Форма правления как совокупность способов организации верховной государственной власти

Форма правления — это способ организации и формирования верховной государственной власти

Форма государственного правления

Форма государства – это способ образования, организации и осуществления государственной власти.

На основе изложенного видно, что три указанных блока формы государства привязываются к трем основным характеристикам государства как особой политической, структурной и территориальной организации общества.

В различных странах государственные формы имеют свои особеннос­ти, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Вывод: Таким образом, форма государства – это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений межу людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими, (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства).Но это пока только общий подход к пониманию формы государ­ства. Для более глубокого ее рассмотрения необходимо подробно рассмотреть три ее элемента, увидеть их взаимосвязь и взаимодействие.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

— как создаются высшие органы государства и какова их структура;

— как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

— как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

— в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По форме правления государства подразделяются на две основные группы: монархии и республики

Монархия (от греч. Monarchia – власть одного) — это форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу по принципу наследования.

Монархическая форма правления отличается следующими признаками:

1) существование единоличного носителя верховной власти — монарха (фараона, короля, царя, императора, великого князя, шаха, эмира и т.п.), который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;

2) наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;

3) представительство государства монархом по собственному усмотрению, которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим, иногда получает корону из рук Папы Римского и т.п.);

4) отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.

Исторически монархия была самой ранней формой правления, однако в ходе развития государственности она существенно видоизменялась.

Двумя основными разновидностями монархии являются абсолютная монархия и представительная монархия.

В абсолютной монархии верховная власть монарха (короля, царя, императора) не ограничена каким-либо представительным (законосовещательным или законодательным) органом. Абсолютными монархами были, например, французские короли (до французской революции 1789 г.), русские императоры (до формирования Государственной Думы в начале ХХ века) и т.д.

Для абсолютистской монархии характерно:

— полное бесправие народа

— отсутствие каких-либо представительных учреждений

— сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чиновников, осуществляет внешнюю и внут­реннюю политику, устанавливает и расходует налоги, причем делает это единолично, без контроля со стороны кого-либо.

Абсолютистская форма монархии, как правило, сопровождается произволом, жестокой эксплуатацией народа, безудержным господ­ством классов, выразителем и защитником интересов которых и выс­тупает чаще всего монарх.

Разновидностью абсолютистской монархии является теократи­ческая монархия, при которой глава государства одновременно представляет и светскую, и религиозную власть.

В представительной монархии власть монарха ограничена властью представительного органа с определенными законосовещательными или законодательными полномочиями.

Двумя основными историческими формами представительной монархии являются сословно-представительная монархия и конституционная монархия.

При сословно-представительной монархии власть монарха ограничена законосовещательными полномочиями сословно-представительного органа, т.е. собрание представителей различных слоев – духовенства, дворянства и верхушки нарождающегося третьего сословия (купцов, ремесленников и т.д.). Подобные сословно-представительные собрания, созыв и объем полномочий которых зависели от воли самого монарха, характерны для эпохи перехода от феодальной раздробленности к абсолютной монархии.

В период становления буржуазного общества, как форма прав­ления возникает конституционная монархия, представляющая собой такую форму, при которой власть монарха ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом.

Конституционная монархия существует в двух видах, различаю­щихся степенью ограничения власти монарха — парламентарная и дуалистическая. Последняя, как форма правления практически изживает себя, хотя еще и существует в некоторых странах араб­ского мира.

Для дуалистической монархии характерно следующее:

— монарх сосредотачивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство ответственное перед ним, а не перед парламентом;

— законодательная власть юридически принадлежит парламенту, но монарх имеет сильное влияние на парламент, т.к. может нало­жить вето на его законы, имеет право назначения депутатов в верх­нюю палату, обладает правом распустить парламент.

Однако представительное учреждение приобретает некоторые контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх. Т.е. государственная власть носит как бы двойственный харак­тер.

Парламентарной монархии свойственно юридическое, законодатель­ное ограничение власти монарха в области как законодательной, так и исполнительной деятельности:

— исполнительная власть осуществляется правительством, ответ­ственным перед парламентом; хотя монарх формально назначает главу правительства и министров, фактически его формирует лидер партии парламентского большинства, победившей на выборах;

— монарх играет главным образом представительную роль, является, своего рода, символом. Он царствует, но не правит.

Вместе с тем, в современной теории государства основательно снизилось критическое отношение к монархической форме правления, произошло то, что получило обозначение как «ренессанс монархии».

К этому подтолкнули исторический опыт государств, потерпевших поражение в использовании новых форм правления — военно-диктатор­ских, республиканских. В таких кризисных ситуациях в конце XX века призывы вер­нуться к монархической форме правления звучат во многих государ­ствах.

Республика или республиканская форма правления является весьма древней формой государственной организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах (1V-III тыс. до н.э.) власть имела сложную структуру, где верховенство оставалось за демократическим органом власти — собранием и советом.Республиканская форма правления появляется там, где речь идет о политическом объединении свободных граждан, являющихся самостоятельными субъектами хозяйственной и общественной жизни.

Читайте также:  Содержание способа действий при реализации стратегии

Республика — это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избирае­мыми населением на определенный срок.

