Саморазвитие педагога
материал на тему
Предлагаю Вашему вниманию информацию по теме «Саморазвитие педагога через очно-заочные формы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samorazvitie_pedagoga_-_winrar.zip | 372.5 КБ |
Предварительный просмотр:
5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.
Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
- использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
- освоение информационных концепций, знаний и навыков;
- наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы саморазвития:
- обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
- методическая помощь является персональной и адресной;
- попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
1. Волкова О.В. Формы организации самообразования /Журнал Справочник заместителя директора школы № 2 — 2011.
3. Калниш Л.М. Информационно – дидактическое пространство личностно – профессионального саморазвития учителя http://discollection.ru/article/28022012_kalninshlm/5
4. Сиденко А.С. Педагогические основы дистанционного повышении квалификации http://www.riskland.ru/lib/DPK.shtml
Помните, 21 января 2010 года, в день открытия Года учителя в России, Президент РФ Д. А. Медведев утвердил Национальную образовательную инициативу «НАША НОВАЯ ШКОЛА» с ключевыми параметрами развития образования?
Это 5 направлений, одно из которых
«Развитие учительского потенциала»:
разработать и внедрить практику сетевого взаимодействия учителей, направленную на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку.
Так давайте будем кроме очных форм для саморазвития
использовать и дистанционные!
МКОУ СОШ № 2 с УИОП п. Восточный Омутнинского района Кировской области
Саморазвитие педагога через очно – дистанционные формы
учитель биологии высшей категории,
учитель истории высшей категории
2012 – 2013 учебный год
Чтобы учить других, нужно постоянно учиться самому.
1 . Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации .
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, тренинги, семинары, олимпиады и конкурсы.
4. Индивидуальная работа по самообразованию
5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.
Рассмотрим наиболее часто используемые формы саморазвития педагога, отметив их преимущества и недостатки:
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации .
Главное достоинство такой формы – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между
- эпизодичность прохождения курсов;
- время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;
- качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
Главные достоинства такой формы: возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор; система «ученый-учитель», при которой обучение ведут ученые-специалисты.
- нехватка у педагогов свободного времени;
- дороговизна обучения.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, тренинги, семинары, олимпиады и конкурсы.
Главные достоинства такой формы : возможность пройти их в удобное для педагогов время; возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
- дистанционные курсы проводятся на платной основе;
- документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.
4 . Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
- посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
- участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
- посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам;
- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессионального саморазвития педагога дополнительного образования Банцыкина Сергея Валентиновича
Программа содержит основные направления деятельности по повышению педагогического и профессионального мастерства учителя.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ГИМНАЗИИ КАК УСЛОВИЕ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
Представление опыта работы методической службы гимназии по направлению: повышение профессиональной компетенции педагога гимназии.
Индивидуальная программа профессионального саморазвития педагога
Индивидуальная программа профессионального саморазвития педагога на 2013-2017 гг.
План саморазвития педагога
План саморазвития содержит информацию по основным направления моего самообразования в межаттестационный период, а также сроки реализации и выполнения.
Выступление к педсовету по теме: «Повышение квалификации, самообразования и саморазвития педагогов дополнительного образования»
Уровень профессиональной деятельности педагога зависит, с одной стороны, от самообразования и саморазвития, с другой — от системы методической работы в образовательном учреждении. В связи с этим возни.
Я-КОНЦЕПЦИЯ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
Полезная презентация о ФГОС ООО.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью изучения нацеленности будущего специалиста на профессиональное саморазвитие.В условиях модернизации образования особую значимость пр.
Источник
Саморазвитие педагога
статья на тему
Профессионально-личностное развитие педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalno-lichnostnoe_razvitie_pedagoga.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессионально-личностное саморазвитие педагога
Что же такое «саморазвитие»? Саморазвитие — это самосовершенствование, беспрерывная работа над собой, и как следствие выработка личностных качеств и самореализация. Можно сказать, что саморазвитие необходимо для каждого человека, ведь его отсутствие влечёт за собой различные нарушения, как психические, так и личностные. Человек – это саморазвивающаяся система, способность к саморазвитию дана ему от природы. Но те задатки, данные человеку от природы необходимо непрерывно развивать, преумножать, важна беспрерывная работа над собой. Если же человек выбирает противоположный путь – то это путь саморазрушения, уничтожение личности.
Как же взаимодействует человек с миром? Это нужно знать нам, чтобы лучше понять природу саморазвития. Взаимодействует с окружающим миром человек через психику, с помощью органов чувств. Психика – это внутренний мир человека, с помощью неё он может управлять своим поведением и состоянием, а также осуществляет ориентировку во внешнем мире. С помощью внутренней рефлекторной деятельности происходит взаимодействие с окружающим миром, его отражение, через потребности, переживания, действия, чувства и эмоции. Адекватное отражение мира происходит за счет взаимодействия сознания и подсознания человека. Именно наличие сознания делает рефлекторную деятельность осознанной, а человек приобретает способность самому управлять своими психическими процессами, тем самым образуется саморазвивающаяся деятельность. Взаимодействие с миром можно наглядно рассмотреть в следующей схеме. С помощью ощущения, восприятия и памяти мы принимаем образ, далее через мышление осознаем его и переводим в «образ-мысль», с помощью воображения создаем новый «образ-мысль», и уже в практической деятельности переводим в средство материального мира.
Человек имеет материальный и духовный мир. Материальный мир составляет биологический организм, главное свойство которого здоровье. Духовный мир включает в себя мировоззрение и ценности человека, которые обозначают направление саморазвития. Духовный мир развивается через рефлексию, чувственность, логическое мышление, эмоциональность. Эти миры взаимосвязаны между собой, стремятся к гармонизации, взаимообогащая друг друга. Развитие их заложено природой, а уж как человек будет его осуществлять, зависит только от него.
Саморазвитие человека содержит в себе систему отношений, которые требуют от личности постоянной деятельности, в результате получая выработку каких-то качеств человека и способностей. Если рассматривать виды этих отношений, то можно выделить отношения человека с самим собой, с природой и с социумом. Все эти виды действуют вместе, одновременно, находясь в единстве, но в зависимости от ситуации в жизни какие-либо из них преобладают. В саморазвитии человека деятельность в системе отношений выступает как его неизменный способ жизнедеятельности. Жизнедеятельность – это процесс деятельности, целеполагания, поведения личности, протекающий беспрерывно. В процессе жизнедеятельности и осуществляется саморазвитие.
Итак, саморазвитие – процесс активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного изменения психологического статуса личности [1]. Активность, также является характеристикой саморазвития, так же как и жизнедеятельность. Активность может быть социальной активностью и социальной реактивностью. Социальная реактивность выступает или как социальная пассивность или же как импульсивность, зависит от результата уровня вобуждения. Социальная активность это когда человек может свершать изменения в социальной среде. Социальная активность — это действия, способы поведения, связанные с принятием, преобразованием или новым формулированием общественной задачи, обладающей просоциальной ценностью [2]. Социальная активность имеет многоуровневую структуру. Первый уровень нормативный, его имеют дошкольники и младшие школьники, здесь ребенок повторяет всё что воспринял при взаимодействии со взрослым. Подросткам свойственен нормативно-личностный уровень, когда уже появляется своё отношение к деятельности, получаемым знаниям, просыпается индивидуальность. Следующие уровни характерны для взрослых – личностно-продуктивный и личностно-творческий. Осуществляя социальную активность, человек становится ближе к возможности обретения субъективной свободы, например, совершать личностный выбор.
Способность к самопознанию – это еще одна характеристика саморазвития. Самопознание, самовоспитание, самообразование это наиболее близкие понятия к понятию саморазвития. Всё это процессы, обеспечивающие профессиональный и личностный рост учителя. Саморазвитие происходит в процессе самовоспитания, а также самообразования. Самообразование – это самостоятельное образование, познавательная деятельность, основанная на личном интересе. Например получение знаний в профессиональной деятельности – это профессиональное самообразование. Самовоспитание в образовании это, прежде всего самостоятельное преодоление своих отрицательных качеств, и самосовершенствование положительных. Профессиональное самосознание личности является основным источником и механизмом профессионального развития и усовершенствования [3].
Что же касается профессионального саморазвития то это развитие человеком общих, личностных, профессионально важных качеств. Как любая деятельность саморазвитие имеет свои цели, методы, действия, мотивы и результаты. Итак, первое, это процесс целеполагания. Цель — это осознанный образ задуманного результата. Цели педагога определяют направленность профессиональной деятельности и личности в целом. Но целеполагание невозможно без самопознания, то есть способности к познанию себя, особенностей интеллекта, поведения, своего потенциала. Осознание себя личностью в своей профессиональной деятельности – это профессиональное самопознание. Далее, для осуществления целей профессионального саморазвития педагогу необходимо наметить программу саморазвития. А для её реализации используют такие методы как аутогенная тренировка, самоободрение, самовнушение, самоубеждение, самоприказ. Эти методы взаимосвязаны, и бывает, что применяются одновременно. Также, для коррекции программы самовоспитания личность использует самоконтроль. И наконец, как результат саморазвития у педагога образовывается профессиональное мировоззрение и самосознание, его профессиональная позиция как единство преобладающих ценностно-смысловых отношений к социуму, к себе и к своей деятельности.
Выделяют три направления саморазвития, это самоутверждение, самоактуализация, самосовершенствование. Профессиональное самоутверждение педагога, это такое свойство личности, которое выражается в потребностях, устремлениях, в его осуществлении целей в общении, поведении, получения признания и одобрения от коллег и учеников. Процесс осуществления потенциала личности, его возможностей и способностей в определенных результатах его профессиональной деятельности называется самоактуализацией педагога. Самосовершенствование заключается в осознанном процессе повышения своей профессиональной компетентности учителя, в развитии его профессионально важных качеств.
В профессиональном саморазвитии педагога выделяют адаптационную модель развития и модель профессионального развития. В первой модели у личности в сознании преобладает тенденция к зависимости профессиональной деятельности от правил и норм внешних обстоятельств, пользуясь ранее усвоенными схемами решения профессиональных задач, работая по стереотипам и шаблонам. Когда же личность обладает порывом посмотреть на свою деятельность в целом и желанием преобразовать её, не боясь никаких трудностей, а видя в них только стимул двигаться вперед, то такое поведение считается профессиональным развитием, это вторая модель саморазвития.
В профессиональном саморазвитии и в педагогическом процессе, важным фактором является самопринятие педагога. С.М.Рогожникова выделяет четыре типа педагогов подразделяющиеся в зависимости от уровня самопринятия личности, это самоактуализирующийся, второй тип самодостаточный, самоутверждающийся, и внутренне-конфликтный тип. Первый тип наиболее благоприятен, так как его самопринятие находится на высоком уровне.
Нельзя не упомянуть о важном средстве в профессиональном саморазвитии – возможности включиться в инновационную деятельность, раскрывая тем самым свой творческий потенциал. Инновационный потенциал педагога – это профессионально-личностная характеристика, в ней выражаются педагогические инновационные знания, мотивация и ценности интеллектуальных способностей и возможность предоставленная организацией по осуществлению инноваций.
Саморазвитие – процесс нелегкий, и конечно у педагогов часто возникают затруднения. Например, трудности в познании своего Я, задача психолога здесь преодолеть неуверенность, страхи, научить навыкам саморегуляции. Зная какие трудности испытывает педагог на пути к своему саморазвитию, становится возможным оказать ему психолого-педагогическую помощь в самосовершенствовании.
В педагогическом коллективе важна организация работы по самосовершенствованию, так как коллектив объединяется, развивается уровень профессионального мастерства педагогов и всего коллектива в целом.
Итак, в заключении можно сказать, что саморазвитие это одна из наиболее важных потребностей человека. Профессионально-личностное самосовершенствование возможно при условии понимания человеком, что все возникающие затруднения, это возможность самопреодоления, и успех неминуем. Самореализация – это взятие на себя ответственности за свой профессиональный рост. Личность способная к саморазвитию получает удовлетворение от профессиональной деятельности, открыта новому жизненному опыту и достигает успехов в своей деятельности.
Список использованных источников
1 Олешков М.Ю. , Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник +. . 2006. [82, c. 684]
2 Усова А.В. Понятие социальной активности личности в психологии и ее особенности у детей дошкольного возраста
3 Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с
Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 34» Черновцова Г.С.
Источник