Форма общения между действующими лицами которая служит способом характеристики персонажей

Содержание
  1. Форма общения между действующими лицами которая служит способом характеристики персонажей
  2. Задания по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
  3. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  4. Общая информация
  5. Похожие материалы
  6. Материалы по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
  7. Тема. Генрих Белль. «Путник, когда ты придешь в Спа. ».
  8. Тема. Б. Брехт-драматург-новатор. Изображение войны как средства обогащение в драме » Матушка Кураж и ее дети». Идеи предупреждения и черты «эпического театра» в пьесе.
  9. Тема. Эпический театр Б. Брехта: теоретические основы и художественная практика. Бертольд Брехт. «Матушка Кураж и ее дети
  10. Тема. Джордж Оруэлл. «Скотоферма». Борьба против страха и рабской покорности в общественном сознании. Образ главного героя в динамике. Поэтика антиутопии
  11. Тема. Джордж Оруэлл. «Скотоферма». Связь творчества Дж. Оруэлла с социально-исторической ситуацией эпохи. Разоблачение сущности тоталитарной системы и ее иерархии в антиутопиях художника
  12. Тема. Серебряная эпоха русской поэзии: течения, достижения, судьбы художников. О. Блок. «Неизвестная». В. Маяковский. «А вы могли бы. », «Послушайте!», «Долг Украине». Б. Пастернак. «Гамлет», » во всем хочу я дойти. », «Зимняя ночь».
  13. Тема. Анна Ахматова. Вирши. Поэма «Реквием».
  14. Вам будут интересны эти курсы:
  15. Оставьте свой комментарий
  16. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  17. Подарочные сертификаты

Форма общения между действующими лицами которая служит способом характеристики персонажей

В основе фрагмента — беседа Раскольникова с Настасьей. Каким термином обозначается данная форма общения между персонажами?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1—B7; C1, C2.

Жилец открыл глаза, вздрогнул и узнал Настасью.

— Чай-то от хозяйки, что ль? — спросил он, медленно и с болезненным видом приподнимаясь на софе.

Читайте также:  Способы как носить ремень

— Како от хозяйки!

Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, с спитым уже чаем, и положила два жёлтых кусочка сахару.

— Вот, Настасья, возьми, пожалуйста, — сказал он, пошарив в кармане (он так и спал одетый) и вытащив горсточку меди, — сходи и купи мне сайку. Да возьми в колбасной хоть колбасы немного, подешевле.

— Сайку я тебе сею минутою принесу, а не хошь ли вместо колбасы-то щей? Хорошие щи, вчерашние. Ещё вчера тебе отставила, да ты пришёл поздно. Хорошие щи.

Когда щи были принесены и он принялся за них, Настасья уселась подле него на софе и стала болтать. Она была из деревенских баб и очень болтливая баба.

— Прасковья-то Павловна в полицу на тебя хочет жалиться, — сказала она.

Он крепко поморщился.

— В полицию? Что ей надо?

— Денег не платишь и с фатеры не сходишь. Известно, что надо.

— Э, черта ещё этого недоставало, — бормотал он, скрипя зубами, — нет,

это мне теперь. некстати. Дура она, — прибавил он громко. — Я сегодня к ней зайду, поговорю.

— Дура-то она дура, такая же, как и я, а ты что, умник, лежишь как мешок, ничего от тебя не видать? Прежде, говоришь, детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь?

— Я делаю. — нехотя и сурово проговорил Раскольников.

— Думаю, — серьёзно отвечал он помолчав.

Настасья так и покатилась со смеху. Она была из смешливых и, когда рассмешат, смеялась неслышно, колыхаясь и трясясь всем телом, до тех пор, что самой тошно уж становилось.

— Денег-то много, что ль, надумал? — смогла она наконец выговорить.

— Без сапог нельзя детей учить. Да и наплевать.

— А ты в колодезь не плюй.

— За детей медью платят. Что на копейки сделаешь? — продолжал он с неохотой, как бы отвечая собственным мыслям.

— А тебе бы сразу весь капитал?

Он странно посмотрел на неё.

— Да, весь капитал, — твёрдо отвечал он помолчав.

— Ну, ты помаленьку, а то испужаешь; страшно уж очинна. За сайкой-то ходить али нет?

