Формы способы формирования математический

Формы и методы формирования элементарных математических представлений в ДОУ

Елена Седова
Формы и методы формирования элементарных математических представлений в ДОУ

«Математика-царица наук» — всем известно это выражение. С математикой мы идём нога в ногу всё свою жизнь. Появившись на свет у нас сразу измеряют вес и рост. Ещё не зная, что такое математика мы изучаем её правила и закономерности. Сколько в детстве мы выучили стихотворений и песенок, опять же с математическим содержанием.

-А вы какие помните? Назовите их.»….)

— Всем известна строчка из детской песенки «Палка, палка, огуречик – получился человечек». Уважаемые педагоги, перефразируйте, переведите эту строчку на математический язык. ….)

— Строчку из этой песенки можно перевести примерно так: «Схема предмета состоит из следующих составляющих….». Так дети будут говорить в школе, а пока мы только начинаем знакомиться с математикой, закладываем её основы.

В детском саду мы не учим математике, мы формируем математические представления. Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью.

«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребёнка в этой области знаний» (Л. А. Венгер)

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика — царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы подразумевает развитие у детей различных видов деятельности: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

Во ФГОС ДО, на которое ориентировано дошкольное образование не существует раздела «Математическое развитие».

В Образовательной области «Познавательное развитие», одним из пунктов является «Формирование математических представлений».

Целевые ориентиры по ФГОС ДО. (Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.)

ребёнок проявляет любознательность, задаст вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно- следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живут. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

В соответствии с ФГОС ДО основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:

1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);

3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);

4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

5. Овладение детьми математическими способами познания действительности : счёт, измерение, простейшие вычисления;

6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;

7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

8. Развитие инициативности и активности детей.

То есть мы в дошкольном возрасте

1.Формируем систему элементарных математических представлений.

2. Формируем предпосылки математического мышления.

3. Формируем сенсорные процессы и способности.

4. Расширяем и обогащаем словарь и совершенствуем связанную речь.

5. Формируем начальные формы учебной деятельности.

Традиционные направления ФЭМП в дошкольном возрасте

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Принципы обучения математике

Сознательность и активность.

Систематичность и последовательность.

Индивидуальный и дифференцированный подход – индивидуализация.

Читайте также:  Способы добычи природной глины

Методы используемые при ФЭМП.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

1. Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий):

а) словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);

б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);

в) практический (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.).

2. Гностический аспект (методы, характеризующие усвоение нового материала детьми, — путем активного запоминания, путем самостоятельных размышлений или проблемной ситуации):

г) исследовательский и др.

3. Логический аспект (методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала):

а) индуктивный (от частного к общему);

б) дедуктивный (от общего к частному).

4. Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности детей):

а) работа под руководством педагога,

б) самостоятельная работа детей.

Особенности наглядного метода

Виды наглядного материала:

демонстрационный и раздаточный;

сюжетный и бессюжетный;

объёмный и плоскостной;

специально-счётный (счётные палочки, абак, счёты и др.);

фабричный и самодельный.

Методические требования к применению наглядного материала:

новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объёмного материала;

по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;

одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала;

новый наглядный материал лучше показать детям заранее.

Современные образовательные программы рекомендуют использовать различные формы обучения.

Программа «Радуга» рекомендует формировать элементы математических представлений в процессе повседневной жизни, во время прогулок (игры с песком, водой, снегом, природным материалом, по ходу занятий продуктивными видами деятельности (рисование, лепка и др., в процессе дидактических игр, и непосредственно на специализированных занятиях по математике.

Формы работы по математическому развитию дошкольников

Форма Задачи Время Охват детей Ведущая роль

Дать, повторить, закрепить и систематизировать знания, умения и навыки Планомерно, регулярно, систематично (длительность и регулярность в соответствии с программой) Группа или подгруппа (в зависимости от возраста и проблем в развитии) Воспитатель

Дидактическая игра Закрепить, применить, расширить ЗУН На занятии или вне занятий Группа, под-группа, один ребенок Воспитатель и дети

Индивидуальная работа Уточнить ЗУН и устранить про-белы На занятии и вне занятий Один ребенок Воспитатель

Досуг (математический утренник, праздник, викторина и т. п.) Увлечь математикой, подвести итоги 1—2 раза в году Группа или не-сколько групп Воспитатель и другие специалисты

Самостоятельная деятельность Повторить, применить, отработать ЗУН Во время режимных процессов, бытовых ситуаций, повседневной деятельности Группа, под-группа, один ребенок Дети и вос-питатель

Простое и порой скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат.

Детям кажется, что они только играют.

Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ” Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.

Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

Задача взрослого — поддерживать интерес ребёнка.

Дети играют в самые разнообразные игры. Все виды дидактических игр являются эффективным средством математического развития детей, проводятся как на занятиях, так и вне их во всех возрастных группах, используются в индивидуальной работе.

Игровые приемы: сюрпризный момент, правила, соревнование, инициатива, поиск и др.

В процессе дидактических игр и игровых упражнений решаются все виды задач:

* образовательные (дать или повторить математические знания, сформировать или закрепить умения, выработать навыки);

* развивающие (развивать мышление, память, воображение, сенсорные способности, речь и др.);

* воспитательные (вырабатывать личностные качества — самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, любознательность и др.).

Особенности формирования элементарных математических представлений у слабовидящих дошкольников Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Актуальность формирования элементарных математических представлений у детей С самого раннего возраста начинается всестороннее воспитание будущих граждан современного общества. Реализация этой ответственной задачи.

Читайте также:  Способ обработки поверхности леденцовой карамели

Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО Статья на тему: Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО «Все, что.

