Форма социальной активности осуществляющаяся способами познавательной деятельности

Педсовет с элементами деловой игры «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

Ольга Шитикова
Педсовет с элементами деловой игры «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

1. Формировать знания о понятии «культура познания»;

2. Способствовать умению педагогов использовать методы познания,умея делить их на группы: эмпирические, теоретические, общенаучные;

3. Закреплять знания педагогов в деловой игре «Особенности познавательного развития у детей дошкольного возраста»;

4. Организовать обмен опытом в образовательной области «познание»;

5. Способствовать объединению коллектива для работы над единой целью – воспитание детей

1. Консультация «Воспитание познавательных интересов и любознательности у дошкольников в ФЭМП.

— обр. область «Познание»«Чудесная сила магнита» — под. гр.

— обр. обл. «Познание»«Играем в математику» — средняя гр.

— обр. обл. «Познание» — Моделирование сказки «Теремок»

3. Подборка вопросов для деловой игры «Особенности познавательного развития»

1. Главные задачи познавательного развития:

развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, отбирать необходимую информацию, обобщать способы собственной деятельности и т. д.

Формирование культуры познания

Освоение языка, развитие речи и познание окружающего мира наиболее активно происходит в процессе овладения культурой как совокупностью объектов, которые представляют ценность для ребенка и возникают в результате деятельности. Именно культура обеспечивает получение новых знаний о мире, является средством включения ребенка в социальную жизнь, усвоения им социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу.

Понятие «Культура познания» стало применяться сравнительно недавно в философии, психологии, педагогике. В науке чаще употребляются сходные, но более узкие или более широкие понятия «культура мышления», «культура учебно-познавательной деятельности и др. Тем не менее, культура познания представляет собой важное качество познавательной деятельности, которое характеризуется единством сознательно поставленной цели, целесообразных способов, средств познания и результата, адекватно отражающего предмет познания. Культура познания как качества личности формируется эффективно, если учитываются познавательные потребности ребенка и его мотивы, личностные смыслы, его эмоциональное отношение к предмету, процессу, результату познания и способность личности к произвольному управлению познавательной деятельности.

Модель культуры познания (по Е. Ю. Гончаровой)представлена как совокупность компонентов: побудительного, технологического, эмоционально-оценочного, управленческого и смыслового (кн. Дети-билингвы в детском саду под ред. Н. В. Микляевой).

Методы познания:

— наблюдение (качественное, активное);

— описание наблюдаемого (точное, полное, логичное);

— экспериментирование (Результативное, знания соотносит с жизнью; пользуется зрительным соотнесением; не делает ошибок.);

— обследование (активное, дифференцирует основные и второстепенные признаки;. находит скрытые признаки и свойства предмета.);

— измерение (самостоятельно использует разные приемы измерения);

— абстрагирование (успешное абстрагирование предмета путем выделения в нем одних признаков и отвлечения от других);

— мыслительный эксперимент (наличие логики, учитывает признаки предмета);

— формализация (активная, результативная, разнообразная; находит нужный символ, умеет найти точное слово; может проводить исследование новых свойств чисто формальным путем, оперируя чисто символами, без непосредственного обращения к объекту);

— аксиоматический (на основе утверждений делает логические выводы; строит определения на основе исходных положений);

— гипотеза (в гипотезе имеются условие, логика выполнения и предполагаемый результат);

— анализ (осуществляет анализ в соответствии с поставленной целью);

— синтез (объединяет составные части в одно целое, осмысленно употребляет полученный результат в речи);

— индукция (самостоятельно делает содержательный вывод на основе частного);

— дедукция (делает частный вывод на основе общих знаний);

— аналогия (быстрая, правильная);

— моделирование (активно преобразует материал, достигая разнообразия вариантов).

2. Деловая игра «Особенности познавательного развития» /закрепление знаний/

-Какой математический знак можно поставить между словами «воспитание»

/Знак =, так как, воспитывая ребенка, мы его обучаем, а обучая ребенка, занимаемся и его воспитанием/

-Дать определение слову «познание».

/Это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира/

-Что является объектом познания детей ясельного возраста?

/Рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы/

-Формы работы с детьми ясельного возраста по познавательному развитию.

