Формирование навыка чтения способы чтения

Приёмы,упражнения,методики формирования навыка чтения у младших школьников
статья по чтению по теме

В материале изложены приёмы,упражнения,методики,используемые мною, при формировании навыка чтения у младших школьников.Формирование у младших школьников навыка чтения-одна из основ фундаментального общего образования и одна из главных проблем в работе учителя начальных классов. Эта статья поможет учителям начальных классов,родителям младших школьников при решении столь важной задачи обучения.

Скачать:

Вложение Размер
priyomyuprazhneniyametodiki_po_formirovaniyu_navyka_chteniya_u_mladshih_shkolnikov.doc 25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы,упражнения, методики по формированию

навыка чтения у младших школьников

( выступление на научно-практической конференции по теме «Проблемы чтения в начальной школе»)

Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, которое является фундаментом всего последующего образования.

Навык чтения включает в себя ( по программе начальной школы ) 4 составляющие:

— правильное ( безошибочное ) чтение

— темп (скорость) чтения.

Задача данной статьи:

Раскрыть пути, методы, приёмы, позволяющие нашим учителям начальных классов формировать эти 4 составляющие и достигать высоких результатов.

Осознанность чтения достигается в неразрывной связи с развитием речи младшего школьника.

Используются следующие приёмы:

1) ответы на вопросы;

2)составление вопросов к тексту;

3)различные пересказы ( полные, краткие, творческие- придумать свою концовку, пересказ от лица автора, или лица главного героя)

4. Пересказу надо учить( речь детей очень корявая, жесты заменяют слова у детей)

Сначала: пересказ по вопросам —- по плану—- с опорными словами —- по самостоятельно составленному плану.

Далее связь с русским языком: — свободные диктанты

Этому способствует тетрадь по чтению у Р.Н.Бунеева ,где автор предлагает систему заданий по выработке осознанности чтения)

5. Выразительность чтения.

1) Образец чтения учителя;

2) Работа с партитурой текста: — учить ставить логическое ударение, т.е. выделять наиболее важное по смыслу слово или группу слов и подчёркивать одной чертой);

— учить ставить паузы логические, ритмические : малые, / средние, // большие и психологические- перед словами, передающими напряжение.

— интонация голоса: повышение голоса / ,

— темп отмечать сбоку справа

( 1,2 строка- строго, умеренный темп

3,4 строка- радостно, средний темп)

Сначала расставить партитуру, потом читать.

Практиковать эту работу на уроке 1 раз в 2 недели.

С психологической точки зрения- это стресс. Наиболее спорный вопрос-проверять ли, требовать, а норматив есть в программе начальной школы.

Но это не предмет сегодняшнего разговора. Мы остановимся на методиках и технологиях по выработке темпа чтения.

Наиболее распространённая и широко используемая методика Зайцева( показ брошюры)

а ) жужжащее чтение (ежедневное чтение на уроках чтения, природоведения и других по 5 минут, читают одновременно все, каждый в своём темпе и свою книгу)

б ) чтение парами ( в 1-2 классах 1 абзац читает ребёнок, 2 абзац- родитель, потом меняются. В итоге текст прочитан 2 раза.)

в ) облегчённое чтение ( при просмотре диафильмов)

г ) чтение перед сном дома ( хорошо откладывается в памяти )

д ) многократное чтение небольшого отрывка ( 1 раз ребёнок прочитал отрывок за 1 минуту и отметил, 2 раз повтор этого самого же отрывка- темп увеличивается, появляется стимул, 3 раз читает этот же самый текст, но не останавливается, и 1-1,5 строчки он прочитает в большем темпе).

Если это упражнение делать каждый день ,то результат будет через 2-3 недели.

е ) чтение в темпе скороговорки (1 раз читает быстро, но окончания не должны проглатываться, 2 раз читает чуть медленнее, но выразительно).

ж ) зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко для развития оперативной памяти ( целая система )

з ) домашнее чтение 3 порциями по 10-15 минут через 1-1,5часа ещё раз и перед сном.

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость ( а таких факторов по оценке психологов более 200).

Оптимальное чтение- это оптимальный темп разговорной речи от 120 до 150 слов в минуту, именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста ребёнком.

Средняя скорость чтения диктора телевидения-130 слов в минуту.

Если ребёнок читает ниже 120(90) слов, ему необходимо для понимания перечитывать два, а то и три раза.

На протяжении многих лет её применяет Акимова Н.Б. и Семёнова И.А.,учителя гимназии ( показ книги)

В основе методики — АНАГРАММЫ (отдельные слова типа ЕПХУТ и тексты). Разработаны 3 набора слов,где нужно переставить буквы местами, по частям речи: существительные,прилагательные,глаголы. И тексты,начиная с 2-3 простых предложений и заканчивая более сложными текстами с объёмом в 6-7 предложений.

Журнал «Вопросы психологии №6 1995. Статья «Формирование навыка чтения у младших школьников».

Предусматривает занятия с группой детей из 3-4 человек.

Периодичность: ежедневно, через день, 2 раза в день.

Продолжительность занятий: от 5-10 до 30 минут.

Срок занятий, обеспечивающий заметный положительный результат от 3 до 7 недель.

В основе системы упражнений лежит методика нейропсихологической диагностики. Всего 26 упражнений, назову некоторые.

— чтение строчек наоборот по словам;

— чтение строчек наоборот по буквам;

— поочерёдное чтение слов нормально и наоборот;

— чтение только второй половины слов, т.е. озвучивается вторая половина слова)

— чтение строчек с прикрытой нижней половиной

— чтение строчек с прикрытой верхней половиной и т.д.

Чтобы достичь хороших результатов, нужна система занятий, а не от случая к случаю. Из собственного опыта: если ваш ребёнок читает ежедневно 2-3 страницы вслух дома, то темп чтения формируется автоматически.

Отсюда следует, контроль взрослых и самоконтроль ребёнка

  1. тетрадь учёта домашнего чтения ( рекомендована Зайцевым)
  2. самозамеры
  3. колоссальная работа учителя с родителями ( родителям некогда, компьютеры и телесериалы заменили книги)
  4. должен быть пример родителей, читающих книги (если ребёнок не видит читающих родителей, то откуда у него возникнет желание читать).

Последнее, и главное.

Современные дети не хотят и не любят читать. Поэтому основная задача учителя- заинтересовать ребёнка и научить этому родителей

Интерес к чтению.

  1. литературные праздники, викторины;
  2. инсценирование, драматизация;
  3. просмотр диафильмов, видеофильмов, театральных постановок по изученному материалу;
  4. посещение библиотеки с прослушиванием тематических бесед;
  5. тематические праздники, посвящённые юбилеям детских писателей;
  6. создание рукописного журнала «Звонок»;
  7. создание сборников творческих работ( сочинения, рисунки );
  8. работа с логопедом ( ребёнок не может читать из-за логопедических нарушений)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении.

Информация для родителей начальной школы.

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

В работе представлен ряд упражнений игрового характера, который позволяет развить правильность, беглость, сознательность и выразительность чтения в начальных классах в школе 8 вида.

Доклад на тему:«Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий».

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.Условием овладения читательской деятельностью является .

Источник

Приемы формирования навыка чтения

Побережная Наталья
Приемы формирования навыка чтения

По мере формирования навыка чтения единица восприятия укрупняется от части слова или одного слова до нескольких слов и процесс чтения изменяется на качественном, структурном уровне. Автоматизация технической стороны чтения позволяет начинающему читателю сфокусировать внимание на смысловой стороне.

Первая и самая существенная проблема — бедный словарный запас ребёнка.

Способы устранения –обучающие игры:

1.«Начиналка» — назови слова на определённый звук, покажи букву и объясни значение слова (1класс,

2. «Пирамиды» — назови слова, которые начинаются с определённого слога (1 класс,

3.«Подскажите, Господин Словарь!» -работа со словарями (в классе на отдельном столе расположены самые разные словари, при необходимости ребята могут воспользоваться необходимым словарём,

4.«Мой толковый словарь» — составление своего толкового словаря в отдельных блокнотах с алфавитным распределением страниц (2-4 класс)

5. Запоминание текстов (заучивание стихотворений и прозаических произведений для классного кукольного театра,

6.«Мои сочинялки» со 2 полугодия первого класса ребята заводят отдельную красочную тетрадь, в которую записывают тексты собственного сочинения (стихи, сочинения, сказки, и т. п.) (1-4 класс).

Следующей проблемой, затрудняющей формирование навыка осознанного чтения, является низкий уровень развития восприятия прочитанного текста. Для того чтобы устранить эту проблему, полезно чаще использовать следующие приёмы чтения:

1. чтение «шторкой» (закрываем прочитанную часть текста линейкой или листом бумаги,

2. игра «Сканирование» — сначала даются вопросы к тексту, ученик читает и подчеркивает или выписывает ответы на вопросы («выборочное чтение» и работа с текстом в течение 5 минут,

3. игра «Следопыты» — найти в тексте слово по описанию (в слове 3 слога, последний слог ударный, в 4 классе – найти в тексте слово с определёнными морфологическими признаками или предложение по определённой схеме)

Ещё одна проблема формирования навыка осознанного чтения — низкий уровень развития оперативной памяти. Для развития оперативной памяти можно использовать следующие приёмы:

1.«Слово потерялось» – при повторном чтении намеренно пропускаем или заменяем слова, дети восстанавливают текст,

2.«Ураган событий» — при пересказе намеренно изменяем цепь событий, восстанавливаем с помощью детей (использование перчаточных игрушек, настольного театра).

Следующая причина сложности формирования осознанного чтения — низкий уровень развития внимания. Для преодоления этой проблемы использую в своей практике такие приёмы:

1. чтение «Стоп-вперёд!» (начинают читать текст, по команде «Стоп!» прерываем чтение, задаем отвлекающие вопросы, «Вперёд!» — возвращаемся на место остановки,

2. чтение «Вверх тормашками» (чтение с поворотом текста,

3. филворды (филворд – это одна из разновидностей кроссвордов. Для того, чтобы решить филворд нужно в буквенном поле филворда найти все слова одной тематики. Все буквы найденных слов нужно вычеркнуть. Одна и та же буква в поле филворда не может быть зачеркнута дважды. Буквы слов находятся только по горизонтали и по вертикали. По диагонали зачеркивать буквы нельзя. Не зачеркнутых букв не должно остаться после решения филворда,

4.«Ручеёк»: один из вариантов — взрослый начинает читать предложение, следующее предложение продолжает читать ребенок,

5.«Кенгуру»: одно слово вслух, одно про себя (на индивидуальных занятиях,

6.«Качели»: разное интонирование предложения,

7. чтение по ролям «Голоса»,

8. подобрать заголовок к тексту,

9. «Снимаем кино» — читаем и представляем звуки, запахи, вкусы, эмоции,

10.«Разведчики» (групповая работа) — разрезать знакомый текст на пазлы, предложить собрать их и затем прочитать восстановленный текст.

11. «Текст с дырками» предлагаю прочесть знакомый текст с пропусками,

12. «Буквы перепутались» — анаграммы.

Одна из самых распространённых проблем формирования навыка осознанного чтения — регрессия, или возвратное чтение.

По статистике, большинство людей теряют на регрессию до 60% времени. От такой вредной привычки страдают как дети, так и взрослые. Она объясняется либо невнимательностью, либо непониманием прочитанного. Избавление от регрессии позволяет повысить скорость чтения, и как следствие, его понимание как минимум в два раза.Причины регрессии: невнимательность или работа с новым текстом (см. упражнения для развития внимания).

Антиципация слов или предложений — это умение выстроить смысловую догадку, то есть понять слово, предложение или даже текст, не дочитав до конца- поможет формировать осознанное чтение учащихся. В практике обучения чтениюдля развития антиципации необходимо чаще применять следующие упражнения:

1. игра «Половинки» (текст, линейка,

2. чтение незнакомого текста с пропущенными словами. – «Чтение с дырками»,

3. анаграммы. – «Буквы перепутались»,

4. восстановление целостности текста (абзацы по порядку,

5. игра «Точки потерялись» — найди границы предложений,

6. игры «Литературные сыщики» — прочитав начало, предположи дальнейшее развитие событий произведения.

Приёмы, позволяющие сформировать навык чтения-понимания:

1.«Прочитал — перескажи другому» (брату, сестре, игрушке) — предложить ребёнку подробно пересказать текст,

2.«Секретное послание автора» — учим во время чтения выявлять основную тему и идею, замысел автора, осваиваем приём подбора пословиц и поговорок, сжато выражающих суть текста.

3.«Найди имя тексту» — озаглавить рассказ

4.«Догадайся, прочитай!» — любые варианты чтения предложений или текстов, форма которых непривычна для восприятия, например, фигурных стихов или чайнвордов, делают этот процесс более осознанным.

Чтобы проследить динамику каждого ребенка, строю ндивидуальные графики техники чтения. Еженедельно в рамках конкурса «РОСТ» проверяю технику чтения и награждаю победителей.

Совершенствование навыков эффективного чтения осуществляется с помощью различных видов упражнений. Все предложенные упражнения должны вводиться с 1 класса. На уроках невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока и возраста возраста учащихся.

Несмотря на то, что роль телевидения и компьютеризации в получении информации, восприятия окружающего мира занимает с каждым днем все большее место, эффективное чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка. И только оно способно сформировать и дать возможность ребенку более точно и правильно воспринимать и понимать окружающий мир, свое место в нем, сделать жизнь более богатой духовно.

Формирование навыка правильного употребления предлогов у детей с ТНР при работе с дидактическим пособием «Умный планшет» Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя.

Интерактивное тестирование по овладению воспитанниками навыка владения мячом Мяч — один из самых простых и доступных видов спортивного инвентаря, он хорошо знаком нам ещё с нашего детства и до сих пор не теряет популярности.

Альбом «Технические приемы изображения» Добрый день, уважаемые коллеги! В своих предыдущих публикациях я рассказывала об альбоме «Художественные материалы» для рисования с детьми.

Методические приемы при разучивании песни «Цветики» Методические приемы при разучивании песни: «Цветики» Музыка В. Карасевой, слова Н. Френкель Диапазон песни: фа диез — ля Программное содержание.

Методические приемы при разучивании песни «Это май» Методические приемы при разучивании песни «Это май», мелодия и слова М. Чарной, обработка В. Герчик Диапазон песни: ре — си Программое содержание.

Методические приемы в разучивании песни «Елочка» Методические приемы в разучивании песни «Елочка» Музыка Н. Бахутовой, слова М. Александровской Диапазон песни : ми – си Программное содержание.

Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки Невозможно представить себе детство без игр. Даже самых маленьких, находящихся.

Источник

Читайте также:  Ихтиоловая мазь для чего способ применения
Оцените статью
Разные способы