Тема 2. Теория политической власти
Цель: раскрыть сущность власти вообще и ее наиболее важного вида — политической власти.
Задачи:
- рассмотреть формы проявления власти и механизм ее осуществления;
- показать особенности удержания и распоряжения политической властью государствами в настоящее время.
Оглавление
Понятие, источники, структура и функции политической власти
Общество — сложная социальная система, имеющая множество различных элементов.
Функционирование и развитие общества складываются из поведения и деятельности людей.
Деятельность и поведение людей в нужном для общества направлении невозможны без осуществления власти. Власть — одно из основных понятий политической науки и практики.
Но, пожалуй, это понятие является еще более распространенным в обыденном сознании, в сознании нашего народа в период развала всех структур нашего государства, вооруженных сил и др.
Можно часто слышать: куда смотрят власти? Почему бездействует власть? Не пора ли применить власть?
По этим вопросам видно значение в жизни общества, особенно нашего, подсознательно, интуитивно придается власти.
Вопрос о сущности власти, ее средствах, видах не новый для науки и практики.
Власть является одним из центральных понятий политологии, дающих ключ к разъяснению многих процессов и явлений политической жизни общества. Мысль о сложности и многообразии природы власти проходит через все посвященные ей научные изъяснения от древности до наших дней.
Политическая мысль прошлого, которая основывалась на мифологических и религиозных представлениях, все общественные явления, в том числе и власть, объясняла сверхъестественными причинами. Развитие философских, естественно-научных знаний, форм и методов научного познания поставило изучение проблем политики, власти и государства на теоретическую почву. В эпоху Возрождения значительный вклад в анализ проблемы власти внес Н. Макиавелли, который подверг резкой критике власть церкви, высказал ряд интересных идей об умеренной республике. Большую роль в развитии учения о власти сыграл Ш. Монтескье, глубоко обосновавший идею о разделении властей, развитую в целостную и стройную концепцию.
Своеобразные подходы к проблеме власти можно найти в научных трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, И. Канта, Г. Гегеля, А. Герцена, Вл. Соловьева, Н. Бердяева и др. В целом трактовка концепции политической власти возникла в политологии в результате критического анализа исторического опыта и накопления человечеством знаний об обществе. Вот почему выяснение сущности и характера власти имеет важное значение для понимания природы политики и государства.
На уровне обыденного сознания власть — это нечто грозное, суровое, способное только карать. Это что-то вроде гоббсовского «левиафана» — чудовища.
На теоретическом уровне понимание власти имеет несколько трактовок:
- Бихевиористское понимание власти (от англ. biheviorism — поведение) — это особый тип поведения людей, основанный на определенных стимулах.
- Телеологическое понимание власти (от греч. telos — цель) — это действия, направленные на достижение определенных целей.
- Инструменталистское понимание власти — это возможность использования определенных средств, органов для подчинения одних людей другими. Здесь не последнюю роль призвано играть насилие.
- Социально-психологическая концепция власти. Эту точку зрения разделяют Ч. Мерриам, Г. Лассуэл, Дж. Кетлин и другие представители Чикагского университета. В своих политологических работах они доказывают, что стремление к власти является доминирующей чертой человеческой психики и сознания, следовательно, определяющей формой политической активности человека. При этом власть является исходным пунктом и конечной целью любого политического действия. Следовательно, политический человек — это человек, стремящийся к власти. В свою очередь, власть, к которой устремляется человек — это средство улучшить его политическое состояние. Представители Чикагского университета небезосновательно считают, что это средство используется всеми людьми, во все исторические времена и в любом обществе, при любом социально-политическом строе. Вот почему политика выступает ареной социального взаимодействия политических субъектов.
В ходе этого весьма разнообразного, подчас противоречивого, взаимодействия воспроизводятся устойчивые формы политической власти, такие как государство, партии, политические организации и институты. Политическая система общества выступает как особая структура, в которой власть должна быть распределена между всеми ее элементами так, чтобы устанавливалось определенное равновесие сил, стремящихся к власти и достигающих ее. Достичь данного равновесия можно лишь в том случае, если арена политического действия станет рынком власти. На этом рынке власть оплачивается и продается. Особая роль в обуздании стихии политического рынка отводится государственной власти, стоящей над политическим рынком и обеспечивающей его нормальное функционирование.
