- Физический способ охлаждения ребенка
- IV. 6.Применение физических методов охлаждения
- Физические методы охлаждения при гипертермии
- Физический метод охлаждения с помощью льда
- Физический метод охлаждения с помощью спирта
- Лихорадка у детей
- Клиническая диагностика.
- Показания для назначения жаропонижающих препаратов:
- Неотложная помощь:
Физический способ охлаждения ребенка
EPA/UNEPSA IPA
Повышение температуры тела – это защитная реакция организма.
При лихорадке некомфортно становится не только ребенку и его родителям, но и возбудителю болезни. Поэтому не стоит тревожиться и слишком усердно пытаться «сбить» температуру до 36,6 °С, достаточно того, чтобы она снизилась на 0,5-1,0 °С.
Чаще всего лихорадка сопровождает вирусные инфекции, тогда присутствуют и такие симптомы, как – кашель, насморк, боль в горле и др.
Когда и чем снижать температуру?
- Помните о том, что если у ребенка нет сопутствующей соматической патологии (например, порока сердца и др.) и при повышении температуры он пьет/ест/ интересуется происходящим вокруг/играет, температуру рекомендуется снижать только при значениях выше 39,0 °С.
- Соблюдайте питьевой режим – чаще предлагайте ребенку пить воду (сок, чай и др.), чтобы избежать обезвоживания.
- Сначала используйте физические методы охлаждения:
- Если у ребенка теплые руки и ноги, разденьте его, обтирайте водой комнатной температуры (22-25 °С). Никогда! не используйте для этих целей уксус или спиртовой раствор, вы рискуете травмировать, обжечь нежную тонкую кожу.
- Если у ребенка холодные верхние и нижние конечности, озноб, то обтирать его не надо, наоборот, растирайте и механически согревайте кисти и стопы (например, оденьте носки).
- Если физические методы охлаждения не помогли, можно дать ребенку жаропонижающий препарат.
Единственные безопасные препараты для снижения температуры тела у детей – парацетамол и ибупрофен в дозировке, рассчитанной по весу ребенка (в инструкции дозы указаны в соответствии с возрастом). Правильную дозу поможет рассчитать педиатр. Формы выпуска препаратов: свечи, сиропы или таблетки.
Не совмещайте! парацетамол с ибупрофеном: чередование этих двух препаратов не усиливает жаропонижающий эффект, но может потенцировать побочные эффекты обоих и вызвать острую почечную недостаточность вследствие их передозировки.
Никогда! не давайте ацетилсалициловую кислоту (например, Аспирин или другие препараты её содержащие) ребенку в связи с высоким риском развития синдрома Рея с поражением печени, головного мозга и даже летальным исходом.
Никогда! не используйте метамизол натрия (Анальгин) — он угнетает кроветворение. Также для снижения температуры запрещено применение нимесулида (Нимулид, Найз и др.) из-за его гепатотоксичности (оказывает токсичное действие на печень).
Снижать температуру жаропонижающими препаратами следует:
- детям в возрасте до 3 месяцев при температуре тела выше 38,0 °С;
- детям в возрасте старше 3 месяцев при температуре тела выше 39,0 °C и выраженным нарушением общего самочувствия;
- детям с хроническими заболеваниями (врожденными пороками сердца, болезнями центральной нервной системы и др.), с ранее выявленными фебрильными судорогами (только для детей младше 5 лет) при 38,5 °C.
В каких ситуациях следует обратиться к врачу?
- лихорадка у ребенка в возрасте 3 месяцев или младше;
- сохранение лихорадки более 3 дней с целью дообследования (анализы, инструментальные обследования и пр.);
- усиление симптомов простуды, которые длятся дольше недели;
- лихорадка без признаков вирусной инфекции (конъюнктивит, насморк, красное горло и т.д.);
- выраженное нарушение самочувствия ребенка с самого начала болезни, даже после приема жаропонижающих препаратов;
- увеличение шейных лимфатических узлов.
