Физиологичный способ подачи звука является
Большое значение для голоса имеет способ его подачи, так называемая атака звука. Принято различать три типа голосоподачи: 1) сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки. Голос звучит после легкого шума. Такой способ считается придыхательной атакой; 2) момент смыкания голосовых складок и начало выдоха совпадают. Это мягкая атака звуков; 3) сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох, приводя их в колебания. Этот тип называется твердой атакой.
Наиболее употребительна и физиологически обоснована мягкая атака. Однако возможно использование и двух других способов подачи звука в зависимости от голосовых задач и эмоционального состояния человека, а иногда и в целях постановки голоса.
РАЗВИТИЕ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ
Развитие детского голоса условно делится на несколько периодов: дошкольный до 6—7 лет, домутационный от 6—7 до 13 лет, мутационный — 13—15 лет и послемутационный — 15—17 лет. Фонация детьми дошкольного возраста осуществляется за счет краевого натяжения голосовых складок в связи со слабостью гортанных мышц. Диапазон звучания составляет 5—6 нот.
В домутационном периоде параллельно с анатомическим ростом органов голосообразования заканчивается развитие рецепторного аппарата гортани, и к 12 годам по месту расположения и морфологическому строению он соответствует рецепторному аппарату взрослого. Детский голос постепенно развивается, его диапазон расширяется до 11 —12 нот.
Мутация голоса (от лат. mutatio — изменение, перемена) наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всем организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающий в период полового созревания. Время, в течение которого происходит переход детского голоса во взрослый, называется мутационным периодом. Явление это физиологическое и наблюдается в возрасте 13—15 лет. У мальчиков голосовой аппарат в это время растет быстро и неравномерно, у девочек гортань развивается замедленно. В период полового созревания мужская и женская гортани приобретают четкие отличительные особенности. Возможны колебания мутационного периода в зависимости от сроков наступления половой зрелости. У жителей юга мутация наступает раньше и протекает более остро, чем у жителей севера.
Источник
Лаврова Е. В. Л136 Нарушения голоса : учеб пособие для студ высш учеб заведений/Е. В. Лаврова, О. Д. Коптева, Д. В. Уклонская
Название | Лаврова Е. В. Л136 Нарушения голоса : учеб пособие для студ высш учеб заведений/Е. В. Лаврова, О. Д. Коптева, Д. В. Уклонская |
страница | 8/8 |
Дата публикации | 13.02.2014 |
Размер | 1.84 Mb. |
Тип | Учебное пособие |
zadocs.ru > Физика > Учебное пособие
^ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА
Особенности профессионального использования голоса • Классификация «голосовых профессий» • Профессиональные дисфонии, их этиология и распространенность • Профилактика голосовых нарушений • Гигиена голоса
Полноценная деятельность людей коммуникативных профессий во многом зависит от работоспособности их голосового аппарата и качества голоса, от умения правильно и эффективно владеть им в профессиональных целях. К деятельности голосового аппарата людей речевых профессий предъявляются повышенные требования. Во-первых, голосовой аппарат должен быть достаточно выносливым для интенсивной ежедневной работы в течение нескольких часов. Во-вторых, голос должен обладать определенными качествами — мелодичностью, гибкостью, интонационной выразительностью, приятным тембром, силой.
Несмотря на неуклонное техническое усовершенствование учебного, воспитательного и культурно-просветительного процессов, живое слово педагога, воспитателя, лектора, актера остается самым могущественным и убедительным источником информации, прогресса и культуры (Ю.Василенко). Профессионалы голоса — весьма распространенная категория специалистов в самых разных сферах общественной жизни. Только в нашей стране насчитывается более 2 млн. учителей, растет численность работников культуры, вокалистов, актеров.
Союзом европейских фониатров в 1979 г. была предложена классификация профессий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству голоса.
A. Профессии с чрезвычайно высокими требованиями к качеству голоса: а) певцы-солисты; б) певцы-хористы; в) актеры (артисты); г) дикторы радио и телевидения.
Б. Профессии с высокими требованиями к качеству голоса: а) преподаватели; б) профессиональные ораторы, переводчики, телефонисты и др.; в) воспитатели и учителя в детских учреждениях.
B. Профессии с повышенными требованиями к качеству голоса или связанные с работой в шумной среде: а) адвокаты; б) судьи; в) врачи; г) войсковые командиры (офицеры, сержанты).
