Физика 8 класс способы изменения внутренней энергии тела конспект урока

Урок 8 классе. Способы изменения внутренней энергии.
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Авяснить условия, при которых внутренняя энергия изменяется. Дать понятие теплопередачи.

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_izmneniya_vnutrenney_energii.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 3.3. «Способы изменения внутренней энергии»

  • Выяснить условия, при которых внутренняя энергия изменяется;
  • Дать понятие теплопередачи.

Оборудование : сосуды, спиртовка, эфир, насос, металлическая проволока, мультимедийный проектор, презентация.

  1. Повторение изученного материала (фронтальный опрос). Слайд 3-4
  • Дать определение внутренней энергии.
  • Почему при малых значениях кинетической и потенциальной энергии одной молекулы внутренняя энергия тела достаточно большая величина?
  • Почему внутренняя энергия тела увеличивается с увеличением средней скорости движения молекул тела?
  • Что происходит с внутренней энергией тела при понижении температуры?
  • Почему внутренняя энергия тела изменяется при деформации тела?
  • Может ли тело, обладая внутренней энергией, не иметь механическую энергию? Приведите примеры.
  • Может ли тело иметь механическую энергию, но не иметь внутренней.

3. Объяснение нового материала.

Внутренняя энергия тела не является какой-то постоянной величиной. У одного и того же тела она может изменяться. Изменяется внутренняя энергия тела при изменении скорости движения молекул.

А сейчас выясним с вами, каким способом можно увеличить или уменьшить скорость движения молекул.

Нальем в стеклянный сосуд эфира и закроем пробкой. Трубку обовьем веревкой и начнем быстро двигать ее то в одну, то в другую сторону. Через некоторое время эфир закипит, и пар вытолкнет пробку.

Вопрос: что произойдет с внутренней энергией эфира?

Ответ: внутренняя энергия увеличиться, он нагрелся и закипел.

Вопрос: в результате чего увеличилась внутренняя энергия?

Ответ: в результате совершения работы при натирании трубки веревкой.

Вопрос: какой можно сделать вывод из данного опыта.

Вывод: внутреннюю энергию тела можно увеличить, совершая над телом работу .

Именно такой способ добычи огня использовали наши редки. За счет трения при быстром вращении сухой кусок дерева нагревался более чем на 250°C и загорался.

Опыт 2 Сгибание медной проволоки. (на парте по одной проволоки)

Вопрос: как изменилась температура проволоки в месте сгиба?

Ответ: Проволока нагрелась.

Вопрос: изменилась ли кинетическая энергия частиц, из которых состоит проволока?

Ответ: Да, изменилась.

Вопрос: Что произошло с внутренней энергией проволоки?

Ответ: внутренняя энергия тела увеличилась.

Нагревание тел происходит также при ударах, разгибании и сгибании. Т.е. при деформации.

Рассмотрим следующий опыт .

В толстостенный стеклянный сосуд, закрытый пробкой, накачаем воздух через специальное отверстие в ней. Через некоторое время пробка выскочит из сосуда. В момент, когда пробка выскакивает из сосуда, образуется туман. Воздух в сосуде в сосуде стал холодным. Находящийся в сосуде сжатый воздух, выталкивая пробку совершает работу.

Вопрос : Что произошло с внутренней энергий?

Ответ: внутренняя энергия уменьшилась.

Вопрос : В результате чего уменьшилась внутренняя энергия?

Ответ: в результате совершения работы воздухом по выталкиванию пробки . Воздух в сосуде охладился.

Вопрос: какой можно сделать вывод из данного опыта.

Вывод: Если работу совершает само тело, то внутренняя энергия уменьшается.

И так мы с вами выяснили, что внутреннюю энергию тела можно изменить путем совершения работы самим телом или над телом.

Внутреннюю энергию можно изменить и другим способом, без совершения работы.

Например, вода в сосуде закипает, если поставить ее на огонь. Воздух и различные предметы в комнате нагреваются от радиатора центрального отопления. Внутренняя энергия в этих случаях увеличивается, так как повышается температура тел. Но при этом работа не совершается.