При возникновении следующих симптомов, срочно обратитесь за неотложной медицинской помощью:
- ухудшение состояния, нарастание слабости;
- прогрессирование сонливости, раздражительности, плаксивости;
- появление сыпи, не исчезающей при надавливании;
- невозможность наклонить голову вперед;
- резко негативная реакция на свет;
- изменение цвета кожи и слизистых;
- затрудненное дыхание, ощущение нехватки воздуха;
- уменьшение частоты и количества мочеиспусканий;
- непрекращающаяся рвота;
- хромота или боль в нижних конечностях при движении;
- боль в горле, выражено затрудняющая глотание;
- сильная головная боль, боль в груди или в животе, боль в ухе;
- судороги.
Источник
IV. 6.Применение физических методов охлаждения
IV. 6. 1. Техника применения пузыря со льдом.
Цель:
- Сужение кровеносных сосудов кожи и более глубоко расположенных оргнов и тканей
- Снижение чувствительности нервных рецепторов
Показания:
- Кровотечения
- Острые воспалительные процессы в брюшной полости
- Ушибы в первые сутки
- Высокая лихорадка
- Послеоперационный период
Оснащение:
- Пузырь для льда
- Кусковой лёд
- Вода, температуры 14 – 16 0 , пелёнки
ЭТАПЫ | ОБОСНОВАНИЕ |
Подготовка к процедуре | |
— Объяснить ребёнку/родственникам смысл и ход выполнения манипуляции, получить согласие | — Обеспечение права на информацию, осознанное участие в процедуре |
— Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | — Обеспечение инфекционной безопасности |
— Заполнить пузырь для льда мелкими кусочками льда (при необходимости поместить кусковой лёд в пелёнку и разбить его на мелкие кусочки, размером 1 – 2 см деревянным молотком; нельзя замораживать воду, налитую в пузырь, в морозильной камере, так как поверхность образовавшегося конгломерата льда велика) | — Предупреждение переохлаждения, отморожения. Измельчённый лёд более равномерно распределяется в пузыре |
— Наполнить пузырь льдом на ½ объёма и долить холодной воды до 2/3 объёма (или колотым льдом на 2/3 объёма) | — Тающий лёд поддерживает температуру воды 10 — 12 0 . Исключение переохлаждения, отморожения кожи |
— Положить пузырь на горизонтальную поверхность, вытеснить из пузыря воздух нажатием руки, плотно закрыть пузырь крышкой и перевернуть верх дном | — Пузырь принимает плоскую форму — Обеспечение герметичности |
Выполнение процедуры | |
— Завернуть пузырь в сухую пелёнку и положить на нужный участок тела на 20 минут. При необходимости пузырь можно держать боле длительное время, но через каждые 20 минут необходимо делать перерыв на 10 – 15 минут. К голове ребёнка пузырь со льдом прикладывается на расстоянии 2 – 3 см (между головой и пузырём должно свободно проходить ребро ладони) | — Предупреждение местного переохлаждения, отморожения. — Исключение вероятности длительного местного спазма сосудов. |
— По мере таяния льда можно сливать воду и добавлять кусочки льда | — Достижение максимального эффекта процедуры |
Завершение процедуры | |
— Убрать пузырь, удалить лёд, протереть пузырь дезраствором двухкратно | — Обеспечение инфекционной безопасности |
— Снять перчатки, поместить в дезраствор, вымыть и осушить руки |
IV. 6. 2. Техника физического охлаждения с помощью спирта.
Цель:
Добиться снижения температуры тела
Оснащение:
Флакон с 40 – 50 0 этиловым спиртом (6 – 8% раствор столового уксуса, 40 – 45 0 водка), ватные шарики.
Источник
Физические методы охлаждения при гипертермии
Манипуляция — Физическое методы охлаждения при гипертермии
Физический метод охлаждения с помощью льда
Цель: лечебная.
Показания: — снижение температуры.
Противопоказания: — гипотермия.
Оснащение: пузырь для льда; кусковой лед: деревянный молоток; вода 14-16 градусов, пеленки 3-4 шт.; флакон со льдом, часы.
Обязательное условие:
при проведении гипотермии необходимо осуществлять контроль температуры через 20-30 минут и проводить коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии.
Подготовка к процедуре:
1. Объяснить маме/ребенку ход и цель проведения процедуры, получить согласие.
2. Подготовить необходимое оснащение.
3. Вымыть и осушить руки.
4. Поместить кусковой лед в пеленку.
5. Разбить его на мелкие части /размером 1-2 см/ деревянным молотком.
6. Наполнить пузырь льдом на 1/2 объема и долить холодной воды до 2/3 его объема.
7. Вытеснить воздух из пузыря нажатием руки, расположив его на твердой поверхности.
8. Плотно закрыть пузырь крышкой и перевернуть пробкой вниз.
9. Завернуть пузырь в сухую пеленку.
Выполнение процедуры
1. Приложить пузырь со льдом к голове ребенка на расстояние 2-3 см.
2. Проверить расстояние между пузырем и головой ребенка, расположив между ними ребро ладони (оно должно свободно проходить).
3. Флаконы со льдом приложить на область крупных сосудов, предварительно прикрыв их пеленкой (подмышечные области, паховые складки, подколенные ямки).
4. Зафиксировать время.
Примечание: длительность процедуры не более 20-30 мин. При необходимости ее повторения перерыв должен составлять не менее 10-15 мин.
По мере таяния льда сливать воду из пузыря и подкладывать в него новые кусочки льда, менять флаконы.
Окончание процедуры.
Через 20-30 мин. убрать пузырь и флаконы и перемерить температуру тела ребенку. Провести коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии.
Инфекционный контроль:
1. Обеззаразить наружную поверхность пузыря 1% раствор хлорамина и оставить при комнатной температуре для оттаивания воды.
2. Обработать руки на социальном уровне и осушить индивидуальным полотенцем.
Общие сведения:
При асфиксии, перинатальном повреждении ЦНС, черепно-мозговых травмах, лихорадке, пузырь со льдом подвешивают на 20-30 минут на расстоянии 3-4 см от назначенной для охлаждения области. Перерыв делается на 10-15 минут в случае его повторного применения.
Физический метод охлаждения с помощью спирта
Оснащение:
— флакон с 70% этиловым спиртом; ватные шарики, вода 14-16 градусов; часы; почкообразный лоток.
Обязательное условие:
При проведении гипортермии необходимо осуществлять контроль температуры через 20-30 мин. и проводить коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии.
Подготовка к процедуре:
1. Объяснить маме, ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие.
2. Подготовить необходимое оснащение.
3. Вымыть и осушить руки.
4. Раздеть ребенка.
5. Осмотреть кожные покровы ребенка.
Выполнение процедуры.
6. Ватным тампоном, смоченным в этиловым спирте, протереть места, где крупные сосуды близко расположены к поверхности тела:
а) височную область,
б) область сонных артерий,
в) подмышечную область,
г) локтевые, подколенные и в последнюю очередь паховые складки.
7. Сбросить тампон в лоток для отработанного материала.
8. Повторять протирание складок каждые 10-15 мин.
Окончание процедуры
9. Через 20-30 мин. перемерить температуру тела ребенка.
10. Провести коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии.
Инфекционный контроль:
1. Обработать руки на социальном уровне и осушить индивидуальным полотенцем.
Источник
Лихорадка у детей
Лихорадка (гипертермия) – защитно-приспособительная реакция организма, возникающая в ответ на действие патогенных раздражителей, при которой перестройка процессов терморегуляции приводит к повышению температуры тела. При этом в результате гипертермии активируются процессы иммунного ответа. Повышенная температура тела может сохраняться в течение нескольких часов, дней, месяцев, лет (эфемерная, острая, подострая, хроническая лихорадка). По степени повышения температуры различают лихорадку: субфебрильную – 37,2-38,0ºС, фебрильную – 38,1-39ºС, пиретическую – 39-41ºС и гиперпиретическую – 41-42ºС.