/Наблюдения, исследования и экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, встречи с природой, рассказы взрослых/

-Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

/Аквариум – «исследовательская лаборатория»: плавает – не плавает, мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов/

-Объекты наблюдения для детей 3-4 лет.

/Наблюдение за объектами и предметами непосредственного окружения, привлекающих их внимание/

-Перечислите познавательные аспекты на занятиях физической культурой.

/Знакомство с движениями и их влиянием на организм, знание того, где эти движения пригодятся в жизни; познание своего тела и его функций, правила ухода за своим телом; знакомство с техникой выживания в критических условиях/

Читайте также:  Лучший способ приготовления яиц

-Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет.

/Вижу – действую с предметами ближайшего окружения и знакомыми явлениями/

-Новая форма познания у детей 4-5 лет.

/Способны понимать слово воспитателя без наглядности/

-Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

/Самостоятельность в познании, воспитатель создает условия и руководит процессом познания/

-Назовите формы работы по познавательной деятельности у детей 5-6 лет.

/Беседы педагога с детьми, познавательные рассказы педагога, чтение познавательной литературы, разбор проблемных ситуаций и их решение, разгадывание загадок, просмотр телефильмов и телепередач познавательного характера/

-Формы работы по развитию познавательной деятельности 6-7 лет.

/Информационные занятия, познавательные практикумы, игровые мероприятия, самостоятельная поисковая деятельность вне занятий/

-Что дает для развития детей освоение причинно-следственных связей?

/Обогащение и становление познавательной сферы, умственное развитие/

-Какой вид деятельности становится ведущим в 3 года?

-В каком возрасте ребенок наиболее интенсивно осваивает родной словарь?

-В каком возрасте в словаре ребенка появляются абстрактные понятия?

-В каком возрасте ребенок может применить свои понятия в играх, выдумывая сюжет сам?

-Назовите три главных момента подготовки ребенка к школе.

/Общее развитие, воспитание умения произвольно управлять собой, формирование познавательной мотивации/

-В каком возрасте у детей появляется юмор? И какие формы работы способствуют его развитию?

/В 4-5 лет. Картинки-путаницы, рассказывание небылиц/

-Основные пути работы воспитателя по познавательной мотивации.

/Стимулирование познавательной активности, любознательности, стимулирование и оценка/

— Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности?

— Что в первую очередь влияет на формирование человеческой личности?

/воспитание, социальная и природная среда, наследственность/

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями «Познание». «Здоровье», «Физическая.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Источник

Формы организации познавательной деятельности учащихся

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Как можно больше спрашивать,

спрошенное — усваивать, тому, что

усвоил, обучать других – эти три

правила дают возможность учени­ку

Успешность обучения зависит не только от мето­дов обучения, но и от форм организации познавательной дея­тельности учащихся на уроке, тем более что их реализация проис­ходит как раз в той или иной форме деятельности.

В философском смысле понятие «форма» понимается как «строение, устройство, система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с определенным содержанием». Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и уче­ников, форм их взаимодействия.

Под формой организации познавательной деятельности (ФОПД) следует понимать «. целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спе­цификой распределения учебно-познавательных функций, после­довательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом — временным и пространственным».

Роль форм организации познавательной деятель­ности в процессе обучения:

Полноценная реализация целей учебного занятия без организации определенной структуры отношений между участниками процесса обучения, без специального планирования этих отношений затруднена, а порой и невозможна

ФОПД во взаимодействии с содержанием учебного материа­ла и методами обучения составляют материальную основу процес­са обучения

Через ФОПД решается задача активизации познавательной деятельности учащихся на любом уровне усвоения: знакомства с новым учебным материалом, репродуктивном, творческом

Разное сочетание ФОПД дает возможность в ходе процесса обучения преодолеть индивидуалистический ха­рактер деятельности ученика, повысить роль коллективных форм, а в конечном итоге развивать каждого ученика в соответствии с его способностями

ФОПД оказывают влияние на весь ход учебно-воспи­тательного процесса: учащиеся учатся слушать при фронтальной работе, обсуждать проблемы при коллективной работе, организо­вывать свою деятельность при работе индивидуальной

Через ФОПД учащиеся овладевают определенным социальным опытом, прежде всего навыками работы в коллектив

Формы организации познавательной деятель­ности:

Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников. Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается ин­дивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися. Индивиду­альная форма особенно удачно используется во время самостоя­тельного решения задач по физике, химии, математике, самостоя­тельного выполнения письменных упражнений по русскому языку, иностранным языкам.

