- Статья «Формирование самоконтроля и самооценки учащихся при изучении химии»
- автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование у учащихся способов самоконтроля при обучении химии
- Автореферат диссертации по теме «Формирование у учащихся способов самоконтроля при обучении химии»
Статья «Формирование самоконтроля и самооценки учащихся при изучении химии»
Формирование самоконтроля и самооценки
учащихся при изучении химии.
Основная задача учителей — научить детей учиться, или, по-другому, научить совершать учебную деятельность. Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную без оценивания невозможно, т.к. именно этот процесс является одним из показателей результативности.
Экспериментально было установлено, что первым этапом организации учебной деятельности является создание условий, необходимых для формирования у учащихся таких психологических новообразований, как способность к адекватному самоконтролю и самооценке. Как правило, собственная деятельность учащихся не совпадает с самоконтролем и самооценкой. При этом необходимо подчеркнуть, что реализация не только обучающей, но и воспитывающей функции обучения требует неразрывной связи процесса познания с самоконтролем и самооценкой.
В учебной деятельности самоконтроль выполняет ответственную функцию. Он регулирует процесс выполнения учебной работы, позволяет ребятам установить, что ими не сделано или сделано не так, как надо, произвести корректировку проделанной работы, осуществить оценку своей деятельности. Действия самоконтроля и самооценки тесно взаимосвязаны между собой. Самооценка мотивирует самоконтроль, так как самоконтроль может быть только там, где есть самооценка.
Успешное формирование у ребят умения осуществлять самоконтроль при изучении химии возможно при наличии методической системы, которая включает:
— поэтапное обучение способам самоконтроля ;
— использование совокупности заданий, направленных на формирование умения самоконтроля;
— формирование умения оценивать усвоения теоретического материала;
— овладение практическими навыками и их самооценкой, что будет способствовать повышению качества знаний.
Основными средствами самооценки являются самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность сама оценивает себя, свои возможности, качества, свое место среди людей. Самооценка зависит от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим.
Учащийся оценивает себя двумя способами;
путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности;
путем сравнивания себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить.
Рассмотрим формы реализации самоконтроля и самооценки на всех этапах уроков в YIII классе. Каждый урок неповторим, индивидуален, однако на каждом уроке должна быть организована такая учебная деятельность учащихся, при которой реализуются все ее компоненты. Контроль и оценка должны присутствовать на каждом этапе.
На ориентировочно-мотивационном этапе в первую очередь учитель организует самооценку выполнения домашнего задания. Необходимо с учащимися провести предварительную беседу о значении умения объективно оценивать себя. Оценка должна быть адекватной как качеству и количеству вложенного ими труда, так и результату труда. Если самооценка будет завышена, то в будущем человек будет претендовать на те виды работ, на которые фактически не способен. Бывает, что человек все-таки тем или другим путем добивается положения в обществе, на которое фактически не способен. При этом страдает и дело, и окружающие люди, и он сам, потому что всегда будет чувствовать неспособность справиться с работой, негативное отношение к нему товарищей.
Нужно помнить о том, что нельзя и занижать самооценку. В этом случае формируется робкий, неуверенный в своих силах человек, всегда чувствующий, что мог бы в большей степени реализовать свои способности в той или иной работе. Поскольку он не рискует взяться за серьезное дело, его не замечают и большой ответственной работы, с которой он мог бы справиться, не поручают. Такие люди особенно остро переживают свое положение в коллективе.
Делаем вывод: нельзя ни завышать, ни занижать самооценку. Учиться оценивать себя нужно в школе, при анализе своего ученического труда. После такой беседы учитель должен обратится к ребятам: « Сейчас мы проверим правильность домашнего задания, и вы поставите себе оценку».
При первоначальном введении самооценки ребята оценку занижают или завышают. А если работа по самооценке проводится регулярно, то она становится более адекватной.
Формирование самоконтроля и самооценки проводим поэтапно.
1 этап. Обучаемый должен понимать и принимать контроль учителя.
