- uristinfo.net
- Раздел третий КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ОСНОВЫ Глава VI. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ. Конституционный строй — это форма или способ организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву. Под основами конституционного строя РФ
- Понятие и содержание конституционного строя
uristinfo.net
Раздел третий КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ОСНОВЫ Глава VI. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Понятие конституционного строя
Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй — это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.
Однако есть и другое понятие конституционного строя, заложенное, в частности, в Конституции РФ и относящееся не ко всякому государству, а лишь к такому, форма, способ организации которого имеет строго определенные черты, позволяющие считать его конституционным государством.
Дело в том, что наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным. Конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву.
Известно, что всякое государство, включая и тоталитарное, в той или иной мере подчинено праву, являясь одновременно и субъектом права, и фактором правообразования. Но для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, нужны соответствующие гарантии. В своей совокупности они обеспечивают такую форму, такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.
Следовательно, конституционный строй — это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.
Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.
Гражданское общество представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер.
Гражданское общество охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений, включая собственность, труд, предпринимательство, организацию и деятельность общественных объединений, воспитание, образование, науку и культуру, семью как первичную основу общежития, систему средств массовой информации, неписаные нормы этики, многие конкретные стороны политического режима.
Гражданское общество отождествляется в целом со сферой частных интересов и потребностей. Именно в его рамках реализуется большая часть прав и свобод человека. Однако гражданское общество нельзя представлять себе как мир изолированных индивидов. Оно не арифметическая сумма составляющих его субъектов, а их совокупность, образующая его сущностное единство. Это единство состоит в том, что в гражданском обществе действуют разнородные социальные силы, институты, организации и т.д., объединенные общими стремлениями к совместной жизни.
Понятие «гражданское общество» возникло еще в Древней Греции и вплоть до XVIII в. использовалось как синоним понятия «государство». Переход от средневековья к новому времени привел к формированию гражданского общества и осознанию того, что, кроме различий между ним и сугубо государственными институтами, существуют различия, порожденные идеями о свободе человека как гражданина общества, независимого от государства.
Постепенно различия между гражданским обществом и государством становятся важным аргументом в борьбе за социальное равенство, гражданские свободы и конституционное государство, получившие развернутое освещение в программном документе Великой французской революции — Декларации прав человека и гражданина.
Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества принадлежит Гегелю, который пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству в длительном и сложном процессе исторической трансформации от средневековья к новому времени. Социальная жизнь, характерная для гражданского общества, радикально отличается от этического мира семьи и от публичной жизни государства, образуя необходимый момент рационально структурированного политического общества. Социальная жизнь, по Гегелю, включает рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты, в задачу которых входят обеспечение жизнедеятельности общества и реализация гражданского права. Гражданское общество, подчеркивал Гегель, — это комплекс частных лиц, классов, групп и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые прямо не зависят от самого политического государства.
Понятие «гражданское общество» широко использовалось в русской дореволюционной юридической литературе .
См., например: Чичерин Б. Философия права. М., 1990. С. 257 — 288.
В нашей стране в годы советской власти понятие «гражданское общество» не использовалось. Это было обусловлено прежде всего тем, что освобождение человечества связывалось с уничтожением классовых различий и последующей ликвидацией различий между гражданским обществом и государством путем отмирания государства и соответственно права. Кроме того, в процессе «строительства социализма» государство, которое рассматривалось как выразитель и гарант всеобщего интереса, практически полностью подчинило и поглотило все общество.
Возрождение интереса к проблемам гражданского общества в нашей стране приходится на годы краха авторитарного режима, когда особую актуальность и значимость приобрели демократические ценности, принципы и институты.
С позиций либерального конституционализма XIX в. конституция должна устанавливать такие пределы государственной власти, которые вообще исключали бы возможность ее вмешательства в сферу гражданского общества. Однако в наше время, по мере развития общественных отношений, процесс саморегулирования в рамках гражданского общества настолько усложнился, что вмешательство государства облегчает это саморегулирование. Правда, существует опасность чрезмерности государственного вмешательства, что может свести на нет пользу, которую оно приносит. Вот почему задача конституции всякого конституционного государства сегодня состоит в установлении пределов государственного вмешательства в сферу общественного саморегулирования для того, чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтам и механизмам саморегулирования, действующим в рамках гражданского общества.
Ограничение общественного саморегулирования выражается в недопустимости удовлетворения социально-экономических прав граждан в ущерб политической, экономической и духовной свободе; государственного регулирования экономики в ущерб рыночному; подмены судебной процедуры арбитражной, упрощающей разбирательство, и т.д.