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Укажите жанр, к которому относится произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Роман — произведение большой эпической формы, охватывающее широкий круг явлений частной и общественной жизни, изображающее в процессе развития многочисленные человеческие характеры в их противоречивых взаимоотношениях. Именно к жанру романа и относится «Преступление и наказание».

Как называется значимая подробность, несущая определённую смысловую нагрузку («надтреснутый чайник» Настасьи, «горсточка меди» в кармане Раскольникова)?

Художественная деталь — одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности.

Ответ: художественная деталь.

Речь Настасьи далека от литературной нормы («Ну, ты помаленьку, а то испужаешь; страшно уж очинна»). Как называются подобные слова и выражения?

Выражения или слова, стилистически характерные только для разговорного стиля, называются просторечными или просторечиями.

Разве термин «устаревшие слова» тут не подходит? Конкретно здесь используются именно устаревшие слова.

Нет, точнее будет все же «просторечие», прочтите отрывок целиком, тогда определите наверняка.

Как называется литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в «Преступлении и наказании»?

Реализм — от латинского realis — вещественный. Основной чертой реализма принято считать правдивое изображение действительности. Определение, данное Ф. Энгельсом: «. реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» — непосредственно относится к литературе XIX века.

Какие особенности личности Раскольникова раскрываются в его разговоре с Настасьей

Родион Раскольников, подверженный увлечениям Наполеоном, символом эпохи, вынашивает свою теорию сильной личности. Он человек мыслящий, пытающийся разобраться в устройстве мира и человеческих отношений. Именно эти черты прослеживаются в приведенном отрывке. Ясно, в каком направлении думал Раскольников, желая сразу получить «весь капитал». Сам того не сознавая, он приискивал убедительное оправдание для весьма скорого и «мрачного» дела. Раскольников настроен решительно и готов идти до конца в подтверждении своей теории, о чем свидетельствует твердость его высказываний:

— За детей медью платят. Что на копейки сделаешь? — продолжал он с неохотой, как бы отвечая собственным мыслям.

— А тебе бы сразу весь капитал?

Он странно посмотрел на неё.

— Да, весь капитал, — твёрдо отвечал он помолчав.

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

В «Преступлении и наказании» нашли отражение принципы __________, предполагающего изображение _________ героя в типичных обстоятельствах.

В «Преступлении и наказании» нашли отражение принципы реализма, предполагающего изображение типичного героя в типичных обстоятельствах.

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором изображены герои, находящиеся в нравственном поиске. Чем они схожи (или чем различаются) с Раскольниковым в «Преступлении и наказании»?

Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее «Война и мир» показал нам героев: Пьера Безухова и Андрея Болконского. Они прошли через множество испытаний, чтобы понять свое предназначение и определить место в жизни. Андрей был одержим идеей славы, ради нее он отправился на войну, где ему пришлось пережить немало потрясений, чтобы понять: он ошибается в своем представлении о счастье.

Пьер пробовал себя в разных делах, пока, наконец, не осознал, что жизнь стоит посвятить делу, семье и любви. Герои толстого, как и Раскольников из «Преступления и наказания», испытывали свои теории в жизни, разочаровывались в них, искали себя. Авторы показывают, что только нравственные искания способны привести человека к счастью и спокойствию.

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Какие особенности личности Раскольникова раскрываются в его разговоре с Настасьей?

5.2. Писатель В. Г. Короленко после прочтения романа писал: «Читали вы Достоевского? И поняли? Так как же вы не видите, что исповедь Мармеладова это именно такая вещь, после которой можно пойти и убить старуху. Когда совершаются такие вещи, когда перед глазами происходит такая несправедливость — Раскольников думает: нет, бог своими совершенными средствами делает не то, что нужно. Дай-ка я попробую достигнуть справедливости своими, несовершенными. » Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

5.1. Родион Раскольников, подверженный увлечениям Наполеоном, символом эпохи, вынашивает свою теорию сильной личности. Он человек мыслящий, пытающийся разобраться в устройстве мира и человеческих отношений. Именно эти черты прослеживаются в приведенном отрывке. Ясно, в каком направлении думал Раскольников, желая сразу получить «весь капитал». Сам того не сознавая, он приискивал убедительное оправдание для весьма скорого и «мрачного» дела. Раскольников настроен решительно и готов идти до конца в подтверждении своей теории, о чем свидетельствует твердость его высказываний:

— За детей медью платят. Что на копейки сделаешь? — продолжал он с неохотой, как бы отвечая собственным мыслям.