Для этого необходимо ознакомить ребят
— с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
— сообщить даты контроля и цели их проведения;
— выставить оценку ту или иную, опираясь на критерии учителя;
— учащийся должен оценить свою деятельность и объяснить полученную отметку.
2 этап. Учащиеся должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность товарищей. Использую взаимопроверку домашнего задания, пройденного материала, самостоятельно изученных вопросов, выполненных упражнений. Например, после изучения строения атома и ядра провожу работу в парах. Учитель готовит вопросы и задания по пройденному материалу, и один из обучаемых отвечает на них своему соседу. Правильный ответ озвучивается в классе и определяется, какой ответ полный, какой неполный, правильный и неправильный, после этого ответ оценивается. По сумме ответов выставляется оценка. При выполнении упражнений, решении задач в процессе взаимопроверки ребята ищут ошибки, сверяют ответы. Когда взаимопроверка закончена, правильные ответы записываются на доске. Взаимопроверка помогает воспитанию самоконтроля, ведь обнаружить ошибки в работе товарища легче, чем в собственной работе, а полученные навыки переносятся на собственную деятельность. При этом формируется групповая самооценка. Можно использовать коллективную работу в четверке. Ребята разбиваются на группы по 4 человека. В начале учитель организует индивидуальную самооценку, а затем предлагает проверить адекватность самооценки каждого в группе. Ребята коллективно рассматривают и оценивают работы друг друга. Затем старшие группы объявляют оценку группы, которая определяется как средне арифметическая оценка. Введение групповой самооценки заставляет каждого (в особенности слабоуспевающего) ребенка повысить требовательность к себе, так как с него спросят товарищи. Эти оценки групп заносятся в таблицу, которая предварительно подготовлена.
В первое время при введении индивидуальной и групповой самооценки нужен строгий контроль со стороны учителя. Для этого учитель несколько раз собирает тетради и рядом с оценкой обучаемого ставит свою оценку. Это делается в то время, когда ребята учатся адекватно себя оценивать. Позже, после относительной сформированности самооценки, он проверяет только тех учащихся, которые, по его мнению, еще не научились оценивать себя адекватно.
При проверке домашней работы учитель ориентирует ребят на оценивание всем классом. Одновременно этот процесс выступает как выработка эталона, по которому будут вводиться коррективы и оценки. Для этого от каждой группы к доске вызываю по одному ученику. После ответа представителя каждой группы ответ оценивается классом, но группа еще может способствовать повышению оценки, учитель просит дополнить данный ответ слабым учеником той же группы. Если дополнение не последовало, тогда исправления и дополнения делают представители других групп. В таблице результатов самооценки появляются знак (+) или ( — ). Эти знаки будут учитываться при выставлении самооценки.
3 этап. Этот этап является продолжением двух предыдущих и в тоже время может быть использован автономно. Ребята должны научиться осуществлять наблюдения за своей деятельностью, проводить самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
На операционально-исполнительском этапе урока учащиеся выполняют определенные задания. Учитель ориентирует на то, что в ходе реализации цели каждый учащийся при выполнении тех или иных действий непременно оценивает свою работу. Параллельно и учитель ставит оценку. Показателем активной деятельности ребенка является поднятая рука. Причем подымают руки все те, кто правильно выполняет задания. Учитель поясняет, что каждый учащийся отмечает как верные, так и неверные ответы, а затем выставляет себе оценку. В целом урок проходит оживленно. Учитель устанавливает прочную связь с ребятами, видит степень усвоения материала. Неработающих на уроке нет.
На последнем этапе урока – рефлексивно-оценочном ребята должны самостоятельно применить свои знания к нестандартным условиям. Учитель просит каждого работать самостоятельно и только в крайнем случае обращаться за помощью к товарищам. Когда работа в группе будет выполнена, учитель в графе 5 ставит (+) или (-). Те группы, которые выполнили задание, получают более сложное задание. Группе, которая с заданием не справилась, учитель оказывает помощь. На этом этапе урока учитель имеет возможность для индивидуальной работы с учащимися. Здесь применяются разноуровневые задания. После того как учитель убедился, что все учащиеся освоили способ деятельности, он совместно с классом выводит итоговые оценки (таблица 1).
