Формы способа социальной коммуникации

5.5. Формы способа социальной коммуникации (межличностная, групповая, массовая) и книга

Возникнув в индивидуальном сознании автора, литературное, музыкальное, изобразительное произведение еще не становится произведением литературы, музыки, изобразительного искусства как форм общественного сознания и социальных коммуникационных систем. Но от авторского сознания произведение уже отчуждено средствами языка, письма, нотной записи и изображения, существует в относительно самостоятельной материально-предметной форме – в форме письменного документа и потому обладает возможностью стать доступным сознанию другого человека, группы людей.

Однако пока есть только возможность. Произведение еще не становится фактом общественного сознания по причине ограниченных возможностей способа групповой коммуникации «письменность». Реализуясь такими средствами, как письмо, нотная запись, копия изображения, этот способ предполагает действительность лишь межличностной и групповой коммуникации из-за пространственно-временной ограниченности движения письменного текста авторского произведения или некоторого количества рукописных копий его.

Поэтому рукописная книга как документ письменности, изготовлявшийся и распространявшийся в ограниченном количестве экземпляров, была способом лишь групповой и исторически элитарной коммуникации. Эти экземпляры, или списки, изводы, к тому же по деталям содержания, а значит и по тексту, и по внешнему исполнению в значительной степени различались и были, по сути дела, относительно самостоятельными произведениями письменности. В том числе и по этой причине правомерно говорить об элитарности античной духовной культуры и культуры эпохи феодализма.

Межличностная и групповая коммуникация в ее письменной форме существует и сегодня, реализуясь в таких формах, как частная переписка, служебная переписка учреждений и организаций, служебная документация ограниченной сферы распространения, ксерокопирование научных отчетов, депонирование рукописей научных статей, препринты, патентное дело и вся система научной информации. Исторические формы этого способа коммуникации, естественно, изменились, сфера его функционирования расширилась и дифференцировалась, средства реализации технологически усовершенствовались (машинопись, оперативная полиграфия, микрофильмирование, SMS, интернет – форумы – чаты – конференции).

Такие формы групповой коммуникации называются документальными и являются объектом исследования ряда научных дисциплин: документалистики, информатики. Документом здесь называется «материальный объект, содержащий закрепленную информацию и предназначенный для ее передачи и использования» или «любой материальный носитель, на котором человеком зафиксирована (закреплена) социальная информация в целях ее хранения и распространения». Оба определения требуют уточнения, потому что подразумевают процесс распределения и перераспределения семиотической информации, закрепленной на материальном носителе. Следовательно, документ в коммуникационном процессе правильнее определить как диалектическое единство семиотической (знаковой) информации и материального носителя. И в этом смысле книжное издание тоже документ.

Таким образом, авторское произведение уже существует в обществе как объективное явление социальной действительности в форме произведения словесности, письменности (и соответствующих уровней «рукописности» в музыке, изобразительном искусстве), т.е. уже введено в общественное сознание на уровне конкретно-исторических, но ограниченных форм его развития. В этом смысле произведение частично «обобществлено», стало достоянием не только автора, но и группы людей, определенных социальных слоев общества и функционирует в пространственно-временном «радиусе действия» письменной документальной коммуникации.

Есть и другие формы групповой социальной коммуникации, наличие которых проясняет и подтверждает ее сущность. Это, например, театрализованное представление пьесы, переводы литературных произведений с одного языка на другой, авторские чтения произведений, публичная лекция, художественная выставка, концертное исполнение музыкального произведения.

Подобная форма коммуникации не предполагает необходимости отражения возникшего контекста (группового варианта его) другими членами общества, т.е. обязательного выражения группового контекста текстом группового произведения и обязательного отражения этого произведения другими членами общества, – «обобществления» контекста и текста авторского произведения и превращения его в произведение группового сознания. Возможность «обобществления» авторского произведения, заложенная в акте «отчуждения» его, т.е. превращения в групповой контекст, действительностью не становится, так как контекст не выражается единым текстом группового произведения.

В самом общем смысле групповая документальная коммуникация есть, следовательно, способ организации литературного, музыкального, изобразительного произведения, существующего в форме письменного документа, в групповой контекст.