Презентация «Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений» «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Антонова Ольга Аркадьевна Консультация на тему: Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений.

Предметно-развивающая среда как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

Проект «Использование игровых методов в процессе формирования элементарных математических представлений детей» В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически.

Проект модели предметно-пространственной среды для формирования элементарных математических представлений в ДОУ Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного.

Семинар-практикум «Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений» Актуальность проблемы Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми.

Влияние наглядности на эффективность формирования у дошкольников элементарных математических представлений Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент.

Источник

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Елена Меркулова
Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Консультация для педагогов на тему «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников«.

Формы организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников

Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. Специально организованная деятельность обучающего и обучаемых, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме, называется формой обучения.

Занятия являются основной формой развития элементарных ма-тематических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.

На занятиях, кроме «чисто» образовательных, ставятся также и задачи по развитию речи, мышления, воспитанию качеств личности и черт характера, т. е. разнообразные воспитательные и развивающие задачи.

В практике работы по ФЭМП сложились следующие типы занятий:

занятия в форме дидактических игр;

занятия в форме дидактических упражнений;

занятия в форме дидактических упражнений и игр.

Занятия в форме дидактических игр широко применяются в младших группах. В этом случае обучение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой.

Однако игровая форма не должна заслонять познавательное содержание, превалировать над ним, быть самоцелью. Формирование разнообразных математических представлений является главной задачей таких занятий.

Занятия в форме дидактических упражнений используются во всех возрастных группах. Обучение на них приобретает практический характер. Выполнение разнообразных упражнений с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом ведет к усвоению детьми определенных способов действий и соответствующих им математических представлений.

Занятия в форме дидактических игр и упражнений наиболее распространены в детском саду. Этот тип занятия объединяет оба предыдущих. Дидактическая игра и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях.

Целенаправленная познавательная деятельность вне занятий также является эффективной формой развития элементарных математических представлений у дошкольников.

В самостоятельной познавательной деятельности совершенствуются, углубляются и расширяются математические представления детей. Ее организация возможна лишь при определенном уровне математического развития детей, наличии разнообразных дидактических, игровых материалов, игр математического содержания, руководстве этой деятельностью взрослым.

Самостоятельная познавательная деятельность должна организовываться не только в детском саду, но и в домашних условиях.

Обучение детей на занятиях и вне их проходит в таких формах,как:

индивидуальная (самая древняя и результативная, но экономически не выгодная, в ней не реализуется возможность сотрудничества и соперничества между сверстниками);

Читайте также:  Способы устранения неисправностей кривошипно шатунного механизма

коллективная (фронтальная, экономически выгодная, способствует формированию взаимопомощи и чувства коллективизма, но в ней недостаточно учитываются индивидуальные различия детей и уровни развития);

дифференцированная (учитывает типичные индивидуальные различия детей и уровни развития, чаще проводится по подгруппам). (группы формируются по возрастному составу (группы, возрастные параллели, разновозрастные группы); по полу (мужские, женские, смешанные); по области интересов (технические, природоведческие, художественные, социальные); по уровню умственного развития (или по уровню достижения): одаренные дети, дети, входящие в группу общего развития, дети, требующие повышенного индивидуального внимания; по личностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);по уровню здоровья (группы здоровья).

Методы математической подготовки.

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагогиспользует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые.

Среди многообразных факторов, влияющих на выбор того или иного метода, определяющими являются программные требования.

В формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод. Сущность его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д., на базе которых возникают элементарные математические представления.

Характерными особенностями практического метода при формировании элементарных математических представлений являются:

выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственных действий;

широкое использование дидактического материала;

возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом;

выработка навыков счета, измерения, вычисления и рассуждения в самой элементарной форме;

широкое использование элементарных математических представлений в практической деятельности, быту, игре, труде, т. е. в других видах деятельности.

Практический метод предполагает организацию и повторение упражнений. Упражнения могут предлагаться детям в форме заданий, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом. Упражнения должны дифференцироваться по степени сложности с учетом индивидуальных особенностей детей.

Содержательность упражнений обеспечивает достаточно высокий уровень умственной нагрузки на дошкольников в процессе всего занятия.

При формировании элементарных математических представлений игра также выступает как метод обучения и может быть чаще отнесена к практическим методам.

Наглядные и словесные методы при формировании элементарных математических представлений не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам. Это отнюдь не умаляет их значения в математической подготовке детей в детском саду.

Особенности формирования элементарных математических представлений у слабовидящих дошкольников Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Формы и методы формирования элементарных математических представлений в ДОУ «Математика-царица наук» — всем известно это выражение. С математикой мы идём нога в ногу всё свою жизнь. Появившись на свет у нас сразу.

Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО Статья на тему: Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО «Все, что.

Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Группа «Радуга» «Без игры.

Консультация для педагогов «Формирование математических представлений у дошкольников» Консультация для педагогов: «Математика – царица всех наук». Подготовила : Лушникова Айгуль Рамилевна. МБДОУ «Детский сад №49» Проблема.

Консультация для педагогов и родителей «Особенности формирования представлений о величине предметов у дошкольников с ОВЗ» Особенности формирования представлений о величине предметов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Возможность усвоения.

Консультация для родителей «Развитие элементарных математических представлений дошкольников» В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам.

Консультация для воспитателей «Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Консультация для воспитателей Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников Подготовила воспитатель:.

Семинар-практикум «Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений» Актуальность проблемы Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми.

Влияние наглядности на эффективность формирования у дошкольников элементарных математических представлений Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент.

Источник

Оцените статью
Разные способы