В результате ограничения государственной власти правом современное конституционное государство функционирует таким образом: оно постоянно стремится к усилению своего вмешательства в дела гражданского общества, особенно посредством своей социальной деятельности; однако дойдя до определенной степени вмешательства, которую фиксируют механизмы саморегулирования гражданского общества, государство активизирует свои правовые начала, сдерживающие это вмешательство тем сильнее, чем шире государственное регулирование.
Таким образом, в демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством, и как саморегулирующаяся система, а конституционное государство — как управляющая система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей.
Конституционное государство возникло в Англии в ходе ее многовекового политического развития. С конца XVIII в. конституционные учреждения начали распространяться в Западной Европе и Америке, а впоследствии проникли в Восточную Европу и в некоторые государства Азии. Это распространение происходило путем рецепции основных начал английского государственного строя, а также под влиянием школы естественного права.
Первая русская революция 1905 г. имела своим результатом провозглашение некоторых конституционных принципов не только в самой России, но и в ряде других стран. Конституционные учреждения были введены в Черногории и Иране (Персии), пробудилось движение за введение конституции в Индии, Китае и Египте.
Новый шаг на пути построения конституционного государства был сделан Россией в ходе Февральской революции 1917 г. Однако это движение было прервано Октябрьской революцией, которая на долгие годы погрузила страну в пучину тоталитаризма.
В основу концепции конституционного строя Российской Федерации в ее действующей Конституции положены великие гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Гражданин не ставится под иго всевластного государства, государство же рассматривается как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией.
И хотя большинство этих идей не реализовано на практике, а развитие современной России подчас находится в вопиющем противоречии с ними, сам факт закрепления этих идей в действующей Конституции РФ играет важную положительную роль, поскольку указывает тот путь, идя по которому Россия может стать подлинно конституционным государством.
Источник
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ. Конституционный строй — это форма или способ организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву. Под основами конституционного строя РФ
Конституционный строй — это форма или способ организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву. Под основами конституционного строя РФ понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить РФ характер конституционного государства. В Конституции РФ 1 глава посвящена основам конституционного строя. К числу таких основ относятся:
· демократизм, выражающийся в народном суверенитете — ст. 3 — «Носителем суверенитета и единственным источник власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением народа являются референдум и свободные выборы»;
· разделение властей — ст. 10 — «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»;
· идеологическое и политическое многообразие — ст. 13 устанавливает, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной … Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя». В ст. 14 устанавливается, что РФ — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
· гарантирование местного самоуправления — ст. 12 признает и гарантирует самостоятельность местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
· реализация принципов правового государства (ст. 1), главный из которых — верховенство права, подчинение государства праву, всеобщность права, но при этом важно, чтобы нормы права в полной мере отвечали воле и интересам народа;
· признание прав и свобод человека — ст. 2 — «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»;
· реализация принципов «социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» — ст. 7;
· федерализм, принципы правового государства, суверенитет РФ и республиканская форма правления. Ст. 4 — суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ;
· гарантирование разнообразия форм собственности и единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности — ст. 8.
Являясь основами российской государственности, все они могут быть изменены только в особом порядке, установленном Конституцией РФ. Закрепляя основы конституционного строя, Конституция регулирует не все, а основные наиболее важные общественные отношения. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует правовой институт «Основы конституционного строя РФ», занимающий центральное место в системе конституционного права РФ. Реализация этих основ должна обеспечиваться государством. В смысле реализации провозглашенных в Конституции основ, РФ находится на начальном этапе решения этих задач.
Основой конституционного строя России можно считать такие основы жизни государства и общества, которые воплощают общедемократические принципы и предполагают признание высшей ценностью права и свободы человека.
Источник
Понятие и содержание конституционного строя
С принятием Конституции Российской Федерации в науке и отрасли конституционного права России появился новый конституционно-правовой институт — основы конституционного строя. К сожалению, он не стал предметом пристального исследования ученых. Однако в учебной и научной литературе отдельные авторы предприняли попытку определить его понятие, раскрыть содержание и выделить характерные черты.
Следует отметить, что по вопросу о понятии конституционного строя изложены различные взгляды. Так, О.Е. Кутафин конституционный строй понимает как определенную форму, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Этот способ организации государства он связывает с подчинением государства праву. А «. чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями. Эти гарантии в своей совокупности обеспечивают такую форму или такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем».[3] Исходя из этого, понятие конституционного строя он определяет как форму или способ организации государства, которые обеспечивают подчинение его праву, характеризуют его как конституционное государство. Конституционное же государство, с его точки зрения, это государство с конституционным строем. В более поздних своих работах он остался приверженцем изложенной позиции о понятии конституционного строя.