Реализация самоконтроля и самооценки на всех этапах урока требует много времени и усилий, поэтому применять можно на уроках обобщения.
Источник
автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование у учащихся способов самоконтроля при обучении химии
Автореферат диссертации по теме «Формирование у учащихся способов самоконтроля при обучении химии»
На правах рукописи
ЕМЕЛЬЯНОВА Елена Олеговна
ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ СПОСОБОВ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
13.00.02 — Теория и методика обучения химии
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Работа выполнена в Институте общего среднего образования Российской Академии Образования
Научные руководители: — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Р.Г.Иванова — кандидат педагогических наук, профессор кафедры химии ЛГПИ А.Г.Иодко
Официальные оппоненты: — доктор педагогических наук, профессор
Г.М.Чернобельская — кандидат педагогических наук Л.С.Левина
Ведущая организация: Московский педагогический университет
Защита состоится ¿¿О^гтЮ. 1998 г. в ^^часов на заседании диссертационного совета Д 018.06.04 в Институте общего среднего образования РАО по адресу: 119435, г. Москва, ул. Погодинская, 8
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института
Автореферат разослан «_»_ 1998 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат педагогических наук Т.А.Козлова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Важнейшим условием для решения задач, стоящих перед современной школой, является совершенствование процесса обучения за счет полноценной учебной деятельности самих учащихся.
В учебной деятельности самоконтроль выполняет ответственную функцию. Он регулирует процесс выполнения учебной работы, позволяет учащимся установить, что ими не сделано или сделано не так, как надо, произвести корректировку проделанной работы, осуществить оценку своей деятельности.
В связи с этим важно исследовать, как с помощью специально организованной учебной деятельности можно сформировать у учащихся умение осуществлять самоконтроль. Уяснение проблемы содержания самоконтроля, условий, средств и закономерностей его формирования необходимо для решения задачи повышения эффективности обучения.
В своем исследовании мы опирались на работы Ю.К.Бабанского, ПЯ.Гальперина, В.В.Давыдова, А.В.Захаровой, С.П.Кабыльницкой, А.С.Лынды, А.КМакаровой, Т.А.Матис, П.И.Пидкасистого, Н.Ф.Талызиной и др.
В работах этих авторов раскрыты вопросы, касающиеся самоконтроля, его структуры и классификации; рассмотрены методы и средства формирования самоконтроля; выявлены условия, способствующие его формированию у учащихся; установлены некоторые связи внимания и самоконтроля; уточнены функции пооперационного, итогового и послеитогового самоконтроля.
Однако не все вопросы разработаны в одинаковой степени, а результаты исследований по данной теме не всегда успешно реализуются в практике обучения.
Так, вопрос о роли самоконтроля в совершенствовании учебной деятельности и повышении качества знаний учащихся в методике обучения химии практически не разработан. В частности, неизвестно, каково содержание работы учителя по формированию у учащихся способов самоконтроля, при каких условиях на уроках химии наиболее эффективно осуществляется его формирование, какие учебные приемы и средства обучения в наибольшей степени способствуют этому, какие способы могут использовать учащиеся для контроля своих учебных достижений и др.
Между тем, самоконтроль, являясь компонентом учебной деятельности, оказывает значительное влияние на полноценность ее осуществления,
так как позволяет ученику не только проследить за ходом своих действий и оценить их результаты, но и планировать действия, прогнозировать результаты, перестраивать план действий в зависимости от изменения условий, что в конечном счете может оказать значительное воздействие на совершенствование химических знаний школьников.
Выше сказанное и определило актуальность исследования.
Цель исследования состоит в разработке научно обоснованной методической системы, которая обеспечит формирование у учащихся способов самоконтроля и его осуществление при обучении химии.
Объектом исследования является учебная деятельность учащихся при обучении химии.
Предмет исследования — осуществление учащимися самоконтроля при обучении химии.