Основной причиной лихорадки у детей являются инфекционные заболевания. С практической точки зрения выделяют лихорадку, возникающую в результате воспаления (при инфекционных и неинфекционных воспалительных заболеваниях) и “невоспалительные” гипертермии. Повышение температуры тела инфекционного генеза развивается в ответ на воздействие вирусов и бактерий, продуктов их распада (липосахаридов, белковых веществ, нуклеиновых кислот и др.). Температура тела может повышаться при неинфекционных воспалительных болезнях иммунопатологического генеза (диффузные болезни соединительной ткани, геморрагический васкулит) или резорбционного происхождения (ушиб, сдавление, разрез, ожог, некроз, асептическое воспаление, гемолиз).
Механизм “невоспалительных” лихорадок различен:
- нейрогенный (травма, кровоизлияние, опухоль, отек мозга);
- психогенный (невроз, психические расстройства, эмоциональное напряжение);
- рефлекторный (болевой синдром различного происхождения);
- эндокринный (гипертиреоз, сахарный диабет, феохромоцитома);
- лекарственный (введение кофеина, эфедрина, гиперосмолярных растворов, антибиотиков, сульфаниламидов) и др.=
Клиническая диагностика.
У ребенка с инфекционным заболеванием важно различать “красную” и “белую” гипертермию, а также выяснить ее причину. При красной («розовой») гипертермии теплопродукция соответствует теплоотдаче. Температура тела повышается до 38,5 — 39,0˚С, поведение ребенка обычное, кожные покровы умеренно гиперемированы, кисти и стопы теплые, учащение пульса и дыхания соответствуют повышению температуры тела (на каждый градус свыше 37ºС, ЧД учащается на 4 дыхания в мин, а ЧСС – на 10 ударов в мин). “Белая” (бледная) лихорадка характеризуется бледностью кожных покровов, признаками централизации кровообращения, частичным нарушением микроциркуляции и сопровождается ”мозговой симптоматикой” (повышенная возбудимость или вялость). Однако адаптивный гипертермия имеет до определенного предела. При истощении компенсаторных механизмов или при гиперергическом варианте, может развиться гипертермический синдром.
II.2. Гипертермический синдром – патологический процесс на фоне длительно удерживающейся лихорадки, приводящей к срыву компенсаторных возможностей терморегуляции и полиорганным, микроциркуляторным и дисметаболическим расстройствам. При высокой температуре (39-40˚С) потребление кислорода не обеспечивает возрастающие тканевые потребности, что приводит к развитию гипоксии, ацидоза и кетоза, эндотоксикоза; возникает угроза истощения энергетических ресурсов, что наиболее опасно для нервной системы и функции миокарда. В ряде случаев гипертермический синдром развивается вследствие тяжелой вододефицитной дегидратации, гипертиреоидного криза или под влиянием некоторых лекарств
Лечебная тактика врача при повышении температуры, состоит в решении двух вопросов:
- Следует ли снижать температуру тела (в большинстве случаев лихорадка при инфекционных заболеваниях носит защитный характер, поэтому добиваться нормализации температуры не всегда целесообразно)?
- Какие средства необходимо использовать для снижения температуры?
Показания для назначения жаропонижающих препаратов:
Жаропонижающие средства (по данным ВОЗ) следует применять тогда, когда аксилярная температура у ребенка превышает 38,5˚С. ВОЗ рекомендовано использовать у детей при ОРИ парацетамол и ибупрофен в качестве эффективных и безопасных средств.
Необходимо снижать температуру тела 38˚С и выше в следующих ситуациях:
- наличие у ребенка тяжелого легочного или сердечно-сосудистого заболевания, тяжелого психоневрологического состояния, течение которого может ухудшиться при лихорадке;
- детям с наследственными метаболическими заболеваниями;
- детям с фебрильными судорогами в анамнезе и риском их развития (особенно в возрасте первых 5 лет жизни);
- если лихорадка сопровождается жалобами на плохое самочувствие, мышечными болями или головной болью.
