Формирование позитивной самооценки самоуважения конструктивных способов самореализации направлено

Содержание
  1. Воспитательная компонента в условиях ФГОС НОО учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. Формирование позитивной самооценки у подростков
  5. Краткая теоретическая информация: самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков (Психологический словарь, 1983). Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования самооценки в детском возрасте, некоторые исследователи склонны считать ее новообразованием подросткового периода. С.Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Необходимость реконструкции телесного образа Я, построение мужской или женской «родовой» идентичности и постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности являются одними из основных задач периода пубертатного развития. В этот возрастной период другой человек начинает занимать в жизни подростка совершенно особое место. С этим связана специфика восприятия подростками физического облика других людей. И уже посредством восприятия и понимания другого подросток приходит к пониманию себя. В образе воспринимаемого человека любого возраста главными для подростка являются физические особенности, элементы облика, затем одежда и прическа и выразительное поведение. Восприятие подростком других людей может быть обусловлено как объективными, так и субъективными факторами: характером эмоционального отношения к воспринимаемому человеку, степенью развития познавательных способностей подростка, его умственным развитием, эмоционально-психическим состоянием и прошлым опытом. Экспериментально доказано, что восприятие физического облика другого человека в сознании подростка затем переносится и на восприятие подростком самого себя. Так, именно в этот возрастной период, когда происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик подростка и его физические черты начинают сильно волновать подростка, тогда соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе. Осознание особенностей своей внешности также влияет на формирование у подростков многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма). Начиная с подросткового возраста общая самооценка у девочек существенно ниже, чем у мальчиков, и эта тенденция напрямую связана с самооценкой внешности. В ряде исследований было обнаружено, что Я-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела. Эта зависимость во многом объясняется социально-ролевыми функциями мужчин и женщин. Но вместе с тем необходима принимать в расчет и механизмы социального подкрепления, производные об бытующих стереотипов, которые поддерживаются и средствами массовой информации.
  6. Ход занятия
  7. Упражнение 1. «Черные шнурки».
  8. Цель: Знакомство, эмоциональная разрядка, сплочение группы.
  9. Описание: Все сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто места не нашел, становится ведущим. По ходу игры ведущие могут подавать пример более интересных признаков, например различный личный опыт, переживания и т.д.
  10. Упражнения 2. «Переманивания».
  11. Цель: Знакомство, эмоциональная разрядка, сплочение группы, проявление личных взаимоотношений.
  12. Описание: Половина группы сидит на стульях лицом в круг, половина стоит за стульями сзади. На одном стуле никто не сидит и задача того, кто стоит сзади — переманить кого-то на свой стул так, чтобы это не заметил стоящий за стулом. Задача того, кто стоит за стулом, — не пустить (поймать) «своего» сидящего.

Воспитательная компонента в условиях ФГОС НОО
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС) в основную образовательную программу школы в обязательном порядке должна быть включена программа воспитания и социализации обучающихся, построенная на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, образование.

Скачать:

Вложение Размер
vospitatelnaya_.docx 19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная компонента в условиях ФГОС НОО

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС) в основную образовательную программу школы в обязательном порядке должна быть включена программа воспитания и социализации обучающихся, построенная на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, образование.

Указанная программа должна быть направлена на:

— освоение обучающимися норм и правил общественного поведения;

— обеспечение усвоения обучающимися нравственных ценностей;

— приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности;

— формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством;

— приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе;

— формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

— формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды.

— выбор варианта поведения.

Министерством образования и науки Российской Федерации разработана Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе (далее — Воспитательная компонента), являющейся составной и неотъемлемой частью программы воспитания и социализации обучающихся и предусматривающей расширение и конкретизацию ее содержания.

На основе данной программы коллективом нашей школы бала разработана программа развития воспитательной работы в условиях ФГОС.

Целью Программы является укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.

  1. формирование единого воспитательного пространства в школе, путем использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин — как основных, так и дополнительных образовательных программ — в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеурочную деятельность;
  2. обеспечение условий для позитивной социализации подрастающего поколения его духовно-нравственного становления, способного реализовать свой личностный потенциал в интересах общественного и личностного прогресса.
  3. обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде: безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности, проституции и т.п.; разработка и научно-методическое обеспечение эффективных механизмов профилактики девиантного поведения и позитивного влияния на детей групп риска;
  4. реальное обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;
  5. формирование в школе позитивного информационного пространства детей; повышение ответственности за транслируемые детям ценности, идеалы, образцы норм поведения и образа жизни; расширение возможностей информационного обмена в детской среде, информационного обеспечения процесса воспитания, внедрение новых коммуникационных технологий в воспитательный процесс;
  6. обеспечение условий для стимулирования педагогов инновационной и инициативной деятельности в области воспитания;
  7. реализация комплекса мер, обеспечивающих повышение профессионального уровня воспитательной деятельности педагогов школы, укрепление ее кадрового потенциала, социального статуса.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ

Нормативно-правовое -разработка нормативной базы на общешкольном уровне, определяющей механизмы реализации в соответствии с государственной политикой в области образования.

Организационно-управленческое — организация межведомственного взаимодействия общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей, обеспечение занятости обучающихся в образовательных, физкультурно-спортивных, культурно — досуговых и других программ.

Кадровое -повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для общеобразовательного учреждения на основе потребностей рынка труда.

Информационное- организация информационной поддержки мероприятий Программы (СМИ, сайт общеобразовательного учреждения).

Мониторинговое -направлено на создание системы организации и проведения мониторинга по реализации в общеобразовательном учреждении.

Финансовое –организация финансовой поддержки реализации Программы.

Материально-техническое- обеспечение оснащения , необходимого для развития воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования.

По каждому из направлений составлен перспективные план работы учреждения

СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы и ее эффективность обеспечивается реализацией следующих мероприятий:

— повышением воспитательного потенциала образовательного процесса;

— развитием системы дополнительного образования учащихся;

— повышением педагогической культуры родителей;

— взаимодействием общеобразовательного учреждения с общественными и традиционными религиозными организациями;

— готовностью педагогов к решению актуальных задач воспитания;

— укреплением партнерских отношений на межведомственной основе с социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних;

— организацией социально значимой и полезной деятельности, включенностью в этот процесс учащихся.

Реализация Программы и ее эффективность обеспечивается реализацией следующих мероприятий:

— повышением воспитательного потенциала образовательного процесса;

— развитием системы дополнительного образования учащихся;

— повышением педагогической культуры родителей;

— взаимодействием общеобразовательного учреждения с общественными и традиционными религиозными организациями;

— готовностью педагогов к решению актуальных задач воспитания;

— укреплением партнерских отношений на межведомственной основе с социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних;

— организацией социально значимой и полезной деятельности, включенностью в этот процесс учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ:

— Нравственное и духовное воспитание;

— Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

— Социокультурное и медиакультурное воспитание;

— Культуротворческое и эстетическое воспитание;

— Правовое воспитание и культура безопасности;

— Воспитание семейных ценностей;

— Формирование коммуникативной культуры;

Также в рамках реализации программы развития предусмотрен ряд мероприятий:

В сфере гражданско-патриотического воспитания:

— организация межпоколенческого взаимодействия;

— организация краеведческой деятельности;

— организация профориентационной работы;

— организация туристско-экскурсионной деятельности;

— организация работы школьных музеев;

— организация экологического всеобуча.

В сфере нравственного и духовного воспитания:

— организация нравственного просвещения;

— организация приобщения к культурам народов Российской Федерации;

— организация формирования культуры толерантности;

— организация формирования активной жизненной позиции обучающихся.

В сфере воспитания положительного отношения к труду и творчеству:

— организация знакомства со спецификой различных профессий;

— организация повышения мотивации к обучению;

— организация дополнительного образования детей в контексте внеурочной деятельности.

В сфере интеллектуального воспитания:

— организация развития техносферы в образовательных учреждениях;

— организация повышения мотивации к научным исследованиям;

— организация выявления, поддержки и развития творческих способностей обучающихся.

В сфере здоровьесберегающего воспитания:

— организация профилактики вредных привычек и различных форм асоциального поведения;

— развитие здорового образа жизни и социального здоровья обучающихся;

— развитие условий для занятий физической культурой и спортом.

В сфере социокультурного и медиакультурного воспитания:

организация предупреждения социальной агрессии и противоправной деятельности;

— организация интернационального воспитания;

— организация профилактики экстремизма, радикализма, нигилизма, ксенофобии и др.

В сфере культуротворческого и эстетического воспитания:

— организация деятельности творческих объединений, проведение творческих конкурсов;

— развитие эстетического воспитания;

— создание условий для посещения музеев, выставок и др.

В сфере правового воспитания и культуры безопасности:

— организация повышения правовой грамотности обучающихся;

— создание условий деятельности органов ученического самоуправления;

— обеспечение физической, информационной и психологической безопасности обучающихся.

В сфере формирования коммуникативной культуры:

— организация повышения уровня межкультурной коммуникации;

— создание условий для безопасной коммуникации;

— организация риторической компетентности обучающихся;

— создание условий для развития школьных средств массовой информации.