Следовательно, современная западная политология характеризуется, с одной стороны, теоретическим разнообразием в определении власти и подходов к анализу ее сущности, а с другой — научным анализом реальных процессов и тенденций развития современного мира с точки зрения проблемы власти. При этом большинство современных политологов критически относятся к концепции власти, в основе которой лежит чисто классовый подход.
Можно было бы привести и некоторые другие подходы к теоретическому определению власти. Вместе с тем приведенные определения страдают метафизической односторонностью, и в этом их недостаток, порок. Они подчеркивают лишь отдельные моменты, аспекты власти, не выделяя главного, существенного. Подчеркивается, как видно из определений, цель власти, средства ее осуществления и т. д.
В обыденной жизни и в политологической литературе термин «власть» и ее классификация используется в разных смыслах. Естествоиспытатели говорят о власти над природой, философы — о власти объективных законов над обществом, социологи — о власти социальной стихии, юристы — о государственной власти и т. д. Крайняя запутанность и противоречивость этого термина дает повод говорить об ореоле мистики и таинственности, который окружает власть.
Иногда власть отождествляют с ее непосредственными орудиями — государством, политической организацией общества, с ее средствами — управлением, с ее методами — принуждением, убеждением, насилием. Нет основания отождествлять власть с ее орудиями — государством и политической организацией общества. Во первых, потому, что государство обладает мощной государственной властью, а политическая организация общества является механизмом политической власти. Во-вторых, политическая власть — это более широкое понятие, чем государственная власть.
Нельзя ставить знак равенства между властью и управлением. Естественно, что без управления невозможно осуществлять власть, но и без власти невозможно управлять. Конечно же, понятие «управление» шире чем понятие «власть». Власть является элементом управления. Процесс же управления — это процесс реализации властной воли для реализации цели властителя. Управление выступает только средством, при помощи которого осуществляется целенаправленное воздействие власти.
Нет причин также отождествлять власть с ее методами — принуждением и убеждением. Принуждать и убеждать может не только властитель, но и подвластный. Так, например, та или иная политическая организация (партия), не входящая в коалицию правительства, может принудить его пойти на уступки, но от этого организация или партия еще не становится властвующей.
С точки зрения современной политической науки понятие «власть» вообще означает асимметричное социальное отношение, выражающее способность и возможность осуществлять кем-либо свою волю, подчиняя этому деятельность, поведение других людей с помощью какого-либо источника власти для достижения собственных целей.
Другими словами власть можно определить как способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия.
Основные источники власти:
- авторитет (традиционная власть);
- престиж (статусная власть);
- знание (экспертная власть);
- богатство (вознаграждающая власть);
- сила (насильственная власть);
- харизма (обожествляющая власть) и др.
В соответствии с этим выделяются:
- власть как вера, предполагающая способы завоевания доверия;
- власть как выгода, имеющая формы вознаграждения;
- власть как опасение, включающая методы запугивания и диктата.
Структуру власти можно представить в виде своеобразной пирамиды, верх которой обладает полномочиями управлять людьми, принимать законы, использовать определенную систему принуждения к их исполнению. При этом методы ее осуществления и средства применяются весьма разнообразные. В итоге это привело к разделению общества на власть имущих и людей, не обладающих властью. В дальнейшем именно это обстоятельство стало одной из главных причин политического отчуждения масс от институтов власти.
Постепенно, с образованием государства, его специального аппарата насилия, это политическое отчуждение усиливалось и в конце концов привело к конфликтам с верхом пирамиды народных масс, отстаивающих свое естественное право на свободу и независимость. Последствия нарушения этой стабильности в разных странах неодинаковы, но всегда этот процесс для общества был мучителен, а порой и трагичен.
Любая власть обладает специфическими признаками. К ним можно отнести следующие:
1) доминирование властной воли, а не просто влияния;
2) наличие особого аппарата управления;
3) возможность принуждения в отношении общества и отдельной личности;
4) монополия на регламентацию политической жизни;
5) суверенитет органов власти по отношению к другим государствам.
Классификацию власти можно осуществить по различным основаниям:
- субъективность власти — государственная, партийная;
- сфера функционирования — законодательная, исполнительная, экономическая, политическая, идеологическая, семейная и др.;
- форма правления — господство, руководство, управление, организация, контроль и т. д.;
- методы осуществления — насилие, принуждение, убеждение, подавление;
- тип власти — тоталитарная, авторитарная, либеральная, демократическая.