Неотложная помощь:
При “красной” гипертермии:
- раскрыть ребенка, напоить;
- парацетамол (пара-ацетоминофенол) внутрь в дозе 15 мг/кг (но не более 60 мг/кг/сутки). В ректальных свечах однократная доза парацетамола составляет 15-20 мг/кг;
- ибупрофен (Ибуфен®) 5-10 мг/кг (не более 30 мг/кг/сутки) внутрь детям c 3-го месяца жизни. Ибупрофен (Ибуфен®) должен быть применен в качестве стартовой терапии в тех случаях, когда назначение парацетамола противопоказано или малоэффективно (FDA, 1992).
- физические методы охлаждения: обтирание тела ребенка смесью равных количеств 40˚ спирта, воды и 9% столового уксуса или водой комнатной температуры, или пузырь со льдом на расстоянии около 4 см над областью головы.
Внимание! Однократное применение физических методов охлаждения не следует продолжать более 30-40 минут. Недопустимо резкое снижение температуры тела из-за возможности развития коллапса.
- Если в течение 20-30 мин. после вышеуказанных мероприятий температура тела не снизилась, либо температура тела ребенка изначально была выше 39,0˚С, внутримышечно ввести(допустима комбинация лекарственных средств в одном шприце):
— 50% раствор метамизола натрия (анальгина) — 0,1мл/год (5 мг/кг),
— 2,5% раствор прометазина (пипольфена) 0,1-0,15 мл/год (0,5-1,0 мг/кг), но не более 1,0 мл или 1% раствор дифенгидрамина (димедрола) из расчета 0,1 мл/год (0,1 мг/кг).
Примечание. Для купирования гипертермии можно использовать раствор вольтарена или диклофенака (в 1 мл – 25 мг акт. вещества) 0,5 мл/год (1мг/кг) в/мышечно, но не более 3,0 мл.
При “белой” гипертермии:
- согреть ребенка (грелки к рукам и ногам), дать внутрь обильное теплое питье;
- ввести в/мышечно:
— 50% раствор метамизола натрия (анальгина) — 0,1 мл /год,
— 2,5% раствор прометазина (пипольфена) 0,1-0,15 мл/год или 1%р-р димедрола – 0,1 мл/год,
— 2% раствор папаверина — 0,1–0,2 мл/год (0,2мг/кг) или раствор дротаверина (но-шпы) в дозе 0,1 мл/год или 1% раствор дибазола в дозе 0,1 мл/год.
Для детей старшего возраста возможно введение метамизола натрия в указанных дозировках и 2 % раствора никотиновой кислоты — 0,05 мл/кг в/мышечно.
- если кожные покровы порозовели и стали теплыми – физические методы охлаждения.
- При «судорожной готовности» в/мышечно ввести:
— 0,5 % раствор диазепама (седуксена) — 0,1-0,15 мл/год,
— 50% р-ра метамизола натрия (анальгина) — 0,1 мл/год.
Внимание! При лихорадке температура тела контролируется каждые 30-60 мин. и после ее снижения до 37,5˚С лечебные гипотермические мероприятия прекращают, так как она может снизиться самостоятельно без дополнительных вмешательств.
При некупирующейся лихорадке, возможно развитие “злокачественной” гипертермии (имеются выраженные признаки централизации кровообращения — разница между кожной и ректальной температурой более 1˚С).
Эффект оказывает введение глюкокортикоидов (3% р-р преднизолона — 5 мг/кг или 0,4% р-р дексаметазона — 0,3 мг/кг (в 1 мл – 4 мг) в/венно или в/мышечно), иногда в сочетании с нейролептиками (0,25 % раствор дроперидола 0,1-0,2 мл/кг, аминазин и др.).
- в качестве жаропонижающего средства у детей до 15 лет не применяется ацетилсалициловая кислота (аспирин), так как её назначение детям с гриппом, острыми респираторными инфекциями, ветряной оспой и корью может сопровождаться развитием синдрома Рея.
- побочные эффекты метамизола натрия: нарушение функции почек, олигурия, крапивница, снижение артериального давления, развитие агранулоцитоза. Местные реакции: при внутримышечном введении возможны инфильтраты в месте введения, при внутривенном введении – сонливость, сухость во рту.
Источник