Форма государственного режима это способ

Форма государства

Понятие формы государства и её основные элементы

Говоря о форме государства, следует заметить, что в юридической литературе под формой понимают организацию политической власти, т.е. основное внимание уделяется лишь одному из признаков государства, тогда как форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания.

При этом следует заметить, что в силу экономических, социально-политических, идеологических и других факторов постоянно менялось представление о формах государства. Так, считал Платон, что лучшей формой государства является законная власть небольшой группы лучших и благородных людей, т.е. аристократия, которая может выражаться в тимократию – господство наиболее сильных воинов, последняя, в свою очередь, — в олигархию – строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых. Демократия, как власть народа, в силу «опьянения» последнего свободой сверх меры, может превратиться в свою противоположность – тиранию – самую худшую форму государства, при которой безраздельно господствуют произвол, насилие, бесправие.

Аристотель, же рассматривая форму государства как систему верховной власти в государстве, определял её в зависимости от числа властвующих, как монархию, аристократию или демократию. Эти формы государства рассматривались им как «правильные», каждая из которых могла легко искажаться и превращаться в соответствующую «неправильную» форму – тиранию, олигархию, охлократию.

Значительное внимание исследованию форм государства уделяется и в современной отечественной и западной литературе. Однако единого толкования этого понятия до сих пор нет. Вместе с тем, понятие формы государства можно сформулировать следующим образом:

Форма государства – это структурный, территориальный и политический способ организации деятельности государства, который включает в себя форму правления, форму государственного устройства и форму государственно-политического режима.

Рассмотрим более подробно каждый из трёх элементов формы государства.

Понятие и виды форм правления

Форма правления — это способ организации верховной государственной власти и порядок её образования. В юридической литературе в зависимости от того, кому принадлежит власть (одному лицу, или коллективному выборному органу) различают две основных формы правления: монархия и республика, каждая из которых имеет свои формы правления.

Монархия – форма правления при которой верховная государственная власть принадлежит одному миру (монарху) и передаётся, как правило, по наследству.

В литературе выделяют следующие виды монархической формы правления: древневосточная монархия (первая в истории человечества форма правления); древнеримская (Римская империя); феодальная (включает в себя: раннефеодальную, сословно-представительную и абсолютную монархии); Конституционная – включающая в себя парламентарную и дуалистическую монархии.

Республика – форма правления, при которой власть принадлежит органам государственной власти, избираемой населением на определённый срок.

В зависимости от того, что формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно в литературе различают парламентские, президентские и смешанные республики.

Понятие и разновидности форм государственного устройства

Форма государственного устройства – это внутреннее строение государства, способ его административно-территориального деления, обуславливающий определённые взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Читайте также:  Основные способы мотивации персонала

В научной литературе выделяют 3 формы государственного устройства:

1. Унитарное государство – это такое единое государственное образование, на территории которого действуют единые высшие органы государственной власти и управления, вооружённые силы, конституция, единое законодательство, судебная система и единое гражданство.

Унитарные государства могут быть централизованными, децентрализованными, национальными (Эстония, Япония) и многонациональными (Китай, Афганистан).

2. Федеративное государство – это такое государство, которое состоит из ряда государств или государственных образований, на территории которого действуют федеральные республиканские (субъектов федерации) органы власти.

В научной литературе выделяют два вида федерации: административные (США, Мексика) и национальные (Югославия).

3. Конфедерация — это временный союз суверенных государств, который образуется для совместного решения политических, экономических или временных задач, не имеющий, как правило единых органов власти и управления, единого бюджета и гражданства.

Разновидностями конфедерации являются: межгосударственные союзы; содружества; и сообщество государств. Вместе с тем, следует отмечать конфедерации от коалиций.

Последние представляют собой временные политические или военные союзы двух и более государств, созданных для наступательных и оборонительных целей при наличии общего противника.

Понятие и виды форм государственно-политического режима

Государственно-политический режим – это элемент формы государства, характеризующий совокупность приёмов, методов, способов и средств осуществления государственной власти.

В научной литературе большинство авторов выделяют два вида политического режима: демократический и анти демократический. Последний, в свою очередь, подразделяется на тоталитарный, авторитарный, органический

Основными признаками демократического режима являются:

  • господство закона;
  • разделение властей;
  • наличие у граждан реальных политических и социальных прав и свобод и их юридическая защищённость и гарантированность;
  • выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчётность перед избирателями, гласность;
  • наличие свободно формируемых политических партий;
  • существование оппозиции, плюрализм и др.

Для антидемократического режима характерно:

  • господство беззакония и террора;
  • отсутствие политического плюрализма;
  • запрещение деятельности и оппозиционных партий;
  • отсутствие демократических прав и свобод граждан;
  • отсутствие демократических выборов при формировании органов власти и др.

Тоталитарный режим – представлен в лице диктатора или хунты, прибегающих к систематическому насилию в целях сохранения своего господства. Для него характерно также отсутствие для всех единой обязательной идеологии, одной господствующей партии, массового террора.

Фашистский режим – его основой является идеология нацизма и ярого антисемитизма, теория порабощения или полного уничтожения народов «низшей» расы.

Отличительными особенностями фашизма являются сочетание репрессивных методов правления с использованием случаев демагогии по поводу защиты прав неимущих с целью введения в заблуждение широких слоёв населения; спора власти на армию, полицию и другие репрессивные органы.

Кроме того, в научной литературе кроме указанных выше режимов, выделяют и такие, как: деспотический; тиранический; либерально-демократический; собственно-демократический и др.

Источник

Форма государственного режима это способ

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Все изменения происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. По мнению одних авторов, политический режим и государственный режим одно и тоже. По мнению других авторов, понятие «политический режим» более широкое, поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий, движений, объединений.

Читайте также:  Способа учета расходов для целей налогообложения

Понятие политический режим включает в себя следующие признаки:

-степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

-соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

-гарантированность прав и свобод личности;

-характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе;

-степень реализации политической власти непосредственно народом;

-положение средств массовой информации, степень гласности в обществе, прозрачности государственного аппарата;

-место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

-соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

-характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

-тип политического поведения лидерства;

-учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

-доминирование определенных методов (убеждения, принуждения) при осуществлении политической власти;

-политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция);

-мера политического плюрализма, в том числе многопартийности.

Различают демократический и антидемократический политические режимы.

Демократический режим (народовластие).

Признаки демократического режима:

1) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3) предполагается существование правового государства и гражданского общества;

4) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

5) силовые структуры (вооруженные силы, милиция);

6) доминируют методы убеждения и компромисса;

7) политический плюрализм (любой дееспособный гражданин может организовать или быть участником любой политической партии), в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции.

8) гласность средства массовой информации свободны от цензуры;

9) реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (принимающую законы), исполнительную (осуществляющую принятые законы), судебную (разрешающую споры, и т.д.).

Различаются прямая (непосредственная) и представительная форма демократии.

ü Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников, которая проводится в жизнь через институты народовластия: референдумы, собрания граждан, выборы, митинги, демонстрации. Выборы, референдумы регламентированы нормативными актами, носят обязательный характер и не нуждаются в санкции государственных структур, остальные институты народовластия носят консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия полититических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она дает больше возможностей для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе, обеспечивает легитимизацию власти, контроль за политической элитой.

Недостатками прямой демократии является отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства.

ü Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, полит. партий и общественных организаций.

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют профессионалы, компетентные лица.

Читайте также:  Ошибка чтобы добавить этот способ оплаты установите или обновите приложение qiwi

К недостаткам представительной демократии относят: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции, отрыв представителей власти от избирателей, принятие решений в интересах не большинства граждан.

Антидемократические режимы — тоталитарные и авторитарные.

Тоталитарный режим возникает в ХХ веке, как реакция некоторых государств на необходимость экономического роста в условиях враждебного окружения. Для данного режима характерно господство одной идеологии, наличие лидера, развита карательная система, агрессивная политика, контроль государства над всеми областями власти.

Признаки тоталитарного политического режима:

1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни;

2) общество отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве власти и народа;

3) монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией, вплоть до личной жизни;

4) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена тайной, недоступна для контроля со стороны народа;

5) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

6) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил, права и свободы гражданина носят декларативный формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации;

7) устраняется плюрализм, централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, то есть радикальный тоталитаризм. Впервые возникший в Италии (стремились к возрождению Римской империи 1922 г.) и Германии (1933 г. господство арийской расы, высшая нация германская). Данный режим характеризуется культом вождя, воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом.

Авторитарный режим рассматривается как компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. С одной стороны авторитарный режим мягче, чем тоталитаризм, с другой стороны жестче, чем демократический.

Авторитарный режим — это государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа) при минимальном участии народа.

Признаки авторитарного режима:

1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

2) игнорируется принцип разделения властей ( на законодательную, исполнительную, судебную) зачастую президент исполнительно распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы;

3) роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

4) суд выступает вспомогательным органом;

5) сужена сфера действия принципов выборности гос.власти и должностных лиц;

6) сохраняется ограниченная цензура, полугласность;

7) существует частичный плюрализм;

8) права и свободы граждан провозглашаются, но реально не обеспечиваются в полной мере;

9) силовые структуры обществу неподконтрольны, используются в политических целях.

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру.

Разновидности авторитарного режима: деспотический, тиранический, военный и т.д.

Деспотический режим — произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве. Характерен для стран Древнего Востока.

Тиранический режим — основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Устанавливается насильственным образом.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц.

Источник

Оцените статью
Разные способы