Способы формирования личностного результата обучающихся на уроке
материал
Личностные результаты? Что кроется в этом понятии? Можем ли мы с вами на них влиять на уроке? Если можем, то каким образом и когда?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_formirovaniya_lichnostnogo_rezultata_obuchayushchihsya_na_uroke.docx | 20.74 КБ |
sposoby_formirovaniya_lichnostnogo_rezultata.ppt | 960 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на инструктивно-методическом совещании
«Способы формирования личностного результата
обучающихся на уроке»
Темченко Е.П, методист
Просмотр фрагмента мультфильма «Баранкин, будь человеком»
Добрый день, уважаемые коллеги. Вы, конечно, узнали знакомый с детства мультфильм «Баранкин, будь человеком»! Он вспомнился мне во время подготовки к нашему семинару. Что же значит «быть человеком»? Какие качества делают человека человеком? Думаю, что каждый из нас согласится с тем, что к таким качествам относится и нравственность, и высокие духовные и душевные качества, и целеустремленность, и личностные качества человека.
А личностные результаты? Что кроется в этом понятии? Можем ли мы с вами на них влиять на уроке? Если можем, то каким образом и когда?
Что же такое «личностный результат»? Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Все, связанное с личностными результатами, относится к понятию «само» — самопознание, саморегуляция, самоопределение, самореализация, самосовершенствование. Т.е. научиться учиться – это главная цель обучающегося. Такой подход к обучению делает его осмысленным, а значит, и предметный результат будет наиболее эффективным.
Формирование личностных результатов происходит на каждом учебном занятии, и наша задача — понимать, какой результат мы формируем, и уметь управлять этим процессом! Как же мы можем повлиять на рост личностных результатов обучающегося на уроке? Все элементы урока: актуальное и современное содержание учебного материала, активные формы работы на уроке, продуктивные методы обучения – все это инструменты, с помощью которых педагог повышает мотивацию к обучению у студента, учит его учиться, а, значит, и формирует его личность.
Успех обучающегося на уроке задает и его эмоциональный настрой.
Если во время урока обучающийся занят чем-то занимательным и выполняет работу с настроением, то не заметит, как пролетит урок. И здесь я еще раз хочу обратиться к словам классика. Лев Николаевич Толстой сказал: «Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того чтобы он учился охотно, нужно:
1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и
2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях».
Но от чего же зависят личностные результаты? Они напрямую зависят от мотивации обучающихся, от того на сколько ему это нужно, интересно.
Напомню, что же такое мотивация.
Мотивация — это процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.
Мотивацию можно охарактеризовать:
— по силе (сильная, слабая);
— устойчивости (ситуационная, постоянная);
— направленности (на себя, на людей, на задачу – результат или процесс);
— по источнику появления (внутренняя, то есть собственная, или внешняя, то есть простимулированная).
Из этого следует, что если обучающийся сам не замотивирован, то его мотивацией можно управлять, ну а кому как не педагогу этим заниматься. Возникает следующий вопрос «Как же это сделать?».
Начнем с того, что в начале урока следует поощрять студентов к тому, чтобы они сами определяли собственные цели. Опыт показывает, что люди добиваются большего, чем запланировали, при условии, если они сами смогут формировать цель.
Собственную цель обучающимся нужно либо представить (воображение — мощное обучающее средство), чтобы осознать, как можно использовать усвоенные знания в будущем, либо отыскать ответ в учебнике.
Компонентами мотивационной сферы обучения являются его мотивы, цели, эмоции, а также его умение учиться, что в значительной мере влияет на мотивацию.
Педагог может всего лишь повилять на формирование мотиваторов (интересов, склонностей, моральных норм, жизненных принципов и т.д.), которые студент использует для самоформирования мотивов.
Конкретные приемы, используемые педагогами для мотивации учебной деятельности, можно объединить в три группы.
К первой относятся те, которые стимулируют обязанности и ответственность, ко второй – те, которые формируют познавательный интерес обучающихся. Эти группы приемов хорошо срабатывают в младшей и средней школе. В старших классах наиболее эффективна третья группа методических приемов, направленная на создание учебных проблемных ситуаций с акцентом на практическом и общественно-социальном смысле полученных знаний.
Мотивацию учебной деятельности можно осуществлять путем беседы. Во вступительном слове педагог определяет круг вопросов, который будут рассматривать на уроке, приводя при этом интересные примеры, привлекая обучающихся, используя парадоксальность фактов и т.д.
Но как же вызвать интерес к уроку, к конкретной теме?
Надежным средством является познавательный интерес, который можно сформировать с помощью определенных методических приемов, таких как «Удивляй!», «Фантастическая добавка» и др.
А теперь давайте рассмотрим методические приемы, влияющие на формирование мотивации более подробно.
Обыденные и повсеместные явления, события, предметы могут стать странными, если на них посмотреть с другой точки зрения.
Удивление — начальная фаза развития познавательного интереса.
