Форма государства это совокупность основных способов организации

Форма государства.

Форма государства – совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. Форму государственного устройства, политико-правовой (государственный режим.

Форма государства представляет собой единство трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Наглядно структура данного понятия представлена на рис.

Форма государственного устройства
внутригосударственная

Деспотический

Монархия

Тиранический

Тоталитарный

Абсолютная Унитарное государство Фашистский

Ограниченная Федеративное государство Авторитарный

межгосударственная
Республика

Либеральный

Демократический

Форма внутригосударственного устройства характеризует способ организации территории государства и отношение государства в целом с его составными территориальными единицами.

Политический режим – совокупность методов осуществления государственной власти.

Форма правления — представляет собой способ организации государственной власти, предусматривающей порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, их взаимоотношений между собой и с населением. Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором – республиканская.

Монархия (от греч. – «единовластие) – это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточено в руках единоличного главы государства (монарха) и передается им по наследству.

· существование единоличного главы государства, пользующегося бессрочной пожизненной властью;

· наследственный порядок преемственности верховной власти;

· юридическая безответственность монарха.

В зависимости от объема властных полномочий монарха различают абсолютную и ограниченную (конституционную) монархию.

Абсолютная монархия — форма монархии, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного главы государства. Данную форму правления имели так называемые восточные деспотии, государства Западной Европы в период раннего и позднего феодализма. В настоящее время абсолютная монархия – довольно редкая форма правления. Практически в чистом виде она существует только в Омане.

Ограниченная монархия – форма монархии, при которой власть единоличного главы государства ограничена на основе конституции иными органами. В зависимости от степени ограничения власти монарха различают монархию дуалистическую и парламентарную. Дуалистическая монархия – это переходная форма монархии (от абсолютной к парламентарной), при которой власть монарха ограничивается в законодательной области парламентом. Парламентарная монархия – это форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством.

Республика (от лат. – «общее дело») – это форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит органам власти, избранным населением на определенный срок.

Например: в рабовладельческую эпоху является Афинская Республика (IV-V вв. до н.э.). Высшие органы республики избирались полноправными гражданами Афин. В средние века – в эпоху феодализма – республиками были города государства Венеция, Генуя, Новгород, Псков.

· источником власти признается народ;

· высшие органы государственной власти избираются населением или формируются представительными органами;

· органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого они слагают свои полномочия;

· государственный аппарат строится на основе принципа разделения властей;

· взаимная ответственность органов государственной власти.

а) президентская — форма республики, при которой во главе государства стоит президент, избранный путем голосования и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти (США, Бразилия, Грузия, Казахстан);

б) парламентарная – форма республики, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо, а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность только перед ним (Германия, Италия, Израиль, Индия);

в) смешанная – это форма республики, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентарной и президентской республик (Франция, Польша, Австрия, Россия, Узбекистан, Армения).

Читайте также:  Какие способы закрепления заготовок используется при обработке цилиндрических поверхностей

Форма государственного устройства – это способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами государственной власти.

По форме государственного устройства все государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарное государство – это единое, простое государство, не имеющее в свое составе иных государственных образований, обладающих политической самостоятельностью. Унитарное государство отличается абсолютной политической целостностью. Оно неделимо: его отдельные административно-территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, органов государственной власти, не обладают суверенитетом (Италия, Швеция, Беларусь, Украина, Казахстан).

Особенности унитарного государства:

· единая и общая для всей страны системы высших и центральных органов государственной власти;

· одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;

· единая денежная система, одноканальная система налогов;

· территориальные элементы унитарного государства не имеют атрибутов государственности.

Унитарные государства допускают создание внутри себя автономий (автономия – это внутреннее неполитическое самоуправление какого-либо района государства). Автономиями, например, являются Крым в Украине, Аджария в Грузии, Корсика во Франции.

Федерация – это сложное союзное государство, части которого – субъекты федерации – являются государственными образованиями и обладают относительной политической самостоятельностью (Германия, Индия, Канада).

· двухуровневая система органов государственной власти: общефедеральные и субъектов федерации;

· два уровня законодательства при наличии принципа верховенства общефедерального закона;

· двухпалатное строение парламента;

· двухканальная система налогов.

Существует несколько классификаций федеративных государств. По способу выделения субъектов федерации может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа – например, США, Германия, Австрия), национально-государственной (образованной по национальному принципу – Югославия), и смешанной (сочетающей первые два способа – Россия).

В зависимости от способа возникновения и характера учредившего федеративное государство акта различают договорные и конституционные федерации. При договорном способе независимые государства объединяются в федерацию, заключив между собой соответствующий договор (США, СССР). Конституционные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств или договорных федераций. В этом случае федерация формируется «сверху» в результате признания центральной властью федерации в качестве более рациональной формы государственного устройства и конституционного закрепления такой формы (Российская Федерация).

В зависимости от правового статуса субъектов, различают симметричные, (субъекты обладают одинаковыми полномочиями – СССР, Германия) и асимметричные (правовой статус субъектов различен – Россия, Индия) федерации.

В зависимости от варианта взаимоотношений между федеральной властью и органами субъектов федерации различают централизованные федеративные государства (со значительными полномочиями федеральных органов – Индия) и децентрализованные (со значительными полномочиями субъектов федерации – Германия, Швейцария).

Одним из актуальных вопросов федеративного государства является проблема сецессии – права субъекта на выход из состава федерации. Современные федерации не представляют субъектам такого права, (исключение составляет Эфиопия).

Некоторые ученые-юристы выделяют еще один вид формы государственного устройства – конфедерацию.

Конфедерация – союз суверенных государств, созданных для достижения определенных целей (политических, военных, экономических) (СНГ, Европейский Союз).

Участники конфедерации сохраняют суверенитет, имеют собственные государственные органы, гражданство, территорию, свою конституцию и законодательство. Конфедерация создается на добровольной основе путем заключения международного договора и распадается после достижения целей ее образования. Классический пример конфедеративного союза – США в период с 1781 до 1787. С 1958 по 1961 г. существовала Объединенная Арабская Республика – конфедерация Египта и Сирии. Последней конфедерацией была Сенегамбия (1981-1988 гг.) – союз Гамбии и Сенегала, конфедерация народов Кавказа в период военных действий Грузии и Абхазии.

Читайте также:  Способ описания границ части здания

Источник

Обществознание. 11 класс

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок 28. Форма государства

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Форма государства.
  2. Форма правления.
  3. Форма государственно-территориального устройства.
  4. Форма политического режима.

Форма государства — это совокупность характеристик, определяющих способ организации и устройства государства.

Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением.

Монархия — форма правления, при которой власть принадлежит монарху и передается по наследству

Республика – форма правления, при которой государственная власть формируется народом через выборы.

Форма государственного (территориального) устройства определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.

Политическим режимом называется совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением.

Демократия — способ организации общества, основанный на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти, принятии политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н.И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. – М.: Просвещение, 2014. – С. 232 – 237.

2. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Басик Н. Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Аверьянова Ю. И. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы.– М.: Просвещение, 2016 г.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Форма государства — это совокупность характеристик, определяющих способ организации и устройства государства. Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного (территориального) устройства и форму (тип) политического режима.

Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением. Различают две формы правления: монархию и республику.

Монархия — форма правления, при которой власть принадлежит монарху и передается по наследству. В абсолютной монархии власть правителя (монарха) никем и ничем не ограничена. В конституционной (парламентарной) монархии власть монарха ограничена парламентом. Правительство формируется из парламентского большинства и подотчетно ему. Лидер победившей на выборах партии становится премьер-министром. Законодательные акты принимаются парламентом.

Республика – форма правления, при которой государственная власть формируется народом через выборы. Республики бывают парламентские, президентские и смешанные. В парламентской республике правительство формируется парламентом и, следовательно, подотчетно парламенту. Оно остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства. Президент избирается парламентом.

В президентской республике правительство назначается президентом и, следовательно, подотчетно ему. Президент избирается народом и является главой исполнительной власти. Он обладает правом отлагательного вето на решения парламента. В смешанной республике президент избирается всенародным голосованием, правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента. Правительство имеет двойную ответственность – перед парламентом и частично перед президентом. Президент имеет право роспуска парламента.

Форма государственного (территориального) устройства определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.

По форме государственного устройства государство может быть унитарным или федеративным. В унитарном государстве существует единая для всей страны система органов государственных органов, одна конституция, единая система законодательства, единая денежная и налоговая система. Государство может состоять из административных единиц (краев, провинций и т.п.), которые не имеют никакой политической самостоятельности.

Читайте также:  Вычисли удобным способом 3 класс дорофеев миракова бука 1 часть

Федеративное государство состоит из субъектов федерации (это могут быть штаты, области, республики и т.п.), которые имеют некоторую политическую самостоятельность. В таком государстве двухуровневая система власти (это значит, что существуют как федеральные органы власти, полномочия которых распространяются на всю территорию государства, так и органы власти субъектов федерации); двухпалатный парламент (в котором одна из палат как раз и представляет субъекты федерации); двухуровневая система налогов. Субъекты могут иметь свои конституции, конечно же, не противоречащие конституции страны.

Конфедерация – это объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств. Единая территория, единая правовая и судебная система отсутствуют. Государства-участники осуществляют международную деятельность в полном объеме.

Политическим режимом называется совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением. Различают следующие типы политических режимов:

Главным критерием различия государственных режимов служит степень реального осуществления прав и свобод граждан. По этому критерию государства можно разделить на демократические и антидемократические или недемократические. Недемократическими являются авторитарный и тоталитарный режимы.

Тоталитарный режим означает полный контроль государства как над обществом в целом, так и над каждым отдельно взятым человеком. Основными чертами тоталитарного режима являются:

-монополия на власть единственной партии;

— культ личности вождя;

-тотальный полицейский контроль над обществом, массовые репрессии;

— централизованная, командная экономика;

— права и свободы граждан декларируются, но не соблюдаются;

Авторитаризм — это политический режим, при котором власть принадлежит одному человеку или группе лиц (например, военной хунте).

Основными чертами авторитарного режима являются:

— монополизация политики при отсутствии тотального контроля над обществом;

— оппозиция может существовать, но под жестким контролем власти;

-мощный государственный сектор может сочетаться с рыночной экономикой;

— опора на армию, церковь, бюрократию.

Демократия — способ организации общества, основанный на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти, принятии политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства.

Признаками демократии являются:

— гарантия и защита прав и свобод человека;

— реальное осуществление принципа разделения властей;

— регулярное проведение выборов на конкурентной основе;

— гласность, отсутствие цензуры в СМИ;

— политический плюрализм, предполагающий многообразие политических идей, взглядов, программ, партий;

— подотчетность органов власти избирателям;

— демократический контроль общества над армией и правоохранительными органами.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Вставьте верные термины в предложение:

«Различают следующие _____ государства: форму правления, форму (тип) политического режима и форму государственного __________».

Правильный вариант ответа:

«Различают следующие формы государства: форму правления, форму (тип) политического режима и форму государственного устройства».

2. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго

совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением

Форма государственного устройства

состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением

Форма политического режима

административно-территориальная организация государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.

состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением

Форма государственного устройства

административно-территориальная организация государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.

Форма политического режима

совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением

Источник

Оцените статью
Разные способы