— А тебе бы сразу весь капитал?

Он странно посмотрел на неё.

— Да, весь капитал, — твёрдо отвечал он помолчав.

5.2. Нелепая теория Раскольникова и ее крушение видится Достоевскому закономерным событием. Он показал, как под воздействием подобных теорий стираются границы между понятиями добра и зла. Раскольников постепенно осознает сущность своей идеи, ее гибельность, ее действительный смысл. Но это случится позже, а пока он старается укрыться от хозяйки. Нищета душит Раскольникова. Вот и зреет в его сознании гибельная теория. Он, конечно, сомневается. Но тут же себя оправдывает, потому и отвечает Настасье, что не собирается за копейки работать — он словно убеждает себя, что хочет всего и сразу: «Да, весь капитал, — твёрдо отвечал он помолчав». Так постепенно Родион убеждает себя в том, что этот шаг единственно верный, поэтому стоит попробовать. Но такими «несовершенными» (как отмечает Короленко) способами нельзя добиться справедливости, поэтому теория Раскольникова терпит крушение.

Источник

Задания по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Задания по творчеству А.С. Грибоедова

Задания с кратким ответом

Напрасно страх тебя берёт,

Вслух, громко говорим, никто не разберёт.

Я сам, как схватятся о камерах*, присяжных,

О Бейроне , ну о матерьях важных,

Частенько слушаю, не разжимая губ;

Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп.

Ax, Alexandre! у нас тебя недоставало;

Послушай, миленький, потешь меня хоть мало;

Поедем-ка сейчас; мы, благо, на ходу;

С какими я тебя сведу

Людьми. Уж на меня нисколько не похожи!

Что за люди, mon cher! Сок умной молодёжи!

Бог с ними и с тобой. Куда я поскачу?

Зачем? в глухую ночь? Домой, я спать хочу.

Э! брось! кто нынче спит? Ну, полно,

Решись, а мы. у нас. решительные люди,

Горячих дюжина голов!

Кричим – подумаешь, что сотни голосов.

Да из чего беснуетесь вы столько?

Шумим, братец, шумим…

Шумите вы? и только?

Не место объяснять теперь и недосуг,

Но государственное дело:

Оно, вот видишь, не созрело,

Нельзя же вдруг.

Что за люди! mon cher! Без дальних я историй

Скажу тебе: во-первых, князь Григорий!!

Чудак единственный! нас со смеху морит!

Век с англичанами, вся английская складка,

И так же он сквозь зубы говорит,

И так же коротко обстрижен для порядка.

Ты не знаком? о! познакомься с ним.

Другой – Воркулов Евдоким;

Ты не слыхал, как он поет? о! диво!

Послушай, милый, особливо

Есть у него любимое одно:

«А! нон лашьяр ми, но, но, но». *

Ещё у нас два брата:

Левон и Боринька, чудесные ребята!

Об них не знаешь что сказать;

Но если гения прикажете назвать:

Удушьев Ипполит Маркелыч.

Ты сочинения его

Читал ли что-нибудь? хоть мелочь?

Прочти, братец, да он не пишет ничего;

Вот эдаких людей бы сечь-то,

И приговаривать: писать, писать, писать;

В журналах можешь ты, однако, отыскать

Его отрывок, взгляд и нечто.

Об чём бишь нечто? – обо всем;

Всё знает, мы его на чёрный день пасем.

Но голова у нас, какой в России нету,

Не надо называть, узнаешь по портрету:

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку нечист;

Да умный человек не может быть не плутом.

Когда ж об честности высокой говорит,

Каким-то демоном внушаем:

Глаза в крови, лицо горит,

Сам плачет, и мы все рыдаем.

Вот люди, есть ли им подобные? Навряд.

Ну, между ими я, конечно, зауряд ,

Немножко поотстал, ленив, подумать ужас!

Однако ж я, когда, умишком понатужась,

Засяду, часу не сижу,

И как-то невзначай, вдруг каламбур рожу.

Другие у меня мысль эту же подцепят

Другие шестеро на музыку кладут,

Другие хлопают, когда его дают.

