Правоведение. (09.2020) Курс д.ю.н. Барабановой С.В.
1. Общая теория права
1.1. Понятие и сущность права.
1.2. Источники права. Нормы права.
1.3. Правоотношения. Правонарушения и юридическая ответственность.
1.4. Российское право и «правовые семьи».
1.1. Понятие и сущность права
Право представляет собой совокупность установленных и санкционируемых государством правил поведения, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.
Одна из общих характеристик права заключается в том, что оно — способ установления объективной меры вещей, метод социальной регуляции. В различные исторические периоды те или иные социальные и политические структуры посредством понятия “право” стремятся утвердить в своих интересах определенные социальные отношения, принципы, порядки, действия, нормы, идеалы и обосновать их соответствие социальной правде, справедливости
В сущности, различные дефиниции понятия права являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно определенным вариантом их разрешения. Эти различия, в конечном счете, порождены не только многогранностью самого явления права, но и неадекватным применением термина. И ныне представляются актуальными слова И.Канта о том, что юристы все еще ищут определение для своего понятия права. Однако общепризнанным является понимание права как совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения.
Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.
Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли. Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью, отвечает требованиям нормативности, имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.), является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере, приемлема для них, соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.
Итак, по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.
С учетом существенных свойств целесообразно отметить следующие признаки права.
Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.
Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой (“если-то-иначе”), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание).
Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, то есть наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.
Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме — законы и их сборники, прецеденты и т.д. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно “работает” на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.
Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты
Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.
Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, одно из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.
Право в различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право. При этом следует подчеркнуть, что правильную характеристику новому основному пласту регулятивной системы раннеклассового общества дает только совокупность этих признаков. Только в совокупности они определяют социальную ценность права.
Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе.
Функции права — это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права:
1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную),
2) внутренние – вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. Внутренние функции права принято подразделять на регулятивные и охранительные.
Регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.
Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю. Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение последней сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, т.е. обеспечить режим законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных.
Следует выделить также следующие функции права:
Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и общества.
Воспитательная функция. связана с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца поведения участников регулируемых отношений. Нормы права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной ситуации.
Информационная функция. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации.
Источник
Формы выражения права: понятие и виды
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятия «форма выражения права»
Форма права (источник права) — это способ выражения и закрепления правовых норм.
Источники права — это совокупность способов формирования и своеобразного «документирования» государственной воли.
Источники права различаются в:
- материальном смысле (потребности людей и материальные условия жизни населения);
- идеологическом смысле (правосознание, мораль, доктрина);
- формально-юридическом смысле (способ выражения и закрепления правовых норм).
Характерные признаки формы права: формальная определенность, обязательность и общеизвестность. Формальная определенность предусматривает четкое и конкретное оформление правовых предписаний в разных формах права. Обязательность предусматривает категоричность и основательность правовых установок. Качественным признаком форм права, указывающим на информирование о правилах и пределах действия поведения, является общеизвестность.
Форма права — это конкретные способы внешнего выражения права, как компонента «юридической формы», как узкого самостоятельного явления. Назначение формы права — придать содержанию свойства государственно-властного характера, упорядочить его.
Форма права включает:
- внешнюю форму — систему законодательства, или систему нормативно-правовых актов;
- внутреннюю форму — структуру права (нормы права, институты, отрасли).
Виды формы права
В современном правоведении отождествляют понятия «форма права» и «источник права».
К источникам права относятся:
- нормативно-правовой акт;
- правовой обычай;
- судебный прецедент;
- естественное право.
В каждой правовой системе выделяют различные формы права. В каждом отдельном государстве не все источники права выполняют регулятивную роль и обладают одинаковой значимостью. Конкретная система права признает несколько источников права, при этом их значение в разные исторические периоды неодинаково. В процессе исторического развития изменяются представления о формах права, их виды.
Готовые работы на аналогичную тему
Нормативно-правовой акт — это правовой акт, письменный документ, направленный на урегулирование общественных отношений и содержащий нормы права. Нормативно-правовой акт разрабатывается государственными правотворческими органами, и их система определяется Конституцией.
Особенности нормативно-правовых актов:
- содержат нормативные предписания;
- содержат только нормы права;
- создаются в результате референдумов (законодательная процедура, согласительные процедуры, промульгация, «чтение законов» и др.), или вследствие правотворческой деятельности государства;
- обладают общеобязательностью, рассчитаны на неопределенный круг лиц;
- оформляются в виде официального документа;
- нормы права группируются по строго определенным структурным образованиям (разделы, главы, статьи).
В нормативно-правовом акте закреплены основные социально значимые нормы, регулирующие общественные отношения. Его статьи формулируют предписываемые правила поведения.
Правовой обычай — это охраняемое государством санкционированное правило поведения, сложившееся в результате его практического применения на протяжении длительного времени. Он носит неопределенный характер и имеет юридические последствия. Исторически правовой обычай сложился в конкретное правило поведения, после многократного применения вошел в привычку.
Обычай становится формой права при соблюдении следующих условий:
- признание обычая правовым государством и обществом;
- наличие конкретного срока действия обычая;
- отсутствие противоречивости обычая публично-правовому порядку отношений.
В настоящее время использование правовых обычаев почти не наблюдается. Чем более совершенна система деятельности правотворческих органов, тем меньше пространство действия обычая. Однако в ряде развитых стран (Великобритания, Швеция, Испания) правовые обычаи продолжают применять в виде источников права.
На территории России в соответствии с гражданским законодательством в качестве формы права признаются обычаи делового оборота. Правовой обычай сохраняет свое значение в отраслях частного (главным образом, гражданского) права.
Юридический прецедент — это административное или судебное решение по конкретному юридическому делу, которое наделено силой нормы права. Юридические прецеденты носят казуистический характер, является своеобразной моделью, эталоном для разрешения конкретного спора.
Юридический прецедент выступает преобладающим источником права в государствах общего права (США, Канада, Великобритания, Новая Зеландия). Правовые системы, основанные исключительно на юридическом прецеденте как форме права, на сегодняшний день в мире отсутствуют. Источником права может служить только прецеденты, обусловленные решениями судов высших судебных инстанций по конкретным делам.
В России юридический прецедент имеет форму Постановлений Верховного Суда, в которых детализируются и конкретизируются общие нормы закона.
Нормативный договор — это соглашение субъектов, в котором содержатся нормы, определяющие права и обязанности сторон (федеративный договор, межгосударственные договоры и др.). Нормативный договор устанавливает права и обязанности сторон на основе существующих норм права, направлен на установление норм права, которым обязуются подчиняться их участники в будущем.
Нормативный договор порождает права и обязанности для не только для договаривающихся сторон, но и для неопределенного круга лиц. К договорам нормативного содержания относятся международный и внутринациональный договоры. Международный договор — соглашение между государствами, которое может приниматься в виде деклараций и конвенций. Международный договор по отношению к национальному законодательству имеет координационную природу, внутринациональный — субординационную природу. Внутринациональный договор является частью национального законодательства, он регулирует отношения между государством и субъектами Федерации, государственными образованиями и др.
Источник