- Фонетико-морфологическое словообразование
- Основные способы словообразования с примерами
- Содержание:
- Морфологические способы словообразования
- Приставочный (префиксальный) способ
- Суффиксальный способ
- Приставочно-суффиксальный
- Бессуффиксный способ
- Сложение
- Сращение
- Переход одной части речи в другую
- Аббревиация
- Усечение
- Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Таблица с примерами
Фонетико-морфологическое словообразование
Сокращение (аббревиация) – это образование новых слов на базе существующих слов и словосочетаний. Аббревиация отражает тенденцию экономии языковых средств (сокращению обычно подвергается многосложные слова).
Различают два основных вида аббревиации: усечение (troncation) и сокращение словосочетаний (siglaison), в результате последнего образуются инициальные сложно-сокращенные слова.
Аббревиация путем усечения характерна для разговорной речи, а также для некоторых видов арго (студенческое арго, например). Различают два типа усечения:
а) апокопа – усечение конечных слогов (auto – automobile, prof – professeur, stylo – stylographe, vélo — vélocipède),
б) афереза – усечение начальных слогов (bus – autobus, binet – cabinet, pitaine — capitaine).
Усечение не всегда происходит по морфемному шву: bac – baccalauréat, d’acc – d’accord, fac – faculté. В словах, состоящих из греко-латинских корней, первый из которых оканчивается на о, усечение происходит по морфемному шву: géo – géographie, psycho – psychologie, socio – sociologie и т.д. По аналогии с данной моделью образованы слова métallo, mécano, apéro, frigo. Многие ученые рассматривают формант о как особый суффикс для усеченных слов.
Второй тип сокращения слов – сложносокращенные слова (siglaison) включает два подтипа:
а) сложносокращенные слова, состоящие из алфавитных названий начальных букв слов (альфабетизмы), где каждая буква читается как в алфавите: CGT [segete], PTT [petete].
б) сложносокращенные слова, которые произносятся как обыкновенные слова, то есть включают гласные (акронимы): ENA, OVNI, CAPES, ONU, OTAN.
Оба типа могут служить базой для образования новых слов: onusien – ONU, cégériste – CGT, smigard – SMIG.
В отличие от усеченных слов, сложносокращенные слова относятся к нейтральному стилю и широко употребляются в научной литературе и публицистике. Понимание таких слов возможно лишь в контексте. Это связано с все возрастающей омонимией буквенных сокращений. Например: RCC – réacteur à compresseur centrifuge
— régiment de chars de combat
— régiment de chasseurs à cheval
— registre central du commerce и некоторые другие.
Словослияние (téléscopage) или телескопия относительно новый способ словообразования, совмещающий в себе словосложение и аббревиацию одновременно:
eurovision = europe + télévision
franglais = français + anglais
motel = hôtel + moteur
piétoroute = route + piéton
Слова-слитки образуются по следующим моделям:
а) апокопа + афереза: domotique (domicile + robotique),
б) апокопа + апокопа: plastisol (plastique + solide),
в) апокопа + целое второе слово: agritourisme (agriculture + tourisme).
Ономатопея служит для создания новых слов путем звукоподражания. Эти слова фонетически мотивированы, так как воспроизводят различные звуки, шумы, крики животных (chuchoter, déchirer, glousser, miaou, coucou). Иногда подобные слова создаются путем редупликации (повторение основной формы): ronron, glouglou.
ЛИТЕРАТУРА
- Левит З.Н. Лексикология французского языка. М., 1979. – С.114–134.
- Lopatnikova N.N., Movchovitch N.A. Lexicologie du français moderne. M., 2001. – С. 85–122.
- Цыбова И.А. Французский язык. Словообразование. М., 1996.
- Халифман Э.А., Макеева Т.С., Раевская О.В. Словообразование в современном французском языке. М., 1983.
ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ
- Назовите основные способы словообразования, распределите их по степени продуктивности.
- Сделайте морфемный анализ слов: bassesse, bonté, franchise, modestie, lenteur, monopoliser, verdâtre, amoral, revivre, encadrement, poétesse. Дайте определение суффиксу и префиксу, суффиксу флективному и словообразовательному.
- Выберите все суффиксальные и префиксальные слова из одной страницы текста по домашнему чтению. Прокомментируйте результаты.
- Назовите имена существительные, образованные от следующих глаголов, уточните словообразовательную функцию суффиксов: chômer, conserver, changer, amuser, ouvrir, livrer, abonder, bavarder, fiancer.
- Дайте названия жителей: Paris, Marseille, Bordeaux, Lyon, Rouen, Florence, Londres, Madrid, Moscou, Strasbourg, Monaco.
- Образуйте имена существительные от следующих прилагательных: bon, généreux, curieux, franc, jaloux, vaniteux, prudent, ambitieux, égoïste, paresseux, vicieux, sincère.
- Уточните значение префикса re- в следующих словах: rebattre, regagner, relever, remonter, replier, repousser, revivre, reconnaître, recourir, récompenser, rejoindre.
- Образуйте глаголы с префиксом en-, со значением “ loin de ” и со значением “ dans ”: sable, voler, poison, prison, porter, clore, dormir, riche, casse, fuir.
- Объясните значение префикса sur- в словах: surmener, survivre, surnager, surpasser, surprendre, surexciter.
- Что отличает сложное слово от префиксального, аналитического и от словосочетания?
- Назовите наиболее продуктивные модели образования имен существительных способом словосложения. Приведите примеры.
- Распределите следующие слова на простые, производные и сложные: antiroman, auto-route, extralinguistique, promettre, congé, gendarme, plombier, logicien, minibus, maltraiter, lexicologie, super-marché, aérospatial, homme-sandwich, couvre-lit, cosmodrome, tournesol.
- Объясните модель образования слов: diathèque, franglais, eurovision, motel, restauroute.
- Назовите типы конверсии. Приведите примеры.
- Объясните продуктивность субстантивации.
- Сгруппируйте слова по способу образования: un curieux, un permis, un pas grand’chose, les yeux marron, une robe feu, tenir ferme, chanter faux, une erreur type, un prix choc, une femme modèle, manger chaud, un café nature, une mère monstre, un bleu, un vaincu, un étudiant, coûter, cher, un air gamin, voir clair, sentir bon, manger russe, jeunesse galère.
- Объясните способ образования существительных: la communale, la nationale, le documentaire, la générale, le quotidien, le pétrolier, les riches.
- Назовите типы аббревиатур. Сгруппируйте следующие примеры по типам образования: USA, OVNI, sympa, écolo, ricain, pitaine, sana, apéro, dactylo, SMIG, math, anar, DEA, DEUG, O.K., hebdo, etc., av. J-C.
- Напишите сокращенные варианты слов: sympathique, faculté, boulevard Saint-Michel, baccalauréat, anarchiste, d’accord, professeur, cinématographe, publicité.
- Назовите способ образования слов: bibi, dodo, bobo, tralala, gaga, zigzag, friс-frac.
ТЕСТ 5
- Морфологическое словообразование включает:
- Парасинтетический способ образования новых слов это:
в) суффиксация + префиксация.
а) переход слова из одной части речи в другую;
б) превращение сочетания слов в устойчивый элемент языка;
Источник
Основные способы словообразования с примерами
Содержание:
Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.
Основными способами образования слов в современном русском языке являются:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –
ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.
Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.
Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).
Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.
Морфологические способы словообразования
Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.
Приставочный (префиксальный) способ
Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.
- Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.
- Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.
Приставочно-суффиксальный
При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.
- Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.
Бессуффиксный способ
Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.
- Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.
Сложение
Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.
При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».
- Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.
Сращение
Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.
Переход одной части речи в другую
Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:
- переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
- переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
- переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
- переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
- переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Аббревиация
Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.
Различают несколько видов аббревиации:
звуковая | – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт); |
буквенная | – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик); |
буквенно-звуковая (смешанная) | – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии); |
слоговая | – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности); |
слогословная | – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата; |
смешанная | – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы; |
телескопическая | – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика. |
Усечение
Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.
Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).
Лексико-синтаксический способ словообразования
Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.
В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.
Лексико-семантический способ словообразования
При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.
- График (план работы) – график (художник)
К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.
- Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
- Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)
- Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
- Отворила (дверь) – отварила (картошку)
- Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
- Печь (протопить) – печь (пироги)
Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.
- Древний храм (прям) – храм природы (перен)
Таблица с примерами
Способ образования
Примеры
Приставочный
- Чистить —очистить
- Искренний – неискренний
- Жечь — сжечь
Суффиксальный
- Нефть – нефтяной
- Парник – парниковый
- Производство — производственный
Приставочно-суффиксальный
- Правый – вправо
- Граница – безграничный
- Грязь — загрязнение
Постфиксальный
- Приходить – приходиться
- Связывать, связываться
- Располагать — располагаться
Сложение основ
- Нефть, перерабатывать –нефтеперерабатывающий
- Пар, ходить – пароход
- Лес, заготовка — лесозаготовка
Сложение усеченных основ с целым словом
- Экологический, система –экосистема
- Физическая культура – физкультура
- Драматический кружок — драмкружок
Аббревиатура
- Средства массовой информации – СМИ
- Правила дорожного движения – ПДД
- Организация Объединенных Наций — ООН
Приставочно-постфиксальный
- Писать – расписаться
- Думать – задуматься
- Плакать — расплакаться
Суффиксально-постфиксальный
Источник