Брат, смейся, а что любо, любо:

Способностями Бог меня не наградил,

Дал сердце доброе, вот чем я людям мил,

(А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

*Камера – палата депутатов

1. Черты какого литературного направления XVII–XVIII веков, требующего от драматурга соблюдения правила «трёх единств», нашли отражение в пьесе «Горе от ума»?

2. В каких произведениях русской классики главных героев сопровождают их «двойники» и в чём эти произведения можно сопоставить с грибоедовской пьесой? (5-10 предложений)

3. Что даёт основание утверждать, что Репетилов выступает в качестве пародийного «двойника» Чацкого? (5-10 предложений)

4. Назовите жанр пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума»

5. Какое художественное средство, основанное на переносе свойств одного явления на другое по принципу их сходства, использовано Репетиловым для характеристики членов Английского клуба: «сок умной молодёжи»?

6. Как называются герои, которые на сцене не появляются (например, Воркулов, Удушьев)?

7. Установите соответствие между персонажами пьесы и принадлежащими им высказываниями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

«Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак».

«Что за тузы в Москве живут и умирают!».

«Чины людьми даются,

А люди могут обмануться».

«Избавь. Ученостью меня не обморочишь».

8. Рассказ Репетилова об Английском клубе представляет собой развёрнутое высказывание. Укажите термин, которым обозначают подобные высказывания.

9. Как называются фамилии, характеризующие литературного персонажа, подчёркивающие наиболее яркую его черту (Репетилов, Удушьев)?

Петрушка, вечно ты с обновкой,

С разодранным локтем. Достань-ка календарь;

Читай не так, как пономарь;

А с чувством, с толком, с расстановкой.

Постой же. – На листе черкни на записном,

Противу будущей недели:

К Прасковье Федоровне в дом

Во вторник зван я на форели.

Куда как чуден создан свет!

Пофилософствуй – ум вскружится;

То бережешься, то обед:

Ешь три часа, а в три дни не сварится!

Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет,

В четверг я зван на погребенье.

Ох, род людской! пришло в забвенье,

Что всякий сам туда же должен лезть,

В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.

На память по себе намерен кто оставить

Житьем похвальным, вот пример:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Богат, и на богатой был женат;

Переженил детей, внучат;

Скончался; все о нем прискорбно поминают,

Кузьма Петрович! Мир ему! –

Что за тузы в Москве живут и умирают! –

Пиши: в четверг, одно уж к одному,

А может в пятницу, а может и в субботу,

Я должен у вдовы, у докторши, крестить.

Она не родила, но по расчету

По моему: должна родить.

Фамусов, Слуга, Чацкий.

А, Александр Андреич, просим,

Да, разные дела на память в книгу вносим,

Забудется, того гляди. –

Вы что-то не веселы стали;

Скажите, отчего? Приезд не в пору мой?

Уж Софье Павловне какой

Не приключилось ли печали.

У вас в лице, в движеньях суета.

Ах! батюшка, нашел загадку:

Не весел я. В мои лета

Не можно же пускаться мне вприсядку!

Никто не приглашает вас;

Я только что спросил два слова

Об Софье Павловне: быть может, нездорова?

Тьфу, господи прости! Пять тысяч раз

Твердит одно и то же!

То Софьи Павловны на свете нет пригоже,

То Софья Павловна больна.

Скажи, тебе понравилась она?

Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?

Меня не худо бы спроситься,

Ведь я ей несколько сродни;

По крайней мере искони

Отцом недаром называли.

(А.С. Грибоедов, «Горе от ума»)

1. Как называется форма высказывания персонажа, к которой прибегает драматург в начале данного фрагмента?

2. Укажите термин, которым обозначают устаревшие слова «кафтан», «ключ» (как знак отличия).

3. Фамусов, раздосадованный желанием Чацкого говорить только о Софье, восклицает: «Пять тысяч раз твердит одно и то же!». Как называется этот прием?

4. Какова фамусовская формула жизненного успеха и какие герои русской классики близки Фамусову по своим взглядам на мир и человека? (5-10 предложений)

София, Лиза, Молчалин.

Молчалин! Как во мне рассудок цел остался!

Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!

Зачем же ей играть, и так неосторожно?

Скажите, что у вас с рукой?