Произведением общественного сознания в полном смысле этого слова авторское литературное, музыкальное, изобразительное произведение становится лишь в социальных коммуникационных системах «литература», «музыка», «изобразительное искусство», которые есть вместе с тем более развитые формы общественного сознания. Литературу, музыку, изобразительное искусство правомерно квалифицировать как коммуникационные системы, потому что они существуют, функционируют на уровне общества в целом, его социальной структуры, основных социальных групп, на уровне национальной духовной культуры.

Именно средствами их как коммуникационных систем и как форм общественного сознания актуализируется процесс «обобществления» произведения индивидуального сознания, т.е. превращения авторского литературного, музыкального, изобразительного произведения как результата авторского творчества в произведение общественного сознания как результата отражения авторского произведения общественным сознанием. Этот результат и есть произведение духовной культуры, и существует он в форме произведения литературы, музыки, изобразительного искусства.

А сам процесс отражения составляет сущность процесса социальной коммуникации, движущим моментом развития которого является снятие противоречия между индивидуальным и общественным сознанием.

Процесс «отчуждения» и «обобществления» произведения протекает в сфере духовной деятельности общества, поэтому данные термины здесь применяются в философском, а не в политэкономическом смысле. «Отчуждение» произведения не означает изъятия его из сознания автора, а «обобществление» не означает отрицания авторства. Например, «Евгений Онегин», отчужденный от сознания А.С. Пушкина и «обобществленный» отечественной и мировой духовной культурой, не перестает быть произведением великого русского поэта.

Сущность книги как объективного явления социальной действительности заключается в том, что она представляет собой одну из форм способа превращения, организации произведения индивидуального сознания в произведение общественного сознания, т.е. является одной из форм способа социальной коммуникации.

Такое превращение становится реальностью, действительностью вследствие преодоления объективной пространственно-временной ограниченности способа групповой коммуникации «письменность». Это происходит в процессе исторического развития письма как средства актуализации письменности с появлением и совершенствованием механического, машинного письма (печати, полиграфии, компьютерной техники и технологии), обеспечивающего возможность изготовления множества копий текста произведения письменности, т.е. тиража. Иными словами, вследствие превращения произведения письменности в произведение печати и движения тиража, совокупности экземпляров издания в пространстве и времени.

Источник

Формы способа социальной коммуникации (межличностная, групповая, массовая) и книга

Возникнув в индивидуальном сознании автора, литературное, музыкальное, изобразительное произведение еще не становится произведением литературы, музыки, изобразительного искусства как форм общественного сознания и социальных коммуникационных систем. Но от авторского сознания произведение уже отчуждено средствами языка, письма, нотной записи и изображения, существует в относительно самостоятельной материально-предметной форме – в форме письменного документа и потому обладает возможностью стать доступным сознанию другого человека, группы людей.

Однако пока есть только возможность. Произведение еще не становится фактом общественного сознания по причине ограниченных возможностей способа групповой коммуникации «письменность». Реализуясь такими средствами, как письмо, нотная запись, копия изображения, этот способ предполагает действительность лишь межличностной и групповой коммуникации из-за пространственно-временной ограниченности движения письменного текста авторского произведения или некоторого количества рукописных копий его.

Поэтому рукописная книга как документ письменности, изготовлявшийся и распространявшийся в ограниченном количестве экземпляров, была способом лишь групповой и исторически элитарной коммуникации. Эти экземпляры, или списки, изводы, к тому же по деталям содержания, а значит и по тексту, и по внешнему исполнению в значительной степени различались и были, по сути дела, относительно самостоятельными произведениями письменности. В том числе и по этой причине правомерно говорить об элитарности античной духовной культуры и культуры эпохи феодализма.

Читайте также:  Лечение народными способами при цистите

Межличностная и групповая коммуникация в ее письменной форме существует и сегодня, реализуясь в таких формах, как частная переписка, служебная переписка учреждений и организаций, служебная документация ограниченной сферы распространения, ксерокопирование научных отчетов, депонирование рукописей научных статей, препринты, патентное дело и вся система научной информации. Исторические формы этого способа коммуникации, естественно, изменились, сфера его функционирования расширилась и дифференцировалась, средства реализации технологически усовершенствовались (машинопись, оперативная полиграфия, микрофильмирование, SMS, интернет – форумы – чаты – конференции).

Такие формы групповой коммуникации называются документальными и являются объектом исследования ряда научных дисциплин: документалистики, информатики. Документом здесь называется «материальный объект, содержащий закрепленную информацию и предназначенный для ее передачи и использования» или «любой материальный носитель, на котором человеком зафиксирована (закреплена) социальная информация в целях ее хранения и распространения». Оба определения требуют уточнения, потому что подразумевают процесс распределения и перераспределения семиотической информации, закрепленной на материальном носителе. Следовательно, документ в коммуникационном процессе правильнее определить как диалектическое единство семиотической (знаковой) информации и материального носителя. И в этом смысле книжное издание тоже документ.

Таким образом, авторское произведение уже существует в обществе как объективное явление социальной действительности в форме произведения словесности, письменности (и соответствующих уровней «рукописности» в музыке, изобразительном искусстве), т.е. уже введено в общественное сознание на уровне конкретно-исторических, но ограниченных форм его развития. В этом смысле произведение частично «обобществлено», стало достоянием не только автора, но и группы людей, определенных социальных слоев общества и функционирует в пространственно-временном «радиусе действия» письменной документальной коммуникации.

Есть и другие формы групповой социальной коммуникации, наличие которых проясняет и подтверждает ее сущность. Это, например, театрализованное представление пьесы, переводы литературных произведений с одного языка на другой, авторские чтения произведений, публичная лекция, художественная выставка, концертное исполнение музыкального произведения.

Подобная форма коммуникации не предполагает необходимости отражения возникшего контекста (группового варианта его) другими членами общества, т.е. обязательного выражения группового контекста текстом группового произведения и обязательного отражения этого произведения другими членами общества, – «обобществления» контекста и текста авторского произведения и превращения его в произведение группового сознания. Возможность «обобществления» авторского произведения, заложенная в акте «отчуждения» его, т.е. превращения в групповой контекст, действительностью не становится, так как контекст не выражается единым текстом группового произведения.

В самом общем смысле групповая документальная коммуникация есть, следовательно, способ организации литературного, музыкального, изобразительного произведения, существующего в форме письменного документа, в групповой контекст.

Произведением общественного сознания в полном смысле этого слова авторское литературное, музыкальное, изобразительное произведение становится лишь в социальных коммуникационных системах «литература», «музыка», «изобразительное искусство», которые есть вместе с тем более развитые формы общественного сознания. Литературу, музыку, изобразительное искусство правомерно квалифицировать как коммуникационные системы, потому что они существуют, функционируют на уровне общества в целом, его социальной структуры, основных социальных групп, на уровне национальной духовной культуры.

Именно средствами их как коммуникационных систем и как форм общественного сознания актуализируется процесс «обобществления» произведения индивидуального сознания, т.е. превращения авторского литературного, музыкального, изобразительного произведения как результата авторского творчества в произведение общественного сознания как результата отражения авторского произведения общественным сознанием. Этот результат и есть произведение духовной культуры, и существует он в форме произведения литературы, музыки, изобразительного искусства.

А сам процесс отражения составляет сущность процесса социальной коммуникации, движущим моментом развития которого является снятие противоречия между индивидуальным и общественным сознанием.

Процесс «отчуждения» и «обобществления» произведения протекает в сфере духовной деятельности общества, поэтому данные термины здесь применяются в философском, а не в политэкономическом смысле. «Отчуждение» произведения не означает изъятия его из сознания автора, а «обобществление» не означает отрицания авторства. Например, «Евгений Онегин», отчужденный от сознания А.С. Пушкина и «обобществленный» отечественной и мировой духовной культурой, не перестает быть произведением великого русского поэта.

Сущность книги как объективного явления социальной действительности заключается в том, что она представляет собой одну из форм способа превращения, организации произведения индивидуального сознания в произведение общественного сознания, т.е. является одной из форм способа социальной коммуникации.

Такое превращение становится реальностью, действительностью вследствие преодоления объективной пространственно-временной ограниченности способа групповой коммуникации «письменность». Это происходит в процессе исторического развития письма как средства актуализации письменности с появлением и совершенствованием механического, машинного письма (печати, полиграфии, компьютерной техники и технологии), обеспечивающего возможность изготовления множества копий текста произведения письменности, т.е. тиража. Иными словами, вследствие превращения произведения письменности в произведение печати и движения тиража, совокупности экземпляров издания в пространстве и времени.

Издание и процесс массовой коммуникации

Процесс и преходящий промежуточный результат организации произведения или документа письменности в произведение печати и есть издание, которое следует понимать как способ, т.е. процесс и преходящий результат массовой коммуникации.

Именно для обозначения и процесса «издание» и результата этого процесса – «печатное издание» – употребляется в книговедческом обиходе понятие «издание».