Например, на уроке иностранного языка преподаватель может, рассказывая о праздниках изучаемой страны, которых нет в России, рассказать о традициях, обычаях или фактах, которых нет в учебнике и которые могут ввести обучающихся в недоразумение, легкий шок.
В этом приеме педагог дополняет реальную ситуацию элементами фантастики. К примеру филологи могут перенести реального или литературного героя во времени.
В начале урока преподаватель дает загадку (или малоизвестный и странный факт), ответ на которую можно узнать на уроке во время работы над новым материалом.
Можно предложить следующие варианты работы с кроссвордом.
Разгадать кроссворд, заполнив пустые ячейки.
Сформулировать вопрос к словам в заполненном кроссворде.
Заполняя кроссворд, определить, какое ключевое слово выделено, и объяснить его значение.
Создать кроссворд самостоятельно, используя слова, которые были изучены ранее.
Этот метод предполагает привлечение собственного опыта обучающихся, рассчитан на высокий уровень заинтересованности, применяется фронтально.
Преподаватель вертикально на доске записывает основное понятие, которое должны обработать обучающиеся. Затем он просит обучающихся называть признаки этого понятия или ассоциации, которое оно у них вызывает.
Для активизации работы и заинтересованности обучающихся в начале урока педагог раздает газеты, журналы или страницы тех изданий, где размещена информация, касающаяся темы урока, и просит обратить внимание на конкретную информацию, подчеркивая важность ее ежедневного использования.
Как вариант можно использовать отрывки из художественной и научно-популярной литературы.
Этот прием заключается в коллективной творческой работе с целью решения определенной сложной проблемы. Всех обучающихся объединяет совместная работа над поиском истины.
Если основным содержанием на уроке являются моральные ориентации и ценности, тогда целесообразно использовать названные методические приемы. Суть метода «Классификация» заключается в том, что обучающиеся получают рабочие карточки, на которых записаны различные признаки определенных понятий или явлений. Опираясь на собственный опыт и предпочтения, обучающиеся должны сгруппировать их по определенным признакам или критериям.
В методическом приеме «Альтернатива» обучающиеся получают полную рабочую карточку, на которой записана определенная моральная проблема и ряд альтернативных предложений ее решения. Каждый обучающийся должен самостоятельно выбрать только одну из предложенных альтернатив и объяснить свой выбор.
После заслушивания трех-четырех обучающихся педагог организует фронтальную беседу, чтобы выйти на основной вопрос урока и перейти к этапу учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Из этого всего следует, что педагог своими действиями должен подтолкнуть обучающегося к тому, чтобы он сам для себя понял, для чего он учит тот или иной предмет и смог ответить на главные контрольные вопросы для обучающихся на этапе мотивации:
Что будем изучать?
Почему именно этот материал необходимо изучать?
В чем заключается важность этого материала для вас лично?
Какой результат вы должны получить в конце работы?
А теперь я хочу вернуться к Баранкину. Помните, чем закончился мультфильм?
«Мы хотим навеки стать человеком!» — сказали герои мультфильма.
Поэтому в заключение я хочу привести слова Шалвы Александровича Амонашвили: «Человек станет человеком только с помощью человека, но человек может стать человеком только своими усилиями».
Источник
Формируемые способы деятельности
Формируемые способы деятельности (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные) на разных этапах урока: организационный момент, проверка домашнего задания, изучение и закрепление нового материала, контроль знаний, рефлексия.
Просмотр содержимого документа
«Таблица к заданию 2.2 Формируемые способы деятельности»
Образовательный портал «Мой университет» www.moi-universitet.ru
Виртуальная образовательная платформа Моего университета — www.moi-uni.ru
Дидактическая структура урока
Формируемые способы деятельности
1 Развитие учебно-познавателного интереса к учебному материалу и способам решения новой частной задачи
2. Установка на здоровый образ жизни
3. Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности
1 Развитие целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
2. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
1 Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия
2 Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
1 Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
2 Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
Проверка домашнего задания
1Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
2 Создание ориентации на образец «хорошего ученика»
1 Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
1 Умение формулировать собственное мнение и позицию
2 Учет разных мнений и стремлений к координации различных позиций в сотрудничестве
1 Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной формах
Изучение и закрепление нового материала
1 Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
2 Развитие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания , исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
1.Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную
2 Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
3 . Умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения
1 Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
2 Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
3 Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
1 Поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы
2 Основы смыслового чтения текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов.
3 Установление причинно-следственных связей
4 Рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
5 Установление аналогий
6. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
1 Создание ориентации на образец «хорошего ученика»
2 Развитие мотивации
1 Адекватная оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки
2 Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
1 Умение задавать вопросы
2 Умение контролировать действия партнёра
1 Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
2 Подведение под понятие на основе распознавания объектов
3 Обобщение материала
1Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
2 Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
1 Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
2 Адекватное восприятие и понимание оценки учителя
3. Принятие и сохранение учебной задачи
1 Умение использовать речь для регуляции своего действия
1 Р ефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
______________________________________________________________
Полное или частичное воспроизведение материала допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП «Мой университет»
© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013
© Образовательный портал «Мой университет», 2013
Источник