Всех их объединяет повышенный уровень требований к акустическим параметрам голоса, а также к выносливости и функциональной «прочности» голосового аппарата.
Известно, что длительное перенапряжение голосового аппарата, несоблюдение правил гигиены голоса могут стать причиной развития функциональных или органических заболеваний гортани — главного «инструмента» профессионалов голоса. Зачастую заболевания гортани оказываются причиной начала формирования профессиональной непригодности и последующей потери профессиональной квалификации. Государство в случае заболевания голосового аппарата специалиста высокого уровня теряет значительные средства, которые были затрачены на его подготовку.
Существует множество точек зрения на то, что следует признавать профессиональным заболеванием голосового аппарата. Так, М.С.Эрбштейн (1915), Л.Д.Работнов (1929) считают, что к ним могут быть отнесены такие заболевания, которые возникают в результате грубых погрешностей в технике голосообразования либо из-за длительной, без отдыха, голосовой нагрузки. В.Г.Малютин (1932) среди причин профессиональных заболеваний на первое место ставит обстановку на работе и только на второе — перегрузку. E.Nessel (I965) придерживается мнения, что расстройство голоса может быть признано профессиональным заболеванием, если, несмотря на постановку голоса в процессе обучения и фониатрическое лечение, во время профессиональной деятельности возникло стойкое поражение. В нашей стране, согласно приказу № 90 от 14.03.96 Министерства здравоохранения РФ, к профессиональным заболеваниям голосового аппарата относят хронический ларингит, узелки голосовых складок, контактные язвы. Функциональные нарушения голоса в список таких заболеваний не включены.
Профессиональные нарушения голоса имеют весьма высокую распространенность. Дисфонии, связанные с особенностями некоторых профессиональных требований, предъявляемых к голосовой функции, чаще всего наблюдаются у воспитателей детских садов, у начинающих учителей, вокалистов, военнослужащих и представителей других профессий, связанных с продолжительным или грубым использованием голоса. По данным различных авторов, профессиональными заболеваниями голосового аппарата страдают от 32,6 до 53,2% учителей, в среднем 20% телефонистов, 31 % переводчиков, от 47,5 до 72% воспитателей детских садов, около 77 % экскурсоводов. Военнослужащие традиционно пользуются для подачи команд резким, жестким механизмом голосообразования и значительно усиливают громкость голоса, однако данные о количестве голосовых нарушений у этой категории профессионалов отсутствуют.
Среди наиболее распространенных причин возникновения профессиональных нарушений голоса наряду с особенностями его использования значительное место занимают внешние факторы макро- и микроклимата: загрязнение воздуха вредными веществами в газообразном, жидком или твердом состоянии либо экстремальные температурные влияния — холод или жара, а также неблагоприятные и вредные акустические условия (Максимов И., 1987).
В современной индустрии насчитывается более 1000 производственных вредностей, которые могут оказывать отрицательное, угнетающее воздействие на слизистую оболочку дыхательных путей. Некоторые из них не являются токсичными в прямом смысле и не оказывают вредного химического влияния. К ним относятся различные инертные вещества минерального происхождения в распыленном состоянии, встречающиеся в промышленном производстве и в сельском хозяйстве. Другие вещества бывают токсичными в различных агрегатных состояниях (распыленном, жидком, газообразном) и путем химического воздействия могут повредить слизистую оболочку дыхательных путей.
Патологические изменения в гортани, выраженные в различной степени, отмечаются у людей, не прошедших специальную подготовку и соответственно не соблюдающих основные правила голосообразования и голосоведения. При заболеваниях гортани оценку влияния профессиональных факторов в связи с нарушением ее функций выносят с учетом трудового стажа, возможного превышения нормативов для определенных видов трудовой деятельности и данных анализа условий труда по всем показателям. Союз европейских фониатров принял количественную оценку (в баллах) для всех нарушений голоса:
0— нормальный голос;
1— глуховатый голос;
2— осиплость слабой степени;
3— осиплость средней степени;
4— осиплость сильной степени;
6— утрата голоса после ларингоэктомии.
