постановка вопросов к тексту;
Памятка-алгоритм написания реферата.
— определи тему, обоснуй ее (покажи актуальность);
— изучи состояние проблемы по данной теме;
— подбери литературу, составь список используемой литературы;
— составь план; [3, c. 325]
— определи цель и задачи работы;
— проанализируй изученные материалы, делая краткие записи;
— распредели материалы в определенной логической последовательности, согласно плану;
— покажи разные точки зрения на проблему;
— подготовь опорные таблицы, схемы, графики;
— сформулируй выводы, свое отношение к проблеме,
— произведи записи текста реферата с учетом единых требований.
Алгоритм работы преподавателя по выполнению самостоятельной работы обучающихся: [3, c. 326]
1. Разработка и выдача заданий. Здесь преподавателю придется выполнить ряд требований:
— система заданий для самостоятельной работы должна способствовать наиболее полной реализации принципов дидактики;
— содержание заданий по конкретной теме должно соответствовать конкретной триединой цели;
— содержание и методический аппарат задания должны обеспечивать познавательную деятельность обучающихся на всех уровнях познавательной самостоятельности: репродуктивном, частично-поисковом творческом;
— индивидуализировать познавательную деятельность обучающихся;
— задания должны быть связанны с другими видами учебной деятельности для обеспечения эффективности познавательной деятельности обучающихся;
— система заданий должна реализовываться на основе задач постепенно возрастающей сложности и быть детерминирована системой частно-дидактических целей;
— любое задание для самостоятельной работы должно помогать студентам приобрести, закрепить, применить, проверить полученные знания;
— при определении вида задания педагогу следует обратить внимание и на формы организации деятельности студентов: задание выполняется индивидуально, в микро группе, коллективно; [3, c. 327]
— для обеспечения усвоения студентами знаний на уровне самостоятельно-творческого воспроизведения учебной информации задания для самостоятельной работы обязательно должны вводиться в изучение любой учебной дисциплины и на каждом этапе усвоения знаний по данному курсу;
— опосредованность типов, видов и форм самостоятельной работы студентов определяется дисциплиной, изучаемой темой, типом учебного занятия, подготовленностью студентов.
При выдаче заданий студентам преподаватель может использоваться такой алгоритм: тема (название), цель, содержание задания, методические рекомендации (инструкция) по выполнению. [13]
2. Консультация по выполнению заданий, которая осуществляется в виде устного инструктажа, письменной инструкции, в качестве авто инструкции, которую дает себе сам обучающий в виде предписания. В любом виде инструкции должны быть указаны время, отведенное на выполнении заданий, система поощрений и штрафных санкций, требования к содержанию и эстетическому оформлению задания.
3. Коррекция познавательной деятельности обучающегося, которая осуществляется при повторной консультации, когда преподаватель помогает решить возникшие трудности при выполнении заданий, подсказывает новые направления работы, значение здесь приобретает организация индивидуальной помощи преподавателя обучающемуся.
Активизировать познавательную активность обучающихся может методика реконструкции педагогического опыта. Реконструкция как организация чего-либо на новых основаниях, как восстановление предполагает не простое копирование, дублирование имеющегося позитивного опыта, а его творческое преобразование на основе имеющихся документов, ретроспективных представлений. Методика содержит два этапа. Первый заключается в осознании конкретной практической задачи и поиске педагога, чей опыт окажется полезным для ее решения. Второй заключается в определении сути предстоящей реконструкции. Здесь нужно последовательно ответить на несколько вопросов: что натолкнуло на мысль о необходимости изменения; как могут быть определены практические задачи; какое решение было принято за основу дальнейшей работы; какие поправки надо внести в первоначальный замысел; какие результаты говорят положительном эффекте проделанной работы; какие выводы можно сделать на основе полученного опыта; при каких условиях полученный опыт может стать достоянием других? [13]
4. Контроль, который осуществляется преподавателем в нескольких видах. Корректирующий выполняет функцию побуждения, а констатирующий направлен на проверку результатов самостоятельной работы студентов. В качестве методов контроля выделяют коллективный анализ результатов; самостоятельный анализ студентом своей работы с последующей коллективной проверкой и оценкой деятельности; самопроверку и самооценку студентом полученных результатов.
Пути дальнейшего совершенствования самостоятельной учебной работы студентов[8, c. 118]
В настоящее время деятельность СПО направлена на совершенствование самостоятельной работы, увеличение ее удельного веса. Можно выделить ряд предложений, рекомендаций, уже сложившихся направлений: организация индивидуальных планов обучения с привлечением студентов к научно-исследовательской работе, к реальному проектированию по заказам предприятий; включение самостоятельной работы в учебные планы и расписание занятий с организацией индивидуальных консультаций в колледжах; создание комплекса учебных и учебно-методических пособий для выполнения самостоятельной работы; разработка интегрированных самостоятельных работ; модульно-рейтинговый контроль самостоятельной работы; ориентация лекционных курсов на самостоятельной работе; коллегиальные отношения педагога и обучающегося; разработка заданий, предполагающих нестандартные задания; индивидуальные консультации педагога и пересчет его индивидуальной нагрузки с учетом самостоятельной работы; проведение занятий, предполагающих предварительную самостоятельную работу обучающихся по конкретной теме учебной дисциплины.
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 5469 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник