Контроль и оценка учебной деятельности учащихся. Функции контроля и требования к нему. Виды, методы и формы контроля. Учет внеучебных достижений обучающихся.
Контроль и оценка учебной деятельности учащихся. Функции контроля и требования к нему. Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования.
Контроль — это выявление, измерение, оценивание ЗУНов обучаемых; это способ получения учителем информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль проводится в целях надзора, проверки и выявления причин отклонений от заданной цели. Он выполняет функцию управления, устанавливающую степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.
Оценка (проверка)— это выявление и измерение ЗУНов учащихся. Проверка является составным компонентом контроля, и ее дидактическая функция— обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение объективной информации о степени освоения учебного материала.
Контроль выполняет следующие функции:
1) контролирующая—установление обратной связи, учет результатов контроля;
2) обучающая — дается с профилактико-предупредительной целью, с целью активизации работы учащихся по усвоению знаний, корректировки, совершенствования, систематизации знаний; учащиеся слушают дополнительные объяснения, задают вопросы, отвечают, у них формируются навыки и умения;
3) воспитывающая — состоит в приучении учащихся к систематической работе, в формировании нравственных качеств, самооценки;
4) развивающая — заключается в развитии памяти, внимания, интереса к предмету, творчества;
5) мотивационная — развитие мотива и потребности в учебе;
6) диагностирующая и прогнозирующая (по реализации целей контроля) и др.
Виды, методы и формы контроля.
На различных этапах обучения используются различные виды контроля.
- Предварительный (исходный) — выявление ЗУНов по теме, котораябудет изучаться.
- Текущийконтроль — проверка усвоения материала и оценка результатов каждого урока. Осуществляется в повседневной работе с помощью систематического наблюдения, тестовых заданий и др.
- Тематический (периодический) — осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела.
- Итоговый — проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе. Его задача зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.
По формам контроль подразделяется на:
- Фронтальная форма. На вопросы составленные учителем ученики дают краткие ответы. Такая форма контроля приобретает вид оживленной беседы. Она не используется для глубокого выявления уровня знаний у учащихся.
- Групповая форма. Контроль осуществляется лишь для части класса. Вопрос ставится перед определенной группой учеников, но в его разрешении могут принимать участие и остальные учащиеся.
- Индивидуальная форма. Применяется для основательного знакомства учителя со ЗУН отдельных учащихся, которые для ответа обычно вызываются к доске.
- Комбинированная форма. Это сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым. Чаще всего применяется после прохождения какой-либо объемной темы, когда надо опросить максимальное количество учеников.
Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя. Наиболее доступным методом контроля является проводимое учителем планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью учащихся.
Методы контроля обучения. В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся.
1. Методы устного контроля —в их основе лежит вопросно-ответнаяформа (ответы учеников на вопросы учителя на уроках, экзаменах, зачетах)или монологический ответ учащегося. Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах. Цель устного индивидуального контроля — выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Устный фронтальныйконтроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала.
2. Методы письменного контроля —характеризуются высокой экономичностью и эффективностью; позволяют глубоко и объективно проверить знания учащихся. Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам.
3. Методы практического контроля —имеют целью проверить практические умения и навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Они представляют собой проведение лабораторныхопытов, составление таблиц, схем, карт, чертежей, на уроках рисования (в начальных классах), труда, физвоспитания и т.д.
4. Метод наблюдения — это систематическое получение данныхо знаниях и развитии ученика, ежедневное изучение учащихся в процессеобучения. Результаты наблюдения не фиксируются в официальных документах, а учитываются учителем при работе и общей оценке ученика.
5. Тестовый и рейтинговый контроль —набор стандартизированных заданийпок каждому из которых надо выбрать правильный ответ.
С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащиеся должны из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного. Учет внеучебных достижений учащихся.
Сферы внеучебной деятельности: Олимпиады всех уровней, спортивная деятельность, творческие конкурсы, исследовательская деятельность.
Достижения — грамоты, медали, кубки, дипломы….
Учет— портфолио, экраны (таблицы) участия как внутри класса так и всех классов в школе….
16. Воспитательный процесс, его характеристика. Структура, движущие силы и логика воспитательного процесса. ФГОСы общего образования о воспитании школьника.
В современной педагогической литературе существуют различные понятия «воспитания»:
- подготовка подрастающего поколения к жизни;
- специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личности с целью формирования у нее определенных обществом социальных свойств и качеств;
- процесс целенаправленного формирования личности; целенаправленное управление процессом развития личности и т.д.
Различные толкования и понятия «процесс воспитания»:
- это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с социальным заказом;
- это процесс формирования, развития личности, который включает как целенаправленное воздействие, так и самовоспитание;
- это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направ. на достижение заданной цели и др.
Современное понимание категории воспитания, в двух контекстах:
1) воспитание как специфическая общественная практика;
2) воспитание как профессиональная педагогическая деятельность.
Как общественная практика воспитание – это передача старшими поколениями и активное усвоение, и воспроизводство новыми поколениями социального опыта, культуры.
Источник
Виды контроля. Формы контроля. Оценка и отметка, способы оценивания знаний, умений и навыков.
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.
В соответствии с формами обучения на практике выделяют 3 формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная. Индивидуальный контроль. При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Групповой контроль. При проведении такого контроля класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые или разные задания. Групповую форму контроля применяют: а) При повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала. б) При выделении приемов и методов решения задач в) При выявлении наиболее рационального решения задач или доказательства теорем. Иногда групповой контроль проводят в виде уплотненного опроса. Фронтальный контроль. При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этого контроля изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.
В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля: Внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика). Взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища). Самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью). Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Следует различать эти понятия.
Оценка – это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком. Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение. Существуют различные способы оценивания в зависимости от того, с чем производится сравнение действий ученика при оценке. Если сравниваются действия, производимые учеником в настоящем, с аналогичными действиями, произведенными этим же учеником в прошлом, то мы имеем личностный способ оценивания. Если сравнение происходит с установленной нормой (образцом) выполнения действий, то обращаемся к нормативному способу. В случае сопоставительного способа оценивания происходит сравнение действий ученика с аналогичными действиями других учеников. В текущей учебной работе учитель, как правило, использует личностный способ оценивания; при подведении итогов изучения темы, итогов четверти и т.д. – нормативный.
Оценка и отметка определяются знаниями и умениями ученика, которые он показал в процессе контроля. Одним из показателей, по которому учитель имеет возможность судить об этих знаниях, умениях, служат погрешности, допущенные учащимися при работе со средствами контроля, предложенными учителем.
5. Возрастно-психологическое консультирование: специфика задач и подхода.
ВПК – направление и компонент деятельности практического психолога, работающего с детьми. Возникает и развивается в рамках русской психологической школы. За рубежом такого направления нет. В консультативной деятельности возрастного психолога выделяют 2-а аспекта: 1. Ребенок выступает в качестве клиента, но самостоятельно решить собственную проблему не может. 2. Запросы всегда поступают от родителей или другого взрослого, но он не остается в роли заказчика, а становится клиентом, через которого решается проблема ребенка До подросткового возраста. Основная цель: 1) Контроль за ходом психического развития ребенка в нормативном содержании и возрастного процесса психического развития. 2) Оказание своевременной психологической помощи детям и их близким имеющим отношений к развитию, воспитанию и обучению детей.
Консультативная практика показывает, что в развитии детей укладывающихся в границы медико-биологической нормы имеются множество трудностей психологического плана: 1) Несоответствие требований со стороны социально-культурного отношения. 2) Оптимальное развитие ребенка в оптимальных условиях. 3) Влияние социально психологических факторов. Задачи ВПК:
1) Пропаганда психологических знаний о возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка (родителям и учителям)
2) Своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в медико-психологические консультации
3) Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем. Психолог решает эти проблемы в содружестве с педиатрами и патопсихологами
4) Разработка рекомендаций на психолого-педагогическую коррекцию трудностей в школьном обучении детей (для родителей, учителей, воспитателей).
5) Коррекционная работа в группах при консультациях (коррекция детско-родительских отношений, коррекция общения, разработка рекомендаций по воспитанию детей в семье).
ВПК направленно на пропаганду, профилактику, диагностику и коррекцию. Другими словами ВПК охватывает все виды деятельности сегодня. Существует 2 подхода в психологии о необходимости ВПК: 1) ВПК необходимо, так как оно имеет свою специфику и большинство проблем ребенка невозможно решить без учета его развития в онтогенезе, социальной ситуации и других аспектов. 2) Возрастное консультирование выделять самостоятельную область не следует, так как в работе с детьми и так можно применить традиционные способы и методы. В западной психологии много школ и направлений. И работы с детьми осуществляется в рамках этих школ, применяет то, что применяют и в консультировании для взрослых. Однако для западной психологии характерно: 1) Иной подход к пониманию природы психического развития, его движущих сил и механизмов. 2) Большинство теоретических подходов создают собственные методы в том числе и методы консультирования, которые не бесспорны. 3) Большинство западных психологов отмечают ряд трудностей в решении детских проблем и выделяют специфику. В российской психологии специфике ВПК уделяется большое внимание, так как оно связано с семейным консультированием, консультированием родителей и детей с отклонениями. В возрастном консультировании необходимо применять системный анализ к психике ребенка и рассматривать ее в связи с социальной ситуацией развития, ведущим видом деятельности и новообразованием.
6. Воспитание как целенаправленный процесс: его содержание и методы.
Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическоеразвитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним. Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом.
Содержание воспитания отражает всю совокупность действий и взаимовлияний воспитателя и воспитанника (учителя и ученика) в процессе воспитания, опосредуемых его целями, задачами и мотивами. Воздействие воспитателя представляет собой совокупность приложенных им усилий, необходимых для достижения целей и задач воспитания.
Воспитание многообразно по своим видам, отражающим его конкретную направленность и содержание. Обычно различают: конфессиональное (религиозное), авторитарное, демократическое, идейно-политическое, нравственное, эстетическое, экономическое, гражданское, интернациональное, патриотическое, правовое и экологическое воспитание. Формой реализации целей и содержания воспитания являются его методы. Методы воспитания — научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя и воспитанников, психолого-педагогического воздействия на сознание и поведение последних, стимулирования их деятельности и самовоспитания.
Основной характеристикой и главным проявлением методов воспитания является его результат, т. е. оказанное влияние. Метод убеждения — основной метод воспитания, представляющий собой воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников. Метод убеждения апеллирует к уму, логике, опыту и чувствам молодого человека, обеспечивая добровольное принятие им идей, их самостоятельное осмысление и превращение в мотивы поведения. Поэтому он наиболее предпочтителен в психолого-педагогическом плане. Под методом упражнения в воспитании обычно понимают такую систему организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности, которая позволяет школьникам накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их индивидуальные качества, чувства и волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство между знаниями, убеждениями и поведением, словом и делом. Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством самовоспитания. Поощрение в воспитании — это метод внешнего активного стимулирования, побуждения воспитуемого к положительной, инициативной, творческой деятельности. Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов, награждения, поочередного удовлетворения их духовных и материальных потребностей. Принуждение в педагогике — это применение таких мер к воспитанникам, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник