«Формирование у дошкольников позитивных взаимоотношений– один из факторов социальной ситуации развития ребенка» (из опыта работы)
методическая разработка на тему
В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития дошкольникам уже недостаточно общаться только со взрослыми людьми, так как самые наилучшие отношения ребенка со взрослым остаются неравноправными, потому что взрослый воспитывает и учит, а ребенок − подчиняется и учится. В ситуации взаимодействия со сверстниками дошкольник более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами дети дошкольного возраста обретают такие качества, как взаимное доверие, добросердечность, стремление к совместной работе, способность дружить, отстаивают свои права, рационально решают возникающие конфликты. Ребенок, обладающий позитивным опытом взаимодействия с ровесниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, таким образом, растет его творческая независимость, социальная компетенция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование у дошкольников позитивных взаимоотношений– один из факторов социальной ситуации развития ребенка»
(из опыта работы)
Подготовил: старший воспитатель МДОУ «Детский сад №6 «Малышок»
г. Ершова Саратовской области» Тимофеева С.Н.
В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития дошкольникам уже недостаточно общаться только со взрослыми людьми, так как самые наилучшие отношения ребенка со взрослым остаются неравноправными, потому что взрослый воспитывает и учит, а ребенок − подчиняется и учится. В ситуации взаимодействия со сверстниками дошкольник более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами дети дошкольного возраста обретают такие качества, как взаимное доверие, добросердечность, стремление к совместной работе, способность дружить, отстаивают свои права, рационально решают возникающие конфликты. Ребенок, обладающий позитивным опытом взаимодействия с ровесниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, таким образом, растет его творческая независимость, социальная компетенция.
Нельзя не отметить, что значимую роль в формировании детских позитивных взаимоотношений занимают мотивы. В процессе усвоения нравственных норм поведения первоначально выступают, социальные мотивы, представления о том, почему следует поступать так, а не иначе. При определенных условиях воспитания данные мотивы превращаются в реально действующие побудители действий и поступков детей.
Семья является значимым условием формирования позитивных детских отношений, и которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В семье присутствуют брачные и родственные отношения, существует взаимная моральная ответственность, общность быта и социальная необходимость В семье у ребенка формируется первый опыт положительных эмоциональных отношений, выражающийся в дружбе, любви, привязанности, и, наоборот, отрицательных эмоциональных отношений, выражающийся в антипатии, неприязни, вражде, ненависти.
Проведенный анализ литературных источников по изучаемой проблеме позволил сделать следующие выводы:
1. Позитивные отношения к сверстникам у дошкольников − общая положительно-эмоциональная направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях с детьми, которая проявляется в умении сочувствовать, понимать состояние окружающих, готовности оказывать поддержку и вступать во взаимодействие в совместной двигательной деятельности.
2. Особенности отношения дошкольника к сверстнику заключаются в том, что недоброжелательность проявляется в форме драчливости, неуступчивости, агрессивности; доброжелательность − взаимопомощи, отзывчивости, в умении откликнуться и разделить их радости и огорчения, в игре характерна последовательность при выборе темы игры, справедливое распределение привлекательных ролей, принятие равных прав сверстников на участие в совместной игре и критическое отношение к собственным несправедливым поступкам.
Для возникновения и развития позитивных отношений у детей нужна специальная организация взрослым педагогических ситуаций, в которых дети приобретают опыт взаимодействия. Этому способствует совместная продуктивная деятельность, где у ребенка появляется необходимость вступать в отношения сотрудничества − согласования и соподчинения действий. Наилучшими формами предъявления нормативных методов партнерства и разрешения конфликтных ситуаций считаются инсценировки «позитивных» и «негативных» способов взаимодействия с дальнейшим их обсуждением. Вследствие чего дошкольник, оказавшись в проблемной ситуации сотрудничества, без помощи других присваивает и применяет нормативные правила. Развитие продуктивного взаимодействия детей со сверстниками на занятиях приводит к преодолению эгоцентрической позиции и усилению творческих возможностей ребенка в индивидуальной деятельности.
Немаловажной задачей педагога – формирование позитивных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.
Невозможно дать однозначных рекомендаций по созданию позитивного микроклимата в группе детского сада, но некоторыми предложениями воспользоваться можно.
В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок», проводить дидактическую игру «Какое у тебя настроение». Стараться помочь найти причину плохого настроения. Детей с хорошим настроением просить поделится с остальными детьми улыбкой, веселой историей произошедшей с ним сегодня утром, можно вспомнить веселый мультфильм.
Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы, психологический настрой на совместную деятельность).
Утро в группе можно начинать с приветствия «Минута вхождения в день» это может стать традицией. (Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть на стол. А за что ты (имя ребенка) любишь свои руки? )
«Уголок настроения» — для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции, можно использовать следующий прием. На небольшом ватмане разместить фотографию группы детей, от каждого ребенка провести ниточку на конце которой будут приклеиваться кружочки. Цвет кружочка можно поменять в зависимости от настроения: красный цвет – хорошее настроение; синий – настроение плохое. Придя утром в детский сад, дети могут отмечать свое настроение, в течение дня если у ребенка настроение меняется, то цвет кружочка тоже может поменяться. Сначала дети будут сосредоточены только на цвете своего кружочка и на своем настроении, но после систематических бесед и анализа настроений дети будут обращать внимание на настроение других и появятся вопросы: «Ты чего такой грустный?», «У тебя плохое настроение?», «Что случилось?»
Использование принципа М.Монтессори: принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Предложить ребенку побыть одному! («Волшебный диванчик», «Сердитый стул», «Ковер мира»).
Использование в течение дня игры-правила: «Кричалки-шепталки-молчалки», «Поём-молчим» (для выброса накопившейся отрицательной энергии у детей);
копилка добрых слов «Комплименты нашей группы», которую можно оформить в виде книги, плаката, своеобразного указа или поместить на панно;
игра-эксперимент «Секрет» (автор Т.А.Репина). Дети кладут в кабинки друг к другу «подарки». У кого оказалось 6-7 «подарков» — это «предпочитаемые» дети, у кого 3-5 «подарков» — это «принятые» дети, у кого 1-2 «подарка» — это «непринятые» дети. Если большинство детей в группе попало в «предпочитаемые и принятые» — в группе хороший, благоприятный микроклимат для психического здоровья детей. Если количество «предпочитаемых» детей приблизительно равно количеству «изолированных»- удовлетворительный микроклимат в группе.
В своей работе можно использовать и еще один прием на сплочение коллектива и развитие умения терпимости, умения договариваться. Бумажные белые варежки. Детям необходимо разбиться на пары и необходимо нарисовать одинаковый рисунок, пользуясь всего двумя карандашами (красным и синим).
Можно в группе завести «Шкатулку добрых дел», за каждый добрый поступок в неё класть красную фишку, за плохой — синюю. В пятницу проанализировать, каких фишек больше, это помогает детям задуматься над своим поведение и «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.
Каждая группа детского сада – это особая «маленькая страна», в которой могут быть свои традиции. Для одной группы — это может быть коллекционирование чего-либо, для другой группы – проведение народных праздников, для третьей – еженедельные выставки детских работ по определенным темам и т.д. В различных видах деятельности, особенно в самодеятельной сюжетно-ролевой игре, дети приобретают опыт налаживания отношений со сверстниками в соответствии с правилами, принятыми в обществе и в данной группе детского сада. Создание условий для формирования позитивного микроклимата подразумевает и ежедневные игры, направлены на сплочение детей. Предлагаю вам в буклетах некоторые такие игры.
Каждая игра имеет четкую структуру:
· организационная часть (состоит из упражнений – приветствия и упражнения –разминки), цели которой – настрой и активизация детей на совместную деятельность, снятие чрезмерного эмоционального напряжения;
· основная часть ( состоит из беседы на заданную тему или разбора предложенной проблемной ситуации и развивающих и подвижных игр), ее цель – развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействий;
· заключительная часть (состоит из упражнения – прощания), цели которой – символическое окончание занятий, выражение детьми своего отношения к той или иной части занятия, подведение итогов, закрепление в беседе нового опыта, настрой на обычные дела.
Самое главное, что требуется от педагогов, работающих с детьми, — это умелое руководство их деятельностью, предоставление им свободы и самостоятельности.
Воспитатели должны поддерживать инициативу дошкольников, видеть маленький и большой успех каждого ребенка в порученном ему деле и умело поощрять его. И тогда результат не заставит себя ждать!
Предлагаю в буклете:
Совместно с детьми можно «разработать» правила группы «Что можно делать, что нельзя».
1. Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.
2. Помогай товарищу. Если умеешь что – то делать сам – научи и его. Если товарищ попал в беду — помоги ему, чем можешь.
3. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
4. Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.
5. Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.
6. Не завидуй – радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним.
7. Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.
8. Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
9. Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договориться.
10. Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся выиграть честно.
11.Не смейся над товарищем, если он попал в беду.
Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе
— создавайте в группе единую систему традиций и ценностей, этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дня рождения воспитанников.
— Особое внимание следует обратить на «изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности;
чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.
— Распределять между воспитанниками поручения.
— Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивированна на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.
Общаясь с ребенком, педагог должен помнить:
— Ребенок ему ничего не должен. Это педагог обязан помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным;
— В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями;
— Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если намерения педагога положительны;
— Запретов и требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников;
— Тихий, застенчивый ребенок нуждается в профессиональной помощи педагога так же, как отъявленный драчун;
— Благоприятная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общения.
Приступая к работе с детьми дошкольного возраста, очень важно помнить , что обучение не должно разрушать естественность его жизни . Поэтому педагогу следует придерживаться определенных правил.
— Помнить, что принудительное обучение бесполезно. Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять его усилия и стремления узнать новое, научится новому.
— Знать, что только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить;
— Учитывать, что лучше слышать того, кто тише говорит.
— Помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения тех или иных знаний.
— Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей. Нужно избегать отрицательных оценок дошкольника и результатов его деятельности.
— Учитывать индивидуальные особенности детей. Максимум внимания уделять отстающим ребятам.
Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять основную массу).
— Использовать средства наглядности в определенных границах, в соответствии с возрастом детей, их возможностями, программными задачами, этапом усвоения материала.
— Обучать дошкольников в контексте их практической и игровой деятельности в процессе решения детьми проблемных задач.
— Создавать ребенку условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. Следует чаще обращаться к детям с заданиями на догадливость.
— Учитывать, что в ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с различными способами решения задач.
— Приучать детей точно и связно выражать свои мысли. Не надо знакомить ребят с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. Важнее объяснить суть понятий.
Источник