Как способ массовой коммуникации издание представляет собой средство организации произведения индивидуального сознания в произведение общественного сознания, т.е. средство реализации процесса социальной коммуникации, социального общения.

И в этом смысле издание – уже процесс и преходящий результат массовой коммуникации, потому что содержанием его является превращение текста произведения «для себя», «для автора», «для группы людей» в текст произведения «для всех», для общества, для культуры, для литературы, для музыки, для изобразительного искусства – для общественного сознания.

В сущности, массовая коммуникация есть способ целеосознанного «отчуждения» произведения индивидуального сознания, авторского произведения (его контекста и текста), отражения его групповым сознанием специалистов, участвующих в этом процессе, и с необходимостью следующего потом «обобществления», т.е. выражения нового, группового контекста новым текстом, и размножение этого текста с помощью различных средств способа массовой коммуникации. Для письменных форм такими средствами являются книжное, газетное, журнальное дело, мультимедиа; для аудиовизуальных способов массовой коммуникации – радио, кино, телевидение, мультимедиа.

Массовые коммуникационные системы «книжное дело», «пресса», «радио», «кино», «телевидение» есть формы способа организации произведения письменности (или технологических форм записи его текста) в произведение печати (для радио, кино и телевидения– соответственно в радиопроизведение, кинематографическое произведение, телепроизведение, мультимедийное произведение), актуализированные соответствующими общественными коммуникационно-технологическими средствами,

Из сказанного очевидным становится различие и сходство издания, радио, кино, телевидения, мультимедиа как форм способа массовой коммуникации.

Различие между книгой, газетой, журналом и новейшими формами способа массовой информации (радио, кино, телевидение, мультимедиа), которое обыденным сознанием и в работах отдельных зарубежных социологов печати и книговедов представляется антагонистическим противоречием, на самом деле есть лишь внешнее противоречие между традиционными (письменными) и новыми аудиовизуальными формами способа организации, превращения произведения индивидуального сознания в произведение общественного сознания. А точнее – противоречие между печатными и аудиовизуальными формами существования издания, ибо во всех этих случаях словесное литературное, музыкальное или изобразительное произведение предшествует изданию. И в этом сходство печатных и аудиовизуальных форм способа массовой коммуникации.

Актуализация форм способа массовой коммуникации осуществляется различными средствами массовой коммуникации (организациями, коллективами специалистов, техническим оборудованием, технологией), результатом чего являются исторически изменчивые материальные формы фиксации и распределения семиотической информации в обществе. Однако сущность процесса массовой коммуникации остается неизменной.

Читайте также:  Способы выражения подлежащего примеры междометие

Еще раз подчеркнем, что она заключается в организации произведения индивидуального сознания в произведение общественного сознания. Эта организация актуализируется в процессах превращения литературного, музыкального, изобразительного произведения в произведение литературы, музыки, изобразительного искусства как социальных коммуникационных систем и форм общественного сознания и материализуется в процессах целеосознанного «обобществления», т.е. организации произведения словесности, письменности в произведение печати средствами книжного дела или прессы (для письменных форм способа массовой коммуникации) или в произведение радио, кино, телевидения, мультимедиа соответствующими средствами.

Диалектическим единством и взаимодействием этих способов организации реализуется процесс массовой коммуникации в обществе.

Каждая из названных разновидностей способа массовой коммуникации в свою очередь представляет собой диалектическое единство процесса и преходящего промежуточного результата коммуникации. Внешне, в своей эмпирической данности процесс и преходящий промежуточный результат представляются нам в многообразных, прерывистых, конечных для каждого этапа формах. А внутренне коммуникационный процесс, начавшись в общественном сознании, протекает через формы индивидуального и группового сознания и завершается в общественном сознании, но уже на новом, более высоком этапе его развития. Поэтому мы и квалифицируем книгу как объективное явление социальной действительности, явление общественное, как орудие идеологии, политики, просвещения, воспитания, социального и научно-технического прогресса.

Иными словами, не потому она – книга, что у нее такие функции, а потому у нее такие функции, что она – книга.