Не дать ли капель вам? Не нужен ли покой?

Пошлемте к доктору, пренебрегать не должно.

Платком перевязал, не больно мне с тех пор.

Ударюсь об заклад, что вздор;

И если б не к лицу, не нужно перевязки;

А то не вздор, что вам не избежать огласки:

На смех, того гляди, подымет Чацкий вас;

И Скалозуб, как свой хохол закрутит,

Расскажет обморок, прибавит сто прикрас;

Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!

А кем из них я дорожу?

Хочу – люблю, хочу – скажу.

Молчалин! Будто я себя не принуждала?

Вошли вы, слова не сказала,

При них не смела я дохнуть,

У вас спросить, на вас взглянуть.

Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны.

Откуда скрытность почерпнуть!

Готова я была в окошко к вам прыгнуть.

Да что мне до кого? До них? До всей вселенны?

Смешно? – пусть шутят их; досадно? – пусть бранят.

Не повредила бы нам откровенность эта.

Неужто на дуэль вас вызвать захотят?

Ах! Злые языки страшнее пистолета.

Сидят они у батюшки теперь,

Вот кабы вы порхнули в дверь

С лицом веселым, беззаботно:

Когда нам скажут, что хотим –

Куда как верится охотно!

И Александр Андреич, – с ним

О прежних днях, о тех проказах

Поразвернитесь-ка в рассказах,

Улыбочка и пара слов,

И кто влюблен – на всё готов.

Я вам советовать не смею.

Хотите вы. Пойду любезничать сквозь слез;

Боюсь, что выдержать притворства не сумею.

Зачем сюда бог Чацкого принес!

(А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

1. Укажите род литературы, к которому принадлежит пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума».

2. Кому из героев, участвующих в этой сцене, принадлежат афоризмы: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», «Частенько там мы покровительство находим, где не метим», «В чинах мы небольших…»?

3. Укажите термин, которым в литературе обозначают авторские пояснения в тексте пьесы, сопровождающие действия героев: «Целует ей руку», «Уходит» и др.

4. Как называют созвучие концов стихотворных строк:

«А кем из них я дорожу?
Хочу – люблю, хочу – скажу.
Молчалин! Будто я себя не принуждала?
Вошли вы, слова не сказала,
При них не смела я дохнуть,
У вас спросить, на вас взглянуть».

5. Какую роль в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» играет тема сплетен и в каких произведениях русской литературы боязнь «злых языков» влияла на поступки и судьбы героев? (5-10 предложений)

Пожалуй, на меня всю суматоху сложит.

Не в пору голос мой наделал им тревог!

По смутном сне безделица тревожит;

Сказать вам сон: поймете вы тогда.

Позвольте. видите ль. сначала

Цветистый луг; и я искала

Какую-то, не вспомню наяву.

Вдруг милый человек, один из тех, кого мы

Увидим – будто век знакомы,

Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,

Но робок. Знаете, кто в бедности рожден.

Ах! матушка, не довершай удара!

Кто беден, тот тебе не пара.

Потом пропало все: луга и небеса. –

Мы в темной комнате. Для довершенья чуда

Раскрылся пол – и вы оттуда,

Бледны, как смерть, и дыбом волоса!

Тут с громом распахнули двери

Какие-то не люди и не звери,

Нас врознь – и мучили сидевшего со мной.

Он будто мне дороже всех сокровищ,

Хочу к нему – вы тащите с собой:

Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!

Он вслед кричит. –

Проснулась. – Кто-то говорит, –

Ваш голос был; что, думаю, так рано?

Бегу сюда – и вас обоих нахожу.

Да, дурен сон, как погляжу.

Тут все есть, коли нет обмана:

И черти и любовь, и страхи и цветы.

Ну, сударь мой, а ты?

Я слышал голос ваш.

Дался им голос мой, и как себе исправно

Всем слышится, и всех сзывает до зари!

На голос мой спешил, за чем же? – говори.

Да! их недоставало.

Помилуйте, что это вдруг припало

Усердье к письменным делам!

Ну, Сонюшка, тебе покой я дам:

Бывают странны сны, а наяву страннее;

Искала ты себе травы,

На друга набрела скорее;

Повыкинь вздор из головы;

Где чудеса, там мало складу. –

Поди-ка, ляг, усни опять.

Идем бумаги разбирать.