Такой способ изменения внутренней энергии тела называется теплопередачей.

Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или сами мелом называется теплопередачей .

Теплопередача в свою очередь может осуществляться тремя способами: теплопроводностью; конвекцией; излучением.

Слайд 8. Опустим в стакан с горячей водой металлическую ложку. Кинетическая энергия молекул горячей воды больше кинетической энергии молекул холодного металла. Молекулы горячей воды будут передавать часть своей кинетической энергии частицам холодного металла. В результате этого энергия молекул воды в среднем будет уменьшаться, а энергия частиц металла будет увеличиваться. Температура воды уменьшиться, а температура ложки – постепенно увеличиться. Постепенно их температуры выравниваются.

Слайд 9 . Из данного опыта можно сделать следующий вывод.

  • Теплопередача происходит между телами или частями тела, имеющую разную температуру.
  • Теплопередача всегда происходит в определенном направлении: от тел более высокой температурой к телам с более низкой температур.
  • Когда температуры тел выравниваются, теплопередача прекращается.

4. Повторение и обобщение

Слайд 10-15 . Проверочный тест.

  1. При повышении температуры скорость движения молекул…

В) остается не изменой.

  1. К тепловым явлениям относятся:

А) плавление металлов;

Б) движение автомобиля;

Г) наступление рассвета.

  1. Тепловым движением можно считать….

А) движение одной молекулы;

Б) беспорядочное движение всех молекул;

В) движение нагретого тела;

Г) любой вид движения.

  1. Внутренняя энергия тела зависит…

А) от температуры тела;

Б) от механического движения тела;

В) от положения тела относительно других тел;

Г) от агрегатного состояния вещества.

  1. В каком из приведенных примеров внутренняя энергия увеличивается путем совершения механической работы над телом?

А) нагревание гвоздя при забивании его в доску;

Б) нагревание металлической ложки в горячей воде;

В) выбивание пробки из бутылки газированным напитком

6. Теплопередача происходит в направлении….

А) от тел с низкой температурой к телам с более высокой температурой.

Б) от тел с более высокой температурой к телам с более низкой температурой.

В) при одинаковой температуре .

Домашнее задание. Параграф 3 выучить, ответить на вопросы в конце параграфа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в восьмом классе по теме: «Способы изменения внутренней энергии»

Урок в восьмом классе с использованием оборудования лаборатории «L-микро»Тема:Способы изменения внутренней энергииУрок № 3.Тип урока:КомбинированныйЦель урока:Рассмотреть способы изменения внутр.

Конспект урока «Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии»

Урок с использованием ЭОР. Приводится полный конспект урока, таблица с используемыми ЭОР.

Технологическая карта урока 8 класс «Способы изменения внутренней энергии»

Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода с применением цифровых образовательных ресурсов.

«Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии»

Урок изучения нового материала с применением ИКТ в 8 классе.

Урок физики в 8-м классе по теме: «Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии»

Комбинированный урок физики.

Урок обобщения и систематизации знаний по физике в 8 классе «Способы изменения внутренней энергии тела»

Автор учебника Пёрышкин А. В. Данный урок проводится в конце изучения раздела «Способы изменения внутренней энергии тела».

Тест по теме «Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи»

Тест составлен для обучающихся 8 класса; включает в себя 2 варианта; в тесте имеются задания с выбором ответа, а также задания, предполагающие развернутый ответ.

Источник

Конспект урока в 8 классе «Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии»

«Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии»

Тип урока: урок изучения нового материала с применением.

Цель: ввести понятие внутренней энергии как суммы кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия и способах её изменения – теплопередача и совершение работы.

обучающие: изучение понятия «внутренняя энергия», от чего зависит и не зависит внутренняя энергия тела; способы изменения внутренней энергии тела; ввести понятие «теплопередача» и познакомить с её видами;

развивающие: развитие умений анализа и самоанализа; развитие умений анализа и синтеза информации.

воспитательные: развитие коммуникативной компетенции.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая (парная).