Читайте также:  Айфон способ оплаты нет

Педагогическая ценность этой формы организации познава­тельной деятельности заключается в том, что она может хорошо учитывать особенности каждого ученика сообразно его подготовке и возможностям. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий и систематическим контролем учи­теля за их выполнением. Кроме того, дифференциация выражается и в мере оказываемой помощи ученику. Эта форма важна тем, что она учит индивидуальному труду и представляет большие возмож­ности для самостоятельной работы, способствует воспитанию са­мостоятельности учащихся и служит подготовкой для занятий са­мообразованием. Она способствует не только более сознательному и прочному усвоению знаний, учений и навыков, но и формирова­нию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели, упорство, ответ­ственность за выполнение порученного дела и т. д.

Вместе с тем возможность применения индивидуальной формы познавательной деятельности имеет и свои ограничения. Ее орга­низация требует больших расходов времени и усилий учителя. Она не способствует развитию коллективизма в обучении, а, наоборот, создает условия для формирования эгоистических черт характера у учащихся. Здесь ученики работают «рядом, но не вместе», отвечая каждый сам за себя. Если «работа рядом» оказывается в течение всего периода обучения в средней школе преобладающей, то она, естественно, является причиной порождения ярко выраженного индивидуализма в поведении школьника.

Фронтальная форма познавательной деятельности

Она пред­полагает одновременное выполнение общих заданий всеми учени­ками класса для достижения ими общей познавательной задачи.

Это самая распространенная в нашей школе форма организации познавательной деятельности: она используется на уроках, семина­рах, экскурсиях, конференциях и во многих других конкретных видах учебных занятий.

Характерные черты фронтальной формы познавательной деятельности:

Учитель ведет работу и непосредственно общается со всеми учащимися класса — рассказывает, объясняет, показывает, вовлека­ет учеников в обсуждение проблем, обеспечивая одновременное руководство всеми учащимися. Все, что необходимо знать и уметь каждому ученику, показывается учителем одновременно для всех.

В ходе осуществления этой формы происходит прямое, непо­средственное идейно-эмоциональное воздействие учителя на кол­лектив учащихся, которое должно пробуждать у них ответные мысли, чувства, переживания.

Каждый ученик «потребляет» информацию, передаваемую учителем, стремится ее усвоить.

Общая цель работы достигается за счет индивидуальных уси­лий каждого ученика.

Для того чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учеб­ные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока. В самом начале — обеспечить контакт с классом, привлечь внимание учеников и их интерес к предстоящему восприятию знаний. Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная про­блемная ситуация и проверочные вопросы в конце урока, что соз­дает на нем и контрольную ситуацию. Возможно не только про­блемное, но и информационное, а также объяснительно-иллюстративное изложение, но при условии организации взаимо­действия с учениками, общения одновременно со всем составом, класса, оказания на него идейно-эмоционального влияния.

Педагогическая эффективность фронтальной формы познава­тельной деятельности во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения всех учащихся класса, обеспечивать активную работу ка­ждого из них, поддерживать внимание и рабочую дисциплину.

Если данная форма осуществляется на такой активной основе, то, участвуя в общей работе, ученик ощущает ритм совместного поиска, разделяет успех общих достижений, проявляет определен­ную творческую активность.

Если же эта форма основывается на элементарной, сухой пе­редаче учебной информации, то тогда начинают проявляться ее негативные стороны. Учитель, возлагая надежды в данном случае только на внутреннюю познавательную активность, утрачивает об­ратную связь, т. к. внутренняя познавательная активность без ее внешнего проявления контролю не поддается. Кроме этого, прими­тивная передача учебной информации не способствует проявлению взаимопомощи и сотрудничества учащихся, что отрицательно влияет на развитие их социальной активности.

Существенным недостатком этой формы познавательной дея­тельности является то, что при ее использовании резко ограничива­ется возможность осуществления общественно полезной деятель­ности учащихся в процессе их обучения, ибо учитель обучает всех.