Как уже отмечалось, к голосу профессионалов предъявляются повышенные требования как с точки зрения его акустических и эстетических параметров, так и с точки зрения выносливости. Считается, что голосовой аппарат профессионала может работать в нагрузочном режиме не менее 4 ч в день ежедневно без утраты качества голоса. Для выполнения высоких требований к голосовому аппарату как к орудию труда профессионалов необходим и комплексный подход к их специальной подготовке к трудовой деятельности и к оценке (и требованиям) условий труда.
1. Профессиональная подготовка специалистов голосовых профессий должна основываться на определенном отборе. Необходимо исключить наличие у претендента наследственных эндокринных и других заболеваний, снижающих функциональные возможности голосового аппарата. Важно также выявить исходные параметры силы, высоты, выносливости голоса и его эстетические качества.
2. Она также должна предусматривать специальные занятия по «постановке» голоса и технике речи.
3. Важно обеспечить благоприятные акустические, физические, микробиологические и химические условия осуществления профессиональной деятельности.
4. Необходимо позаботиться о доступности специальной информации, а также о возможности оказания фониатрической и фонопедической помощи людям, профессионально использующим голосовой аппарат.
5. Большое значение приобретает соблюдение правил гигиены голоса, особенно в критические периоды развития организма человека и при заболеваниях верхних дыхательных путей.
Приведем основные правила профилактики голосовых расстройств.
Людям, которые подвержены частым заболеваниям гортани и быстрой утомляемости голоса, следует бережно относиться к своему речевому аппарату, используя для отдыха каждую свободную минуту. После окончания рабочего дня целесообразно в течение 2—3 ч избегать продолжительных разговоров, а лучше и помолчать. При неизбежности таких разговоров следует говорить тише, пользоваться короткими и лаконичными фразами.
Педагогам, которым известны слабые стороны своего голосового аппарата, необходимо под руководством специалиста овладеть методами правильной голосоподачи и с особой тщательностью соблюдать строгий голосовой режим.
В случае заболевания ангиной, хроническим тонзиллитом, болезнями носа и околоносовых пазух (ринит, гайморит, фронтит) воспалительные процессы могут распространиться и в гортани, поэтому надо пройти тщательное лечение у врача-оториноларинголога. При острых простудных заболеваниях гортани представители речевых профессий должны освобождаться от работы, соблюдать строгий голосовой режим и следовать всем указаниям врача. Для профилактики простудных заболеваний верхних дыхательных путей необходимо закаливание организма, т.е. постепенное привыкание к свежему прохладному воздуху. Приобретенная закалка и определенная выносливость позволят переносить колебания температуры более легко и без ущерба для голосового аппарата.
Нельзя забывать также о том, что многие виды деятельности профессионалов голоса связаны с повышенным нервным напряжением. В некоторых случаях нарушения голосовой функции в виде осиплости (дисфонии) или даже полной утраты голоса (афонии) могут быть обусловлены расстройствами нервной системы. Например, при большом волнении голос «срывается» и даже может перестать звучать. Поэтому для профилактики надо стараться не подвергать нервную систему неожиданным сильным нагрузкам, психическим травмам, перенапряжению. Чтобы укрепить голосовой аппарат и нервную систему, полезно правильно использовать летний и зимний отдых.
Немалую роль играет и правильное питание, так как голосовой аппарат весьма чувствителен к острой и раздражающей пище. Не следует часто употреблять слишком холодную или слишком горячую еду, а также острые блюда. Вредными являются и курение табака, раздражающего слизистую оболочку дыхательного тракта, и употребление спиртных напитков, также пагубно влияющих на слизистую оболочку полости рта, глотки и нижележащих отделов.
В некоторые периоды жизни голосовые складки гортани особенно ранимы. У женщин они набухают во время менструации, поэтому голос быстрее устает и может становиться глуше. В эти дни лучше его не перенапрягать. В пожилом возрасте голосовой аппарат более чувствителен к различным неблагоприятным факторам. Его работоспособность снижается, а чувствительность к простуде и перенапряжению возрастает. Поэтому следует более тщательно выполнять правила гигиены.
^ Вопросы и задания
1. Какие нарушения функционирования голосового аппарата можно квалифицировать как профессиональные?
2. Определите, к какой группе (согласно классификации Союза европейских фониатров) можно отнести профессию учителя-логопеда.
3. Кто из представителей голосовых профессий, по статистическим данным, наиболее часто страдает нарушениями фонаторной функции? Почему? Какие неблагоприятные факторы обусловливают столь высокую заболеваемость?
4. Какие группы патологических факторов могут быть значимы для учителя-логопеда?
5. Составьте план беседы с педагогами ДОУ о правилах гигиены голосового аппарата и профилактики фонаторных нарушений.
6. Что, на ваш взгляд, может служить дополнительными факторами, обусловливающими возникновение и хронификацию голосового нарушения?
7. К какой категории профессий (А, Б, В), согласно международной классификации, относятся «воспитатели и учителя в детских учреждениях»?
8. Выберите из предложенных вариантов тот показатель, который составляет продолжительность рабочего времени педагога, — 40, 36, 30 ч.
9. Какую, на ваш взгляд, роль играет стаж педагогического работника в возникновении хронического голосового нарушения?
ГЛАВА 6
^ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
Нарушения голоса при заболеваниях верхних дыхательных путей • Эндокринные заболевания как причина нарушений голосовой функции • Нарушения голоса при заболеваниях опорно-двигательного аппарата
Многие хронические заболевания органов и систем, не входящих в состав голосового аппарата, могут стать причиной неполноценности его функционирования даже в случае отсутствия каких-либо изменений в самой гортани. Сюда относятся заболевания легких, сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем.
Отрицательно сказываются на состоянии голоса и хронические заболевания органов грудной и брюшной полости из-за нарушения способности диафрагмы двигаться нормально. При появлении даже небольших участков воспаления в легких подвижность диафрагмы уменьшается, в результате чего меняется тембр голоса, наступает его быстрая утомляемость, возникают боли в гортани даже при незначительной голосовой нагрузке. Описаны симптомы высокого стояния диафрагмы и выраженные изменения акустических свойств голоса при туберкулезе легких, даже при небольшом первичном очаге.
Нередко нарушения голоса являются только симптомом какого-либо заболевания. Поэтому, если у больного не выявлено изменений со стороны голосового аппарата, его необходимо подвергнуть тщательному и всестороннему обследованию. Так, например, охриплость голоса может послужить первым признаком таких заболеваний, как рак верхушки легкого и рак щитовидной железы, и других заболеваний органов грудной клетки.
Гортань — гормонально зависимый орган. Голосовой аппарат находится под влиянием желез внутренней секреции не только в период роста и развития организма, но и в течение всей жизни человека.
Голосовые расстройства у девочек в период полового созревания сопровождаются сухостью, першением, покалыванием, а иногда и болями в горле, охриплостью. Такие нарушения чаще всего объясняют острыми респираторными заболеваниями, в связи с чем проводят неправильное лечение. У женщин голосовые расстройства могут возникать за несколько дней до менструации или непосредственно во время нее, при этом голос становится тусклым, низким. Поэтому в этот период женщинам с голосоречевыми профессиями следует ограничить речевую нагрузку.
При использовании контрацептивных препаратов вследствие андрогенного эффекта прогестеронового компонента — гестагена — могут появляться признаки вирилизации голоса. Для исключения подобных осложнений применение этих препаратов должно ограничиваться сроком до 3 месяцев. При обнаружении самых незначительных изменений в тембре голоса, даже без какого-либо сужения голосового диапазона, необходимо прекратить их прием, так как на более поздних стадиях изменения могут стать необратимыми.
В последние годы при некоторых инфекционных и других заболеваниях, после тяжелых травм и ожогов, сопровождающихся потерей белка, стали использовать анаболические стероиды — нерабол, ретаболил и др. Их применение также может привести к голосовым нарушениям у женщин: быстрой утомляемости голоса, исчезновению высоких тонов из диапазона, более низкому звучанию. Может также появиться оволосение на лице и на ногах. И все эти изменения очень медленно регрессируют после отмены препарата.
Установлена тесная связь между голосовыми расстройствами и нарушениями функции щитовидной железы. При снижении уровня гормонов щитовидной железы (гипотиреозе) отмечаются быстрая утомляемость и слабость голоса, охриплость, сужение диапазона за счет выпадения высоких звуков; голос становится приглушенным из-за резкого снижения тонуса голосовых мышц. У большинства больных, страдающих гипотиреозом, наблюдается студневидный отек голосовых складок. Для этих больных характерны также сухость и бледность кожных покровов, одутловатость лица, пастозность конечностей.
