Формы способы методы повышения квалификации

Повышение квалификации

Повышение квалификации – это один из видов профессионального обучения работников предприятия, которое проводится с целью повышения уровня теоретических знаний, совершенствования практических навыков и умений сотрудников организации в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации.

Повышение квалификации работников может проводиться по мере необходимости.

Цель и задачи

Главная задача повышения квалификации – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю.

Кроме этого, приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ГОСТов к уровню компетентности работников различных профессий.

Также обучение проводится для достижения следующих целей:

Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у сотрудника организации появляется стремление к повышению производительности труда;

Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, нежели принимать на работу большое количество людей со стороны.

Повышение квалификации и законодательные нормы

Работодатель, согласно четвертой части 196 статьи Трудового Кодекса РФ, обязан отправлять числящихся в штате его предприятия работников на повышение квалификации, если такое необходимо для полноценного выполнения ими должностных обязанностей.

В первой части статьи 196 статьи Трудового Кодекса РФ указано, что работодатель по собственному усмотрению может определять необходимость повышения квалификации своих работников для нужд предприятия.

Порядок и условия повышения квалификации определяются трудовым или же коллективным договором.

Документы, которые подтверждают прохождение обучения

Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:

сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;

сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.

Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:

Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;

Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;

Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.

Виды повышения квалификации

Повышение квалификации подразделяется на три вида:

Краткосрочное повышение квалификации;

Проведение тематических семинаров;

Длительное повышение квалификации.

Краткосрочное повышение квалификации

Время занятий составляет менее 72 часов. Краткосрочное повышение квалификации — это тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Курсы повышения квалификации организуют сами работодатели, а обучение проводят высококвалифицированные работники предприятия. По завершении обучения сотрудники должны сдать соответствующий экзамен, зачёт или защитить реферат.

Проведение тематических семинаров

Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.

Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.

В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.

Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.

Длительное повышение квалификации

Время занятий составляет от 100 до 500 часов. Целью длительного повышения квалификации является углублённое изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности для обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на сотрудников организации, которые имеют определённый опыт работы и испытывают недостаток практических навыков и знаний.

В конце курса слушатели сдают зачет, экзамен или составляют и защищают реферат по теме материалов программы. Если аттестационные мероприятия пройдены участником курса успешно, ему предоставляется свидетельство, подтверждающее получение им повышения квалификации.

Форма обучения сотрудников организации

В зависимости от того, кем проводится программа повышения, его разделяют на внешнее обучение (за пределами компании) и внутрифирменное (в пределах компании).

У внутрифирменного обучения есть свои плюсы: уменьшение расходов для компании, возможность контролировать процесс, развитие корпоративного духа и так далее.

Кроме этого, виды и формы повышения квалификации отличаются друг от друга по типу занятости участников курсов.

Обучение сотрудников организации может проводиться без отрыва от трудовой деятельности, с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

Читайте также:  Назовите недостатки забивного способа бурения

Методы внешнего повышения квалификации

К методам внешнего повышения квалификации относятся:

Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.

Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.

Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.

Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.

Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.

Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.

Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.

Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.

Выбор методов обучения зависит от многих факторов: характеристик слушателей, возможностей компании (в том числе и финансовых), от квалификации преподавателей и целей процесса.

Методы внутрифирменного повышения квалификации

К методам обучения на рабочем месте относятся:

Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте.

Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства.

Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно.

Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен.

Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.

Стротеллинг. Молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации.

Тьюторство. Вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания.

Шэдуинг. Суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.

Курсы повышения квалификации

Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.

На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия.

Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.

Отметим, что курсы повышения квалификации могут проходить только те работники, которые уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.

Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:

насколько долго центр осуществляет свою деятельность;

отзывы тех, кто уже проходил обучение.

Периодичность прохождения повышения квалификации

Периодичность прохождения повышения квалификации устанавливают сами работодатели. На практике, как правило, повышение квалификации проводят не реже одного раза в 5 лет на протяжении всей трудовой деятельности работника предприятия. При этом работодатель свое решение о периодичности прохождения повышения квалификации должен отразить в нормативном акте локального назначения.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».

