Форма управления это способ

Виды, формы и способы управления.

Хотя и нет в науке и практике четкой классификации об­ширной гаммы видов управления, однако наиболее употребляе­мые виды, формы и способы управления в литературе встре­чаются.

По виду субъекта управления основными разновидностями управления являются:

— индивидуальное, личностное управление— это управле­ние, при котором права и полномочия находятся у одного человека, называемого начальником, руководителем;

— коллективное управление— это управление, когда субъект управления представляет коллегиальный орган, за которым сохраняется право вырабатывать и принимать решения сообща;

международнымсчитается управление, когда объектами и процессами управления осуществляют уполномоченные меж­дународные организации (ассоциации, агентства, фонды) и органы;

— государственное управление— это управление со стороны государственных, исполнительных, правовых органов и ру­ководящих их лиц;

— муниципальное, местное управление— это управление осуществляемое местными органами власти;

— ведомственное управление— управление специальными организациями или органами, именуемые ведомствами;

— управление со стороны собственника— осуществляет сам собственник объекта;

— уполномоченное управление— это управление, при кото­ром управленческие действия осуществляются уполномоченными на то лицами, не являющимися собственниками.

С позиций макроэкономического подхода по признакам объекта управления различают управление мировой экономи­ки,то есть экономическими объектами, в которых участвуют несколько государств. Управление в одной стране разделяется на виды, называемые управление сферами экономики, отрас­лями, хозяйства, направлениями экономической деятельности.В составе управления экономикой выделяют региональное управление, управление предприятиями, компаниями, фир­мами.Отдельно по признаку объекта управления выделяют управление индивидуальным предпринимательством и домаш­ним хозяйством.

На микроэкономическом уровне, в организационных системах выделяют управление технической подготовкой производст­ва, основным и вспомогательным производством, персоналом, инновациями, финансами, сбытом продукции, затратами, производительностью, факторами интенсификации и т. д.

Управляющие воздействия бывают централизованные,ког­да управляющие действия формируются одним органом и пере­даются многочисленным объектам управления, и децентрализо­ванные— когда управляющие воздействия какого-то объекта передаются самому объекту.

В теории и практике менеджмента различают три способа или метода управления. К ним относится организационно-рас­порядительное управление, экономический, стимулированный метод управления и социально-психологическое управление,содержание которых будет рассмотрено в последующих главах.

Источник

Форма управления

Административное право. Словарь-справочник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право . Б.В. Россинский . 2000 .

Смотреть что такое «Форма управления» в других словарях:

ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ЛИНЕЙНАЯ — (см. ЛИНЕЙНАЯ ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права

ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ — (см. ЛИНЕЙНО ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права

ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ — форма управления фирмой, в которой комбинируется линейное и функциональное управление, что позволяет сочетать централизацию и децентрализацию в управлении. При такой схеме управления компанией выделяют, как правило, штаб, объединяющий… … Энциклопедический словарь экономики и права

ЛИНЕЙНАЯ ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ — отношения между руководителями и подчиненными им органами в многозвенных, многоуровневых системах управления, при которых вышестоящее звено концентрирует все функции управления, а объект управления выполняет управляющие команды только своего… … Экономический словарь

комбинированная форма управления — Проведение собственных выставок/ярмарок и сдача выставочной площади в аренду другим организаторам выставок. [ГОСТ Р 53103 2008] Тематики выставки, ярмарки Обобщающие термины управление выставочной недвижимостью … Справочник технического переводчика

коммерческая форма управления — Сдача выставочной площади собственником выставочного комплекса в аренду другим организаторам выставок. [ГОСТ Р 53103 2008] Тематики выставки, ярмарки Обобщающие термины управление выставочной недвижимостью … Справочник технического переводчика

ЛИНЕЙНАЯ ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ — отношения между руководителями и подчиненными им органами в многоуровневых системах управления, при которых вышестоящее звено концентрирует все функции управления, а объект управления выполняет управляющие команды только своего субъекта… … Энциклопедический словарь экономики и права

ЛИНЕЙНАЯ ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ — отношения между руководителями и подчиненными им органами в многоуровневых системах управления, при которых вышестоящее звено концентрирует все функции управления, а объект управления выполняет управляющие команды только своего субъекта… … Профессиональное образование. Словарь

Читайте также:  Засолка капусты быстрым способом кипятком

линейная форма управления — отношения между руководителями и подчиненными им органами в многозвенных, многоуровневых системах управления, при которых вышестоящее звено концентрирует все функции управления, а объект управления выполняет управляющие команды только своего… … Словарь экономических терминов