При диффузном токсическом зобе, сопровождающемся увеличением количества гормонов, выделяемых щитовидной железой (гипертиреозе или тиреотоксикозе), голосовые расстройства проявляются быстрыми периодическими изменениями высоты и тембра, легко наступающей и выраженной утомляемостью голоса, ощущением «стягивания» в области гортани.
Расстройства голоса могут быть связаны и с нарушениями функции коры надпочечников. При ее недостаточности наблюдаются слабость и быстрая истощаемость голоса, особенно усиливающиеся в вечерние часы и сопровождающиеся ощущением «стягивания» в области гортани, вплоть до полной приостановки разговорной речи. Назначение дезоксикортикостерона при болезни Аддисона позволяет значительно улучшить голос. Гиперфункция коры надпочечников, что наблюдается в основном при ее опухолях, у женщин сопровождается синдромом вирилизации — появляется голос, похожий на мужской, происходит значительное сужение диапазона.
Таким образом, если у больных с гормональными нарушениями возникает дисфония, применение ингаляций и других физиотерапевтических процедур по этому поводу, как правило, оказывается неэффективным: голосовая функция будет улучшаться по мере нормализации гормонального статуса.
В патогенезе функциональных заболеваний гортани немаловажную роль играет сопутствующая вертебральная патология: шейный остеохондроз, краниовертебральная блокада, спондилодистрофия шейного отдела позвоночника, выявляемые при рентгенологическом и неврологическом обследованиях. Так, при шейном миофасциальном синдроме наряду с парестезиями глотки и дисфагиями больные жалуются на охриплость, грубый голос, быструю утомляемость голоса, ощущение скованности в гортани. И все это развивается на фоне резких болей в области шеи, позади угла нижней челюсти, в области дна полости рта. Для этого заболевания характерны болезненные мышечные уплотнения по передней и задней поверхностям грудинно-ключично-сосцевидной, жевательной и крыло-нёбной мышц. При правильно направленном лечении голосовые расстройства быстро исчезают.
Совокупность изложенных факторов предопределяет необходимость тесного взаимодействия в работе логопеда и медицинских специалистов соответствующих профилей. Особенно важны дополнительные диагностические исследования для людей, имеющих стойкие голосовые нарушения и резкое ухудшение акустических свойств голоса при отсутствии признаков органических патологий либо острых воспалительных или травматических процессов.
Вопросы и задания
1. Какие заболевания органов грудной клетки вызывают расстройства
2. Какие свойства голоса изменяются при гормональных нарушениях?
3. Сопоставьте признаки нарушений голоса при общесоматических заболеваниях с изменениями голосовой функции гормонального происхождения.
4. Какую роль играют в нарушении голоса заболевания щитовидной железы?
ПРИЛОЖЕНИЕ
^ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К КУРСУ «НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА»
Внимательно прочитайте предложенные варианты завершения фразы (а, б, в) и выберите правильный ответ.
1. Голосовой аппарат — это:
а) центральная часть речевой функциональной системы;
б) периферическая часть речевой функциональной системы;
в) проводниковая часть речевой функциональной системы.
2. Нарушения голоса не входят в структуру дефекта при:
3. Наиболее физиологичным способом подачи звука является:
б) твердая атака;
в) придыхательная атака.
4. Могут ли изменять свою форму и объем следующие надскладочные резонаторные полости:
в) придаточные пазухи носа.
5. Рациональным способом дыхания принято считать:
в) нижнереберное и брюшное.
6. Согласно нейрохронаксической теории голосообразования, движения голосовых складок обусловлены:
а) волнообразным скольжением слизистой оболочки голосовых складок;
б) давлением воздушной струи во время выдоха;
в) нервными импульсами, поступающими из ЦНС по возвратному нерву.
7. Согласно миоэластической теории голосообразования, движения голосовых складок обусловлены:
а) волнообразным скольжением слизистой оболочки голосовых складок;
б) давлением воздушной струи во время выдоха;
в) нервными импульсами, поступающими из ЦНС по возвратному нерву.
8. Гортань в детском возрасте расположена:
а) на уровне IV—VI шейных позвонков;
б) на уровне IV—V шейных позвонков;
в) на уровне V—VII шейных позвонков.
