Педсовет с элементами деловой игры «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»
Ольга Шитикова
Педсовет с элементами деловой игры «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»
1. Формировать знания о понятии «культура познания»;
2. Способствовать умению педагогов использовать методы познания,умея делить их на группы: эмпирические, теоретические, общенаучные;
3. Закреплять знания педагогов в деловой игре «Особенности познавательного развития у детей дошкольного возраста»;
4. Организовать обмен опытом в образовательной области «познание»;
5. Способствовать объединению коллектива для работы над единой целью – воспитание детей
1. Консультация «Воспитание познавательных интересов и любознательности у дошкольников в ФЭМП.
— обр. область «Познание» — «Чудесная сила магнита» — под. гр.
— обр. обл. «Познание» — «Играем в математику» — средняя гр.
— обр. обл. «Познание» — Моделирование сказки «Теремок»
3. Подборка вопросов для деловой игры «Особенности познавательного развития»
1. Главные задачи познавательного развития:
развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, отбирать необходимую информацию, обобщать способы собственной деятельности и т. д.
Формирование культуры познания
Освоение языка, развитие речи и познание окружающего мира наиболее активно происходит в процессе овладения культурой как совокупностью объектов, которые представляют ценность для ребенка и возникают в результате деятельности. Именно культура обеспечивает получение новых знаний о мире, является средством включения ребенка в социальную жизнь, усвоения им социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу.
Понятие «Культура познания» стало применяться сравнительно недавно в философии, психологии, педагогике. В науке чаще употребляются сходные, но более узкие или более широкие понятия «культура мышления», «культура учебно-познавательной деятельности и др. Тем не менее, культура познания представляет собой важное качество познавательной деятельности, которое характеризуется единством сознательно поставленной цели, целесообразных способов, средств познания и результата, адекватно отражающего предмет познания. Культура познания как качества личности формируется эффективно, если учитываются познавательные потребности ребенка и его мотивы, личностные смыслы, его эмоциональное отношение к предмету, процессу, результату познания и способность личности к произвольному управлению познавательной деятельности.
Модель культуры познания (по Е. Ю. Гончаровой)представлена как совокупность компонентов: побудительного, технологического, эмоционально-оценочного, управленческого и смыслового (кн. Дети-билингвы в детском саду под ред. Н. В. Микляевой).
Методы познания:
— наблюдение (качественное, активное);
— описание наблюдаемого (точное, полное, логичное);
— экспериментирование (Результативное, знания соотносит с жизнью; пользуется зрительным соотнесением; не делает ошибок.);
— обследование (активное, дифференцирует основные и второстепенные признаки;. находит скрытые признаки и свойства предмета.);
— измерение (самостоятельно использует разные приемы измерения);
— абстрагирование (успешное абстрагирование предмета путем выделения в нем одних признаков и отвлечения от других);
— мыслительный эксперимент (наличие логики, учитывает признаки предмета);
— формализация (активная, результативная, разнообразная; находит нужный символ, умеет найти точное слово; может проводить исследование новых свойств чисто формальным путем, оперируя чисто символами, без непосредственного обращения к объекту);
— аксиоматический (на основе утверждений делает логические выводы; строит определения на основе исходных положений);
— гипотеза (в гипотезе имеются условие, логика выполнения и предполагаемый результат);
— анализ (осуществляет анализ в соответствии с поставленной целью);
— синтез (объединяет составные части в одно целое, осмысленно употребляет полученный результат в речи);
— индукция (самостоятельно делает содержательный вывод на основе частного);
— дедукция (делает частный вывод на основе общих знаний);
— аналогия (быстрая, правильная);
— моделирование (активно преобразует материал, достигая разнообразия вариантов).
2. Деловая игра «Особенности познавательного развития» /закрепление знаний/
-Какой математический знак можно поставить между словами «воспитание»
/Знак =, так как, воспитывая ребенка, мы его обучаем, а обучая ребенка, занимаемся и его воспитанием/
-Дать определение слову «познание».
/Это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира/
-Что является объектом познания детей ясельного возраста?
/Рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы/
-Формы работы с детьми ясельного возраста по познавательному развитию.
/Наблюдения, исследования и экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, встречи с природой, рассказы взрослых/
-Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.
/Аквариум – «исследовательская лаборатория»: плавает – не плавает, мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов/
-Объекты наблюдения для детей 3-4 лет.
/Наблюдение за объектами и предметами непосредственного окружения, привлекающих их внимание/
-Перечислите познавательные аспекты на занятиях физической культурой.
/Знакомство с движениями и их влиянием на организм, знание того, где эти движения пригодятся в жизни; познание своего тела и его функций, правила ухода за своим телом; знакомство с техникой выживания в критических условиях/
-Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет.
/Вижу – действую с предметами ближайшего окружения и знакомыми явлениями/
-Новая форма познания у детей 4-5 лет.
/Способны понимать слово воспитателя без наглядности/
-Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.
/Самостоятельность в познании, воспитатель создает условия и руководит процессом познания/
-Назовите формы работы по познавательной деятельности у детей 5-6 лет.
/Беседы педагога с детьми, познавательные рассказы педагога, чтение познавательной литературы, разбор проблемных ситуаций и их решение, разгадывание загадок, просмотр телефильмов и телепередач познавательного характера/
-Формы работы по развитию познавательной деятельности 6-7 лет.
/Информационные занятия, познавательные практикумы, игровые мероприятия, самостоятельная поисковая деятельность вне занятий/
-Что дает для развития детей освоение причинно-следственных связей?
/Обогащение и становление познавательной сферы, умственное развитие/
-Какой вид деятельности становится ведущим в 3 года?
-В каком возрасте ребенок наиболее интенсивно осваивает родной словарь?
-В каком возрасте в словаре ребенка появляются абстрактные понятия?
-В каком возрасте ребенок может применить свои понятия в играх, выдумывая сюжет сам?
-Назовите три главных момента подготовки ребенка к школе.
/Общее развитие, воспитание умения произвольно управлять собой, формирование познавательной мотивации/
-В каком возрасте у детей появляется юмор? И какие формы работы способствуют его развитию?
/В 4-5 лет. Картинки-путаницы, рассказывание небылиц/
-Основные пути работы воспитателя по познавательной мотивации.
/Стимулирование познавательной активности, любознательности, стимулирование и оценка/
— Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности?
— Что в первую очередь влияет на формирование человеческой личности?
/воспитание, социальная и природная среда, наследственность/
Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями «Познание». «Здоровье», «Физическая.
Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.
Источник
Формы организации познавательной деятельности учащихся
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Как можно больше спрашивать,
спрошенное — усваивать, тому, что
усвоил, обучать других – эти три
правила дают возможность ученику
Успешность обучения зависит не только от методов обучения, но и от форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке, тем более что их реализация происходит как раз в той или иной форме деятельности.
В философском смысле понятие «форма» понимается как «строение, устройство, система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с определенным содержанием». Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия.
Под формой организации познавательной деятельности (ФОПД) следует понимать «. целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом — временным и пространственным».
Роль форм организации познавательной деятельности в процессе обучения:
Полноценная реализация целей учебного занятия без организации определенной структуры отношений между участниками процесса обучения, без специального планирования этих отношений затруднена, а порой и невозможна
ФОПД во взаимодействии с содержанием учебного материала и методами обучения составляют материальную основу процесса обучения
Через ФОПД решается задача активизации познавательной деятельности учащихся на любом уровне усвоения: знакомства с новым учебным материалом, репродуктивном, творческом
Разное сочетание ФОПД дает возможность в ходе процесса обучения преодолеть индивидуалистический характер деятельности ученика, повысить роль коллективных форм, а в конечном итоге развивать каждого ученика в соответствии с его способностями
ФОПД оказывают влияние на весь ход учебно-воспитательного процесса: учащиеся учатся слушать при фронтальной работе, обсуждать проблемы при коллективной работе, организовывать свою деятельность при работе индивидуальной
Через ФОПД учащиеся овладевают определенным социальным опытом, прежде всего навыками работы в коллектив
Формы организации познавательной деятельности:
Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников. Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися. Индивидуальная форма особенно удачно используется во время самостоятельного решения задач по физике, химии, математике, самостоятельного выполнения письменных упражнений по русскому языку, иностранным языкам.
Педагогическая ценность этой формы организации познавательной деятельности заключается в том, что она может хорошо учитывать особенности каждого ученика сообразно его подготовке и возможностям. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий и систематическим контролем учителя за их выполнением. Кроме того, дифференциация выражается и в мере оказываемой помощи ученику. Эта форма важна тем, что она учит индивидуальному труду и представляет большие возможности для самостоятельной работы, способствует воспитанию самостоятельности учащихся и служит подготовкой для занятий самообразованием. Она способствует не только более сознательному и прочному усвоению знаний, учений и навыков, но и формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели, упорство, ответственность за выполнение порученного дела и т. д.
Вместе с тем возможность применения индивидуальной формы познавательной деятельности имеет и свои ограничения. Ее организация требует больших расходов времени и усилий учителя. Она не способствует развитию коллективизма в обучении, а, наоборот, создает условия для формирования эгоистических черт характера у учащихся. Здесь ученики работают «рядом, но не вместе», отвечая каждый сам за себя. Если «работа рядом» оказывается в течение всего периода обучения в средней школе преобладающей, то она, естественно, является причиной порождения ярко выраженного индивидуализма в поведении школьника.
Фронтальная форма познавательной деятельности
Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи.
Это самая распространенная в нашей школе форма организации познавательной деятельности: она используется на уроках, семинарах, экскурсиях, конференциях и во многих других конкретных видах учебных занятий.
Характерные черты фронтальной формы познавательной деятельности:
Учитель ведет работу и непосредственно общается со всеми учащимися класса — рассказывает, объясняет, показывает, вовлекает учеников в обсуждение проблем, обеспечивая одновременное руководство всеми учащимися. Все, что необходимо знать и уметь каждому ученику, показывается учителем одновременно для всех.
В ходе осуществления этой формы происходит прямое, непосредственное идейно-эмоциональное воздействие учителя на коллектив учащихся, которое должно пробуждать у них ответные мысли, чувства, переживания.
Каждый ученик «потребляет» информацию, передаваемую учителем, стремится ее усвоить.
Общая цель работы достигается за счет индивидуальных усилий каждого ученика.
Для того чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока. В самом начале — обеспечить контакт с классом, привлечь внимание учеников и их интерес к предстоящему восприятию знаний. Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная проблемная ситуация и проверочные вопросы в конце урока, что создает на нем и контрольную ситуацию. Возможно не только проблемное, но и информационное, а также объяснительно-иллюстративное изложение, но при условии организации взаимодействия с учениками, общения одновременно со всем составом, класса, оказания на него идейно-эмоционального влияния.
Педагогическая эффективность фронтальной формы познавательной деятельности во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения всех учащихся класса, обеспечивать активную работу каждого из них, поддерживать внимание и рабочую дисциплину.
Если данная форма осуществляется на такой активной основе, то, участвуя в общей работе, ученик ощущает ритм совместного поиска, разделяет успех общих достижений, проявляет определенную творческую активность.
Если же эта форма основывается на элементарной, сухой передаче учебной информации, то тогда начинают проявляться ее негативные стороны. Учитель, возлагая надежды в данном случае только на внутреннюю познавательную активность, утрачивает обратную связь, т. к. внутренняя познавательная активность без ее внешнего проявления контролю не поддается. Кроме этого, примитивная передача учебной информации не способствует проявлению взаимопомощи и сотрудничества учащихся, что отрицательно влияет на развитие их социальной активности.
Существенным недостатком этой формы познавательной деятельности является то, что при ее использовании резко ограничивается возможность осуществления общественно полезной деятельности учащихся в процессе их обучения, ибо учитель обучает всех.
Для фронтальной работы обязательной является общая оценка ее результатов, ибо она в определенной степени способствует становлению коллективных интересов.
Групповая форма организации познавательной деятельности
Организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она колеблется от 2 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.
Составляющие групповой деятельности учащихся на уроке:
Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
Работа по выполнению учебного задания.
Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.
Успех осуществления этой формы познавательной деятельности в первую очередь зависит от тщательности ее подготовки учителем и его умения уделить внимание каждой группе.
При групповой форме деятельности отдельные ученики уже ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.
Коллективная форма познавательной деятельности учащихся.
Это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. Если все члены коллектива обучают каждого, то такая учебная работа есть коллективная. Но что значит, ВСЕ члены коллектива участвуют в обучении? Это значит, что и каждый член группы (коллектива) выступает в качестве обучающего. Поэтому сущность коллективного обучения может быть сформулирована так: ВСЕ обучают каждого, и каждый обучает всех. При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, — то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого.
Признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся:
Наличие у всех участников общей цели
Между участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей
Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи
Участники работы привлекаются к учету и контролю за выполнением цели
Работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость
Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого
Деятельность каждого участника занятий является общественно полезной. Налицо совпадение, полное единство коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам. «Как можно больше спрашивать, — писал Я. А. Коменский, — спрошенное — усваивать, тому, что усвоил, обучать других — эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя. Обучать — это значит все усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому желающему слушать»
Всей работой руководит педагог, а социальная активность учащихся проявляется непосредственно в учебных занятиях, что является одним из важнейших условий формирования активной жизненной позиции каждого ученика
М. Н. Скаткин в своей книге «Проблемы современной дидактики» писал о том, что коллективная форма организации познавательной деятельности учащихся — это «. общение учащихся в процессе обучения в динамических парах и парах сменного состава».
Здесь общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Наибольшее распространение в школе получила микрогруппа из 4 человек, в которую объединяются учащиеся соседних парт. В каждый момент половина учащихся говорит, а остальные целенаправленно слушают, затем роли меняются. Это школа обучения каждого каждым.
Работа в динамических, вариационных парах демократична по своей сути. Каждый оказывается в равных условиях. Каждый становится достаточно компетентным по своей части задания, может успешно обучать каждого, контролировать независимо от уровня общей подготовленности. Каждый ученик здесь непременно является то учеником, то учителем. Ближайшая цель каждого участника занятий: учить других всему тому, что знаешь или изучаешь сам. Таким образом, деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своих товарищей по учебной работе.
Необходимо отметить, что формам организации познавательной деятельности принадлежит особое место в реализации воспитательной функции урока.
Главный источник их воспитательной роли заключается в характере самопроявления личности при той или иной форме. Лидерство или соучастие в работе коллектива, соревнование в темпах выполнения работы, чувство ответственности за качество своего труда, увлеченность самостоятельным выполнением учебной работы, горячая заинтересованность и многое другое — все это лишь отдельные примеры нравственного, эстетического, в целом социального воспитания, обусловленного именно разумным сочетанием форм организации познавательной деятельности учащихся.
Источник