Власть имеет много различных видов:
- общественная;
- политическая;
- государственная;
- семейная;
- военная;
- личная и т. д.
Все эти виды власти переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.
Наиболее важным видом власти является политическая власть.
Политическую власть политологи, как правило, рассматривают в качестве одного из видов власти вообще, соответственно начиная с определения общей сущности власти.
К таким характерным определениям можно отнести следующее: «В общем смысле власть — это способность и возможность осуществлять свою волю (классом, группой, личностью или партией, государством и т.д.), оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств».
Данное определение, являющееся, кстати, перефразировкой более ранних определений в научных энциклопедиях, очень близко к известным определениям власти М. Вебера, раскрывающим сущность власти именно через возможность какого-либо субъекта проводить свою волю в тех или иных социально-политических взаимодействиях.
В подобном ключе было выдержанно и одно из самых лапидарных в научной литературе толкований власти американского политолога Г. Саймона: «А имеет власть над В, если А обусловливает поведение В».
В зарубежной политологии существует специальная обширная литература, посвященная описанию признаков и функций политической власти.
Перечислим ряд характеристик, которыми зарубежные политологи наделяют власть. В процессе политических отношений власть, по их мнению, проявляет себя через следующие основные признаки и функции:
3) «блокирование последствий» (помеха конкуренту в борьбе за власть),
4) «создание требований» (искусственное формирование нужд, которые может удовлетворить лишь агент власти, своего рода политический маркетинг),
5) «растяжение сети власти» (включение дополнительных источников зависимости от агента),
6) шантаж (угрозы в настоящем или посулы бед от неподчинения в будущем),
7) подсказки, информационный прямой и косвенный контроль (с помощью предостережений, рекомендаций, мести и т. д.).
Необходимо отметить, что все эти характеристики, так же как и обобщения типа «любая власть развращает, но абсолютная власть развращает абсолютно», в зарубежной политологии относятся, как правило, к политической власти вообще, без выявления ее социальных оснований и спецификаций. Считается, что власть обладает своего рода некой демонической иррациональной силой, вследствие которой носитель власти наделяет ее собственными характеристиками, а политическая власть как бы переделывает по своим канонам природу, существо своего носителя, будь то любой класс, социальный слой, любая партия, правительство или парламент.
Поэтому строящееся правовое государство обязано отслеживать характерные признаки, функции, тенденции развития политической власти и уметь вовремя погасить их негативные последствия и черты либо не допустить их переход за определенные границы. Например, принуждение — это характерный признак и функция любой политической власти. Общество невозможно построить на одних позитивных (положительных) стимулах. Так же как невозможно построить здоровое общество на одном принуждении и насилии. Соответственно, задача правового государства — строго выдерживать меру между позитивными стимулами и принуждением. Это, в определенном смысле, и есть политика, поскольку она является прежде всего миротворчеством, созданием разумных балансов между общественными движущими силами и социальными компонентами.
Политическая власть — это реальная способность данного класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в политике посредством идеологических, организационно-правовых и других методов.
В приведенном определении можно выделить три стороны власти, органически неразрывно связанные друг с другом и составляющие ее структуру:
1) способность, возможность и право кого-либо оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение, деятельность людей с целью осуществления своей политики;
2) политическое господство и руководство одной группы людей над другой;
3) система государственных органов, с помощью которых осуществляется власть.
Политическая власть неразрывно связана с экономической, семейной, военной, личной и другими видами власти, испытывает на себе их влияние, иногда сливается с ними (при тоталитарном режиме).
Осуществление власти непосредственно связано с субъектами политики. Они и являются социальными компонентами власти: господствующий класс; руководящие органы массовых общественных движений и политических институтов; группы партикулярных интересов.
Господствующий класс — это социальная группа, олицетворяющая государство в экономических отношениях, в социальной и политической сферах. Руководящие органы массовых общественных организаций легитимируются активной частью населения, наделяются определенными полномочиями в достижении поставленной цели. Как правило, здесь немаловажную роль призван выполнять общественный авторитет, способность сплотить вокруг себя и мобилизовать массы на достижение поставленной цели. И, наконец, группы пертикулярных интересов. Это система контор и агентств крупных монополий, например ВПК, оказывающих влияние на законодателей и государственных чиновников.
Рассматривая социальные компоненты власти, следует отметить, что политическая и государственная власть связаны с борьбой и господством. Господство — это механизм осуществления власти, который принимает форму социальных институтов и предполагает расчленение социальных групп на господствующие и подчиненные, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделение и обособление особого аппарата управления.
Необходимо отметить, что в настоящее время есть две точки зрения на проблему борьбы и господства: марксистская и точка зрения западной политологии. В первом случае проблема борьбы и господства рассматривается в виде классовой борьбы и классового господства. При этом основные идеи сводятся к следующему:
1) в классовом обществе господство имеет классовый характер;
2) господство обусловлено социально-экономическими отношениями;
3) господство предполагает создание политического и военного аппаратов для удержания власти в руках господствующего класса;
4) сферы функционирования власти предопределяют виды устройства, основными из которых являются экономическое, политическое и идеологическое.
В западной политологии сложились две основные точки зрения на проблему господства и власти. Сторонники первой утверждают: традиционное господство означает вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной части людей. Легитимное (законное) господство основывается на праве и правосознании. Оно связано с разделением властей, с вычленением особого административного аппарата управления, обеспечивающего исполнение предписаний и распоряжений. Вторая точка зрения представлена взглядами политологов Р. Михельса и Г. Моска, которые отмечают, что в современных условиях наблюдается тенденция к харизматическому типу господства, основанного на вере в исключительные качества политического лидера. Для некоторых современных государств эта проблема действительно является весьма актуальной.
В связи с этими рассуждениями возникают вопросы: «Может ли общество обойтись без власти? Для чего нужна власть в обществе?». Власть в обществе предназначена прежде всего для поддержания его единства. Следовательно, современное общество не может обойтись без власти вообще, а без политической тем более. Власть необходима для организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения участников этого производства единой воле, для регулирования всех других взаимоотношений между людьми, связанных с жизнью в обществе.
Важно также подчеркнуть, что власть воплощается и опирается на установившийся порядок и определенные организационные действия, на право действовать по своему усмотрению. Субъект власти может быть индивидуальным и коллективным, им может быть и все общество.
Таким образом, власть как социальное явление необходима обществу, она безусловно, неотъемлемая часть любого общества.
Политическая власть и авторитет, влияние, контроль. Политическая власть и поддержка
Политическая организация правового государства есть по своей сущности институализированные властные (т. е. по поводу власти) отношения основных социальных групп.
Политические институты, овеществляя, венчая собой властные отношения, являются тем самым важнейшим инструментом развития общественного организма.
Для того чтобы реанимировать, более того, кардинально усилить способности и возможности политических институтов — традиционных субъектов власти по радикальному преобразованию общества, — необходимо, как представляется, в ходе их трансформации освободиться от некоторых еще бытующих взглядов на их главные функции. Один из них заключается в том, что политические институты рассматриваются исключительно как механизм захвата и удержания власти в интересах одного или нескольких классов.
Подобное определение, очевидно, не является исчерпывающим. Во-первых, овладение властью — это лишь определенный этап в длительном генезисе основных политических институтов общества и государства.
Во-вторых, необходимо учитывать, что власть различается по своей форме, специфике, характеру, основе. Говоря о власти того или иного политического института, необходимо не только вскрыть ее социальную природу, но и иследовать ее характер, отличать власть, происходящую от силы и принуждения, от власти, проистекающей из авторитета, компетентности. Соответственно каждый политический институт правового государства не только должен выполнять свою функцию, но и обладать своей собственной формой власти.
Кроме того, характер, форма власти политических институтов существенно изменяются в зависимости от того, в рамках какой общественной формации, культурных условий они функционируют.
Таким образом, задача подлинной демократической системы властных институтов — не просто захватить и удержать власть, но и придать самой власти существенно иной характер, чем в авторитарном государстве, выйти на существенно иной уровень преодоления отчуждения простого гражданина от власти, от политического и государственного управления.
Политическая власть — это механизм общественного управления.
Его суть и специфика заключаются в том, что объектом его непосредственного управления на этапе правового государства выступают уже не вещи (даже самые дефицитные) и не люди, что характерно для тоталитарных режимов, а все виды общественных отношений: экономические, социальные, духовные, а еще точнее, создание общественного режима благоприятствия для оптимального саморазвития, самодвижения этих отношений.
При описании целей и функций политической системы необходимо разграничение понятий «власть» и «управление». Это важно, потому что названные понятия не только частично совпадают, но и существенно различаются. Власть — это всегда управление (в той или иной форме, тем или иным субъектом), но управление — далеко не всегда власть.
Чрезмерная концентрация определенной формы власти, всегда возникающая при монополизации политической системы, сведение ее к одному реальному субъекту, что, как правило, сопровождается умножением субъектов формальных, не играющих главной роли, на деле подтачивает способности политических органов к управлению.
Это происходит вследствие того, что:
1) эти монопольные органы утрачивают ответственность за результаты своих решений в силу того, что контролируют себя сами;
2) утрата центральными институтами власти ответственности за решение приводит к своего рода «беспределу», т. е. к расширению зоны их властно-управленческого воздействия на общество сверх разумного предела.
Вместо собственного объекта политического управления правового государства — общественных отношений (т. е. базовых отношений социальных групп между собой и государством по поводу сущностных аспектов общественного устройства: собственности, социальной справедливости, доступа к духовным ценностям и пр.) — объектом управления политики становятся отношения в обществе (т. е. бесчисленное множество всевозможных частных социальных, хозяйственных, нравственных и иных отношений). Вместо управления обществом и людьми через систему государственных законов возникает управление со стороны политической власти непосредственно вещами и людьми.
Реформа политсистемы по вектору правового государства как раз и должна быть направлена на то, чтобы изменить структуру власти, переориентировать ее институты, направив их на решение главных общественных задач, а не на тотальную регламентацию всех частных вопросов.
Главной функцией политических институтов и субъектов власти обязано стать научное управление и регулирование общественных отношений, основанное на постижении их объективных законов и закономерностей саморазвития.
Целью же властных субъектов при подобном подходе выступает такая взаимосвязь между ними и общественными отношениями, когда первые обеспечивают наиболее оптимальные условия для динамического хода развития последних. При этом регулирующее вмешательство субъектов власти в динамику развития экономических, социальных, духовных общественных отношений будет определяться строго необходимой мерой, отражающей общественную необходимость, глубинные интересы общества. Не случайно политологи отмечают, что власть тем успешнее выполняет свои функции, тем она лучше, чем меньше ей приходится о себе заявлять.
Сила власти зависит не от количества охватываемых ею функций, а от эффективности выполнения именно своих, сугубо властных функций.
Четкое определение специфических функций и задач субъектов власти при четком и компетентном, объективно обоснованном разграничении и создает запас политической прочности демократии, составляет костяк правового государства.
Хотя политическая жизнь осуществляется в рамках различных политических систем (партий, профсоюзов), центральным институтом политической власти является государство.
Политическая власть неразрывно связана с государством. Она не существует вне и независимо от государства как органа в руках господствующего класса. Поэтому сущностью политической власти является государственная власть.
- имеет классовый характер;
- опирается на специальный аппарат принуждения;
- распространяется на все население той или иной страны;
- носит суверенный верховный характер внутри страны.
До появления государства существовала общественная власть. Она сохранится в той или иной форме и после исчезновения государства.
Государственная власть добивается своих целей различными средствами:
- идеологическим воздействием,
- экономическим стимулированием,
- административными актами,
- правовыми нормами,
- принуждением.
Следует подчеркнуть, что монополией на принуждение с помощью спецаппарата обладает только государственная власть.
К основным формам проявления государственной власти относятся:
- Господство предполагает абсолютное или относительное подчинение одних людей (социальных групп) другим.
- Руководство — способность осуществлять свою волю путем воздействия в различных прямых и косвенных формах на руководимые объекты.
Оно может быть основано исключительно на авторитете, на признании руководимыми соответствующих полномочий у руководителей при минимальном осуществлении властно-принудительных функций.
Эффективность руководства зависит от правильности политики субъекта власти, от того насколько органы руководства опираются на рекомендации науки.
В механизме осуществления власти большую роль играет политический лидер. Если политический лидер понимает основные тенденции времени и поступает сообразуясь с ними, то его действия можно считать прогрессивными. И наоборот, какими бы благими намерениями не руководствовался лидер, все равно применяемое им насилие над историей неизбежно ведет к тяжелейшим издержкам для всей страны и народа.