Для письменных форм способа массовой коммуникации процесс организации литературного, музыкального, изобразительного произведения в издание есть движение этого произведения, понимаемое как отражение его сознанием, т.е. осмысление в системе контекста и текста духовной культуры (литературы, музыки, изобразительного искусства) с целью превращения его в издание – процесс и преходящий промежуточный результат этого осмысления в их диалектическом единстве. Промежуточный результат – общественное сознание, количественно или качественно измененное в процессе и средствами этого движения произведения. Это новый контекст духовной культуры (литературы, музыки, изобразительного искусства) и новый текст ее как совокупность текстов общественно значимых произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, входящих в данную систему.

Диалектическое единство нового контекста и нового текста есть духовная культура (литература, музыка, изобразительное искусство), измененная в ходе и средствами процесса организации произведения в издание.

Контекст издания, таким образом, есть произведение, его контекст и текст, отраженные общественным сознанием в контексте и средствами духовной культуры (литературы, музыки, изобразительного искусства) в ходе организации их в издание средствами книжного дела и прессы, процесс и преходящий промежуточный результат этого отражения в их диалектическом единстве друг с другом и в процессе дальнейшего отражения теми же средствами.

Текст издания – преходящий промежуточный результат процесса организации произведения письменности в произведение печати, в издание средствами книжного дела и прессы, т.е. текст литературного, музыкального, изобразительного произведения, измененный в процессе и средствами этой организации, новый, более высокий этап развития текста произведения по сравнению с авторским письменным текстом.

Актуализированное сознанием диалектическое единство контекста и текста издания и есть образ, смысл, принципиальная идея издания как категории для обозначения данной формы способа массовой коммуникации.

Это актуализированное сознанием диалектическое единство контекста и текста издания опредмечивается, материализуется затем в процессах и средствами книжного дела в книжное издание, а в процессах и средствами прессы – в газетное или журнальное издание.

Таким образом, в процессе организации произведения в издание участвует прежде всего сознание, отражающее, преобразующее произведение в новую, более сложную форму, а также книжное дело и пресса как средства способа массовой коммуникации «издание», материализующие, опредмечивающие эту новую, более сложную форму существования произведения и обеспечивающие теми же средствами возможность его дальнейшего отражения общественным сознанием.

Предшествующие рассуждения и доказательства позволяют предложить следующую трактовку содержания категории «книга» соответственно основным структурным уровням коммуникационного процесса «сознание».

В самом широком смысле, на уровне объективного содержания данной книговедческой категории, книга есть способ социальной коммуникации, способ существования, движения, развития социальной информации в информационном процессе «общественно-практическая деятельность». Этот способ опосредован в коммуникационном процессе «сознание» диалектическим единством формы социальной информации, процесса и преходящего промежуточного результата ее движения. Иными словами, на этом уровне книга есть способ существования, движения, развития семантической информации. Это уровень всеобщего для книги в сознании.

В коммуникационной системе «познание» книга есть актуализированный средствами мышления и языка способ (т.е. процесс и преходящий промежуточный результат) существования, движения, развития, отражения, организации семиотической информации. Это уровень особенного для книги в сознании.

В способе коммуникации «культура» диалектическое единство процесса и преходящего промежуточного результата движения семиотической информации реализуется в виде произведения; это единство, выраженное средствами знаковых систем «естественный язык», «язык музыки», «язык изобразительного искусства», дает формы произведения в духовной культуре (в отличие от форм его в материальной культуре) – литературное, музыкальное, изобразительное произведение.

Способами их существования будут соответственно «литература», «музыка», «изобразительное искусство» как социальные коммуникационные системы, формы общественного сознания и подсистемы «письменности».

Таким образом, книга есть способ организации произведения индивидуального сознания в произведение общественного сознания, имеющий форму организации литературного, музыкального, изобразительного произведения в произведение литературы, музыки, изобразительного искусства. Это уровень единичного для книги в коммуникационном процессе «сознание».

Сущность коммуникационного процесса «сознание» обусловливает системный характер и относительную самостоятельность каждой его подсистемы. Поэтому духовная культура как самостоятельный процесс коммуникации разворачивается в свою очередь уровнями коммуникационной системы и способа коммуникации, как и сам процесс «сознание».

Схематически структурные уровни процесса коммуникации «культура» можно представить так:

Коммуникационная система «письменность» есть процесс и совокупность преходящих промежуточных результатов выражения произведения средствами письменной речи, а также нотной записи, изображения.

В системе «культура» способ коммуникации «литература – музыка – изобразительное искусство» – это относительно самостоятельный структурный уровень, который правомерно назвать социальной коммуникационной системой. Способом существования этой системы является книжное дело, представляющее собой форму процесса «издание».