9. К анатомо-физиологическим особенностям детского голосового аппарата относятся:
а) неполное окостенение хрящей гортани;
б) слаборазвитые голосовые мышцы;
в) атрофические изменения в дыхательных мышцах.
10. Высота звука — это:
а) субъективное ощущение амплитуды колебательных движений голосовых складок;
б) субъективное восприятие частоты колебаний голосовых складок;
в) длина озвученного выдоха.
11. Сила звука — это:
а) субъективное ощущение амплитуды колебательных движений голосовых складок;
б) субъективное восприятие частоты колебаний голосовых складок;
в) длина озвученного выдоха.
12. К внегортанным заместительным механизмам фонации можно отнести голосообразование, которое осуществляется за счет работы:
а) вестибулярных складок (вентрикулярная фонация);
б) складок слизистой оболочки пищевода (псевдоголос);
в) голосовых складок.
13. Характерной особенностью акустических характеристик псевдоголоса является:
а) уменьшение длительности звучания фразы;
б) понижение основного тона голоса;
в) носовой оттенок голоса.
14. При периферических парезах и параличах гортани наиболее тяжелые нарушения голоса наблюдаются при расположении голосовой складки:
а) в срединном (медиальном) положении;
б) в боковом (латеральном) положении;
в) в положении, среднем между указанными (интермедиальном).
15. Восстановление голосовой функции при периферических парезах и параличах гортани должно быть направлено на:
а) включение заместительных механизмов фонации;
б) активизацию двигательной функции гортани;
в) устранение носового оттенка голоса.
16. Наиболее распространенным профессиональным нарушением голоса является:
б) истерическая афония;
17. Основным симптомом истерической афонии является:
а) понижение основного тона голоса;
б) внезапная полная потеря голоса в стрессовой ситуации;
18. Согласно классификации нарушений голоса истерическая (психогенная) афония — это:
а) органическое периферическое нарушение голоса;
б) функциональное центральное нарушение голоса;
в) функциональное периферическое нарушение голоса.
19. Основным симптомом спастической дисфонии является:
а) напряженная, судорожная фонация;
б) увеличение времени максимальной фонации;
в) слабость мышц, участвующих в голосообразовании.
20. Фонопедические занятия по коррекции гипотонусных нарушений голоса направлены на:
а) активизацию наружных и внутренних мышц гортани;
б) включение заместительных механизмов фонации;
в) устранение избыточного напряжения мышц, участвующих в фонации.
21. Фонопедические занятия по коррекции гипертонусных нарушений голоса направлены на:
а) включение заместительных механизмов фонации;
б) активизацию наружных и внутренних мышц гортани;
в) устранение избыточного напряжения мышц, участвующих в фонации.
22. Незначительные нарушения голосовой функции наблюдаются при:
а) декомпенсированной форме хронического ларингита;
б) субкомпенсированной форме хронического ларингита;
в) компенсированной форме хронического ларингита.
23. Нагрузку на голосовые мышцы можно снизить за счет:
а) увеличения силы выдоха;
б) увеличения возвратного импеданса;
в) напряжения мышц глотки.
24. При гипертонусной дисфонии наблюдаются:
б) слабость, утомляемость голоса;
в) трудности регуляции основного тона.
25. Жалобами при гипотонусной дисфонии являются:
а) жалобы на чувство стягивания в области гортани;
б) слабость, утомляемость голоса;
в) першение, кашель.
26. Преобладающими причинами нарушения процесса мутации голоса могут быть:
а) нарушения функции эндокринной системы;
б) нарушения правил гигиены голоса;
в) заболевания верхних дыхательных путей.
27. К представителям голосовых профессий категории Б относятся:
28. Психологической особенностью больных со спастической дисфонией является:
а) повышенный уровень тревожности;
в) эмоциональная лабильность.
29. Обследование детей с нарушениями голосовой функции должно включать в себя:
а) беседу с родителями;
б) осмотр оториноларинголога;
в) анализ продуктов деятельности ребенка (тетради, рисунки и т. п.).
30. Основным методом профилактики нарушений голосовой функции в детском возрасте является:
а) своевременное лечение заболеваний верхних дыхательных путей;
б) обучение правилам голосоведения и голосооформления;
в) повышение голосовой нагрузки.
Ключ к тестовым заданиям
Источник