В сфере экологического воспитания:

— организация повышения уровня экологической культуры обучающихся;

— создание условий для развития школьных живых уголков, биологических и экологических лабораторий;

— созданий условий формирования благоприятной и безопасной среды обитания.

Цель: создание условий для формирования ответственного отношения к своей семье, обществу, людям, гражданско-патриотической компетентности, приобретение опыта участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах.

Нравственное и духовное воспитание

Цель: создание условий для развития внимательного и чуткого отношения к людям, культуры поведения, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, приобщения к общечеловеческим ценностям.

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Цель: создание условий для воспитания добросовестного, ответственного, дисциплинированного человека – труженика, формирование позитивного отношения к труду, воспитание трудолюбия, развитие трудовых навыков

Цель: создание условий дляразвития умственного потенциала школьников, формирования современного мышления и коммуникаций, самостоятельности, способности применения полученных знаний в различных сферах деятельности (проектной, исследовательской и т.д.).

Цель: создание условий для формирования у учащихся понимания ценности здоровья, освоение норм и образцов здорового образа жизни, обеспечение правильного физического развития, включенность детей и подростков в занятия современными видами спорта.

Социокультурное и медиакультурное воспитание

Цель: создание условий для развития социального партнерства и толерантного отношения друг к другу, приобретение опыта участия в социально значимых проектах.

Культуротворческое и эстетическое воспитание

Цель: создание условий для формирования способности к эмоциональному восприятию прекрасного, формирования аккуратности, эстетического вкуса, раскрытия потенциала каждого ребенка во внеурочное время с предоставлением возможности реализовать себя посредством какой-либо деятельности, организация культурного досуга учащихся.

Правовое воспитание и культура безопасности

Цель: создание условий для формирования глубокого понимания конституционного права, политических и правовых событий в обществе и государстве, ознакомление с законами государства, с культурой безопасности.

Воспитание семейных ценностей

Цель: создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся; формирования у детей и родителей позитивных семейных ценностей; преодоление негативных тенденций в воспитании учащихся в отдельных семьях.

Формирование коммуникативной культуры

Цель: Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Цель: создание условий для воспитания бережного и уважительного отношения к природе, развития творческих способностей, интереса к окружающему миру, расширения кругозора учащихся.

Источник

Формирование позитивной самооценки у подростков

Межуева Марина Викторовна,

педагог-психолог МБОУ «СОШ №6 г. Лениногорска» МО «ЛМР» Республики Татарстан

Формирование адекватного позитивного восприятия собственной личности у подростков.

Форма проведение: групповое коррекционно-развивающее занятие с элементами психологического тренинга в рамках комплексного подхода по профилактики негативных эмоциональных состояний и суицидального риска.

Продолжительность: 1,5 часа.

Цель: формирование адекватной самооценки, коррекция и профилактика негативных эмоциональных состояний, осознание ценности собственной жизни.

Задачи: получение знаний о структуре и свойствах личности человека, о построении взаимоотношений, об общении, о группе; получение нового опыта самопознания (опыт восприятия и выражения чувств, потребностей, способности рисковать, разделения чувств и поведения); получение нового опыта общения в группе, ощущения доверия, безопасности и возможности открытого общения.

Возраст: 14-16 лет

Количество детей в группе: 12-14 человек

Группа формируется на основе анализа следующих диагностических методик: тест цветоуказания неудовлетворенности собственным телом (The Color-A-Person body dissatisfaction Test, CAPT), методика определения уровня тревожности А.И.Захарова, личностный опросник Айзенка, шкала тревожности Кондаша, цветовой тест Люшера, методика диагностика уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона, методика «Самооценка» Дембо – Рубинштейна.