С уровня литературного произведения – литературы, музыкального произведения – музыки, изобразительного произведения – изобразительного искусства и книжного дела можно определить собственно книговедческое содержание категории «книга».

Книга в книжном деле. Содержание книговедческой категории «книга»

Книга как способ социальной коммуникации становится действительностью в процессах организации произведения письма, письменного документа в произведение письменности или печати, в рукописное или печатное издание средствами книжного дела и в процессах дальнейшего отражения в общественном сознании результата этой организации теми же средствами.

Следовательно, ближайшим и более общим по отношению к книге и книжному делу промежуточным результатом развития коммуникационного процесса «сознание», таких его подсистем, как «познание», «культура», «литература – музыка – изобразительное искусство», является литературное, музыкальное, изобразительное произведение, существующее в материальной, предметной форме письменного документа.

На этом уровне книгу необходимо понимать как способ организации литературного, музыкального, изобразительного произведения в произведение литературы, музыки, изобразительного искусства – способ, актуализированный средствами книжного дела как процесс и преходящий промежуточный результат организации текста литературного, музыкального, изобразительного произведения, существующего в форме письменного документа, в такую форму произведения печати, как книжное издание, процесс и результат дальнейшего отражения книжного издания теми же средствами, т.е. средствами книжного дела.

Читайте также:  Сколько нужно солить рыбу перед копчением горячим способом

И это самое общее определение сущности книги как способа социальной коммуникации, т.е. способа превращения, организации произведения индивидуального сознания в произведение общественного сознания.

Предшествующие книжному делу и последующие уровни, процессы и формы развития коммуникационного процесса «сознание» выступают по отношению к книге внешней средой.

В системных исследованиях внешней средой называют совокупность всех явлений, объектов, процессов, изменение свойств которых влияет на систему, а также объектов, чьи свойства меняются под воздействием системы в результате ее поведения.

Наша задача – раскрыть содержание, процессы и формы существования книги как объективного явления социальной действительности и фундаментальной книговедческой категории.

Как фаза, этап коммуникационного процесса «сознание», как целостное и относительно самостоятельное явление, подсистема духовной культуры книга разворачивается уровнями процесса и преходящего промежуточного результата актуализации способа социальной коммуникации:

в процессах книжного дела

результат процесса актуализации

Схема отражает отношения между тремя компонентами системы «книга». «Книжное дело» – это способ существования, т.е. процесс и преходящий промежуточный результат существования книги в обществе. Сущность книжного дела – «обобществление» литературного, музыкального, изобразительного произведения, т.е. превращение в произведение литературы, музыки, изобразительного искусства как форм общественного сознания и социальных коммуникационных систем.

«Обобществление» произведения средствами книжного дела протекает как процесс организации произведения письменности, письменного документа в произведение печати, в издание. Преходящим промежуточным результатом этого процесса является книжное издание, т.е. форма произведения печати, форма издания в книжном деле.

По отношению к книге книжное издание есть материальная, предметная форма ее существования.

Диалектическое единство процесса «книжное дело» и результата – «книжное издание» – определяет сущность, границы и объективное содержание книговедческой категории «книга».

Книги как целостности вне книжного дела нет, потому что книжное дело – способ существования книги. Следовательно, книга как объективное явление социальной действительности есть «книга в книжном деле». Если мы говорим о любых формах организации, отражения произведения или уже вышедшего книжного издания средствами книжного дела, мы говорим о книге как объективном явлении социальной действительности, о книге как книговедческой категории и формах существования этой категории.

При этом и сами формы процессов книжного дела, и книжное издание изменчивы во времени, детерминированы (обусловлены, предопределены) уровнем материального производства, который в свою очередь определяется способом производства материальных благ (т.е. общественно-экономической формацией) и соответствующими техникой и технологией, эволюцией используемых материалов письма (глина, камень, папирус, береста, бумага), эволюцией внешней формы книжного издания (глиняные таблички, свиток, кодекс). Но сущность книги, а также сущность книжного издания остаются неизменными.

Книжное дело как способ существования, движения, развития книги и подсистема духовной культуры, отрасль духовного производства и относительно самостоятельная подсистема книги может быть развернуто уровнями:

Актуализация книги как способа социальной коммуникации в процессах и средствами книжного дела есть процесс движения книги, т.е. единство процессов книгопроизводства, книгораспределения, книговоспроизводства.