Необходимое техническое оборудование: интерактивное оборудование кабинета физики.

Контроль присутствия всего необходимого для занятия, обеспечение недостающих материалов. Концентрация внимания, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Учитель. Руководство фронтальной работой с текстом « Механическая и внутренняя энергия »

Ученики. Отвечают на вопросы, систематизируют знания о кинетической и потенциальной энергии тела.

Какие виды механической энергии существуют?

Какую энергию называют потенциальной? От каких величин она зависит?

Какую энергию называют потенциальной? От каких величин она зависит?

В каком случае кинетическую энергию тела можно считать равной нулю?

Учитель. Демонстрирует опыт по превращению одного вида механической энергии в другой (плакат с иллюстрацией опыта «Падение свинцового шарика)

Ставит проблему: можно ли утверждать, что когда мячик остановится, его энергия исчезнет и нарушится фундаментальный закон природы – закон сохранения энергии?

Мотивирует деятельность учащихся для решения поставленной цели.

Ученики. Наблюдают, понимают проблему и проникаются необходимостью решить её на уроке.

Какие превращения энергии происходят при подъёме и падении свинцового шара?

Как изменяется состояние свинцового шара и свинцовой плиты в результате их соударения?

Изложение нового материала.

Учитель. Организует работу класса при изучении материала.

Демонстрирует опыт по превращению механической энергии во внутреннюю энергию, предлагая потереть руки друг о друга, об одежду, согнуть и разогнуть проволоку много раз.

Учащиеся. Работают с учителем, воспринимают новый материал, отвечают на вопросы, осуществляют записи в тетради.

Вводит понятие внутренняя энергия , ее обозначение, единица измерения в СИ (работа с учебником)

Учащиеся. Осуществляют записи в тетради.

Работа с классом.

Учитель. От каких величин зависит внутренняя энергия тела?

Учащиеся. Делают вывод о том, при изменении температуры тела происходит изменение скорости движения молекул.

Учитель проводит первичную проверку понимания изучаемого материала.

Организует диагностику знаний: формулирует два вопроса качественного характера.

а) Почему при периодическом изгибании железной проволоки она нагревается?

б) Почему два бруска при трении нагреваются?

Определяет наличие пробелов в знаниях обучающихся.

Учащиеся. Систематизируют материал и углубляют знания при решении качественных задач, требующих мыслительной активности.

Учитель проводит первичную проверку понимания изучаемого материала.

Организует диагностику знаний: формулирует два вопроса качественного характера.

в) в сосуде нагрели воду. Можно ли сказать, что внутренняя энергия воды увеличилась? Ответ поясните.

г) два медных бруска одинаковой формы и массами 100г и 500г были взяты при комнатной температуре и погружены в кипящую воду на одинаковое время. Изменилась ли их внутренняя энергия? Одинаково ли изменилось значение внутренней энергии этих брусков относительно друг друга? Ответ поясните.

Способы изменения внутренней энергии тела.

На основании вывода о том, что внутренняя энергия изменяется при изменении скорости движения молекул, возникает вопрос: каким способом можно изменить скорость движения молекул?

Учащиеся. Наблюдают, делают выводы.

Вводит понятие «теплопередача», её виды, особенности. Отвечает на вопросы учащихся.

Учащиеся. Наблюдают, делают выводы, осуществляют записи в тетрадях.

1. Обобщение учителя. Сегодня на уроке мы познакомились с физической величиной – внутренней энергией, ее обозначением, единицей измерения в СИ. Выявили факторы, от которых зависит и не зависит внутренняя энергия любого тела, а также определили способы изменения внутренней энергии тела.

Учитель. Комментирует особенности выполнения домашнего задания.

Учащиеся. Понимают домашнее задание и методику его выполнения, задают вопросы.

А.В. Пёрышкин «Физика 8» — М.: «Дрофа», 2012 г.

Плакаты с иллюстрацией опытов.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 359 человек из 68 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-756805

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября

Время чтения: 2 минуты

В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей

Время чтения: 1 минута

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Самый простой способ принять решение
Оцените статью
Разные способы