Форма (HTML) — Форма (англ. form) в HTML раздел документа, позволяющий пользователю вводить информацию для последующей обработки системой. Синтаксически форма в HTML задаётся с помощью элемента form и в дополнение к разметке обычных элементов… … Википедия

Источник

Формы и методы государственного управления

Понятие и виды форм управления

Служебные права и обязанности делятся на общие для всех государственных служащих и специальные, связанные с конкретными должностями. Общие делятся на обязанности и права, относящиеся к существу служебной деятельности (обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан) и права и обязанности, сопутствующие статусу государственных служащих (обязаны не совершать действий, подрывающих их авторитет).

Применительно к исполнительной власти форма является внешним выражением действий (бездействия) органов исполнительной власти и должностных лиц, которые порождают определенные юридические последствия.

В зависимости от содержания выделяются:

  • формы реализации исполнительной власти — наиболее важные выражают непосредственную реализацию государственно-властных полномочий; вызывают прямые последствия юридического характера, поэтому относятся к административно-правовым формам управления. Они регламентируются в максимальной степени (действия по подготовке и изданию правовых актов). К ним относятся издание юридических актов, совершение на их основе иных действий юридического характера (напр., регистрация) и др.;
  • формы государственно-управленческой деятельности — совокупность действий, совершаемых исполнительными органами за рамками непосредственного управляющего воздействия, не носящие прямого юридического эффекта. В основном они направлены на организацию внутренней работы органов исполнительной власти.

Регламентация таких форм осуществляется органом исполнительной власти самостоятельно, но должна соответствовать его компетенции и требованиям законности. Государственно-управленческая деятельность может быть выражена как в правовых, так и в неправовых формах (организационные, функциональные действия).

Виды административно-правовых форм:

  • по характеру возникновения: первоначальные (издание правовых актов) и производные (регистрационные, разрешительные действия);
  • по характеру регулирования: позитивные (установление каких-либо положений) и негативные (реакция на ненадлежащее поведение);
  • по направленности: внешняя (на общественные отношения) и внутренняя (в пределах аппарата);
  • по адресату: общеобязательные и адресованные конкретным субъектам;
  • по условиям применения: нормальная общественная жизнь или чрезвычайная ситуация, военное положение;
  • по юридическому содержанию: дозволительные, запретительные и предписывающие.

Методы государственного управления

Методы государственного управления — средства и способы практической реализации функций исполнительной власти, характеризующиеся следующими особенностями:

  • выражают управляющее воздействие субъектов исполнительной власти, публичный интерес;
  • являются средством реализации закрепленной за ними компетенции;
  • выбор зависит от особенностей управляемого субъекта;
  • выражаются в нормативных или индивидуальных правовых актах управления.

Виды методов государственного управления.

Убеждение — воздействие на сознание и волю управляемого субъекта путем разъяснительных, воспитательных, организационных мер (просвещение, пропаганда, агитация, объяснение) для формирования или изменения системы ценностей, ориентации. Этот метод используется постоянно в отношении всех управляемых субъектов, обеспечивая добровольное выполнение требований административно-правовых норм.

Принуждение — применение управляющими субъектами предусмотренных законом принудительных мер в случае неправомерных действий, невозможности решить проблему методом убеждения. Как вид государственного принуждения, оно должно соответствовать общим принципам права, содержать полную регламентацию оснований, процедуры, управомоченных субъектов принуждения.

Поощрение — установление и реализация мер, стимулирующих совершение полезных с точки зрения поощряющего действий, повышение положительных результатов деятельности. Поощрение персонифицировано, косвенно воздействует на волю поощряемого, оказывая стимулирующее воздействие путем морального одобрения, наделения определенными правами, материальными ценностями. Предлагается в зависимости от оснований выделять абсолютное (абсолютные основания: выполнение гражданского долга, поощрение многодетных матерей) и относительное поощрение (является таковым в силу указания в законе: напр., ст. 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающих административную ответственность называет раскаяние лица, добровольное возмещение причиненного ущерба и др.). По содержанию поощрение может быть моральным, материальным (напр., выдача премии), статусным (напр., присвоение звания народного артиста), смешанным (напр., присвоение звания Героя России). Меры поощрения могут применяться к коллективным и индивидуальным субъектам.

