- Физическое развитие ребёнка
- Наши врачи
- Физическое развитие детей раннего возраста
- Вес и рост
- Двигательная активность
- Развитие внутренних органов
- Физическое развитие детей школьного возраста
- Физическое развитие детей младшего школьного возраста
- Физическое развитие детей среднего школьного возраста
- Физическое развитие детей старшего школьного возраста
- Физическое развитие школьника и пути его совершенствования. статья (6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Физическое развитие ребёнка
Физическое развитие детей представляет собой динамический процесс роста и биологического созревания в течение определённого периода. Под динамическим процессом роста понимают увеличение массы и длины тела, развитие органов и систем организма.
Оценка физического развития ребёнка — выявление соответствия процессов роста и созревания с возрастной нормой. Для количественной оценки могут быть использованы как абсолютные величины – килограммы, сантиметры, так и относительные – доля в % от нормы.
Здоровье и физическое развитие детей — понятия неразделимые. Отклонения от нормы физического развития в большинстве случаев сигнализируют о нарушениях, связанных с заболеваниями эндокринной системы, центральной нервной системы, с патологией обмена веществ. При этом стоит отметить, что отставание в физическом развитии нередко является менее опасным, чем сильное опережение, которое является признаком гормональных нарушений.
Наши врачи
Физическое развитие детей раннего возраста
Ранний возраст ребенка — это период от одного до трёх лет. Физическое развитие детей раннего возраста характеризуется интенсивностью. В этот период наблюдается существенное увеличение росто-весовых показателей, активные рост и развитие внутренних органов, интенсивное развитие двигательной сферы.
Вес и рост
Каждый месяц ребёнок в возрасте от одного до двух лет прибавляет в весе около 200-250 грамм и вырастает приблизительно на один сантиметр. Прирост немного замедляется на третьем году жизни и составляет около 8 см и 2,5 кг веса за год. Замедление обусловлено тем, что большая часть энергии в этот период направлена на развитие внутренних органов и систем, а также на активную двигательную деятельность.
Двигательная активность
Развитие опорно-двигательного аппарата у детей раннего возраста характеризуется процессами минерализации костной ткани, нормализацией мышечного тонуса. Тело ребёнка приобретает желаемую устойчивость в вертикальном положении, становятся выполнимыми сложные движения с приложением силовых затрат, усовершенствуется мелкая моторика. На период с 2-х до 3-х лет приходится максимум двигательной активности.
Развитие внутренних органов
В раннем возрасте происходит интенсивное развитие центральной нервной системы, что позволяет ребёнку длительное время концентрировать своё внимание на одном предмете. Периоды, когда ребёнок бодрствует, увеличиваются до шести-восьми часов.
Помимо этого, изменяется работа пищеварительной системы, повышается тонус кишечника, усиливается перистальтика. В изменениях, затрагивающих выделительную систему, стоит отметить увеличение объёма мочевого пузыря в два-три раза.
Физическое развитие детей школьного возраста
Школьный возраст принято делить на три периода:
- младший школьный: с 6-ти до 11-ти лет;
- средний школьный: с 12-ти до 15-ти лет;
- старший школьный: с 16-ти до 18-ти лет.
Физическое развитие детей младшего школьного возраста
Физическое развитие детей младшего школьного возраста характеризуется:
- быстрым ростом на фоне относительно медленного набора массы тела;
- равномерным развитием опорно-двигательного аппарата;
- интенсивным развитием крупных мышц рук и ног.
В этот период происходит завершение морфологического развития ЦНС. К возрасту 11-ти лет объём лёгких ребёнка составляет одну вторую объёма лёгких взрослого человека. Дети младшего школьного возраста имеют потребность в интенсивной двигательной активности, именно в этот период у них формируется предрасположенность к тем или иным видам физической активности.
Физическое развитие детей среднего школьного возраста
Для физического развития детей среднего школьного возраста характерно следующее:
- Стоимость: 5 000 руб.
- Продолжительность: 30 — 40 минут
- интенсивный рост — около 4-7 см в год;
- интенсивное увеличение массы тела — около 3-6 кг в год;
- рост длинных трубчатых костей рук и ног;
- интенсивный рост в высоту позвонков;
- быстрое развитие мышечной системы;
- формирование всех функциональных систем;
- улучшение координации и силовых способностей.
Начало полового созревания у девочек начинается на один-два года раньше, чем у мальчиков. В этот же временной период наблюдается интенсивное развитие дыхательной системы, увеличение показателей жизненной ёмкости лёгких.
Физическое развитие детей старшего школьного возраста
В старшем школьном возрасте завершается половое созревание и чётко проявляются как половые, так и индивидуальные различия в строении тела. Помимо этого, наблюдается:
- замедление роста тела в высоту;
- прирост массы тела;
- завершение окостенения большей части скелета;
- утолщение трубчатых костей;
- активное развитие грудной клетки;
- быстрое и равномерное развитие мышц.
Если вы хотите узнать, насколько правильно происходит физическое развитие вашего ребёнка, обращайтесь в многопрофильную клинику ЦЭЛТ. У нас работают специалисты-педиатры, которые имеют большой опыт работы. Они проведут оценку физического развития Вашего ребёнка, предоставят Вам всю необходимую информацию и проконсультируют по интересующим Вас вопросам.
Источник
Физическое развитие школьника и пути его совершенствования.
статья (6 класс) по теме
Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физкультурой , являются хорошей основой для интеллектуального и умственного развития. Достигнуть высокого физического совершенства, избавиться недостатков формы можно лишь путем правильного и систематического использования упражнений. К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому задача преподавателей и тренеров — разъяснить положительное воздействие физкультуры на состояние здоровья и развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskoe_razvitie_shkolnika_i_puti_ego_sovershenstvovaniya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическое развитие школьника и пути его совершенствования.
Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физкультурой , являются хорошей основой для интеллектуального и умственного развития. Достигнуть высокого физического совершенства, избавиться недостатков формы можно лишь путем правильного и систематического использования упражнений. К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому задача преподавателей и тренеров — разъяснить положительное воздействие физкультуры на состояние здоровья и развитие детей.
Как показывает практика, дети с повышенным двигательным режимом лучше своих сверстников успевают в школе. Кроме того, у школьников, активно занимающихся физическими упражнениями, возрастает устойчивость к простудным заболеваниям.
Физическое воспитание, а также гигиена- благо для развития организма подростка, для сохранения его здоровья, для поддержания высокой работоспособности. Не случайно среди школьников с низким или ниже среднего физическим развитием неуспевающие составляют до 40%, среди школьников со средним физическим развитием – около 10% и среди школьников с хорошим физическим развитием – только 4-5%.
В повседневной жизни имеется много способов удовлетворения потребности ребенка в движении, начиная с самого раннего детства. Надо надеяться, что к подростковому возрасту родителям создан в этом отношении определенный «задел». Но у подростков задачи физического воспитания усложняются. Помимо закрепления всего того, что было достигнуто раньше, необходимо обучать подростков основным видам движений, которые выполнялись бы в различных по сложности условиях (преодоление полосы препятствий, игры, соревнования), дать основы спортивной техники по лыжам, конькам, легкой атлетике, играм с мячом, а также закрепить привычку к систематическим занятиям физическим упражнениями.
В целом нагрузка у подростков может быть большей, с 11-12 лет можно постепенно увеличивать удельный вес упражнений, требующих силы. В физическом воспитании подростков необходимо учитывать такую из особенность: они нередко склонны переоценивать свои возможности в двигательной деятельности, а неудачи, срывы, низкие результаты в различных видах физических упражнений могут вызвать у них неприятные переживания – так возникает отрицательное отношение к занятиям физическими упражнениями.
Заметим, что многих подростков не устраивает их физическое состояния, особенности их телосложения. Они стесняются своих узких плеч, впалой груди, недостаточно развитой мускулатуры. К счастью недостатки фигуры можно исправить с помощью специальных упражнений. Следует внушать подростку уверенность в своих силах, в возможности воздействовать на особенности своей фигуры в желаемом направлении. Такие занятия помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния подростка.
Помимо этого, такие занятия – способ полезного использования избытка энергии, которая может не найти другого достойного выхода. Известно, что занимающиеся спортом подростки и юноши опережают сверстников в физическом развитии. Вместе с тем у них позже начинаются поллюции, отмечается более позднее нарастание полового влечения. Занятия спортом способствуют развитию самостоятельности, активности, целенаправленности подростов.
Очень важно выработать у подроста правильную осанку. Осанка – это умение без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильную позу в различных положениях: сидя, при ходьбе, во время игр. Вместе с тем осанкой называют и саму эту правильную позу, при правильной осанке голова и туловище – на одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены и находятся (правое и левое) на одном уровне, лопатки прижаты, грудь слегка выпукла, живот втянут, изгибы позвоночника выражены нормально, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах.
Почему ценна правильная осанка? По двум основным причинам: во-первых, все внутренние органы находятся в наиболее удобных условиях; во-вторых, движения человека наиболее естественны, экономичны и результативны. Напротив, неправильная осанка вредна для здоровья, для работоспособности, для внешнего вида. Например, сутулость, впалая грудь затрудняют работу сердца и легких, а это приводит к тому, что организм получает недостаточно кислорода; отсюда повышенная утомляемость, раздражительность. Расслабленность ( а за тем и слабость ) мышц живота приводит к смещению органов брюшной полости, атонии желудка, застойным явления в желчном пузыре и кишечнике.
Важнейшим условием правильной осанки является нормальное развитие позвоночника, не смотря на то, что все физиологические изгибы позвоночника формируются полностью к началу ходьбы, они долгое время остаются незакрепленными и до 7-12 лет поддерживаются лишь за счет активной работы мышц. Лишь у подростков после 11-12 лет происходит фиксация изгибов позвоночника за счет определенного соотношения его костных и хрящевых элементов.
Особая задача воспитания правильной осанки у подростков – закре5пить нормальные ее навыки при статических позах и при передвижениях, выработать ощущение правильной осанки. Для последнего положения тела; упражнение может выполняться с открытым и закрытым глазами. Полезные также упражнения с мячом такого типа: взять два не больших мяча, подбрасывая один вверх, другой мяч поднимать с полу и стараться не дать упасть на пол первому.
О закаливании и зарядке
Понятно, сколько важно научить организм быстро приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям внешней среды, переносить без вреда для здоровья перепады температуры и влажности, изменения атмосферного давления.
Помощник организма в этой науке- закаливание. Основные средства его – естественные факторы: вода и воздух определенной температуры, солнечные лучи. Основные правила закаливания – последовательность и постепенность, систематичность, непрерывность, разнообразие средств и методов.
При закаливании происходит попеременное сужение и расширение сосудов, что оказывает тренирующее воздействие; при этом организм совершенствуется в умении выработать больше тепла, а при необходимости отдавать это тепло; улучшается состояние кожи, повышается тонус мышц. В целом значительно повышается устойчивость к инфекциям.
Принципиально важная особенность состояния закаленности- обратимый ее характер: нельзя закаливаться «про запас» т.к. уровень устойчивости к холоду поддерживается регулярным выполнением закаливающих процедур. Стоит их прекратить, и устойчивость к охлаждению довольно быстро снижается.
Закаливающие процедуры известны достаточно хорошо. Прежде всего это воздушные ванны. Поскольку речь идет о подростках, посоветуем, что бы они дома чаще ходили бего одетыми, делали утреннюю гимнастику лишь в трусах, носках и тапочках. В теплое время года и на улицу следует одеваться полегче.
Хорошо действует обтирание тела водой. Обтирание следует проводить тканью или губкой, начиная его с верхней части туловища; затем следует растереться полотенцем, начиная от конечностей, по направлению к сердцу, до появления приятной теплоты. В последующем можно перейти к обливанию, Отлично закаливает купание. Склонным к простудам подросткам рекомендуется дополнительно закаливание ног. Оно сводится к погружению ступней в воду комнатной температуры на 1-2 мин. С последующим интенсивным растиранием. Поощряйте хождение босиком по песку, по рыхлой земле. Благоприятное закаливающее действие оказывает пребывание на солнце( солнечные ванны).
Зарядка помогает организму быстро перейти от сна к бодрствованию, выводит из пассивного состояния, готовит к предстоящей активной деятельности. Да и сердечнососудистая система зарядкой лучше включается в трудовой ритм: кровь бежит быстрее, к тканям поступает больше кислорода и питательных веществ.
Режим – 24 часа в сутки
Режим дня – это на самом деле режим суток; все 24 часа должны быть спланированы определенным образом. И план этот, как всякий другой, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это — рациональное чередование работы и отдых. Вспомним слова И.П. Павлова: « Всякая живая работающая система, как и ее отдельные элементы, должна отдыхать, восстанавливаться».
При построении правильно режима дня необходимо исходить из следующих соображений:
— продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности;
— должен быть обеспечен достаточный отдых ( с максимальным пребыванием на свежем воздухе);
— необходимое время должно быть отведено на сон.
Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности — это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольший результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил. Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, т.к. в этих движениях участвует одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуется подвижность нервных процессов, Знание возрастного развития основ движений должно способствовать улучшению работы с подростками.
Источник