- Фонетическое словообразование
- Основные способы словообразования с примерами
- Содержание:
- Морфологические способы словообразования
- Приставочный (префиксальный) способ
- Суффиксальный способ
- Приставочно-суффиксальный
- Бессуффиксный способ
- Сложение
- Сращение
- Переход одной части речи в другую
- Аббревиация
- Усечение
- Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Таблица с примерами
- Фонетические средства в системе русского словообразования
Фонетическое словообразование
Новые слова, образованные этим способом, воспроизводят различные шумы и природные звуки, например, крики животных, работу механизмов, падение предметов и т.д. Такие слова называются звукоподдражениями (ономатопеями). Эти слова относятся к двум частям речи: междометиям и существительным. Ономатопеи бывают нескольких типов:
1) односложные: pouf = шлеп, vlan = бац, toc = тук
2) двусложные (построенные на повторе слогов – редупликации): cou-cou = куку, кукушка; tic-tac = тик-так, тиканье; froufrou = шелест, шуршание; ronron = мурлыканье ;
3) трех- или многосложные: patatras = трамтарам, patati-patata = траляля.
Звукоподражательные слова носят условный характер и будут понятны только в конкретном языке. Это вызвано особенностями фонетического строя языка, особенностям психофизиологического восприятия звука.
Источник
Основные способы словообразования с примерами
Содержание:
Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.
Основными способами образования слов в современном русском языке являются:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –
ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.
Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.
Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).
Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.
Морфологические способы словообразования
Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.
Приставочный (префиксальный) способ
Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.
- Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.
- Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.
Приставочно-суффиксальный
При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.
- Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.
Бессуффиксный способ
Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.
- Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.
Сложение
Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.
При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».
- Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.
Сращение
Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.
Переход одной части речи в другую
Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:
- переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
- переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
- переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
- переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
- переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Аббревиация
Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.
Различают несколько видов аббревиации:
звуковая | – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт); |
буквенная | – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик); |
буквенно-звуковая (смешанная) | – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии); |
слоговая | – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности); |
слогословная | – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата; |
смешанная | – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы; |
телескопическая | – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика. |
Усечение
Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.
Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).
Лексико-синтаксический способ словообразования
Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.
В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.
Лексико-семантический способ словообразования
При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.
- График (план работы) – график (художник)
К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.
- Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
- Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)
- Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
- Отворила (дверь) – отварила (картошку)
- Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
- Печь (протопить) – печь (пироги)
Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.
- Древний храм (прям) – храм природы (перен)
Таблица с примерами
Способ образования
Примеры
Приставочный
- Чистить —очистить
- Искренний – неискренний
- Жечь — сжечь
Суффиксальный
- Нефть – нефтяной
- Парник – парниковый
- Производство — производственный
Приставочно-суффиксальный
- Правый – вправо
- Граница – безграничный
- Грязь — загрязнение
Постфиксальный
- Приходить – приходиться
- Связывать, связываться
- Располагать — располагаться
Сложение основ
- Нефть, перерабатывать –нефтеперерабатывающий
- Пар, ходить – пароход
- Лес, заготовка — лесозаготовка
Сложение усеченных основ с целым словом
- Экологический, система –экосистема
- Физическая культура – физкультура
- Драматический кружок — драмкружок
Аббревиатура
- Средства массовой информации – СМИ
- Правила дорожного движения – ПДД
- Организация Объединенных Наций — ООН
Приставочно-постфиксальный
- Писать – расписаться
- Думать – задуматься
- Плакать — расплакаться
Суффиксально-постфиксальный
Источник
Фонетические средства в системе русского словообразования
Фонетические средства в системе русского словообразования
Как известно, русское словообразование базируется на ресурсах языка всех основных его структурных уровней: лексики, морфологии, синтаксиса и фонетики. Но при этом фонетико-фонологический ресурс, на наш взгляд, явно недооценен к настоящему времени. В литературе фонологические явления описываются лишь в качестве формально-попутного средства, сопровождающего словообразовательный акт. В их числе обычно называют: чередование фонем, изменение ударения, усечение или наращение основы, совмещение морфем. Эти средства действительно, как правило, не способны самостоятельно образовывать, по отдельности или в различных комбинациях, новые лексические единицы, а только – в сочетании с основными средствами (основы и аффиксы, семантическая и грамматическая трансформация, компрессия и др.). Поэтому, на первый взгляд, кажется вполне справедливой характеристика Русской грамматикой перечисленных фонетических явлений именно как «дополнительных, вспомогательных» средств [РГ 1980: 140]. Такой оценке как будто соответствует и отсутствие фонетического уровня в традиционных названиях словообразовательных способов – ср.: морфологический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический. Однако при более основательном наблюдении и размышлении над языковым материалом это впечатление меняется.
Дело в том, что участие в русском словообразовании фонетического уровня в целом представляется более масштабным и системным. Но прежде чем раскрыть и продемонстрировать данное утверждение необходимо изложить наше понимание сущности словообразовательного акта.
Сущность словообразовательного акта заключается в соотношении того, что «на входе», и того, что «на выходе». На выходе – возникновение моноструктурного продукта – лексем. На входе – полиструктурный исходный материал. Таким образом, если результат словообразовательного акта (выходной продукт) ничего не дает для его (акта) структурной характеристики, то дифференцированный исходный материал заключает в себе такую возможность1. Между прочим заметим, что современная литература по русскому словообразованию непоследовательно и далеко не исчерпывающе использует эту воможность. Чтобы убедиться в этом, стоит присмотреться к широко известным классификациям способов словообразования. Ср. хотя бы нередкое включение аббревиации в группу морфологических способов(?), тогда как аббревиатуры конструируются из фонетических (или буквенно-звуковых) отсечений слов.
Итак, исходный материал. В его структуре, независимо от уровня используемых единиц, отчетливо выделяются два противопоставленных компонента – формальный и содержательный. Это видно из того, что оба компонента используются в словообразовании не только совместно, но и по отдельности. Так, в аффиксальных способах морфемы выступают в единстве своей формы и содержания; тогда как аббревиатуры образуются сочетанием фонетической формы (фонемы, слоги и др. отрезки основ) и синтаксически мотивированного содержания (исходное словосочетание). Наблюдаются и другие комбинации указанных компонентов, образующие все вместе базу для логически последовательной классификации способов словообразования. Так, все аффиксальные способы по структурному уровню исходного материала (в единстве обоих компонентов) следует определить как морфологические, как это и принято сегодня в русской грамматике, а способ аббревиации – как фонетико-синтаксический.
Что касается роли в русском словообразовании фонетических средств в целом, то, кроме аббревиации, не будем забывать еще ряд лексико-грамматических категорий, единицы которых образуются с регулярным участием явлений фонетического уровня, причем не только в качестве формального, но нередко и содержательного компонентов. Речь здесь идет главным образом о междометиях и изобразительных словах, а также о некоторых других категориях. Все они, бесспорно, занимают периферийное место и в системе языка и в речи. Вместе с тем без междометий и ономатопоэтических слов, по-видимому, не обходится ни один естественный язык! И их принадлежность к лингвистическим универсалиям – уже достаточное основание для более пристального изучения их в разных аспектах, в том числе – словообразовательном.
Звукоподражания и первообразные междометия по образованию имеют общий строительный материал2. Его форма – фонетические единицы: отдельные звуки речи или их комплексы (как правило – слоговые). Например: ууу (гудок парохода, сирена и др.); о (выражение восхищения, удивления и др.); тра-та-та (барабанный бой, стрельба пулемета и др.); тьфу (выражение отвращения, досады и др.) и т. п. Содержательный компонент исходного материала – опосредованное фонетическим строем языка изображение какого-либо звучания (в том числе непроизвольных звуков речевого аппарата, сопровождающих те или иные эмоциональные состояния или волеизъявления человека: а, ай, ах, брр, ой, ох, тпру, тьфу, ух, фу, ха, хи, цыц и др.) 3. Таким образом, входным материалом обе категории принципиально отличаются от понятийных слов, для образования которых необходимы стандартные строительные элементы с заданными функциями (морфемы). Ср. по словообразовательной структуре звукоподражание с обозначениями соответствующего звукового действия. Апчхи! – оглушительно чихнул кто-то за спиной. – а) Это кто там так громко чихает! – Глагол несовершенного вида (суф. — а-) в форме 3 л., ед. числа (флексия — ет); б) Как только открываю холодильник, на меня нападает чих. – Сущ. от глагола чихать с отсечением аффиксов в значении отвлеченного действия.
Таким образом, междометия и звукоподражания в системе современного словообразования занимают свою собственную ячейку (наподобие таблицы Менделеева): по обоим компонентам входного материала они образуются чисто фонетическим способом. Хотя, заметим еще раз, на выходе словообразовательного акта мы имеем здесь единицы лексического уровня – слова (что, кажется, сегодня никем не оспаривается), то есть – результат, свойственный словообразованию в целом.
В плане взаимодействия с другими структурными уровнями фонетический уровень реализуется (кроме упоминавшейся аббревиации) в словообразовании еще некоторых лексических категорий. Так, по форме и по содержанию исходного материала к междометиям и звукоподражаниям примыкают идеофоны. К ним, в частности, относятся слова, внешне представляющие собой слоговые образования и мотивированные фонетическим значением (звукосимволизмом). Среди них выделяются две разновидности: 1) глагольно-междометные формы, типа: бац, звяк, щелк, прыг, скок, толк, хлоп, хрусть, юрк и т. п., и 2) слова, относящиеся преимущественно к существительным, реже – к другим частям речи и образованные коррелятивно измененным повтором формы, типа: сущ-е – тары-бары, шуры-муры, фигли-мигли; тык-мык, тыр-пыр, тяп-ляп и т. п. Фонетическое значение первой разновидности заключается в передаче впечатления мгновенности и отрывистости действия посредством структуры прикрыто-закрытого слога, оканчивающегося, как правило, смычно-взрывным согласным (исключения вроде трюх-трюх редки), примеры см. выше. Носителем звукосимволизма у слов второй разновидности выступает корреляция повторяющейся формы за счет мены начального согласного. Данная трансформация вызывает диффузное впечатление о многократном проявлении каких-либо сложных действий – обычно с негативным оттенком. Например, тары-бары – длительные, беспорядочные, малосодержательные и т. п. разговоры; шуры-муры – любовные, тайные, предосудительные дела; тык-мык – бесплодные разнообразные усилия по достижению какой-либо цели и т. д.
Вместе с тем, сближение по фонетическому способу образования указанных разновидностей идеофонов с междометиями и звукоподражаниями не доходит до полной аналогии. Использование в них (идеофонах) фонетических средств в символической функции базируется на узуальном лексико-грамматическом материале. Так, глагольно-междометные формы представляют собой корневые отсечения (часто звукоподражательные по происхождению) от основы глаголов совершенного вида однократного действия: бац ← бацнуть, звяк ← звякнуть, прыг ← прыгнуть и т. д. Слова-повторы с инициальной корреляцией представляют собой фонетическое экспрессивное переоформление обычных слов: тары-бары – вероятно, от растабары [Шанский 1971: 516]; тыр-пыр – от тыркаться; фигли-мигли – на базе польск. figiel ‛фокус, шалость, шутка’ [Шанский 1971: 472] и т. д. Кроме того, в содержательный компонент включается здесь морфологическая составляющая – оформление по классу существительных (тары-бары, шуры-муры – неизм; фигли-мигли – фиглей-миглей…) или других частей речи (тык-мык – глагольное междометие; тяп-ляп – наречие). Отсюда вытекает квалификация способов образования описываемых идеофонов: для глагольно-междометных форм – морфолого-фонетический, для повторов с инициальной корреляцией – лексико-фонетико-морфологический.
В заключение предлагаем таблицу, отражающую систему словообразовательных способов в современном русском языке с учетом выше изложенного.
Источник