В юридической литературе такой подход к определению понятия конституционного строя является достаточно распространенным. Например, М.Б. Смоленский, И.С. Яценко считают, что понятие «конституционный строй» «включает не только формальное соблюдение конституции, но и то, что государством надежно охраняются права и свободы человека и гражданина, а само государство подчиняется праву». Конституционный строй определяется ими как форма или способ организации государства, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий его как конституционное государство.
Н.А. Богданова рассматривает конституционный строй как устройство государства и общества, закрепленное в конституции. Очень близкое к этому определению понятие конституционного строя дается А.А. Безугловым и С.А. Солдатовым. Они рассматривают его как устройство гражданского общества и государства, закрепленное в конституции. В.Т. Кабышев определяет конституционный строй как систему конституционных отношений, как продукт конституционно-правового регулирования, а также конституционных норм и принципов, регулирующих и закрепляющих отдельные виды общественных отношений существующего реального строя.
Таким образом, из приведенных определений конституционного строя следует, что его понятие связывают:
-с системой основополагающих общественных отношений, закрепленных в конституции;
-с системой общественных отношений, складывающихся в государстве и обществе;
-с устройством государства и общества (или гражданского общества), закрепленного в конституции;
-с целостной системой социально-правовых отношений и институтов, подчиненных нравственным и конституционным велениям.
Эти позиции авторов по вопросу о понятии конституционного строя приобретают все больше сторонников.
Иной взгляд о понятии конституционного строя изложен М.В. Баглаем. Под конституционном строем он понимает порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией. В отличие от вышеприведенных определений, он выделяет соблюдение прав и свобод человека и гражданина, что в большей степени соответствует понятию конституционного строя, но вряд ли и его точку зрения можно признать верной. Указание на соблюдение прав и свобод человека и гражданина, закрепление в конституции общественного и государственного строя, а также подчинение государства праву или конституции не раскрывает содержательную сущность конституционного строя. В государстве могут соблюдаться права и свободы человека и гражданина, конституцией устанавливаться общественный и государственный строй, государство будет подчиняться праву, однако строй будет неконституционным. Поэтому приведенная позиция по вопросу о понятии конституционного строя являются не бесспорной.[4]
Заслуживает особого внимания определение конституционного строя, данное Н.А. Михалевой. Она считает, что конституционный строй — это общественный строй, в котором функционирует правовое государство с республиканской формой правления, установлен демократический политический режим, признаются приоритетное положение личности и незыблемость частной собственности, разделение властей, верховенство права и закона.
Несмотря на то, что это определение, на наш взгляд, наиболее полно отражает содержательную сущность конституционного строя, но и оно не лишено некоторых недостатков, что позволяет присоединиться к вопросам, поставленным Б.Н. Габричидзе, А.Н. Ким-Кименом и А.Г. Чернявским.
Конституцией государства всегда закрепляется определенный общественный и государственный строй. Однако их закрепление в основном законе государства и общества нельзя рассматривать как конституционный строй даже при условии соблюдения норм этого закона, подчинения государства праву. Понятие конституционного строя нельзя сводить к конституционному закреплению общественного или государственного строя или только к демократическому режиму, соблюдению прав и свобод человека и гражданина, подчинению государства праву. На мой взгляд, для конституционного строя характерен набор определенных признаков, характерных черт, которые позволяют признать в государстве существование такого строя. Как представляется, к ним следует отнести: признание и гарантированность естественных и неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина, гуманистический и цивилизованный характер общественных отношений, устойчивость, стабильность и целостность общественных отношений, их правовой характер, демократизм.
Понятие конституционного строя следует раскрывать, как представляется, через конституционализм, под которым понимается система идей, которые соответствуют модели справедливого демократического общества, социального государства. Идеи демократии основываются, прежде всего, на идеалах социальной справедливости, свободы и независимости каждой личности, признании ее права выражать и отстаивать собственный интерес политическими средствами. Идеи социального государства связаны с социальными требованиями к государству по обеспечению минимально необходимых условий, благоприятствующих свободному развитию личности. В его основе лежит принцип — «государство служит человеку», обеспечивает интересы индивида.
Таким образом, на наш взгляд, понятие конституционного строя можно рассматривать:
-как систему общественных отношений, развивающихся в государстве и обществе в соответствии с идеями конституционализма;
-как особый вид общественного и государственного строя, для которого присущи идеи и ценности конституционализма.
Источник