Краткая теоретическая информация: самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков (Психологический словарь, 1983). Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования самооценки в детском возрасте, некоторые исследователи склонны считать ее новообразованием подросткового периода. С.Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Необходимость реконструкции телесного образа Я, построение мужской или женской «родовой» идентичности и постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности являются одними из основных задач периода пубертатного развития. В этот возрастной период другой человек начинает занимать в жизни подростка совершенно особое место. С этим связана специфика восприятия подростками физического облика других людей. И уже посредством восприятия и понимания другого подросток приходит к пониманию себя. В образе воспринимаемого человека любого возраста главными для подростка являются физические особенности, элементы облика, затем одежда и прическа и выразительное поведение. Восприятие подростком других людей может быть обусловлено как объективными, так и субъективными факторами: характером эмоционального отношения к воспринимаемому человеку, степенью развития познавательных способностей подростка, его умственным развитием, эмоционально-психическим состоянием и прошлым опытом. Экспериментально доказано, что восприятие физического облика другого человека в сознании подростка затем переносится и на восприятие подростком самого себя. Так, именно в этот возрастной период, когда происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик подростка и его физические черты начинают сильно волновать подростка, тогда соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе. Осознание особенностей своей внешности также влияет на формирование у подростков многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма). Начиная с подросткового возраста общая самооценка у девочек существенно ниже, чем у мальчиков, и эта тенденция напрямую связана с самооценкой внешности. В ряде исследований было обнаружено, что Я-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела. Эта зависимость во многом объясняется социально-ролевыми функциями мужчин и женщин. Но вместе с тем необходима принимать в расчет и механизмы социального подкрепления, производные об бытующих стереотипов, которые поддерживаются и средствами массовой информации.

Ход занятия

Упражнение 1. «Черные шнурки».

Цель: Знакомство, эмоциональная разрядка, сплочение группы.

Описание: Все сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто места не нашел, становится ведущим. По ходу игры ведущие могут подавать пример более интересных признаков, например различный личный опыт, переживания и т.д.

Упражнения 2. «Переманивания».

Цель: Знакомство, эмоциональная разрядка, сплочение группы, проявление личных взаимоотношений.

Описание: Половина группы сидит на стульях лицом в круг, половина стоит за стульями сзади. На одном стуле никто не сидит и задача того, кто стоит сзади — переманить кого-то на свой стул так, чтобы это не заметил стоящий за стулом. Задача того, кто стоит за стулом, — не пустить (поймать) «своего» сидящего.

Упражнение 3. «Тролли».

Цель: выработка конструктивных форм взаимодействия и решения проблем, поиск конструктивных форм выхода агрессии, достижения поставленной цели и осознание права передумать.

Описание: тролли перебираются через болото. Исходное положение – группа находится за проведенной на полу или земле чертой. Задача – перебраться через некоторое пространство (10-15 метров) и оказаться всем за другой чертой. Для того чтобы перебраться, можно использовать две доски (60-70 см). В каждую доску вбит гвоздь, и к нему привязана веревка (1.5 м). Если кто-нибудь из участников наступает на землю, вся группа возвращается в исходное положение. Возможно ограничение выполнения по времени. После выполнения упражнения обязательно проведение обсуждения в группе.

Упражнение 4. «Работа с самооценкой».

Цель: нахождение критериев оценки себя.

Обсуждение проблем: Что для меня важно в знакомом человеке? А в незнакомом?. Неадекватная самооценка. Неспособность быть самим собой среди других. Почему?. Самооценка, дистанция, риск.

Упражнение 5. «Транспортное средство».

Цель: содействие в самораскрытии.

Описание: «Выберите себе транспортное средство. Лучше, если оно будет фантастическое, несуществующее… Представьте себя им… Какими возможностями вы обладаете. В какой среде вы обитаете. Кто вами управляет. » Результатом упражнения должно стать осознание участником собственных возможностей.

Презентация 1. Асимметрия человеческого лица.

Обсуждение презентации 1: у большинства людей, левая и правая стороны лица не совсем одинаковы и расположены также слегка не симметрично. Люди настолько сильно привыкли к этому явлению, что им даже может показаться слегка противоестественным абсолютно симметричное лицо другого человека, если бы такое им встретилось. Ввиду асимметрии лица, та картинка, которую видят люди в зеркале, и то что видят другие люди и фотоаппараты, отличаются. Таким образом, на фотографии человек видит себя настоящим, а в зеркале отраженным слева направо. Внешний вид человека в зеркале ему более привычен, поэтому глядя на свою фотографию почти все люди замечают неосознанно «что-то не то», и воспринимают это как «некрасиво». Поэтому большинству людей не нравятся их изображения на фото. Хотя на самом деле это дело только привычки, ведь в действительности люди на фото, в реальности и в зеркале равнозначно красивы.

Упражнение 6. «Цветок».

Цель: регуляция эмоциональных состояний через работу с образами бессознательного.

