Физическое воспитание это способ освоения ценностей

Физическое воспитание это способ освоения ценностей

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях (рис. 1).

Рис. 1. Физическое воспитание как педагогический процесс целенаправленного формирования двигательных умений и навыков и развития физических качеств человека

Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных спо­собов управления своими движениями, приобретение таким пу­тем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важ­ными для жизни или спорта двигательными действиями, занима­ющиеся приобретают умения рационально и полноценно прояв­лять свои физические качества. Одновременно с этим они позна­ют закономерности движений своего тела.

По степени освоенности техника двигательного действия мо­жет выполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обуче­ние движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».

Воспитание физических качеств является не менее существен­ной стороной физического воспитания. Целенаправленное управ­ление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливос­ти и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо разви­вать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический ха­рактер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание фи­зических качеств».

В процессе физического воспитания приобретается также широ­кий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содер­жания. Знания делают процесс занятий физическими упражнения­ми более осмысленным и в силу этого более результативным.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания явля­ется то, что оно обеспечивает системное формирование двига­тельных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере опре­деляет его физическую дееспособность.

Источник

Физическое воспитание это способ освоения ценностей

Целевая направленность современных педагогических программ совершенно определенно утверждает необходимость формирования физической культуры личности детей, учащихся, студентов, обосновывая тем самым философско-культурологический подход в организации учебного процесса по физическому воспитанию.

Но традиционно процесс физического воспитания сводился к физическому развитию, физической подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и навыков занимающихся, т.е. акцент делался на биологическом, двигательном аспекте развития индивида. [Лубышева Л. И., 1992].

Физкультурное воспитание преследует более широкие цели – воспитание личности через культуру посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. Таким образом, физкультурное воспитание – это прежде всего педагогический процесс формирования физической культуры личности.

Основными показателями физической культуры как свойства и характеристики отдельного человека являются следующие: забота человека о поддержании в норме усовершенствовании своего физического состояния, различных его параметров (здоровье, телосложение, физические качества и двигательные способности); многообразие используемых для этой цели средств, умение эффективно применять их; одобряемые и реализуемые на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о теле и физическом состоянии; уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методах их применения; степень ориентации на заботу о своем физическом состоянии; готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого соответствующих знаний, умений и навыков [Столяров В. И., 1995].

В таком случае реализовать целевую культурологическую направленность физкультурного воспитания возможно при условии понимания человека в единстве его биологических и социальных качеств [Лубышева Л. И., 1996].

Философским основанием физкультурного воспитания является утверждение целостного подхода к сущности человека, а также осознание челове ком и обществом культурной ценности физкультурно-спортивной деятельности.

Теоретическим основанием физкультурного воспитания служат педагогические принципы его организации: гуманизация, поливариантность и многообразие, гармонизация содержания физкультурно-спортивной деятельности.

Основополагающим принципом физического воспитания является единство интеллектуального, мировоззренческого и двигательного компонентов.

Технологическим основанием физкультурного воспитания выступают деятельностный подход, новое понимание образовательного подхода, приоритет эмоционального аспекта физкультурно-спортивных занятий, эффект удовольствия и успеха.

Содержание физкультурного воспитания включает в себя три основных направления: социально-психологическое воспитание, интеллектуальное воспитание и двигательное воспитание (телесное воспитание).

Сущность социально-психологического воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии, убежденности, потребностно-деятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры. Положительный эффект социально-психологического воспитания будет достигнут, если личностные ценности физической культуры будут прочувствованы человеком, поняты и осознаны как жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации будут подкрепляться активной физкультурно-спортивной деятельностью.

Читайте также:  Способы уменьшения скорости реакции

Содержание интеллектуального воспитания предполагает возможность формирования у человека комплекса теоретических знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских и других аспектов, тесно связанных с физкультурным знанием [Эндрюс Д. К., 1993].

Специфическая часть физкультурного воспитания содержит решение двигательных задач: формирование физических качеств, умений и навыков управления движениями, а также возможностей рационального использования физического потенциала.