(А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

1. Софья, Фамусов, Чацкий – главные герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», а как в драматургии называют таких персонажей как Лиза (Репетилов, князья Тугоуховские и др.)?

2. Укажите название литературного направления XVIII в., традицию которого продолжает Грибоедов, наделяя некоторых героев своей реалистической пьесы «говорящими» фамилиями – характеристиками

3. В бланк ответа впишите термин, обозначающий тип развёрнутого высказывания героини, которая в этом эпизоде подробно рассказывает о своем сне.

4. Как в литературоведении классифицируют (по тематическому принципу) тип конфликта пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума», связанный с сюжетной линией Софья – Молчалин – Чацкий?

5. В чем противоречивость образа Софьи и какие героини русской классической литературы схожи с героиней комедии А.С. Грибоедова? (5-10 предложений)

Ужасный век! Не знаешь, что начать!

Все умудрились не по летам.

А пуще дочери, да сами добряки.

Дались нам эти языки!

Бepeм же побродяг, и в дом и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему –

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам.

Ты, посетитель, что? ты здесь, сударь, к чему?

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари;

В Москву переведен через мое содейство;

И будь не я, коптел бы ты в Твери.

Я гнева вашего никак не растолкую.

Он в доме здесь живет, великая напасть!

Шел в комнату, попал в другую.

Попал или хотел попасть?

Да вместе вы зачем? Нельзя, чтобы случайно.

Вот в чем, однако, случай весь:

Как давиче вы с Лизой были здесь,

Перепугал меня ваш голос чрезвычайно,

И бросилась сюда я со всех ног.

Пожалуй, на меня всю суматоху сложит.

Не в пору голос мой наделал им тревог!

По смутном сне безделица тревожит;

Сказать вам сон: поймете вы тогда.

Позвольте. видите ль. сначала

Цветистый луг; и я искала

Какую-то, не вспомню наяву.

Вдруг милый человек, один из тех, кого мы

Увидим – будто век знакомы,

Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,

Но робок. Знаете, кто в бедности рожден.

Ах! матушка, не довершай удара!

Кто беден, тот тебе не пара.

Потом пропало все: луга и небеса. –

Мы в темной комнате. Для довершенья чуда

Раскрылся пол – и вы оттуда,

Бледны, как смерть, и дыбом волоса!

Тут с громом распахнули двери

Какие-то не люди и не звери,

Нас врознь – и мучили сидевшего со мной.

Он будто мне дороже всех сокровищ,

Хочу к нему – вы тащите с собой:

Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!

Он вслед кричит. –

Проснулась. – Кто-то говорит, –

Ваш голос был; что, думаю, так рано?

Бегу сюда – и вас обоих нахожу.

(А.С. Грибоедов, «Горе от ума».)

1. Многие высказывания героев пьесы «Горе от ума» вошли в повседневную разговорную речь. Как называется суждение общего характера, выражающее в лаконичной художественной форме законченную и обобщенную мысль, философскую или житейскую мудрость, поучительный вывод («И будь не я, коптел бы ты в Твери»)?

2. С первых сцен пьесы в ней намечается противостояние «старшего» и «младшего» поколений. Как называется острое противоречие, столкновение, лежащее в основе драматургического действия?

3. Как называется форма общения между действующими лицами (например, разговор между Софьей и Фамусовым), которая служит способом характеристики персонажей и мотивирует развитие сюжета?

4. Назовите жанр пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».

5. Разговор Cофьи и Фамусова происходит до появления в пьесе ее главного героя Чацкого и завязки основных событий. Как называется этап действия, предшествующий завязке и отображающий положение действующих лиц до начала действия?

6. Как соотносится с реальными событиями пьесы придуманный Софьей сон? (5-10 предложений)

7. Как называется краткая характеристика автором происходящего на сцене, представляющая собой рекомендацию актерам в отношении их поведения, жестов, мимики, темпа речи и т.д. (например, садится)?

8. Укажите фамилию персонажа, к которому обращается Фамусов в конце первой реплики.

Какая свадьба? с кем?

Надежды много впереди,

Без свадьбы время проволочим.

Что вы, сударь! да мы кого ж

Себе в мужья другого прочим?