Описание: предлагается пошаговая инструкция визуализации. «Представьте себе тот цвет, который в данный момент соответствует вашему эмоциональному состоянию. Представьте себе, как этот цветок начинает пульсировать, то сжимаясь, то увеличиваясь в размерах, высвобождая пространство для фона другого цвета. Представьте себе цвет фона, на котором пульсирует и переливается первоначальный цвет. Какой он? Пульсирующий цвет начинает менять очертания и приобретает форму – это и будет форма цветка. Обратите внимание на центр этого пульсирующего цветового сгустка – он должен иметь другой цвет. От этого центра во все стороны разбегаются лучи, разделяя цветок на лепестки. В конце этапа у вас уже появляется сформированный цветок, у которого есть сердцевина и лепестки. Образ цветка формируется дальше, он приобретает глубину, трехмерность, так создается – чашечка. Загляните вглубь чашечки цветка. Что вы там видите? Каков запах? Отойдите от цветка далеко-далеко, увидьте его маленьким, на придуманном вами фоне. Как выглядит цветок издалека? На что он похож? Есть ли у него название? Где растет ваш цветок? Есть ли у него стебель, листья, корни? В какой почве вы его разместили? Цветок может вполне как бы «зависать в воздухе», будучи совершенно абстрактным и не иметь связи с почвой. Что вы видите рядом с цветком? Что его окружает? Есть ли вокруг него животные, насекомые, люди? Не угрожает ли что-нибудь цветку? Если да, то как вы его защитите? Вы можете пересадить его в более безопасное место, можете окружить защитой в виде забора или садовой ограды…». Сеанс символдрамы заканчивается так: «Вы с силой сжимаете и разжимаете кулаки и пальцы ног. Делаете несколько энергичных движений руками и ногами. Хлопаете в ладоши. С силой зажмуриваетесь и широко раскрываете глаза».

Презентация 2. Магия улыбки. Демонстрация серии снимков фотографа Джэя Вэйнстайна (Jay Weinstein) под названием «А потом я попросил их улыбнуться».

Обсуждение презентации 2: улыбка – мощный психологический инструмент, воздействующий на человека положительно. Улыбка – мимическое сокращение лица, которое выражает удовольствие, доброжелательность, приветствие, иронию, насмешку. Улыбка вежливости помогает наладить контакт с другим человеком. Фальшивая улыбка – когда сокращаются только мышцы в углах рта. Открытая улыбка – мышцы сокращаются в углах рта, вокруг глаз, приподнимаются щеки, располагает к искреннему, дружескому общению. Улыбка как признак агрессии – оскал (обезьяны демонстрируют агрессию, обнажая нижние клыки). Для чего нужно улыбаться чаще? Улыбаться необходимо для: профилактики плохого настроения (вырабатывается гормон «радости»), «обезоруживает» недоброжелателей, продевает жизнь (смехотерапия), это лучший способ познакомиться с противоположным полом.

Упражнение 7. «Доверяющее падение».

Цель: получение опыта преодоления недоверия и страха, опыта доверительного отношения и поддержки.

Описание: один из участников падает на подставленные руки остальных с более высокой позиции, спиной. Задача группы – его не уронить. Перед падением участник спрашивает: «Страхующие готовы?», на что стоящие внизу отвечают: «Готовы». Затем «падающий» спрашивает ведущего «Падать?», на что ведущий отвечает «Падать». Падение производится с прижатым к груди скрещенными и сцепленными руками с абсолютно прямым телом. Прогиб тела затрудняет поимку падающего и «портит» впечатление падающего. С высотой падения можно экспериментировать, (минимальная удобная высота – стол, подоконник). Ответственность ведущего – обеспечить безопасность участников. Важно жестко следить за соблюдением правил, в противном случае проведение упражнения прекращается. Обязательно сначала увидеть и принять участие в упражнении, а потом проводить с подростками. После выполнения упражнения обязательно проведение обсуждение в группе.

Упражнение 8. «Рассерженные шарики».

Цель: обучение адекватному способу выражения чувств.

Описание: Попросить детей вспомнить ситуацию, когда они чувствовали раздражение, злость, гнев. Попросить надуть воздушный шарик и завязать его (при необходимости помочь). Маркером на шарике можно нарисовать злую «рожицу». Предложить детям прыгнуть на шарик, чтобы он взорвался, лопнул. Спросить детей, может ли такой способ выражения гнева быть безопасным? Почему?

Современные технологии в работе психолога: учебно-методическое пособие/Мин-во по делам молодежи, спорту и туризму РТ, Респ. Центр молод., инновац. и проф. программ. – Казань: РЦМИПП, 2012.

Шакуров Р.Х., Гарифуллин Р.Р. Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся. – Казань: Школа, 2002.

Психология: учебник для бакалавров/ под общ.ред. В.А. Сластенина, А.С. Обухова. – М.:Юрайт, 2013.

Адлер Альфред. Наука о характерах: понять природу человека. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2014.

Источник

Читайте также:  Группы согласных звуков по способу образования
Оцените статью
Разные способы