Читайте также:  Как собрать кубик рубика 2х2 самый легкий способ схема для начинающих

По характеру воздействия на управляемый субъект выделяют методы:

  • прямого воздействия на волю: носят приказной и однозначный характер, опираются на внеэкономическое принуждение;
  • косвенного воздействия на волю: через создание ситуации, заинтересовывающей управляемый субъект в нужном поведении. У него существует возможность выбора варианта поведения.

Правовые акты управления

Основными формами реализации исполнительной власти являются правовые акты управления, для которых характерны следующие черты:

  • издаются только полномочным субъектом с соблюдением установленных правил;
  • являются его односторонним властным волеизъявлением;
  • имеют императивный характер;
  • подзаконны;
  • направлены на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение, прекращение административных правоотношений в целях реализации функций исполнительной власти;
  • юридически значимые действия (напр., сигнал светофора).

Классификация правовых актов управления

1. По юридическим свойствам:

  • нормативные: устанавливают правила должного поведения в сфере государственного управления, рассчитаны на неоднократное применение и не имеют конкретного адресата. Их назначение (определяется компетенцией органов исполнительной власти и должностных лиц): конкретизация норм законов, определение организационно-правового статуса звеньев исполнительной власти, предоставление специальных прав и обязанностей;
  • индивидуальные — носят правоприменительный характер: решают конфетные административные вопросы, их адресатом является определенное лицо, приводят к возникновению конфетного административного правоотношения;
  • смешанные (напр., ответственность за выполнение нормативных предписаний возлагается на конкретное лицо).

2. По наименованию:

  • постановления (Правительства, государственных комитетов, федеральных комиссий) имеют нормативный характер, разъясняют наиболее существенные вопросы. Постановления Правительства могут быть отменены указом Президента РФ;
  • распоряжения (Правительства РФ, Президента РФ) издаются по оперативным, текущим вопросам для конкретизации законов;
  • приказы — обязательные предписания, осуществляемые в порядке реализации единоначалия (издают министры, руководители иных федеральных органов исполнительной власти);
  • правила утверждаются постановлениями, приказами; регулируют деятельность государственного органа;
  • инструкции;
  • положения.

Федеральные органы исполнительной власти не могут издавать правовые акты в форме писем и телеграмм.

3. По способу нарушения: меры дисциплинарной и административной ответственности (напр., общеобязательные правила поведения).

Источник

Тема 3. Виды, формы, способы управления

В теории и на практике известны многие виды управления, различающиеся по самым разным признакам. Однако четкая классификация обширной гаммы видов управления пока отсутствует. Даже сами понятия «виды управления», «формы управления», «способы управления», «методы управления», «функции управления» не обрели требуемой четкости и употребляются разными авторами в различном смысле. Понимая сложность классификации, структуризации управления, ограничимся его разделением на более или менее очевидные и достаточно употребляемые виды, классы, группировки, опираясь на самые характерные признаки их выделения.

Простейшая схема структуризации управления экономикой, разделения его на отдельные разновидности изображена ниже.

Разновидности управления

По типу, виду субъекта управления По типу, виду объекта управления

По типу воздействия субъекта на объект По реализуемой функции и цели

Основные виды управления, различающиеся между собой по признаку типа или вида субъекта управления.

§ Индивидуальное, личностное управление

§ Управление со стороны собственника

Индивидуальное, личностное управление характеризуется тем, что бразды правления, права и полномочия управлять сосредоточены у одного лица, именуемого начальником, руководителем. Индивидуальное управление реализует так называемый принцип единоначалия, согласно которому одно определенное лицо осуществляет принятие управленческих решений и несет за них ответственность.

Коллективное управление (руководство) имеет место, когда субъект управления представляет коллегиальный орган, вырабатывающий и принимающий решения сообща, с учетом мнений и предложений участников процесса выработки решений лиц, входящих в состав органа управления.

Международным следует считать управление экономическими объектами и процессами, осуществляемое уполномоченными международными организациями и органами: ассоциациями, агентствами, банками, фондами.

Государственное управление, включающее также государственное регулирование экономики, представляет управление экономикой со стороны государства в лице государственных законодательных, исполнительных, правовых органов и возглавляющих их лиц. В государствах, странах с федеративным устройством к государственным относятся также органы управления субъектов федерации, т.е. отдельных республик, краев, областей, округов, земель (Германия), штатов (США), кактонов (Швейцария).

Муниципальным называют управление, осуществляемое местными органами власти, именуемое также местным самоуправлением. В качестве субъекта такого управления выступают выборные назначаемые или исполнительные органы территориальных образований: городов, районов, поселков, сел, других видов поселений.