Гипотеза исследования такова: успешное формирование у учащихся умения осуществлять самоконтроль при изучении химии возможно при наличии методической системы, включающей: поэтапное обучение учащихся способам самоконтроля; использование совокупности заданий, целенаправленных на формирование умения контролировать и оценивать свои учебные достижения при усвоении теоретических вопросов химии, фактов, методов и языка науки. Овладение учащимися способами самоконтроля будет способствовать повышению качества их знаний по химии.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Выявить учебные приемы усвоения теоретических вопросов химии, фактов, методов и языка науки.
2. Определить основные способы, которые могут быть использованы учащимися для осуществления самоконтроля при реализации учебных приемов, способствующих усвоению основных компонентов содержания химии.
3. Разработать методику формирования у учащихся способов самоконтроля при обучении химии.
4. Выявить этапы овладения учащимися способами контроля своих учебных достижений.
5. Разработать совокупность заданий, соответствующих функциям учебного содержания и целенаправленных на поэтапное формирование у учащихся умения контролировать и оценивать свои учебные
б. Экспериментально проверить эффективность предложенной методики формирования у учащихся способов самоконтроля и выявить ее влияние на качество знаний учащихся.
В процессе выполнения работы применялись следующие методы исследования: изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение учебного процесса, изучение и обобщение опыта учителей, анкетирование учащихся, педагогический эксперимент с последующим качественным и количественным анализом полученных результатов.
Условия проведения эксперимента. Педагогический эксперимент проводился с 1993 по 1996 гг. в VIII классах СШ № 44, 62, 38 г. Липецка. По замыслу эксперимента участие контрольных классов предусматривалось только для сравнения достижений учащихся в освоении программного материала.
Эффективность экспериментального обучения оценивалась по сформированное™ у учащихся способов самоконтроля, их влиянию на качество знаний и изменению результатов осуществления итогового, пооперационного и послеитогового самоконтроля.
Обработка результатов эксперимента проводилась на основе «методики поправок» (Л.С.Выготский и др.), анализа используемых учащимися способов самоконтроля или их совокупности, поэлементного анализа знаний учащихся.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что установлена совокупность способов осуществления учащимися самоконтроля, используемых при изучении основных компонентов содержания химии; разработана методическая система, целенаправленная на поэтапное формирование у учащихся способов самоконтроля и их реализацию.
Практическая значимость диссертации. Предлагаемая методика формирования у учащихся способов самоконтроля может быть применена на уроках химии для организации самостоятельной работы и совершенствования у учащихся умения осуществлять самоконтроль. Подход к составлению совокупности заданий можно использовать в практике создания дидактических материалов для осуществления учащимися самоконтроля при обучении предметам естественнонаучного цикла.
На защиту выносится методическая система формирования у учащихся умения осуществлять самоконтроль при обучении химии, в которую входят: 1) способы, используемые учащимися для контроля своих учебных достижений; 2) последовательность этапов формирования у учащихся способов самоконтроля; 3) совокупность заданий, направленных на поэтапное формирование у учащихся умения осуществлять самоконтроль; 4) методика формирования у учащихся способов самоконтроля.
Апробация результатов исследования. Результаты исследований докладывались и обсуждались на межвузовских научных конференциях (г. Липецк, г. Москва 1989 — 1997 гг.), на заседаниях лаборатории обучения химии ИОСО РАО (1996, 1997 гг.). Материалы исследования используются в лекциях для учителей химии на курсах повышения квалификации при Липецком областном ИУУ и для студентов ЛГПИ (с 1991 г. по настоящее время).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии и приложения. Работа содержит таблицы, иллюстрирована схемами и диаграммами.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении дано обоснование актуальности выбранной темы исследования, определены его цель, задачи, методы, сформулирована гипотеза, отмечена научная новизна и практическая значимость работы. Раскрыто содержание понятий, которыми мы оперируем в ходе исследования.
В первой главе диссертации «Проблема Формирования самоконтроля учащихся в теории и практике обучения» раскрыты основные теоретические воззрения на исследуемую проблему и приведен анализ достижений и недостатков в методике и практике обучения химии по формированию у учащихся умения осуществлять самоконтроль.
Анализ психолого-педагогической литературы показал разноречивое толкование сущности самоконтроля. Каждое из анализируемых определений отражает отдельные стороны самоконтроля: свойства личности в широком смысле этого слова (В.В.Давыдов, А.С.Лында и др.); акт умственной деятельности человека (Л.Б.Ительсон, И.В.Страхов и др.); компонент учебной деятельности учащихся, заключающейся в анализе и регулировании ее хода и результатов, или как умение, навык, привычка (А.С.Лында и др.); сознательная деятельность вообще (Н.И.Кувшинов и др.).
В своей работе мы опирались на определение самоконтроля, данное
В.В.Давыдовым, в котором акцентируется внимание на содержание самого контроля, а не на действие, являющееся его следствием. Многообразие определений понятия «самоконтроль», предлагаемых психологами и дидакта-ми, свидетельствует не только о разностороннем подходе к его изучению, но и о сложности самого явления самоконтроля.
На основании анализа исследований по данной проблеме можно сделать вывод о том, что организовать самоконтроль и управлять его формированием можно при определенных условиях: 1) подготовленности учащихся (знание способов самоконтроля, специфичных для данного предмета, владение познавательными навыками и умениями самостоятельной работы); 2) наличие совокупности заданий, направленных на формирование и реализацию самоконтроля; 3) подготовленности учителя (понимание необходимости формирования самоконтроля, ориентирование учащихся на его осуществление).
Анализ методической литературы и передового педагогического опыта был проведен в целях: 1) определения методических путей и средств, используемых учителями химии для формирования у учащихся способов осуществления самоконтроля; 2) выявления достижений и недостатков в деятельности учителей по формированию у учащихся умения контролировать свои учебные достижения.
В изученной методической литературе отмечается необходимость специального обучения самоконтролю и выработки у учащихся способов, способствующих его осуществлению. Тем не менее, учителю не предложена пока методическая система работы со школьниками по формированию у них умения осуществлять самоконтроль и оценку своей учебной деятельности.
В практике работы лучших учителей накоплен определенный опыт по формированию у учащихся умения осуществлять самоконтроль. Можно выделить следующие его положительные стороны: 1) побуждение учащихся к осуществлению самоконтроля: использование инструкций при работе с текстом учебника, алгоритмов при решении расчетных и экспериментальных задач, комментирование схем-превращений; 2) использование методических средств, способствующих формированию у учащихся умения осуществлять самоконтроль: карточки-задания с вопросами для самоконтроля, таблицы-кадры с закодированными в виде цифр ответами, задания с указанием способа проверки его выполнения и др. Однако в целях формирования у учащихся умения осуществлять самоконтроль следует преодолеть недостатки, которые
имеют место в педагогической практике: 1) недостаточное осознание учителем важности и необходимости формирования у учащихся способов самоконтроля при обучении химии; 2) отсутствие целенаправленной и систематической работы по формированию у учащихся умения осуществлять самоконтроль.
Результаты проведенного анализа научной и методической литературы, передового опыта учителей способствовали нахождению исходных позиций, явились теоретической основой для разработки и использования совокупности заданий, составляющих основное содержание методической системы формирования у учащихся способов самоконтроля.
Во второй главе «Методика формирования у учащихся умения осуществлять самоконтроль при обучении химии» рассмотрены содержание и структура методической системы формирования у учащихся способов самоконтроля, ее реализация в практике обучения химии.
Мы исходили из того, что действия контроля занимают особое место в структуре учебной деятельности. Они направлены на саму деятельность, фиксируют отношение учащихся к себе как ее субъекту. При этом мы учитывали, что самоконтроль должен осуществляться как по ходу всей учебной работы, так и в форме специального звена в структуре учебной деятельности.
Следующее общее положение, которое было исходным при составлении методической системы формирования у учащихся умения осуществлять самоконтроль, состояло в том, что эффективность учебной деятельности во многом определяется приемами, с помощью которых она выполняется. С этой целью нами были выявлены учебные приемы, которые чаще всего используются при усвоении содержания курса химии: теоретических вопросов, фактов, методов и языка науки. Учитывая, что учебные приемы имеют содержательную сторону (что надо делать) и процессуальную (как реализовать данный прием, каким способом), акцент был сделан на способы реализации выявленных учебных приемов, которые учащиеся могут использовать для осуществления самоконтроля.
Среди многочисленных способов нами были выделены те, которые наиболее часто используются при изучении химии: смысловая группировка материала; выделение опорного пункта; построение логической схемы; создание образа; составление плана.
В качестве элементов разработанной нами методической системы выступают специально сконструированные задания, которые мы объединили в
соответствии с конкретными целями отдельных этапов формирования у учащихся способов самоконтроля. Каждый этап предлагаемой методической системы представляет самостоятельную часть, имеющую специфическое назначение внутри системы в целом (схема 1).
Целостность методической системы обеспечивается связями между ее элементами. В каждом из элементов заключена возможность воздействовать на другие элементы. Например, выполнение учебных заданий без опоры на ознакомление со способами осуществления самоконтроля не может обеспечить успешности выполнения этих заданий школьниками. В то же время опора только на ознакомление со способами осуществления самоконтроля без включения учащихся в процесс выполнения учебных заданий также не обеспечивает формирования у них контроля своих учебных достижений.
Целостность системы формирования у учащихся способов самоконтроля обеспечивается и целевой установкой на его осуществление в учебной деятельности при выполнении учебных заданий.
Предлагаемая методическая система является для учителей средством управления процессом формирования у учащихся способов самоконтроля, а для учащихся — средством, которое позволяет накапливать опыт осуществления самоконтроля и оценки результатов учебной деятельности.
Этапы формирования у учащихся способов самоконтроля
Этапы Требования к учащимся
I Подготовка учащихся к осуществлению самоконтроля — развитие монологической речи — Формулирование ответов на взаимосвязанные вопросы текста параграфа или опыта: от описания и сравнения фактов к их обоснованию, обобщению и формулированию выводов — Выполнение тестов соответствия с составлением рассказа по ответам на него — Составление плана к изученному материалу параграфа — Пересказ, комментирование текста, опорного конспекта, схемы, таблицы, рисунка — Составление тематического рассказа по предложенным понятиям — Обоснование утверждений и др.
п Ознакомление учащихся со способами самоконтроля и их использованием 1 — Выполнение учебных заданий с комментированием использования предложенного способа самоконтроля
III Усвоение способов самоконтроля — Обоснование выбора способов для осуществления самоконтроля по ходу выполнения учебного задания — Рецензирование ответа (оценить целесообразность использования выбранного способа самоконтроля, проверить работу, исправить ошибки и обосновать исправления, сравнить свой ответ с ответом товарища)
IV Использование учащимися усвоенных способов для осуществления самоконтроля и самооценки — Выполнение тестовых заданий с подсчетом рейтингового балла, заполнение карты самооценки
Поэтапное формирование умения осуществлять самоконтроль обеспечивает учащимся постепенное «вхождение» в новую деятельность: переход от внешнеречевого самоконтроля к использованию указанного учителем способа его осуществления, далее — к самостоятельному использованию и выбору совокупности способов самоконтроля при выполнении учебного задания и, наконец, к самооценке.
Кратко раскроем реализацию предлагаемой методической системы.
При изучении первоначальных химических понятий, т.е. на первом этапе формирования у учащихся умения осуществлять самоконтроль, особое внимание было уделено заданиям на развитие монологической речи учащихся. Самоконтроль как всякое действие сначала осваивается во внешнерече-вой форме, а затем мыслительные операции, необходимые для осуществления самоконтроля, переходят в свернутую форму и служат одним из психологических механизмов его «запуска». Задания на развитие монологической речи явились необходимой составной частью всей методической системы и использовались на каждом этапе формирования у учащихся способов самоконтроля. Эти задания строились на основе изучения теоретических вопро-
На втором этапе для ознакомления учащихся со способами самоконтроля, помимо раскрытия содержания каждого из них и мотивации необходимости овладеть ими, использовались задания с указанием требований к их выполнению и способа самоконтроля, который осуществлялся на отдельном звене урока. Задания были составлены на фактологическом материале следующих тем: «Кислород. Оксиды. Горение», «Водород. Кислоты. Соли» и др.
