Понятие и виды форм (источников) права. Формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения
Формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.
Выделяют четыре основные формы права:
— нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (к их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);
— правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);
— юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.);
— нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.).
│ Правовой обычай │ │ │ │ Юридический прецедент │
│ Нормативный акт │ │ Нормативный договор │
Понятие и виды нормативных актов
Нормативный правовой акт — это такой правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
│ Виды нормативных актов │
│ (по юридической силе) │
│ Законы ├──┴──┤ Подзаконные акты │
│ Конституция │ │ Указы и распоряжения │
│ конституционный закон │ │Постановления и │
Источник
Виды форм (источников) права.
Тема: Форма (источник) права
1. Теоретические подходы к понятиям “форма права” и “источник права”.
Виды форм (источников) права.
Нормативно – правовой акт как источник права: понятие, признаки, виды.
Закон как нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды, место и роль в системе нормативно-правовых актов.
Подзаконные нормативно-правовые акты в России.
Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
1. Теоретические подходы к понятиям “форма права” и “источник права”
Некоторые ученые предлагают четко различать форму и источник права. При этом под источником права понимается установление государством правовых норм, а акты, в которых эти нормы содержатся, называют формами права. Многие авторы, рассматривая внешние формы права, определяют их как источники права[1].
Формы права – это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения(Малько А.В., Матузов Н.И.)[2].
Форма права – это способ внешнего выражения норм права, благодаря которому право становится доступным для восприятия. Форма права соотносится только с содержанием права. Ее назначение – упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера.
Теория права оперирует также понятиемисточник права, с помощью которого раскрываются те факторы, которые вызывают к жизни, обуславливают правовые нормы.
Под источником права следует понимать:
1. источник в материальном смысле(материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей, общественные отношения и т.п.);
2. источник в идеологическом смысле(совокупность юридических идей, обуславливающих содержание норм права, то есть различные правовые учения и доктрины, правосознание, правовая идеология и т.д.);
3. источник в формально-юридическом смысле –это и есть форма права.
“Под источником права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли” (Баранов В.М., Русинов Р.К., Сальников В.П., Семитко А.П.)[3].
Источники права— официальные письменные документы, изданные от имени государства, в которых фиксируется содержание отдельных норм, институтов и отраслей права[4] (Петров А.В.).
Источником права в широком смысле является социальная жизнь, потребности субъектов гражданского общества в правовом регулировании отношений. В узком, юридическом смысле термина источниками права признаются официальные государственные формы выражения юридических норм[5].
Виды форм (источников) права.
1. Правовой обычай – это правило поведения, в результате многократного повторения вошедшее в привычку людей, использование которого санкционировано государством[6] (Цыганов В.И.).
Правовой обычай — санкционированные и поставленные под защиту государства уже сложившиеся в обществе обычные нормы[7] (Петров А.В.)
Обычаи складываются в процессе жизнедеятельности общества. Если они получают признание государства и обеспечиваются его принудительной силой, то становятся правовыми обычаями. Правовой обычай выступал исторически первым источником права. Совокупность действовавших в государстве обычаев составляла так называемое обычное право, то есть право, представленное правовыми обычаями, с помощью которых осуществлялось регулирование отношений людей в данном обществе. Дошедшие до нас законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Законы XII таблиц, Законы Драконта, Салическая Правда, Русская Правда) – это сборники правовых обычаев. Правовые обычаи в качестве источников права наиболее характерны для ранних этапов развития общества. Сфера применения правового обычая сужается в современном мире. Правовой обычай – это основной источник права в странах с так называемой традиционной правовой системой (системой обычного права – страны Центральной Африки, Мадагаскар). Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения. Санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю, а не текстуального закрепления в законе. Согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота. Правовые обычаи применяются в Кодексе Торгового Мореплавания, банковской практике, коммерческом обороте, сфере страхования.
2. Правовой прецедент – это решение суда или административного органа по конкретному делу, которому придается характер правила, нормы (Цыганов В.И.)[8].
Правовой прецедент формируется в процессе рассмотрения государственным органом (административным или судебным) конкретного дела и принятия по нему решения не на основе конкретных норм права, а по усмотрению правоприменителя с соблюдением установленных процедур, при этом оставаясь на почве права, его принципов. Исторически прецедентное право возникло в Древнем Риме. Правовые прецеденты делятся на судебные и административные.
Судебный прецедент (от лат. praecedens — предшествующий).
Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, которому придается нормативный характер[9] (Цыганов В.И.).
Судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, которому придается характер общего правила (т. е. нормы) путем его обязательного применения при решении аналогичных дел (Петров А.В.).
Прецедентом становится не все решение, а его суть, правовая позиция судьи. Современное прецедентное право присуще странам с англосаксонской правовой системой (в Великобритании, Канаде, США, Австралии, Новой Зеландии и др.). В этих странах судебный прецедент признается господствующим источником права и лежит в основе всей правовой системы. Во многих других государствах судебный прецедент имеет значение для решения вопросов применения права, восполнения пробелов в законе. На основе судебных прецедентов вносятся отдельные дополнения в действующее законодательство, дается толкование закона.
3. Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ особой формы, принятый в четко обозначенном процедурном порядке правотворческим (компетентным) органом государства и содержащий нормы права.
4. Договор нормативного содержания –соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права.
Договор нормативного содержания – соглашение между двумя и более правотворческими субъектами, содержащее нормы права (Цыганов В.И.).
Он является основным источником международного права. В ряде случаев договор нормативного содержания используется во внутригосударственном праве (Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г., Федеративный договор о создании Российской Федерации 31 марта 1992 г., договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и т.д.)
5. Религиозные источники– это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. В мусульманском праве это Коран (собрание поучений и заповедей Аллаха), Сунна (жизнеописание пророка Мухаммеда), Иджма (конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых мусульман), Кияс (рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права).
6. Правовая доктрина – это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например, Ульпиана, Папиниана, Гая, Модестина и др.) положены в основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко аргументируют свои решения, обращаясь к трудам английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII – XIV вв. сочинения арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение. Правовая система России не признает правовую доктрину в качестве официального источника права.
7. Общие принципы права –руководящие положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств: при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст. 6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона при наличии пробела в праве.
Источник
newinspire
Понятие и виды форм (источников) права
Ключевые слова: понятие, виды, форм, источник, права
Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений.
Следовательно, формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.
Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права«, «правовая форма«, «источник права«.
Если под правовой формой понимаются практически все юридические средства, участвующие в правовом регулировании и опосредовании тех или иных социальных процессов, в решении социальных задач (например, правовые формы регулирования экономики), то под формой права — лишь специфические «резервуары», в которых содержатся нормы права.
Если категория «правовая форма» используется прежде всего для того, чтобы структурировать социальные связи и показать роль права как формально-юридического института в его соотношении с социально-экономическим, культурно-нравственным и политическим содержанием — многообразными общественными отношениями, то форма права призвана упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера.
В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий «источник права» и «форма права»:
а) согласно первой — названные понятия тождественны;
б) согласно второй — понятие «источник права» более широкое, чем понятие «форма права».
Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Действительно, если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:
1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);
2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);
3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права.
Выделяют четыре основные формы права:
- 1) нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п. Нормативный акт — одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.;
- 2) правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Обычное право — хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма. И хотя правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);
- 3) юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи — Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Во всех этих государствах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда;
- 4) нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).
В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. Они получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, административном и иных отраслях права.
Для того чтобы более четко уяснить его суть, необходимо разграничить нормативный договор, с одной стороны, от просто договоров, а с другой — от нормативно-правовых актов.
В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведения — новую норму права, выступая правотворческими субъектами.
В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес. . читать далее .
Источник