  1. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры // Теория и практика физической культуры, 1991, № 7.
  2. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность. // Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 5.
  3. Лубышева Л.И. Концепции физкультурного образования: Теория и методика // Теория и практика физической культуры, 1994, № 3.
  4. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. – М.: ГЦОЛИФК, 1992.
  5. Лубышева Л. И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа. // Теория и практика физической культуры, 1996, № 1.
  6. Лубышева Л. И., Бальсевич В. К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Матер, междунар. конф. «Современные исследования в области спортивной науки». СПб НИИФК, 1994.
  7. Столяров В. И. Ценности спорта и пути его гуманизации. – М.: РГАФК, 1995.
  8. Теория и методика физического воспитания // Под ред. Л. Л. Матвеева.. –М.: Физкультура и спорт, 1991.
  9. Эндрюс Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теория и практика физической культуры, 1993, № 1.

Источник

Физическое воспитание

Содержание

Физическое воспитание [ править | править код ]

Формирование знаний, умений и навыков целенаправленного и эффективного использования средств физической культуры осуществляется в процессе физического воспитания. Этот процесс выступает как деятельная сторона физической культуры, благодаря которой происходит превращение ценностей физической культуры в личное достояние человека. Это находит свое отражение в улучшении здоровья, повышении уровня развития физических качеств, двигательной подготовленности, более гармоничном общем развитии и т.п.

В ст. 2 Федерального закона о спорте дается определение физического воспитания как процесса, направленного на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры.

Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, физическое воспитание характеризует основу физической подготовленности людей — приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).

Система физического воспитания представляет собой сложившийся в государстве тип социальной практики, основными функциями которого являются организация и управление деятельностью по физическому совершенствованию граждан. Целью российской системы физического воспитания является содействие формированию основ физической культуры личности как важнейшего условия укрепления здоровья людей, формирования разумного, достойного облика современного человека образа жизни.

Задачи физического воспитания [ править | править код ]

Достижению названной цели физического воспитания населения страны способствует решение следующего ряда взаимосвязанных задач.

  1. обеспечение общего физкультурного образования на основе освоения ценностей физической культуры: двигательных, интеллектуальных, этических, эстетических, технологических;
  2. физическое совершенствование и укрепление здоровья как главные условия достижения высокого уровня умственной и физической работоспособности, профессионализма в социально значимых видах деятельности;
  3. индивидуально приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающее достижение необходимого уровня развития физических качеств, двигательных умений и навыков;
  4. формирование теоретических и инструктивно-методических знаний, умений и навыков, необходимых для физического самосовершенствования и приобщения к таким занятиям других;
  5. формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта;
  6. валеологическое образование как важнейший на современном этапе фактор формирования здорового образа жизни.

Принципы физического воспитания [ править | править код ]

Российская система физического воспитания базируется на следующих основополагающих принципах:

  1. всестороннего гармонического развития личности, который предполагает связь физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.), согласованное и соразмерное развитие физических способностей, формирование разносторонних двигательных умений и навыков, освоение специальных знаний;
  2. оздоровительной направленности, который предполагает выбор средств и методов физического воспитания прежде всего в зависимости от их оздоровительной ценности, соответствие физических нагрузок возможностям занимающихся, осуществление систематического врачебно-педагогического контроля;
  3. связи с практической общественно значимой деятельностью, который предполагает нацеленность на первоочередное формирование жизненно важных и ценных в прикладном отношении двигательных умений и навыков, формирование способностей действовать полезно и эффективно в сложных условиях трудовой или военной деятельности, максимальное использование средств физической культуры для трудового и патриотического воспитания.
Читайте также:  Способы минимизации отходов при обработке продуктов

Основными направлениями системы физического воспитания [ править | править код ]

Основными направлениями отечественной системы физического воспитания можно назвать следующие.

1. Базовое направление. Его основой является организуемый в учебных заведениях всех уровней и типов учебно-воспитательный процесс по физической культуре. Главной задачей является приобщение к ценностям физической культуры, укрепление здоровья и разностороннее физическое совершенствование. Это направление является общеподготовительным и служит основой для остальных, носящих специализированный характер. Система физической культуры направлена на то, чтобы организовать физическое воспитание населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов Российской Федерации.

Система существует в государственных, общественных и других негосударственных формах деятельности. Физическое воспитание в образовательных учебных заведениях и дошкольных учреждениях происходит на основе государственных образовательных программ, а также используется внеучебная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. С обучающимися, имеющими отклонения в развитии, занятия проводятся в рамках индивидуальной программы реабилитации. В физическом воспитании населения принимают участие учреждения дополнительного образования: спортивные школы, секции, клубы и другие внешкольные и внеучебные физкультурно-оздоровительные и физкультурно-спортивные организации.

Статья 28 Федерального закона о спорте посвящена физической культуре и спорту в системе образования. В силу ч. 1 данной статьи образовательные организации с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

Согласно ч. 2 ст. 28 Федерального закона о спорте организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя.

  1. проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ;
  2. создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием [1] , для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;
  3. формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;
  4. осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;
  5. проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания;
  6. формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию;
  7. проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся;
  8. содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся;
  9. содействие развитию и популяризации школьного спорта и студенческого спорта;
  10. участие обучающихся в международных спортивных мероприятиях, в том числе во Всемирных универсиадах и официальных спортивных соревнованиях.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона о спорте в целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта, студенческого спорта образовательными организациями, реализующими образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального и высшего образования, и (или) обучающимися таких организаций могут создаваться школьные спортивные клубы и студенческие спортивные клубы (в том числе в виде общественных объединений), не являющиеся юридическими лицами. Деятельность таких спортивных клубов осуществляется в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 13 сентября 2013 г. № 1065 «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов» [2] , и предусматривается уставами соответствующих образовательных организаций.

2. Спортивное направление. Физическое воспитание со спортивной направленностью обеспечивает удовлетворение потребностей в занятиях избранным видом спорта. Основной целью занятий в рамках данного направления является подготовка к соревнованиям, участие в соревновательной деятельности и достижение максимально высоких спортивных результатов. Подготовка к соревнованиям осуществляется в процессе спортивной тренировки, которая является одной из наиболее действенных и эффективных форм физического воспитания. Спортивная тренировка представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий в себя различные виды подготовки — общую физическую, специальную физическую, техническую, тактическую, морально-волевую и интегральную [3] .

3. Профессионально-прикладное направление. Представляет собой физическое воспитание, осуществляемое с учетом особенностей профессиональной деятельности индивида. Призвано содействовать более успешному освоению профессии, профилактике профессиональных заболеваний, повышению производительности труда и т.п.

Смысл данного направления в том, чтобы администрация организаций различных организационно-правовых форм обеспечивала работникам условия для реализации их права на занятия физической культурой, включая реабилитационные, профессиональноприкладные занятия в режиме рабочего дня, послетрудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно-массовую работу, спортивно-оздоровительный туризм.

Статья 30 Федерального закона о спорте называется «Физическая культура и спорт по месту работы, месту жительства и месту отдыха граждан». В соответствии с ч. 1 названной статьи в соглашения, коллективные договоры и трудовые договоры между работодателями, их объединениями и работниками или их полномочными представителями могут включаться положения:

  1. о создании работникам условий для занятий физической культурой и спортом, проведении физкультурных, спортивных, реабилитационных и других связанных с занятиями граждан физической культурой и спортом мероприятий;
  2. предоставлении работникам и членам их семей возможности использовать объекты спорта, спортивное оборудование и инвентарь для реализации мер, предусмотренных выше, в п. 1, об обеспечении надлежащего обслуживания и ремонта таких объектов, оборудования и инвентаря, об оплате труда работников, осуществляющих содержание, обслуживание и ремонт таких объектов, оборудования и инвентаря.
Читайте также:  Сколько есть способов разделить поровну

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона о спорте руководители санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и туристских баз создают условия для использования компонентов физической культуры в процессе лечения и отдыха граждан в целях укрепления их здоровья, профилактики и лечения заболеваний.