Эти процессы, естественно, нельзя отождествлять только с материально-производственным изготовлением книжного издания, физическим распределением тиража издания через библиотеки и книжную торговлю, переизданием и чтением данного книжного издания, т.е. разрывать содержание и форму одного и того же процесса.

Книгопроизводство – это производство книги как способа социальной духовной коммуникации средствами книжного дела, т.е. производство общественного сознания, форма духовного общественного производства.

Книгораспределение – это распределение и перераспределение книги как способа социальной духовной коммуникации средствами книжного дела, т.е. процесс и результат формы развития общественного сознания.

Книговоспроизводство – это воспроизводство книги как способа социальной духовной коммуникации средствами книжного дела, т.е. форма воспроизводства общественного сознания. На внутренних уровнях процессы книгопроизводства, книгораспределения, книговоспроизводства объективируются соответственно книгоиздательским, книготорговым, библиотечным и библиографическим делом и материализуются в процессах книгоиздательского, книготоргового, библиотечного и библиографического дела.

При этом принципиально важно подчеркнуть, что книгопроизводство начинается и происходит в общественном сознании; книгораспределение и книговоспроизводство происходит тоже в общественном сознании.

Именно поэтому книга реализует в обществе свои идеологические, политические, познавательные, воспитательные, эстетические функции и всегда была, есть и будет способом отражения и средством формирования индивидуального, группового и общественного сознания.

5.8. Книжное издание

Содержание процесса производства реальной, действительной книги следует понимать как организацию литературного, музыкального, изобразительного произведения, существующего в форме письменного документа (его контекста и текста), в книжное издание средствами книгопроизводства, объективированного книгоиздательским делом и материализованного в редакционно-издательских и типографских процессах.

Отражение литературного, музыкального, изобразительного произведения в процессе его организации в более сложную форму есть вместе с тем и процесс выражения отношения человека (общества) к данному произведению (контексту и тексту) в силу активности его сознания. Поэтому контекст книжного издания всегда сложнее контекста издаваемого произведения, так как, будучи диалектическим единством данного произведения, его контекста и текста, он в то же время включает в себя осознанное отношение человека (общества) к ним, к их автору, его творчеству, к необходимости и конкретной цели организации данного произведения в книжное издание средствами книгоиздательского дела.

Возникший в процессе организации произведения контекст книжного издания выражается средствами письменной речи (нотной записи, изобразительного искусства), технологическими средствами книгоиздательского дела, превращаясь в текст книжного издания. И текст этот, в свою очередь, всегда шире текста издаваемого произведения, ибо наряду с последним содержит еще и тексты, фиксирующие отношение общества (человека) к данному произведению в виде всей совокупности элементов научно-сопроводительного аппарата, художественного и полиграфического оформления, материально-конструктивной организации книжного издания. Диалектическое единство этого контекста и этого текста есть содержание понятия «книжное издание».

В литературе и культуре развитие контекста книжного издания – это не только новый контекст литературы и культуры (контекст, измененный контекстом книжного издания) и отношение общественного сознания к ним, но и вся общественно-практическая деятельность (результат ее), измененная новым контекстом культуры, а следовательно, и общественное сознание, измененное процессом отражения контекста книжного издания, всех форм его движения, – процесс и преходящий промежуточный результат отражения и этого изменения в их диалектическом единстве.

Книжное издание как преходящий промежуточный результат книжного дела, как материальная, предметная форма книги может существовать и существует за пределами книжного дела, является объектом дальнейшего отражения в различных процессах общественно-практической деятельности.

Сущность процесса движения книжного издания в обществе есть отражение его сознанием, т.е. воспроизводство книжного издания (его контекста и текста) в ходе и средствами различных форм общественно-практической деятельности – диалектическое единство процесса и преходящего промежуточного результата этого отражения. Но в этом случае мы говорим о функциях, роли, значении книги в жизни человека, людей, общества в целом, о преобразующем воздействии книги на сознание людей. Иными словами, мы говорим о функциях книги в обществе, о воздействии системы «книга» на другие подсистемы коммуникационного процесса «сознание», о воспроизводстве книги, но средствами не книжного дела, а других форм общественно-практической деятельности.

Предшествующие «книге» и последующие подсистемы коммуникационного процесса «сознание» представляют собой соответственно докнижные и послекнижные этапы. Собственно книжный этап – это «книга в книжном деле».

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Оцените статью
Разные способы