Перед демократическими силами в нашей стране стоит сложная задача — создать механизм, гарантирующий недопущение культа личности в обществе, искоренение остатков авторитарной власти. Немаловажную роль в этом деле должны сыграть гласность, контроль за деятельностью должностных лиц, формирование соответствующих институтов, позволяющих максимально воздействовать на весь процесс формирования власти, политики и участия в ней. Сильная власть не противопоставляет себя обществу, а максимально активизирует его возможности.
Рассматривая проблему власти, на наш взгляд, важно проследить, как происходила бюрократизация ее. Бюрократия (фр. — бюро, канцелярия и греч. — власть, господство) — это специфическая форма управленческих структур и отношений, которые характеризуются:
- наличием привилегированного слоя служащих, призванного осуществлять власть и господство;
- безличной системой управления;
- отрывом исполнительной власти от законодательной;
- поручением функций контроля лицам, ответственным за исполнение;
- созданием системы служебной зависимости, приводящей к главенству формы над содержанием деятельности.
Бюрократия в нашей стране зародилась как социальная прослойка в 1920-е гг., когда постепенно, но уверенно стала отделяться от власти. Если в первой половине 1920-х гг. Советы народных депутатов были достаточно стабильными органами власти, то уже к концу десятилетия и, особенно, в 1930-егг. состав депутатов стал быстро обновляться. Внешне это выглядело вполне демократично, но менялись депутаты, а руководящий механизм оставался прежним. Бюрократия достигла своего расцвета в период застоя. В начале 1980-х гг. в стране было уже более 70 министерств и ведомств, а общее число управленческого персонала превышало 18 млн человек. Система бюрократизации была тесным образом связана с командно-административной системой во всех областях жизнедеятельности общества. Предполагалось, что переход к демократическому типу власти прекратит существование огромной бюрократической машины, которая формировалась десятилетиями. Однако в настоящее время отличается новое торжество бюрократии: чиновников в современной России больше, чем было во всем Советском Союзе.
В цивилизованном обществе власть носит законный характер:
- устанавливается и сменяется демократическим путем,
- опирается на правовые и нравственные нормы,
- осуществляется на основе широкой демократии,
- существует единовластие.
В неправовом обществе всегда налицо такие варианты власти, как:
- всевластие,
- многовластие,
- двоевластие,
- безвластие,
- кризис власти,
- паралич власти,
- деформация власти и др.
Правовое государство характеризуется принципом разделения власти:
- на законодательную,
- исполнительную,
- судебную.
Теория соотношения властей в государстве впервые была выдвинута английским философом Джоном Локком (1632—1704) и затем развита Шарлем Луи Монтескье (1689—1755).
Эта теория сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма.
Данная теория предполагает, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти:
Законодательная власть — это система органов власти, имеющих право принимать законы. В разных странах она носит разное название (верховный совет, парламент, конгресс и др.).
Исполнительная власть — это система органов государственного управления (правительство, министерства и др.). Эта власть (теоретически) независима от органов законодательной власти.
Судебная власть — это система судебных органов, осуществляющих правосудие.
В качестве примера рассмотрим существующую систему разделения властей в США. По конституции страны законодательная власть принадлежит конгрессу, состоящему из палаты представителей и сената. Исполнительной властью наделен президент. Избирается он не конгрессом, не населением, а выборщиками. Президент является главой государства и правительства. Он не подчинен конгрессу. Однако палата представителей может возбудить обвинение (импичмент) против президента в случае совершения им серьезных правонарушений. Но решение о привлечении его к ответственности принимает сенат. Госбюджет утверждает конгресс по представлению президента. Президент назначает министров, но с согласия сената. Законы, принятые конгрессом, подписывает президент, он же может их возвращать (наложить вето). Конгресс может преодолеть вето, одобрить закон вторично (2/3 голосов в каждой из палат). Верховный суд состоит из председателя и членов суда, пожизненно назначаемых президентом с согласия сената. Суд является органом конституционного надзора. Такова система разделения властей в США.
Основные признаки реального осуществления принципа разделения властей:
- юридическое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, их безусловная независимость друг от друга;
- многопартийность и, безусловно, парламентская демократия;
- сочетание президентской и парламентской власти;
- первенство и верховенство закона в государстве и обществе;
- разделение выборов в различные органы власти (по времени и по структуре);
- наличие института отставки.
Поскольку в обществе все властвовать не могут и этим правом обладает только часть людей, коллектива, группы, класса, стоит вопрос о делегировании власти.
Делегирование власти осуществляется по двум основным направлениям – «наверх» и «вниз». Вначале рассмотрим делегирование власти «наверх», когда один субъект власти передает управление установившимся порядком под его контролем, другому субъекту, обладающему большей независимостью и возможностью к действию, чем он сам.
При делегировании власти «наверх» должны соблюдаться определенные условия. Прежде всего нижестоящие органы власти добровольно отдают часть своих полномочий вышестоящему органу. Далее, вышестоящий орган ни в коем случае не должен узурпировать власть нижестоящего, не должен дублировать и подменять его. Власть нижестоящего органа при делегировании части полномочий вышестоящему остается суверенной, независимой в своей компетенции. Не допускается также мелкая опека, недоверие к нижестоящему органу власти. И в то же время нижестоящий орган власти не должен оспаривать решения вышестоящего, если эти решения правомерны, объективны и законны. При делегировании власти «наверх» существует периодическая отчетность вышестоящих органов перед нижестоящими об использовании делегированных полномочий. Если нижестоящий орган убедится, что делегированные им полномочия не выполняются, он может отозвать их и сам выполнять их.
Как же происходит процесс делегирования власти «вниз»? Субъект власти верхнего эшелона делегирует какую-то из своих возможностей к действию вниз, оставаясь по-прежнему обладателем большой власти и надеясь управлять субъектом меньшего уровня. Это выгодно для централизации власти, но здесь есть риск, т. к. субъект власти нижнего уровня стремится выйти из-под опеки центра и нередко диктовать свои правила поведения. Обладатель центральной власти в связи с этим становится зависимым от будущих решений и суждений других и может утратить возможность управлять своими ресурсами в соответствии с разработанным планом действий.
Делегирование объема полномочий «вниз» имеет определенную границу, за пределами которой может наступить опасность не только потери власти ее носителем (субъектом), но и расстройство всех государственных дел и, более того, потеря самостоятельности страны. История знает довольно много таких примеров. Так и случилось с бывшим СССР.
В нормальном правовом демократическом государстве четко функционирует субординация властей:
ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ — это высшая власть в государстве, которая формируется и осуществляется на территории всего государства.
Сильное государство немыслимо без сильной верховной власти, т. к. в ее ведении находятся такие функции, от осуществления которых зависит целостность, могущество и национальная независимость государства:
- законодательная функция (без нее невозможно обеспечить правопорядок и безопасность граждан в обществе);
- координация экономической деятельности в масштабе страны;
- функция обороны страны.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ (ЭШЕЛОН) ВЛАСТИ — это власть национально-государственных образований:
- штаты в Америке (США),
- кантоны в Швейцарии,
- ландтаги в Германии,
- субъекты федерации в России и др.
МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ — это низший эшелон власти:
Местная власть распространяется на строго определенную территорию (район, город, область). Она решает вопросы, связанные с обеспечением нормального функционирования жизни и деятельности населения соответствующих территорий.
Местная власть опирается на законодательные акты высших и средних эшелонов власти, на конституцию государства.
Таким образом, любое государство нуждается в сильной и авторитетной власти. Обязанность граждан государства — действовать по законам власти, избранной народом. Обязанность власти — действовать по закону. Верховенство закона — неотъемлемый атрибут правового государства. Только верховенство закона избавляет общество от анархии, безвластия, прихода к власти реакционных режимов.
Власть во всех проявлениях призвана:
- обеспечить соблюдение конституционных норм, прав, свобод и обязанностей граждан;
- регулировать экономическую и культурную жизнь страны;
- заботиться об укреплении обороноспособности государства.
Выяснив сущность власти, рассмотрим механизм ее осуществления. В политологии известны несколько типов власти: тоталитарная, авторитарная, либеральная и демократическая.
Типы политической власти
Каждая власть, в зависимости от конкретного типа, имеет свой, только ей присущий механизм осуществления.
- Тоталитарная власть. Данный тип власти не знает проблемы «власть и общество», поскольку в тоталитарном сознании интересы объекта и субъекта власти неразделимы и составляют единое целое. Народ в таком обществе не безмолвствует, а горячо принимает и поддерживает все, что делают власть предержащие. В таком обществе главенствует принцип: запрещено все, кроме того, что приказано. Вся жизнедеятельность людей полностью регламентирована, причем тоталитаризм не просто регламентирует, а очень строго контролирует всякую деятельность, любое выражение мысли. В обществе существует строго вертикальная система подчиненности, при этом все формы общения людей по горизонтали, свойственные демократическому обществу, разрушаются.
Власть на всех уровнях формируется закрыто (обычно одним человеком или несколькими людьми из правящей верхушки). В перспективе такую власть ждет распад. Как правило, тоталитарная власть существует до тех пор, пока жив диктатор. По мере своего разложения, тоталитарная власть замещается другим типом власти — чаще всего авторитаризмом.
Власть не приходит сама собой к тому или иному классу, группе лиц, отдельным личностям. Она берется, завоевывается (честным или нечестным способами). Вопрос о власти является основным вопросом всякой социальной революции, всякой избирательной кампании, путча и т. д.
Взять власть, прийти к власти — это еще не все. Надо ее удержать. В зависимости от того, какими способами берется и удерживается власть, можно судить о ее характере: демократична она или авторитарна, прогрессивна или реакционна, долговечна или временна.
Власть в политической сфере — это, по мнению многих крупных политологов (Парсонса и др.), все равно, что деньги в сфере экономики, функциональная близость власти и денег делает возможными их взаимопревращения: деньги легко превращаются в политическую власть, равно как и последняя — в деньги.
Опасность и последствия такого рода превращений очевидны, и в правовом государстве существуют выверенные временем технологии правового и общественного контроля за метаморфозами власти и денег, за гласностью, законностью и пределами их взаимопревращений.
Другое дело, когда вместо этих, хотя и общественно опасных, но все же контролируемых, процессов происходит негласный натуральный обмен власти на дефицитные материальные и социальные блага и услуги. Возможность такого натурального и поэтому особенно трудно контролируемого обмена делает политическую власть особенно желанной для некоторых субъектов политической власти. Это и является одним из серьезных факторов ее ожесточения.
Наиболее полно характер власти проявляется в ее функционировании и осуществлении.
Функционирование власти осуществляется в рамках определенной политической системы.
Механизм контроля политической власти
Взаимодействие структурных элементов политической системы составляет механизм функционирования политической власти. Каждый элемент политической системы выступает субъектом политической власти и реализует ее в соответствии со своим общественным статусом, своими специфическими средствами.
Государство — главный инструмент политической власти. Оно выражает прежде всего интересы господствующих социальных групп (класса).
Для осуществления власти государство создает специальные органы (суд, прокуратору, армию, милицию и др.), чиновничий аппарат, средства массовой информации. Для нужд государства взымаются налоги с населения.
Государство принимает и отменяет законы, добивается выполнения принятых решений и законов, осуществляет управление всеми социальными процессами в обществе.
Политическая власть будет прочной и эффективно функционирующей при условии:
- госорганы и учреждения (парламент, правительство, правоохранительные органы, органы госбезопасности, вооруженные силы) функционируют четко, эффективно;
- все структурные элементы государства тесно взаимодействуют друг с другом, дополняют друг друга;
- все структурные элементы строго выполняют свои функции.
Государство должно делать все, чтобы заручиться поддержкой своей политики, своей политической воли со стороны основных партий, союзов, организаций и т. д.
Когда политическая жизнь пускается на самотек, общество начинает напоминать растревоженный муравейник. Общество превращается в неуправляемую систему, возрастают центробежные силы, слабеет власть.
Средства массовой информации — важнейший рычаг в функционировании политической власти. Средства массовой информации называют «четвертой» властью в обществе. В этой оценке большая доля правды. Дело в том, что печать, радио, телевидение формируют общественное мнение, настроение, определенное понимание деятельности правительственных органов, вооруженных сил, отдельных политических деятелей.
Из всего этого складывается отношение народа к власти, а следовательно, его социальная база.
Под воздействием массовой информации и по ряду других причин может возникнуть оппозиция власти.
Сущность оппозиции — представляя определенные социальные силы, подвергать властные структуры конструктивной критике в рамках существующей конституции и бороться за приход к власти законным путем.
Оппозиция может иметь разные формы:
- парламентская оппозиция,
- внутрипарламентская оппозиция,
- в средствах массовой информации.
Такие формы оппозиции в правовом государстве терпимы и даже полезны. В борьбе с ними существующая власть самосовершенствуется, укрепляется.
Иное дело, когда оппозиция занимает позицию прямо противоположную, враждебную существующей власти. В этом случае общество может быть поставлено на грань силового противостояния, вплоть до гражданской войны.
Источник