Муниципальные органы должны создавать условия для занятий физической культурой по месту жительства и в местах массового отдыха. Так, согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона о спорте органы местного самоуправления создают условия для развития физической культуры и спорта по месту жительства и месту отдыха граждан, в том числе путем привлечения специалистов в области физической культуры и спорта.

Физическая подготовка военнослужащих и личного состава правоохранительных органов должна обеспечивать выполнение ими воинского долга и основных служебных обязанностей. Командованием создаются необходимые для этого условия.

4. Лечебно-реабилитационное направление. Содержательной основой данного направления являются занятия физическими упражнениями, организуемые в целях восстановления работоспособности после интенсивной трудовой или спортивной деятельности. В рамках этого направления осуществляется также восстановление утраченных функций после производственных или спортивных травм и перенесенных заболеваний на основе использования средств лечебной физической культуры (ЛФК).

Органы здравоохранения используют физическую культуру как средство профилактики и лечения заболеваний, осуществляют врачебный контроль над лицами, занимающимися физической культурой и спортом, в том числе спортивно-оздоровительным туризмом, организуют и проводят подготовку и повышение квалификации специалистов здравоохранения, создают центры и пункты оздоровления и реабилитации средствами физической культуры, диагностико-консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные диспансеры.

Развитие физической культуры и спорта среди инвалидов направлено на повышение их двигательной активности, что является непременным условием их всесторонней реабилитации и социальной адаптации. Этим занимаются образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, социального обеспечения и организации физической культуры и спорта. Как уже отмечалось, адаптивной физической культуре, физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья посвящена ст. 31 Федерального закона о спорте.

5. Массовое оздоровительно-рекреативное направление. Предполагает использование средств физической культуры в основном в процессе организации коллективных форм культурного досуга.

6. Преимущественно бытовое физкультурно-гигиеническое направление. В его основе лежит использование средств физической культуры для решения задач восстановления работоспособности и укрепления здоровья в условиях домашнего быта.

Важнейшей государственной задачей в сфере физического воспитания подрастающего поколения является повышение уровня физической подготовленности детей и подростков. Решение данной задачи возлагается в основном на физическое воспитание в школе. Для большинства школьников уроки физической культуры являются не только основной, но и часто единственной формой их физического воспитания. Поэтому тренировке, направленной на повышение уровня физической подготовленности, и соответствующему контролю должна отводиться более важная роль и уделяться больше внимания, чем это происходит в настоящее время на уроках физической культуры в школе.

Физическое воспитание, являясь подсистемой целостного педагогического процесса, ориентировано на подготовку физически здорового человека, способного к самоопределению и самореализации здорового стиля жизнедеятельности. Решение этой важной проблемы возможно путем формирования физического потенциала человека в соответствии с его биологической предрасположенностью и приоритетом вида физической активности, а также способностью реализовать свой потенциал в физкультурно-спортивной, профессиональной и бытовой практике.

Разновидностью физического воспитания, имеющей выраженную прикладную направленность, состоящей в целенаправленном освоении движений и развитии физических способностей применительно к определенному виду деятельности, является физическая подготовка. Статья 2 Федерального закона о спорте определяет понятие физической подготовки как процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик.

Исторически физическое воспитание возникло и развивалось прежде всего в связи с потребностями общества в полноценной физической подготовке людей к труду. По мере развития общества функции физического воспитания и физической подготовки значительно расширялись и дифференцировались.

В настоящее время физическая подготовка представляет собой один из основных факторов формирования разнообразных двигательных умений и навыков, а также комплексного развития физических качеств в целях расширения и увеличения двигательных возможностей человека. В таком качестве она получила название «общая физическая подготовка» (ОФП). Кроме того, существует множество ее «специализированных» разновидностей, таких как общая и специальная подготовка в спортивной деятельности, физическая подготовка людей умственного труда и др. Физическая подготовка предопределяет двигательную подготовленность индивида, т.е. определенный уровень сформированности жизненно важных и прикладных двигательных умений и навыков, развития физических качеств и работоспособности.

Источник

Оцените статью
Разные способы