Общие признаки республики:

— источником власти является народ;

— законодательно ограничивается срок полномочий высших органов государственной власти;

— обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти;

— законодательно закрепляется подотчетность и ответствен­ность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

Основными разновидностями республик на современном этапе явля­ются президентская и парламентская республики. Глав­ное различие между ними состоит в особенностях порядка формирования и политической ответственности правительства.

Президентская республика – одна из разновидностей совре­менной формы государственного правления, при которой в руках президента соединены полномочия главы государства и главы исполнительной власти (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). Наиболее характерными признаками президентской респуб­лики являются:

— внепарламентский способ избрания главы государства (президент, как и парламент, избирается всенародным голосованием)

— формирование правительства осуществляется главой государства, который одновременно является главой исполнительной власти;

— президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс правительства;

— правительство ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом;

— парламент может возбудить против президента процесс его отстра­нения от власти (импичмент).

— президент лишен права роспуска парламента.

Президентская республика создает благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента множества власт­ных полномочий.

В некоторых исторических условиях это становится вполне оправ­данным. Президентское правление становится эффективным в период проведения реформ в странах, имеющих обширную территорию, в много­национальных государствах и т.д. Отсутствие права роспуска парла­мента лишает президента и правительство возможности «давить» на парламент, что повышает его устойчивость и снимает конъюнктурность в принятии им законов.

Т.о., в президентской республике, при условии соблюдения консти­туционной законности, правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент принимает законы. Высшие органы не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятель­ностью.

Президентская республика является весьма гибкой формой управ­ления, поэтому она получила довольно широкое распространение.

Парламентская республика – это форма правления, при которой главная функция парламента – законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент (как высшая представительная и законодательная власть) формирует высшую исполнительную власть (правительство) и осуществляет парламентский контроль за ее деятельностью. Парламентские республики: Италия, Индия, Германия.

Парламентская республика характеризуется ещё рядом признаков:

— верховная роль в организации государственной жизни при­надлежит парламенту;

— глава государства (президент) избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Он обладает правом роспуска парламента, наделен определенными полномочиями в вопросах формирования правительства (участие в процессе назначения главы правительства) и законодательной деятельности (подписывает законы, издает декреты и указы), является верховным главнокомандующим ВС и т.д.

— правительство (совет, кабинет министров) формируется парламентом и несет перед парламентом политическую ответственность за свою деятельность, оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства;

— правительство формируется из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте. Лидер пар­тии, как правило, становится председателем правительства.

Стабильность и эффективность функционирования всей системы государственной власти в условиях парламентской республики в значительной мере зависит от политических партий, их способности и готовности находить компромиссы в рамках парламентской борьбы за власть.

В последнее время получают распространение смешанные формы республиканского правления, сочетающие черты президентской и парламентской республик. Основными чертами такой республики являются:

— выборность президента, как и при президентской республике (в парламентской республике президент избирается парламентом);

— существует пост главы правительства, как и в парламентской республике (в президентской республике исполнительную власть возглавляет президент);

— исполнительная власть осуществляется президентом (как в президентской республике) и правительством (как в парламентской) совместно;

— правительство несет двойную ответственность: как перед президентом, так и перед парламентом.

Вывод:

Таким образом, под формой государственного правления понимают элемент формы государства, характеризующий порядок формирования, структуру и правовое положение высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.

Однако вопрос о форме государства — это не только вопрос о форме правления. Это еще и вопрос о национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, о связи центральных и местных органов власти и управления, распределении между ними полномочий.

Источник

Формы государства

Понятие и значение формы государства

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел – именно „так“ – организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию».

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как делого с его составными частями;
в) методы и способы осуществления государственной власти.

Читайте также:  Задачи табличным способом решение ответ

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам.

На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. «Многонациональный состав населения, – писал И.А. Ильин, – предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам». События в Югославии, сложная ситуация в бывщих республиках СССР, межнациональные распри подтверждают слова И.А. Ильина, который считал, что каждому народу должны быть свойственны «своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным».

Форма правления

Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.

При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха – источник права и закон; по Воинскому уставу Петра I государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика – это форма правления, в которой высшаягосударственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.

В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. Она возникала в тех средневековых городах, которые имели право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.). Купеческие города-республики выборным путем создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.).

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет его работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).

Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.

В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент.

Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Нелишне отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все государства облекаются именно в названные формы.

Форма государственного устройства

История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

Читайте также:  Кто использует миксотрофный способ питания

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении – центра и местных представительных органов.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.

Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою “самостоятельность” и в чем они ее утратят.»

Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения).

Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространенными являются два. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и ее субъектов.

В литературе нередко отмечается, что федерация бывшего Советского Союза носила искусственный характер, что фактически СССР был унитарным государством. Некоторые основания для таких утверждений есть: в Союзе, особенно в период расцвета тоталитаризма, степень централизации государственной власти была очень высока. Тем не менее СССР обладал всеми признаками союзного (федеративного) государства.

Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства – США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.

Мы считаем, что у данной формы все же есть будущее: в конфедерацию могут объединиться бывшие республики СССР, Югославии, Северная и Южная Корея.

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него – и к федеративному всеевропейскому государству.

Политический режим

С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данного феномена.

1. Политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.

2. В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и беззаконие.

Источник

Оцените статью
Разные способы