Источник

Формы и методы повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Программы дополнительного профессионального образования реализуются в следующих формах:

с отрывом от основной работы (очная форма обучения);

без отрыва от работы (заочная, дистанционная);

с частичным отрывом от работы;

обучение по индивидуальным формам;

Очная форма обучения предусматривает учебные занятия по одной из вышеперечисленных программ дополнительного образования по месту нахождения учебного заведения. Образовательный процесс по данной форме обучения регулируется расписанием и содержит (кроме лекций) учебное время, отводимое для практических, семинарских занятий, обмена опытом, анализа конкретных производственных ситуаций, выездные формы обучения на передовых предприятиях, в учреждениях и объединениях.

Форма обучения без отрыва от работы (заочная, дистанционная) в последнее время находит все более широкое распространение, поскольку специалист-слушатель на период обучения не покидает свое основное место работы.

Дистанционное обучение возникло в связи с необходимостью расширить территориальное присутствие различных программ обучения, преодолеть «расстояние, дистанцию». От традиционной, очной формы обучения дистанционная (заочная) выгодно отличается наличием современных технических средств, систем коммуникации, возможностью сравнительно быстро получать необходимые учебные материалы, взаимодействием с преподавателем и консультантом в режиме реального времени. Кроме обычного учебного материала на бумажном носителе слушатель, обучающийся по модели дистанционного обучения, может получить материалы в записи на аудио- и видеокассетах, лазерных дисках и др. В настоящее время хорошо зарекомендовала себя электронная форма предоставления материалов. Это позволяет сделать процесс обучения интерактивным, поскольку в электронный учебник может быть заложено несколько разных стратегий овладения материалом. Задача слушателя при этом заключается в том, чтобы выбрать тот или иной вариант работы с информацией, разработать собственный маршрут «движения по курсу», а также выполнить практические задания, включиться в деловые игры и др. Появление Интернета и спутникового телевидения позволяет приблизить информационно-справочные материалы к пользователю, находящемуся в любой точке страны. Эти возможности постоянно расширяются, в ближайшее время такие виды занятий, как видеоконференции, защита курсовых и выпускных работ, итоговые зачеты и экзамены, будут доступны подавляющему большинству слушателей, обучающихся в системе дополнительного профессионального образования по дистанционной форме обучения.

Читайте также:  Конвекционная печь способ применения

Смешанная форма обучения отличается сочетанием ресурсов очной и заочной форм. Это позволяет не только использовать возможности технических средств, не прерывая работу по основному месту работы, но и периодически участвовать в занятиях по очной форме обучения (по модульному принципу).

В последние годы в системе ДПО специалистов практикуется такая форма обучения, как «вахтовый» (десантный) метод повышения квалификации в контексте «погружения» в проблемы региона, предприятия, организации. Кроме того, положительно зарекомендовала себя такая форма, как внутрифирменное повышение квалификации специалистов.

Каждая из названных форм обучения нацелена на достижение качества дополнительного профессионального образования, обеспечение условий для саморазвития обучающихся.

В процессе обучения взрослых эффективно используются инновационные методы обучения. К ним относятся:

интернет-технологии (при реализации дистанционного образования);

блочно-модульный принцип освоения программы обучения;

инновационные игровые технологии.

Инновационное обучение обусловлено подготовкой организации к работе в новых условиях. Разработке инновационных обучающих программ предшествует прогноз потребности организации в изменениях профессионально-кадрового потенциала. Инновационное обучение способствует успешной адаптации к изменениям внешней среды, обеспечивает потенциал развития. Наиболее эффективно это реализуется в процессе обучения в контексте «погружения» всего коллектива в профессиональные проблемы, использование интернет-технологий,представляющих собой комплекс образовательных услуг, осуществляемых посредством специальной информационно-образовательной среды. Из наиболее значимых параметров дистанционного образования с использованием новых информационных технологий следует выделить такие, как: интенсификация образовательного процесса; повышение мобильности подготовки, переподготовки и повышения квалификации; обеспечение эффективности использования педагогического и иных ресурсов учебных заведений.

