Формы и способы организации совместной деятельности взрослого с детьми раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему
Формы и способы организации совместной деятельности взрослого с детьми раннего возраста для реализации индивидуального образовательного маршрута
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_sposobytablitsa.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и способы организации совместной деятельности взрослого с детьми раннего возраста для реализации индивидуального образовательного маршрута
Формы и способы совместной деятельности
Игровая, коммуникативная деятельность
- Игровые упражнения.
- Совместная с воспитателем игра.
- Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе).
- Сюжетно-ролевая игра.
- Чтение художественной литературы.
- Беседа.
- Наблюдение.
- Рассматривание.
- Чтение.
- Педагогическая ситуация.
- Праздники.
- Экскурсии.
- Поручения.
- Ситуация общения в процессе режимных моментов.
Элементарная трудовая деятельность
- Наблюдение за трудом взрослых.
- Беседа.
- Рассматривание сюжетных картинок.
- Сюжетно-ролевые игры, отображающие трудовую деятельность.
- Просмотр мультфильмов по теме.
- Экскурсии.
- Чтение художественной литературы.
- Поручения.
- Совместная деятельность взрослого и ребенка тематического характера.
- Элементарный бытовой труд по инициативе ребенка.
Формирование основ безопасности
- Ознакомление с художественной литературой, в которой в доступной форме идет знакомство с правилами безопасности жизнедеятельности.
- Рифмованные правила поведения безопасности.
- Рассматривание картин, предметных и сюжетных картинок, альбомов ,плакатов, иллюстраций.
- Экскурсии, целевые прогулки.
- Беседы.
- Тренинги (игровые)
Познавательное, речевое развитие
- Специальные речевые занятия.
- Дидактические игра.
- Сюжетно-ролевая игра.
- Игровая ситуация.
- Игра-драматизация, театрализованная игра, показ настольного театра.
- Беседы с детьми.
- Чтение.
- Ситуация общения.
- Народные игры.
- Хороводная игра с пением.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Наблюдения, прогулки, экскурсии.
- Рассматривание рисунков и фотографий.
- Пальчиковые игры.
- Рассказ.
- Разновозрастное общение.
- Разучивание стихов, потешек.
- Рассматривание.
- Наблюдение.
- Игра-экспериментирование.
- Исследовательская деятельность.
- Элементы конструирования.
- Дидактическая игра.
- Экскурсия.
- Ситуативный разговор.
- Рассказ.
- Беседа.
- Проблемная ситуация.
- Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.
- Беседа.
- Рассматривание картинок, карточек.
- Чтение художественной литературы.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Упражнения.
- Игровая беседа с элементами движений.
- Подвижная игра.
- Игры на свежем воздухе.
- Индивидуальные занятия.
- Свободная двигательная активность.
- Физкультурные досуги.
- Здоровье сберегающие технологии.
- Двигательная активность в «мягкой» комнате.
- Массаж.
- ЛФК.
- Игра на детских музыкальных инструментах.
- Слушание музыки.
- Совместное пение.
- Музыкально-дидактическая игра.
- Музыкально-ритмические движения.
- Разучивание музыкальных игр и танцев.
- Шумовой оркестр.
- Совместное пение.
- Рассматривание эстетически привлекательных предметов, картин, объектов природы, быта, произведений искусства.
- Организация выставок.
- Художественно-продуктивная деятельность.
- Самостоятельная изобразительная деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместное мероприятие взрослого с детьми раннего возраста (совместное детско-родительское занятие) ВЕСЕЛЫЙ ПЕТРУШКА
Совместное мероприятие взрослого с детьми раннего возраста (совместное детско-родительское занятие)ВЕСЕЛЫЙ ПЕТРУШКА Задачи:1.Развивать умение согласовывать свои действия с действиями других дет.
статья на тему «Организация совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста при реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
В содержании статьи рассматриваются особенности организации совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста, раскрыта психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста, пере.
«Эко – акция как инновационная форма совместной деятельности взрослых с детьми дошкольного возраста в развивающем пространстве ДОУ»
Консультация «Эко – акция как инновационная форма совместной деятельности взрослых с детьми дошкольного возраста в развивающем пространстве ДОУ».
Конспект НОД «Совместная деятельность взрослого с детьми раннего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования». Тема: «Рыбки в аквариуме»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Рыбки в аквариуме» (коллективная работа).