На третьем этапе для усвоения учащимися способов самоконтроля задания строились с учетом всех компонентов содержания химии на материале темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома». При выполнении заданий к учащимся предъявлялось требование «мыслить вслух», обосновать выбор способов самоконтроля, осуществляемого на протяжении всего урока. При изучении темы «Химическая связь. Строение вещества» использовались задания, при выполнении которых учащиеся, работая в паре или группе, должны были рецензировать свой ответ и ответ товарища.
На четвертом этапе для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно проверять свои знания, определять уровень подготовки по той или иной теме, в разработанную систему мы включили тестовые задания с подсчетом рейтингового балла, который соответствует отметкам «2», «3», «4», «5».
В третьей главе «Проверка эффективности предлагаемой методики формирования у учащихся умения осуществлять самоконтроль при обучении химии» описаны задачи, условия и методы педагогического эксперимента, дан анализ его результатов.
Проанализируем влияние экспериментальной методики обучения на формирование у учащихся умения осуществлять самоконтроль.
В обобщенном виде изменение результатов осуществления учащимися самоконтроля представлено в диаграммах 1 и 2.
Анализ полученных результатов показал следующее.
В ходе эксперимента произошли изменения в итоговом самоконтроле школьников. В начале экспериментального обучения учащиеся обнаруживали при проверке работы 2 % всех допущенных ошибок, к концу экспериментального обучения — 16 % всех ошибок.
Качественный анализ исправлений, сделанных учащимися, показал следующее: при проверке своей работы на первом этапе экспериментального обучения учащиеся уделяли значительное внимание исправлению коэффициентов в уравнениях реакций, индексов в формулах веществ и очень редко
видели логические ошибки, не замечали отсутствие вывода или неправильности его формулирования, практически не было исправлений по оформлению ответа.
В процессе экспериментального обучения совершенствовалось умение учащихся осуществлять итоговый самоконтроль при незначительном его качественном изменении.
Количественный и качественный анализ изменений при осуществлении пооперационного самоконтроля свидетельствует о том, что по мере усвоения способов самоконтроля у учащихся усилилось внимание к процессуальной стороне деятельности.
Следует отметить, что уже на первом этапе экспериментального обучения пооперационный самоконтроль был значительно выше итогового, т.е. учащиеся в определенной степени обращали внимание на процессуальную сторону своей деятельности. Это связано, на наш взгляд, со спецификой предмета химии. Например, учащиеся знают, что при составлении уравнений химических реакций необходимо сначала правильно записать формулы исходных веществ и продуктов реакции, без этого нельзя сделать следующий шаг в работе — осуществление расстановки коэффициентов.
Качественный анализ исправлений, сделанных учащимися к концу экспериментального обучения, показал, что учащиеся уделяли внимание не только исправлению ошибок в составлении формул веществ, уравнений реакций, но и аргументации выводов, обоснованию выполняемых действий, нахождению ошибок в схемах, таблицах, рисунках, логике построения ответа, подбору фактов, доказывающих справедливость теоретического положения, последовательности раскрытия свойств изученных веществ и др.
О формировании у учащихся способов самоконтроля свидетельствует не только анализ исправлений, сделанных школьниками, но и количество ошибок, которые они допустили. Если в начале экспериментального обучения учащиеся не замечали 67 % всех ошибок, то после первого этапа обучения в заданиях приблизительно такого же объема было не замечено их лишь 29 %, а к концу экспериментального обучения их осталось 7 %. Таким образом, в ходе экспериментального обучения произошло увеличение числа исправлений, которые учащиеся делали в пооперационном и итоговом контроле. Уменьшение числа исправлений, сделанных в ходе послеитогового контроля (от 36 % до 16 %), свидетельствует о том, что учащиеся исправляют без указания учителя 77 % (61 % + 16 %) всех допущенных ошибок.
Изменение результатов итогового, пооперационного и послеитогового самоконтроля учащихся
Источник