Наиболее сложным в процессе реализации интернет-технологий является организация работы с обучающимися. Для овладения теоретическим материалом в программах дистанционного обучения слушатель должен самостоятельно ознакомиться с переданными ему материалами, постараться ответить на контрольные вопросы и выполнить творческие задания. Проблема возникает на уровне понимания материала, поскольку рядом нет преподавателя, готового оказать помощь.

Для обеспечения эффективного общения, диалога с преподавателем используются следующие методы: подготовка письменных вопросов и ответов; контакты по телефону, электронной почте; встреча с преподавателем на консультациях и др. В рамках данного подхода преподаватель-консультант проводит периодические встречи с группой слушателей (тьюториалы), на которых происходит обсуждение материала, самостоятельно освоенного учащимися, часто эти встречи проводятся по принципу семинара (подготовка и обсуждение докладов по наиболее актуальным и сложным темам), что дает возможность предоставить большинству слушателей активную роль: либо докладчика, либо оппонента. Проведение тьюториалов дает возможность решить проблему формирования коллектива, команды, способствует процессу интенсификации обмена опытом.

Для реализации дистанционного образования необходима разработка принципиально новых учебно-методических материалов, отличающихся от существующих как по содержанию, так и по форме. Использование интернет-технологий позволяет активно и опережающим образом приобретать знания в течение всей творческой жизни человека, обеспечивая компетентное использование теоретических знаний в практической деятельности.

Блочно-модульное предоставление информации – это создание различных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, поскольку образовательный модуль является относительно самостоятельной частью всей программы, охватывающей один из ее разделов (тем) и осваиваемой независимо от других. В этот блок могут включаться несколько тем или модулей программы, объединенных по характеру материала (теоретический, практический, прикладной). Комплекс блоков и модулей формируется в зависимости от целей и задач всего курса обучения: блок общепрофессиональных, специальных целей и задач, блок дисциплин по выбору, а также стажировка с целью приобретения навыков практической реализации знаний.

К числу инновационных форм и методов обучения в системе ДПО относятся и игровые технологии. Цель их использования – становление и развитие умений и навыков аналитической, рефлексивной, творческой деятельности специалистов, что обеспечивает формирование «опережающих профессиональных компетентностей».

Лекция является традиционной формой обучения взрослых, однако сегодня ее использование носит инновационный характер. Лекции в системе ДПО наиболее эффективны: в больших аудиториях; для обзора по теме; для подготовки слушателей к творческой работе. Современная лекция использует возможности мультимедиа, телевизионных материалов, ориентирует на активную работу слушателей в процессе осмысления теоретического материала, включая их в процесс размышления над путями и способами его использования в своей практической деятельности.

Семинарские занятия в аудитории взрослых способствуют действенному применению теоретических знаний, развитию практических умений, опыта творческой деятельности, профессионального мышления.

Читайте также:  Raw для женщин способ применения

В процессе обучения взрослых часто используются такие формы работы, как практические занятия, которые проводятся после осмысления теоретического материала, требующего неоднозначной оценки на лекциях, семинарах, консультациях. В ходе практических занятий реализуется как педагогическое руководство учебно-познавательной деятельностью слушателей со стороны преподавателя, так и управление собственной деятельностью самими слушателями, обеспечивающее их активное самообучение, саморефлексию. В ходе практического занятия могут быть «разрушены установки», сложившиеся в опыте стереотипы мышления и поведения, обоснованы и сформулированы цели, определены возможности их достижения в практической работе. На практических занятиях в отличие от семинаров слушатели не только анализируют информацию, структурируют материал, обобщают, но и создают новые способы осуществления практических действий применительно к своему производству, разрабатывают критерии, эталоны, оценки. На практических занятиях наиболее эффективно осуществляется формирование опережающих умений и навыков, наиболее важных для развития творческой направленности профессиональной деятельности.

Одним из важнейших условий обеспечения творческой активности слушателей системы ДПО является использование интерактивного обучения, технологий театрализации, сюжетно-роле-вых, организационно-деятельностных, имитационных игр, игрового моделирования. Обращение к ним весьма важно для всех субъектов образовательного процесса: не только для слушателей системы повышения квалификации, но и для преподавателей, организующих образовательный процесс.