Не знаю. А меня так разбирает дрожь,

И при одной я мысли трушу,

Что Павел Афанасьич раз

Когда-нибудь поймает нас,

Разгонит, проклянёт. Да что? открыть ли душу?

Я в Софье Павловне не вижу ничего

Завидного. Дай Бог ей век прожить богато,

Любила Чацкого когда-то,

Меня разлюбит, как его.

Мой ангельчик, желал бы вполовину

К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;

Да нет, как ни твержу себе,

Готовлюсь нежным быть, а свижусь – и простыну.

И вам не совестно?

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведётся жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Сказать, сударь, у вас огромная опека!

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека.

Который кормит и поит,

А иногда и чином подарит?

Пойдёмте же, довольно толковали.

Пойдём любовь делить плачевной нашей крали.

Дай обниму тебя от сердца полноты.

Зачем она не ты!

(Хочет идти, София не пускает.)

София (почти шёпотом, вся сцена вполголоса)

Нейдите далее, наслушалась я много,

Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.

Как! Софья Павловна.

Ни слова, ради Бога,

Молчите, я на всё решусь.

Молчалин (бросается на колена, София отталкивает

Ах! вспомните! не гневайтеся, взгляньте.

Не помню ничего, не докучайте мне.

Воспоминания! как острый нож оне.

Молчалин (ползает у ног её)

Не подличайте, встаньте.

1. Как называется выразительное оценочное определение («плачевной нашей крали», «ужасный человек»)?

2. Укажите жанр произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума».

3. Каким термином обозначается вопрос, не требующий ответа («Да что? открыть ли душу?»)?

4. К какому роду литературы относится произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

5. Каким предстаёт Молчалин в данном фрагменте произведения?

В любовный конфликт в «Горе от ума» вовлечено несколько персонажей. Установите соответствие между этими персонажами и их поступками, событиями их жизни: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОСТУПКИ, СОБЫТИЯ ЖИЗНИ

рассказывает о тайном собрании в Английском клубе

переводит часы в гостиной, заставляет их играть

встречает на балу старого приятеля

падает с лошади

7. В каких произведениях русской литературы герои строят свою жизнь по отцовскому завету и в чём этих героев можно сопоставить с Молчалиным? (5-10 предложений)

8. В приведённом фрагменте раскованное обращение Молчалина с Лизой противопоставлено его готовности унижаться и лицемерить перед Софьей. Каким термином обозначают противопоставление в художественном произведении?

9. Как называется разговор персонажей, обменивающихся репликами?

10. В каких произведениях русской классики описаны сны героев и в чем их можно сравнить со сном героини пьесы А.С. Грибоедова? (Приведите 2–3 примера с указанием авторов.)

1. Как вы понимаете слова И.А. Гончарова «В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний дух, исторический момент и нравы»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

2. Кто Чацкий: «лишний» человек или личность, не нашедшая свое место в жизни? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

4. Почему особым достижением Грибоедова-драматурга А.С. Пушкин считал язык комедии? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Материалы по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Тема. Генрих Белль. «Путник, когда ты придешь в Спа. ».

Тема. Б. Брехт-драматург-новатор. Изображение войны как средства обогащение в драме » Матушка Кураж и ее дети». Идеи предупреждения и черты «эпического театра» в пьесе.

Тема. Эпический театр Б. Брехта: теоретические основы и художественная практика. Бертольд Брехт. «Матушка Кураж и ее дети

Тема. Джордж Оруэлл. «Скотоферма». Борьба против страха и рабской покорности в общественном сознании. Образ главного героя в динамике. Поэтика антиутопии

Тема. Джордж Оруэлл. «Скотоферма». Связь творчества Дж. Оруэлла с социально-исторической ситуацией эпохи. Разоблачение сущности тоталитарной системы и ее иерархии в антиутопиях художника

Тема. Серебряная эпоха русской поэзии: течения, достижения, судьбы художников. О. Блок. «Неизвестная». В. Маяковский. «А вы могли бы. », «Послушайте!», «Долг Украине». Б. Пастернак. «Гамлет», » во всем хочу я дойти. », «Зимняя ночь».

Тема. Анна Ахматова. Вирши. Поэма «Реквием».

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5306243 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года

Время чтения: 1 минута

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»

Время чтения: 1 минута

В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом

Время чтения: 3 минуты

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы