СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Читайте также:
|
морфологический | неморфологические[8] | |
аффиксальный | неаффиксальный | |
1) префиксальный; 2) суффиксальный; 3) префиксально-суффиксальный; 4) флективный; 5) префиксально-флективный; 6) постфиксальный; 7) сложение с суффиксацией и др. | 1) сложение; 2) аббревиация; 3) усечение ос-нов по аббре-виатурному типу. | 1) лексико-семантический; 2) морфолого-синтаксический; 3) лексико-синтаксический. |
Морфологический способявляется основным в словообразовании. При этом способе образование новых слов осуществляется с помощью морфем. Внутри морфологического способа выделятся несколько разновидностей.
1. Префиксация (создание нового слова с помощью приставки, которая, как правило, присоединяется к целому производящему слову): про-читать, пере-дать, при-вкус.
2. Суффиксальный (производство нового слова с помощью суффикса): клен-ов-ый, книж-к-а, завтрак-а-ть, побед-и-ть.
3. Префиксально-суффиксальный (образование нового слова с помощью префикса и суффикса одновременно): без-отказ-н-ый, на-утр-о, под-окон-ник, с-горяч-а.
4. Флективный (этот способ в лингвистической литературе носит также названия: бессуффиксный, нулевая аффиксация, нулевая суффиксация; новое слово при этом способе создаётся при помощи флексии, или окончания): синь, сушь, тишь; пуск, ход, бег, выход; ловл-я, ласк-а; супруг-а.
5. Префиксально-флективный (образование нового слова с помощью префикса и флексии одновременно): за-водь, без-глав-ый, без-ус-ый.
6. Постфиксальный (создание слова с помощью постфикса): открыть-ся, какой-то, что-нибудь.
7. Сложение с суффиксацией (производство нового слова путём объединения двух основ или слов, сопровождающегося суффиксацией): камен-о-лом-н-я, зуб-о-чист-к-а.
Помимо названных аффиксальных способов словообразования существуют такжеспособы, занимающие незначительное место (ими образуется не так много слов). Например:
· префиксально-суффиксально-сложный (в-пол-оборот-а, в-тр-и-дорог-а).
1. Сложение (новое слово создаётся путём объединения в одно словесное целое двух или более основ или слов). Сложение может осуществляться:
а) с помощью соединительных гласных (лесостепь, снегопад, первоисточник);
б) без соединительных гласных (диван-кровать, царь-пушка).
2. Аббревиация (способ образования, объединяющий все типы сложносокращённых и сокращённых образований). При этом слова образуются:
а) из начальных слогов целого словосочетания (профком, спецкор, колхоз);
б) из начальной части одного слова и целого другого (госбанк, стенгазета, турпоход);
в) из алфавитных названий начальных букв слов, составляющих словосочетание (РФ, СНГ, СССР, МГУ);
г) из начальных звуков слов исходного словосочетания (вуз, ГАЗ, ВАЗ, НИИ).
Аббревиация характерна только для имён существительных.
3. Усечение основ по аббревиатурному типу (при этом способе новая лексема создаётся путём отсечения от исходного слова его финальной части вне зависимости от границы морфем; этот способ так же, как и аббревиация, действует только в словообразовании имён существительных): маг (от магнитофон), проф (от профессор), док (от доктор), пенс (от пенсионер).
При определении способа словообразования нужно учитывать тот факт, что производное слово может соотноситься с двумя различными производящими словами. Например, слово безболезненный можно рассматривать как образованное путём префиксации (от прилагательного болезненный) и как произведённое префиксально-суффиксальным способом (от существительного болезнь). Такое явление в лингвистике называется множественная (двойная) мотивация. В данном случае установление обоих способов словообразования является верным.
Лексико-семантический способ словообразования заключается в том, что разные значения одного и того же слова превращаются в разные слова (то есть происходит распад многозначного слова на омонимы). В результате действия этого способа словообразования фонетически новых слов не возникает, но у них появляются новые лексико-грамматические свойства. Таким образом, исходное и новое слово при полном внешнем (звуковом) совпадении различаются по значению, а также по словообразовательным и грамматическим признакам. Так, слова долг(обязанность) и долг(то, что взято взаймы) отличаются друг от друга грамматически: второе имеет формы обоих чисел, первое же обладает лишь формой единственного числа.
С помощью лексико-семантического способа новые слова появляются в языке в процессе длительного употребления. Кроме того, как уже было сказано, в результате этого способа новых фонетических слов не образуется. Поэтому, как отмечает Н.М. Шанский, многие учёные вообще выводят этот вид обогащения лексики за пределы сферы словообразования.
Морфолого-синтаксический способ словообразования предполагает образование новых лексических единиц (новых слов) путём перехода слов одного грамматического класса (одной части речи) в другой. Как и с помощью лексико-семантического способа словообразования, посредством его не образуются слова, новые с фонетической точки зрения, однако, получая новую семантику, слово в этом случае приобретает иные морфологические особенности и синтаксическую функцию.
Существую следующие разновидности морфолого-синтаксического способа:
1. Субстантивация (переход слов из других частей речи в имена существительные). Чаще всего субстантивируются прилагательные. Например: дежурный, военный, постовой.Переходят в существительные также причастия (будущее, приданое, трудящиеся), порядковые числительные (первое, второе), глаголы в форме повелительного наклонения (поцелуй).
2. Адъективация (переход в имена прилагательные). Чаще всего в прилагательные переходят причастия: сдавленный (голос), открытое (лицо), блестящие (способности), организованный (человек), подходящий (момент), руководящая (работа) и т.п.
3. Адвербиализация (переход в наречия). Например: днём, вечером, наудачу (из существительных); по-вашему (из местоимений); молча, лёжа (из деепричастий).
4. Прономинализация (переход в местоимения): Например: стихотворение написано одним (каким-то, неким) поэтом; в данной (этой) книге.
Под лексико-синтаксическим способом словообразования подразумевается возникновение новых слов в результате сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов в процессе его употребления в языке: сейчас (из сей час), сегодня (из сего дня), спасибо (из спаси бог), тотчас (из тот час), умалишённый (из ума лишённый) и т.п.
Дата добавления: 2015-02-09 ; просмотров: 123 ; Нарушение авторских прав
Источник
Способы словообразования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Способы словообразования: морфологические и неморфологические
Способы словообразования – это приёмы изменения образующего слова или словосочетания, в результате чего возникает новое слово, например: дед — прадед, ходит всюду — вездеход.
Способы словообразования разделяют на морфологические и неморфологические.
К морфологическим относятся все способы создания новых слов с помощью морфем, а также аббревиация, сложение слов и их оснований. К неморфологическим причисляют способы словообразования, происходящие вследствие синтаксических и семантических преобразований в структуре слова.
Морфологические способы делят на
К аффиксальным способам словообразования относят префиксальный или префиксацию – создание новых слов с помощью приставок: мудрый — премудрый, гнать — обогнать.
Важно не путать префиксальный способ создания новых глаголов с образованием видовой глагольной пары. К примеру: писать — написать и писать — дописать; писать — переписать; писать — расписать. В первой паре новый глагол – это форма совершенного вида, в других присоединение префикса меняет или уточняет значение глагольной лексемы.
Префиксальным способом преимущественно образуются глаголы (перепрыгнуть, разрисовать, деформировать, дискредитировать, отказать), реже – существительные (соавтор, экс-губернатор), наречия (неудачно, недаром, недавно), прилагательные (прекрасный).
Суффиксальный способ или суффиксация – это создание новых слов с помощью суффиксов: Киев — киевский, улица — уличный, белый — белеть.
Суффиксальный способ продуктивен при возникновении всех частей речи, кроме местоимения. Суффиксация действует и в пределах одной части речи: Тамбов — тамбовчанин, художество — художник.
Готовые работы на аналогичную тему
Суффиксально-префиксальный – это способ образования новых слов с помощью одновременного присоединения префикса и суффикса, представляющих один формант: философский — по-философски, сын — усыновить, новый — обновить.
Безафиксный способ или нулевая суффиксация, или усечение, – это образование производных посредством нулевых суффиксов: синий — синь, кричать — крик.
Флективный способ – это образование нового слова с помощью флексии (окончания): пять — пятый, Богдан — Богдана, золото — золотой, волк — волчий, змей – змея.
Постфиксальный — образование производного слова с помощью постфиксов.
Аббревиация – это создание слов от усеченных основ: городской совет — горсовет, средства массовой информации — СМИ.
Основосложение может быть двух типов:
- образующие основы – это полные основания слов, которые соотносятся с придаточными словосочетаниями (такие слова пишутся слитно: близкородственный);
- образующие основы, которые соотносятся с сочинительными словосочетаниями: сине-желтый; лесотундра (лес и тундра), англо-американский (английский и американский).
Словосложение или юкстапозиция – это сочетание нескольких слов или словоформ в одном сложном слове: салон-магазин, салон-парикмахерская. Юкстапозиты следует отличать от приложений. Единицы, образованные словосложением, выражают одно значение: изба-читальня, генерал-полковник, член-корреспондент. Вместо этого, приложение указывает на другое значение обозначаемого слова: девушка-красавица (пол — признак), город-герой (номинация — признак), город-миллионщик (номинация — признак) и др. Словосложение образует преимущественно существительные, реже прилагательные.
- синонимичнескими сближениями: исподтишка;
- парными сближениями суммарного значения: внуки-правнуки (общее значение «потомство»);
- наименованием с числовым показателем: Киев-10 (название фотоаппарата);
- слиянием значений обозначаемого и обозначающего слов: фильм-опера (имеет значение «жанр»), школа-лаборатория и тому подобное.
К юкстапозитивам причисляют слова, образованные редупликацией, то есть дублированием оснований: старый-древний и т. д.
Особенности неморфологических способов словообразования
Лексико-синтаксический способ – это неморфологический способ словообразования, заключающийся в сращении элементов синтаксического словосочетания в одну лексическую единицу: ястребинка, втридорога тому подобное.
Сюда также относятся и имена (бывшие казацкие фамилии) и некоторые общие названия, которыми характеризуют человека, преимущественно образованные сращиванием формы повелительного наклонения глагола и формы косвенного падежа существительного: Вернидуб, Палихата, проходимец, сорвиголова.
Лексико-синтаксическим способом образованы и сложные причастия с компонентами в значении обстоятельства: вышеуказанный.
Близкими к сращениям являются сложные существительные: сон-трава, хлеб-соль, татар-зелье и тому подобное.
Морфолого-синтаксический способ – это переход слова или словоформы из одной части речи в другую с изменением значения и грамматических категорий: молодой (прилагательное) — молодой (существительное).
С морфолого-синтаксическим способом связаны транспозиция (употребление слов в другой, не свойственных им, синтаксической функции) и конверсия (переход одной части речи в разряд другой с изменением окончаний или парадигмы склонения).
В зависимости от того, к какому лексико-грамматическому разряду слов переходит слово выделяют:
- субстантивацию – переход в существительные: молодой, будущее;
- адъективацию — переход в прилагательные: каменный (дом), вооруженный (отряд);
- адвербиализацию – переход в наречие: бегом, вслед, капля (немножко);
- вербализацию — переход в глаголы: тьфукает, гавкает;
- прономинализацию – переход в местоимения: один человек;
- нумерализацию — переход в числительные: море, куча, туча;
- препозитивацию — переход в предлоги: навстречу, в конце;
- партикуляцию — переход в частицы: что, и (весной и душа радуется), просто;
- коньюнкционализацию — переход в союзы: пока, когда, куда (наречия), что, какой, который;
- интерьективацию — переход в междометия: мама, мамочка, Господи, спасибо.
Источник
Флективный способ словообразования это
■ Флект’ивный (флексивный) способ (3)
۩ от латинского глагола flecto — «гну, сгибаю».Обладающий словоизменением, «основанный на словоизменении» (2)
▲ Морфологический способ образования производных слов при помощи окончания, выражающего в этом случае грамматическое и словообразовательное значения. (7)
Флективные словообраздвательные ряды объединяют слова (наименования лица) общего грамматического рода (слуг-а, растреп а, рев-а, клянч-а). В словах данного типа окончания являются основным показателем их производности. Эти окончания совмещают формо-и словообразующие функции, то есть выступают как синкретические морфемы, выражая одновременно и грамматическое значение (род, число) и словообразовательное значение (наименование лица, которое в русском языке обычно передается суффиксальным способом). По мнению В.В. Виноградова, окончания, «попадая в категорию предметности, там функционально преобразуются. Они становятся окончаниями -суффнцсамн существительного»**. Следовательно можно говорить, что наименования; лица типа прислуга, рева, плакса образованы флективным способом и . представляют собой самостоятельный СР — флективный СР. Ранее флективный способ словообразования не выделялся, так как считалось что , окончания не участвуют в словообразовании, а лишь образуют новые формы одного и того же слова. Однако, исследование отглагольных наименований лица убеждают в том, что флексия -а способствует образованию отглагольных наименований лица общего рода. (5)
◄ В таджикском языке в противоположность русскому языку не имеется флективного образования, а значит и не может быть флективного СР. Эта группа характерна только для русского языка, так как в таджикском языке флективная морфема в именительном падеже и других падежных формах отсутствует. Отношения между словами, передаются при помощи предлогов, послелогов и изофатов, начиная с косвенных падежей. (6)
Слова типа разгром, золотой, кума в учебной литературе относят к разным способам словообразования. В школьном учебнике (под ред. Т.А.Ладыженской) их относят к бессуффиксному способу, что, по мнению Е.А.Земской не дает ответа на вопрос, какое средство является выразителем деривационного значения. Авторы РГ-80, как и большинство современных ученых, вслед за Е.А.Земской видят в этих случаях нулевую суффиксацию, так как нулевой суффикс в этом случае передает значение, аналогичное значению других материально выраженных суффиксов: золот ой (желез-н-ый, мед-н-ый) — значение относительного признака (“относящийся к тому, что названо производящей основой”), кум а (грузин-к-а, учитель-ниц-а) — значение женского пола, разгром (пропол-к-а, выполн-ени -е) — значение опредмеченного действия и т.д. Наиболее продуктивным подтип является у существительных: выход, взмах, прилив, подъезд, закат, обыск (не смешивать данные случаи с приставочным способом!); новь, молодь, синь, глушь, заумь, зелень, интим. Н.М.Шанский и В.Н.Немченко считают, что в подобных случаях деривационное значение передается окончанием и выделяют особый, флексийный способ словообразования. (8)
В префиксально-суффиксальном способе суффикс может быть материально выраженным и нулевым: безусый, безногий, неслух, неуч. Те дериватологи, которые считают, что у флексии есть словообразовательная функция, относят данные слова к дериватам, образованным префиксально-флексийным способам.
▼ Способ образования указанных дериватов определяется одними лингвистами как безаффиксный (бессуффиксный, бессуфиксальный), другими – как флексийный (флективный), третьими – как вид суффиксального способа (нулевая суффиксация).
Первой точки зрения придерживаются Н.М. Шанский, З.А. Потиха, а также большинство авторов школьных учебников русского языка.
И.Г. Милославский, В.И. Максимов, В.Н. Немченко и другие учёные выделяют флексийный способ, считая, что в качестве синкретичных аффиксов могут выступать не только приставки и суффиксы, но и флексии. Так, по их мнению, в словах типа раба, ботаник, толща флексии, материально выраженные или нулевые, выполняют функцию словообразовательного форманта и выступают не как отдельные, изолированные друг от друга морфемы, а как совокупности, системы флексийных морфем, образующие парадигму соответствующего производного слова (В.Н. Немченко).
Е.А. Земская, А.Н. Тихонов, В.В. Лопатин, Г.В. Быкова, В.М. Марков, Э.А. Балалыкина, Г.А. Николаев и другие лингвисты придерживаются мнения, что дериваты типа синь, выезд, оригинал образованы посредством нулевой суффиксации. В соответствии с данной позицией, словообразовательные суффиксы (подобно флексиям) могут быть не выражены звуком или комплексом звуков. Такие аффиксы называют нулевыми (Е.А. Земская).
Краткий понятийно-терминологический справочник по этимологии и исторической лексикологии. — Российская академия наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, Этимология и история слов русского языка . Ж. Ж. Варбот, А. Ф. Журавлев . 1998.
Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: «Азбуковник». В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др.. 1999.
Сопоставительное исследование словообразовательных рядов отглагольных наименований лица в русском и таджикском языках. Надыршина, Суфия Шамильевна . 1999.
Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг. Татьяна Гридина,Надежда Коновалова.
Источник