Для фронтальной работы обязательной является общая оценка ее результатов, ибо она в определенной степени способствует ста­новлению коллективных интересов.

Групповая форма организации познавательной деятельности

Организация таких учебных занятий, при которых единая по­знавательная задача ставится перед определенной группой школь­ников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она колеблется от 2 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить ак­тивную работу всех членов группы.

Составляющие групповой деятельности учащихся на уроке:

Предварительная подготовка учащихся к выполнению груп­пового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

Читайте также:  Способ ведения деловые переговоры

Обсуждение и составление плана выполнения учебного зада­ния в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

Работа по выполнению учебного задания.

Наблюдение учителя и корректировка работы группы и от­дельных учащихся.

Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных ре­зультатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, дополнительная информация учите­ля и формулировка окончательных выводов.

Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.

Успех осуществления этой формы познавательной деятельно­сти в первую очередь зависит от тщательности ее подготовки учителем и его умения уделить внимание каждой группе.

При групповой форме деятельности отдельные ученики уже ставятся в положение учителя, появляется возможность оказа­ния реальной помощи друг другу. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.

Коллективная форма познавательной деятельности учащихся.

Это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. Если все члены коллектива обучают каждого, то такая учебная работа есть коллективная. Но что значит, ВСЕ члены коллектива участвуют в обучении? Это значит, что и каждый член группы (коллектива) вы­ступает в качестве обучающего. Поэтому сущность коллективного обучения может быть сформулирована так: ВСЕ обучают каждого, и каждый обучает всех. При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, — то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно стано­виться достоянием каждого.

Признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельно­сти учащихся:

Наличие у всех участников общей цели

Между участниками имеет место разделение труда, функ­ций и обязанностей

Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимо­помощи

Участники работы привлекаются к учету и контролю за выполнением цели

Работа каждого участника процесса приобретает обществен­ную значимость

Эта форма познавательной деятельности основывается на ра­венстве объективных условий для каждого

Деятельность каждого участника занятий является общест­венно полезной. Налицо совпадение, полное единство коллектив­ных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам. «Как можно больше спрашивать, — писал Я. А. Коменский, — спрошенное — усваивать, тому, что усво­ил, обучать других — эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя. Обучать — это значит все усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому желающему слу­шать»

Всей работой руководит педагог, а социальная активность учащихся проявляется непосредственно в учебных занятиях, что является одним из важнейших условий формирования активной жизненной позиции каждого ученика

М. Н. Скаткин в своей книге «Проблемы современной дидакти­ки» писал о том, что коллективная форма организации познава­тельной деятельности учащихся — это «. общение учащихся в про­цессе обучения в динамических парах и парах сменного состава».

Здесь общее задание делится между чле­нами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Наибольшее распространение в школе получила микрогруппа из 4 человек, в которую объединяются учащиеся со­седних парт. В каждый момент половина учащихся говорит, а ос­тальные целенаправленно слушают, затем роли меняются. Это школа обучения каждого каждым.

Работа в динамических, вариационных парах демократична по своей сути. Каждый оказывается в равных условиях. Каждый ста­новится достаточно компетентным по своей части задания, может успешно обучать каждого, контролировать независимо от уровня общей подготовленности. Каждый ученик здесь непременно явля­ется то учеником, то учителем. Ближайшая цель каждого участника занятий: учить других всему тому, что знаешь или изучаешь сам. Таким образом, деятельность каждого ученика становится общест­венно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своих товарищей по учебной работе.

Необходимо отметить, что формам организации познаватель­ной деятельности принадлежит особое место в реализации воспи­тательной функции урока.

Главный источник их воспитательной роли заключается в ха­рактере самопроявления личности при той или иной форме. Лидер­ство или соучастие в работе коллектива, соревнование в темпах выполнения работы, чувство ответственности за качество своего труда, увлеченность самостоятельным выполнением учебной рабо­ты, горячая заинтересованность и многое другое — все это лишь отдельные примеры нравственного, эстетического, в целом соци­ального воспитания, обусловленного именно разумным сочетанием форм организации познавательной деятельности учащихся.

Источник

Оцените статью
Разные способы