Читайте также:  Красивый способ завязывать шнурки

Ведомственное управление, представляющее обычно часть государственного муниципального, есть управление со стороны специальных организаций и органов, именуемых ведомствами. Ведомство призвано управлять либо определенной отраслью экономики, либо видом экономической деятельности. К ведомствам относятся министерства, комитеты, управления, службы.

Управление со стороны собственника, как ясно из названия, соответствует ситуации, когда сам собственник объекта осуществляет полностью или частично управление принадлежащим ему на правах владения и распоряжения объектом.

Уполномоченное управление есть реализация функций управления уполномоченными на то лицами, не являющимися собственниками объекта, но получившими полномочия на управление в соответствии с законом или на основании прямых решений собственника по контракту, договору найма. Уполномоченное управление очень широко распространено в экономике, типично для менеджмента, в котором субъектом управления становится наемный управляющий. К уполномоченному относится и доверительно (трастовое) управление, при котором субъект управления передает управление объектом на определенных условиях другому объекту.

Перейдем к классификации видов управления по признакам типа объекта управления. Согласно такой классификации виды управления различаются между собой в зависимости то того, каким именно объектом управляет тот или иной субъект. Выше уже шла речь о разделении управления на управление людьми, природой, производственным персоналом, технологией и техникой. Теперь сконцентрируем внимание на выделении характерных видов управления экономикой, отличающихся экономической природой управляемого объекта.

§ управление мировой экономикой

§ управление экономикой, хозяйством страны,

§ территориальное (региональное) управление

§ управление индивидуальным предпринимательством и домашним хозяйством.

Перейдем к структуризации видов управления, различаемых по типам управляющих воздействий субъектов на объекты.

Ранее упоминалась возможность разделения управления на внутреннее и внешнее в зависимости от того, формируются управляющие воздействия внутри управляемой системы или вне ее. Правомерно также разделять управление на централизованное, когда глобальные команды, управляющие сигналы формируются в едином центре управления и передаются из него многочисленным объектам управления, и децентрализованное, при котором значительное количество управляющих воздействий, касающихся данного объекта, вырабатываются самим объектом на основе самоуправления.

В теории управления принято также различать три способа, именуемых иногда методами управления.

Методы (способы) управления — формы воздействия руководителя на подчиненных.

Различия между этими методами (способами) управления состоят в разных подходах к формированию управляющих воздействий и в содержании этих воздействий.

Организационно-распорядительное управление (инструкции, контроль исполнения), которое часто называют административным, командным, основано на принудительном исполнении управляющих воздействий, генерируемых в форме постановлений, приказов, распоряжений. Логика этого метода управления выражается простой формулой «приказ начальника – закон подчиненного».

Экономический, стимульный метод управления (хозяйственный расчет) основан на побуждении экономических интересов тех людей, что представляют объект управления. Управляющие воздействия, исходящие от субъекта управления, порождают заинтересованность объекта управления в их использовании, так как при этом вступают в действие такие стимулы-побудители, как заработная плата, льгота, премии, смягчение ограничений, создание более выгодных условий работы, деятельности, продвижение по службе и др.

Социально-психологическое управление (учет психологии личности, коллектива) характеризуется использованием методов убеждения, морального и нравственного воздействия субъекта управления на трудовые коллективы, работников. Основным средством этого вида управления служит влияние на экономическую психологию работников, являющихся частью их кодекса чести и морали. Субъект управления взывает в этом случае к совести как основному побудительному мотиву качественного, эффективного труда.

Методы управления взаимосвязаны со стилем управления (формами управления). Стиль руководства – это устойчивые доминирующие формы управленческих отношений между руководителями и подчиненными им исполнителями, работниками, проявляющиеся в управлении их деятельностью

Авторитарный стиль воплощает в себя единоначалие, командное управление, при котором руководитель ставит выше всего собственное мнение и личную волю, пренебрегая мнением других лиц, принимая решения по своему усмотрению.

Демократический стиль, наоборот, опирается на коллективное обсуждение и принятие управленческих решений, на учет всего спектра мнений при подготовке решений.

Либеральный стиль исходит из необходимости использования «мягких» управляющих воздействий, не вызывающих негативных реакций исполнителей. Такой стиль обычно применяется при управлении высокоинтеллектуальными работниками, крупными специалистами своего дела, полагающими в нем не меньше, а иногда и больше, чем руководитель.

Источник

Оцените статью
Разные способы