Смена парадигм диктует новые требования к методам и средствам повышения квалификации специалистов. Слушатели системы ДПО нуждаются не просто в анализе, а в философском осмыслении, рефлексии, уточнении основных подходов к развитию собственной профессиональной деятельности. В то же время существует закономерность: чем выше профессиональный статус специалиста, тем труднее ему «сесть за парту». Как отмечают исследователи проблемы (С. Г. Вершловский, Г. Н. Подчалимова, Е. П. Тонконогая, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.), взрослый человек «держится» за свои ценности и профессиональные стереотипы до тех пор, пока на деятельностном уровне не осознает необходимости и продуктивности отказа от некоторых из них. Разрушить данные стереотипы, содействовать становлению нового профессионального мышления позволяет использование личностно-ориентированных форм и методов обучения, которые делают слушателей системы ДПО активными его участниками, способствуют их переводу из состояния пассивного созерцателя в позицию творца своего образовательного пространства, своей траектории обучения, а в конечном итоге обеспечивают непрерывное профессионально-личностное саморазвитие.

К числу активных форм обучения относят групповую работу, в том числе и в малых группах. Ценность работы в малых группах состоит в возможности создать условия для продуктивной совместной деятельности взрослых людей с различным жизненным и профессиональным опытом, с разными психологическими особенностями и образовательными запросами. Кроме того, используются такие технологии, как «создание моделей деятельности», «мозговой штурм», различные методы имитационно-игрового моделирования и т.д. Главная цель применения активных форм обучения – обеспечение условий для проектирования профессиональной и образовательной деятельности самим слушателем вуза системы ДПО.

На занятиях в системе повышения квалификации используются интерактивные методы, способствующие активному совместному погружению в профессиональные проблемы. Технологии обучения, ориентированные на силы «саморазвития» слушателей, включают: диагностические методики, связанные с самооценкой, взаимооценкой, экспертной оценкой сформированное™ опережающих «ключевых компетентностей»; защиту проектов; участие в мастер-классах (учебно-деловых, организационно-деятельностных); использование имитационных и других форм профессионального взаимодействия, обеспечивающих результативность образовательного процесса.

Формированию профессионального развития-саморазвития слушателей содействует система средств и условий, позволяющая выражать собственное мнение (анализировать собственный опыт и вырабатывать профессиональную позицию); вести профессиональный диалог; обосновывать слабые и сильные стороны опыта; выбирать приоритеты, ценностные ориентации и целевые установки в профессиональной деятельности; отказываться от стереотипов (рефлексия собственного профессионального опыта на основе специально разработанных программ и тестов.

Эта система также предполагает рефлексивное сопровождение, позволяющее слушателю попробовать себя в различных ролях («Я – автор-проектировщик»; «Я – исполнитель»; «Я – контролер»), упражнения в планировании, организации, анализе собственных действий, в осуществлении проектной и контрольной функций рефлексии); осмысление своего профессионального долга или коллективного критического анализа различных вариантов профессиональной задачи; обучение правилам культурной коммуникации (проведение тренингов на основе конкретных, значимых для взрослых ситуаций делового взаимодействия, при создании и защите проектов образовательной и профессиональной деятельности и т.д.).

Та же система помогает обеспечить «информационную достаточность» для субъектов образовательного процесса в системе повышения квалификации (информация о тенденциях развития профессий на рынке труда, об изменениях их содержания в соответствии с современными требованиями; получение информации о методах деятельности, которые могут помочь слушателям создавать проекты своей образовательной и профессиональной сфер деятельности, предоставлять данные о возможностях применения разнообразных сочетаний различных методов и средств обучения для самообразования.

Таким образом, используемые в системе ДПО различные виды, формы, методы обучения обеспечивают оптимальные условия для активизации субъектности всех участников образовательного процесса. ДПО способствует формированию целостной концепции мира у индивида и представления о его месте в этом мире, обеспечивает возможность приобретать способность предвидеть, эффективно участвовать в создании новых образовательных и культурных ценностей.

Источник

Оцените статью
Разные способы