Открытый показ совместной деятельности взрослого с детьми раннего возраста по образовательной области «Физическое развитие» с использованием разнообразных форм работы, направленных на укрепление и сохранения здоровья воспитанников
Открытый показсовместной деятельности взрослого с детьми раннего возраста по образовательной области «Физическое развитие» с использованием разнообразных форм работы, направленных на укреп.
Конспект совместной деятельности взрослого с детьми раннего дошкольного возраста «Снег- снежок».
Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста по образовательной области «Познавательное развитие» через познавательно- исследовательскую деятельность «Снег, снежок&raqu.
Методические рекомендации воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям по организации совместной деятельности взрослого с детьми старшего дошкольного возраста основанной на просмотре и анализе мультфильмов духовно — нравственного соде
Методические рекомендации воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям по организации совместной деятельности взрослого с детьми старшего дошкольного возраста основанной на просм.
Источник
Формы совместной деятельности взрослого и детей
Татьяна Коновалова
Формы совместной деятельности взрослого и детей
1сл. Формы совместной деятельности взрослого и детей
из опыта работы Коноваловой Т. М.
2 сл. Основными формами организации совместной деятельности взрослого и детейдошкольного возраста являются: игра и игровые упражнения, чтение, беседы, рассказы, загадки, разговоры, ситуации, викторины и конкурсы, проектная деятельность, экспериментирование и исследование, коллекционирование, мастерские, формы совместной музыкально-художественной деятельности.
3сл. «Ситуация» — форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет их на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность
Естественная Специально созданная
Педагогическое акцентирование внимания детей на каком-либо событии реальной жизни, противоречии, конфликте, следствием которых является анализ способов их разрешения, преодоления, а также непосредственное включение ребёнка в неё Преднамеренное моделирование ситуации, в которую включается ребёнок, чтобы совершить нравственно ценное действие или поступок
Ситуации морального выбора, общения и взаимодействия, проблемные, игровые, ситуативный разговор с детьми
4сл. Принципы формирования ситуаций: доступность содержания; возможности для варьирования содержания; соответствие задачам социализации ребёнка-дошкольника; соответствие содержанию деятельности, в которую включены дети.
В своей работе используем практические ситуации игрового и реального содержания. Например, «Поможем Петушку», «Научим куклу Катю здороваться и прощаться», «Зайка заболел», «Покажем Лунтику, как принимать гостей», «Поздравим Каркушу с днем рождения», «Делаем покупки», «Медвежонок чинит автомобиль» «Как быть, что делать?»
Например, цветы в горшке вянут; рассыпались картинки; некоторым детям не хватает пластилина для лепки; обнаружена разлитая вода; перепутана одежда. Как быть? Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе: сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма.
Дети самостоятельно ищут решение, вместе находят способы разрешения проблем.
Свою задачу воспитателя вижу в создании ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливая на поиск новых творческих решений. В своей группе стараемся заинтересовать детей, даем совет, задаем наводящие вопросы, активизируем имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливаем на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызываем у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий
5сл. «Коллекционирование» — форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка
В младшем дошкольном возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. Дети уже 3- лет с удовольствием рассматривают предметы коллекции, дополняют новыми предметами.
Коллекционирование в младшем дошкольном возрасте отвечает ведущей деятельности детей – предметной и предметно-манипулятивной. Создание коллекций детьми – это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств, знакомство с разнообразием предметного мира в рамках одной темы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании. Такой подход в свою очередь позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком. Коллекционирование как продуктивная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада.
Мы в своей работе обращаемся к детской коллекции (выставке, решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция — опора для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственном воспитании.В своей группе работаем над созданием коллекций: «Матрешки», «Семейные коллекции», «Любимые герои сказок» и др.
Создание коллекций для реализации образовательных областей
«Мой веселый звонкий мяч», «Полезные для здоровья продукты Познавательное развитие:
«Животные дикие и домашние» «Деревянные игрушки» «Пуговицы» «Подарки осени»Речевое развитие:
коллекции разнообразных сюжетных картин, «Любимые герои сказок», «Новогодние открытки» и
Социально-коммуникативное развитие: «Положительные герои мультфильмов, книг,» «Семейные коллекции», «Что такое хорошо и что такое плохо»
Художественно-эстетическое развитие: «Музыкальные инструменты» «Матрешки» «Краски лета» «Коллекция фантиков» и др
По форме:
Коллективные По мотиву:
6сл. «Экспериментирование» — форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними
Формыэкспериментирования и исследования: практическое, умственное, социальное.
Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Благодаря практическому экспериментированию дети могут определять плавучесть предметов, свойства воды, снега, песка, теста и пр
Умственное экспериментирование в отличие от практической формы осуществляется только в мысленном плане (в уме). Умственные исследования осуществляются с помощью поиска ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций
«Исследование» — особая форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на освоение ребёнком способов реализации познавательных инициатив. Постановка и решение познавательной задачи осуществляются ребёнком с помощью поисковых действий
7сл. «Проектная деятельность» — это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность основана на сотворчестве всех участников образовательного процесса
«Проект» — это отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослым совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участвуют под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр
Ребенок —активный субъект образовательного процесса: он влияет на выбор темы проекта, форм работы в рамках проекта; самостоятельно выбирает деятельность и устанавливает последовательность и общую продолжительность ее выполнения; выступает в роли инициатора, активного участника, а не исполнителя указаний взрослых; реализует свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно.
Воспитатель —активный субъект образовательного процесса его права и возможности:
занимает позицию помощника ребенка, поддерживающего его инициативу и облегчающего решение выбранных им задач;
является одним из источников информации;
имеет право на импровизацию, на следование за инициативой детей, на реализацию темы вместе с детьми в том темпе и в той направленности, которую задают дети;
имеет возможность привлекать к реализации проекта других членов команды – взрослых и детей.
Права и возможности детей:
право свободного общения;
возможность проявления инициативы, самоорганизации и самостоятельности;
возможность свободы выбора деятельности и ответственность за результаты принятого решения;
возможность сотрудничества с разными людьми: сверстниками, педагогами, родителями, приглашенными членами команды.
В младшей группе дети только учатся самостоятельности. Их роль в проекте будет скорее наблюдательной. Организовываем деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок смог проявить собственное мышление, реализовать идеи, провести эксперимент. Главное в проектной деятельности — соучастие взрослого и детей. Моя задача как педагога — направить, подсказать, подать идею, участвовать в процессе на равных с детьми.
Для детей младшего возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результатам мини-проекты, организуемые чаще всего при участии родителей или совместно с ними.
В своей работе мы активно применяем методику проектной деятельности. В группе стараемся создать условия, при которых проектная деятельность становится востребованной. Дети в большей мере реализуют свои познавательные потребности и активируют познавательные и коммуникативные способности, становятся любознательными. Реализовали проекты «Будь здоров, малыш»(совместно с родителями) «Волшебница вода», «Чудо песок», «Волшебный мир сказок».
8сл. «Мастерская» — форма организации совместной продуктивной деятельности педагога и детей, в процессе которой создаются индивидуальные и коллективные работы, имеющие четко определенную социальную мотивацию (украшение группы к празднику, изготовление поделок в подарок родным и близким, и т. д.).
Основные компоненты «мастерской»:
самостоятельный выбор детьми вида деятельности в процессе реализации общей цели – свобода выбора между деятельностью и ее содержанием, а не между деятельностью и бездельем;
самостоятельность детей и помощь педагога в том случае, если ребенок об этой помощи просит;
деятельность детей в индивидуальном темпе, самостоятельное определение объема предполагаемой деятельности;
обязательное доведение деятельности до завершения, до получения задуманного результата;
9сл организация «мастерской» возможна в ходе организации образовательной деятельности (вместо или в процессе занятий рисованием, лепкой, конструированием, а также в ходе режимных моментов. В мастерской дети изготавливали «Бусы для елочки», «Новогодние подарки», «Урожай яблок» (лепка) подарки родным «Мимоза» «Подснежник», «Зажигаем огоньки» и др. использовали нетрадиционные техники рисования (рисовали пальчиками, ладошками, зубными щетками, печатками, тычками)»
10сл. Способы поддержки детской инициативы в речевом развитии
•разнообразный дидактический материал для развития речи: картины (предметные и сюжетные, серии картин, раскраски, детские рисунки;
• альбомы с детскими фотографиями, отображающими различные события из жизни детей;
• книжный уголок с подбором художественной литературы для детей, а также познавательной образовательной детской литературы
• развиваем активный и пассивный словарь детей, постоянно обогащаем их словарный запас, поощряем к использованию новых слов ;
• ежедневно используем в работе с детьми дидактические речевые игры, отгадывание загадок, применяем пословицы и поговорки,образные выражения:
• в качестве одной из добрых традиций практикуем ежедневное чтение детям;
• поощряем стремление ребенка делать собственные умозаключения, внимательно выслушиваем все его рассуждения, относимся к таким попыткам внимательно, с уважением
• поддерживаем стремление ребёнка
рассказать о личном опыте, поделиться своими впечатлениями
Организация детей
• применяем различные виды занятий (фронтальные, индивидуальные, подгрупповые – взаимодействие в минигруппах);
• используем дидактические речевые игры при реализации всех образовательных областей;
• организовываем речевое общение детей во время занятий по всем направлениям развития детей
Используем в своей работе дидактические речевые игры:
Игра «Угадай, кто идет».
Игра «Повторяй за мной».
Игра «Кто дольше».
Игра «Голоса животных».
Игра «У меня зазвонил телефон».
Игра «Угадай слово».
А также дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику, подвижные игры с речевым сопровождением, логоритмические игры с самомассажем, игры – подражания с речевым сопровождением, пальчиковые игры.
Работаем над развитием речи малышей, большое внимание уделяем умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.
Для поддержки речевой активности проводим беседы с детьми, направляющие их внимание на воплощение интересных событий в словесные игры и сочинение самостоятельных рассказов («В мире добрых слов», «Наша одежда», «Моя семья», «Чистые руки», «Любимая игрушка», «Зимние забавы», «Добрый доктор Айболит» и др.
В беседе ребенок учится выражать свои мысли в речи, слушать собеседника. Для «пробуждения» детской инициативы задаем детям разнообразные вопросы — уточняющие, наводящие, проблемные.
Отношения с детьми мы строим с позиции партнера, с взаимным уважением. Проявляя внимание к каждому ребенку в группе, когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т. е. проявлять инициативу
11сл. Меняются формы организации образовательного процесса – обеспечение активности, инициативы, самостоятельности и творчества. Знания, умения и навыки в контексте ФГОС ДО становятся вторичны – рамочный подход к содержанию образования. Модель образовательного процесса предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
В соответствии с требованиями современных нормативных документов в области содержания дошкольного образования необходимо каждой образовательной организации определить стратегические принципы описания модели образовательного процесса, конкретные методические рекомендации, определяющие тактику образовательного процесса в контексте направлений ФГОС ДО.
Основная цель каждой дошкольной образовательной организации направлена на поиск форм и методов организации образовательной процесса, позволяющих реализовать основную задачу дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».
12сл. — Спасибо за внимание!
Конспект открытого показа совместной деятельности взрослого и детей «Путешествие в сказку» (в подготовительной группе) ЦЕЛЬ: Повторить и закрепить уже приобретенные знания, умения детей; способствовать снижению агрессивности и уровня негативных эмоций детей.
Конспект совместной деятельности взрослого и детей подготовительной группы «Спасение жителей планеты Математика» » Спасение жителей планеты «МАТЕМАТИКА» Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная. Цель: воспитывать любовь.
Конспект совместной деятельности взрослого и детей в младшей группе «Расскажем медвежонку о зиме» Цель: Обобщение представлений детей о характерных признаках зимы и природных явлениях. Задачи: Формировать умение устанавливать простейшие.
Конспект совместной деятельности взрослого и детей в подготовительной группе с использованием ИКТ Реализован: Назимова С. И. Направление: «Социально-коммуникативные развитие». Время проведения: совместная деятельность взрослого и детей,.
Конспект совместной деятельности взрослого и детей в режимных моментах, решение проблемной ситуации «Маша на прогулке» Цель: Развитие любознательности. Задачи: Осознать различные признаки предметов, их взаимосвязь с окружающей действительностью. Средства:.
Конспект совместной деятельности взрослого с детьми в режимные моменты Тема: Мороз-Красный нос. Форма: развлечение на свежем воздухе. Цель: создание условий для развития двигательной, речевой, познавательной.
Лэпбук как эффективная форма совместной деятельности взрослого и ребенка Работая в детьми, я выбрала для себя новую формы работы -лэпбук. Его можно использовать не только а детском саду, но и дома. И делать его.
Мастер-класс для педагогов «Лэпбук-как форма совместной деятельности взрослого и детей» Мастер-класс для педагогов: «Лепбук — как форма совместной деятельности взрослого и детей» Цель: Познакомить с лепбуком, как одной из форм.
Новые формы совместной деятельности с родителями в День защиты детей Видео Наша студия анимации «Сказка за сказкой» с первым днем лета закрывается на каникулы. Художникам тоже нужно отдохнуть, позагорать, набраться.
Организация и проведение совместной деятельности взрослого и детей по изготовлению пособий по пальчиковой гимнастики Организация и проведение совместной деятельности взрослого и детей по изготовлению пособий по пальчиковой гимнастики. Цель: развивать ловкость.
Источник