НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА — РЕФЕРАТЫ — Понятия дегазация и дезактивация. Технические средства специальной обработки
ГОУ ВПО Смоленская государственная медицинская академия МЗ РФ
Кафедра Мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф
Реферат
Тема: «Понятия дегазация и дезактивация. Технические средства специальной обработки»
Подготовил: студент 5 курса 2 группы
Фармацевтического факультета
Заочного отделения Терехин Игорь Игоревич
Проверил: Воногель В.Г.
Смоленск 2010
Содержание
Определение понятий: дегазации и дезактивации
Дегазация — называется обезвреживание того или иного объекта, заражённого ОВ, сохраняющую свою токсичность в течении длительного времени.
Способы дегазации:
физический способ — дегазация основана на удалении ОВТВ с заражённых объектов механическим путём с помощью растворителей (бензин, керосин, спирт, ацетон) или сорбентов (силикагель, активированный уголь), или воздействие горячего воздуха;
Дегазирующие вещества и растворы основного действия:
алкоголяты, феноляты, крезоляты щелочных металлов. Хорошо дегазируют ОВ типа зомана, Vх;
сернистый натрий. Применяется в виде 5-10% -ных растворов в воде при температуре не ниже — 50 °С для дегазации местности, зараженной люизитом и ОВ типа зарина, токсинами, обезвреживает хлорпикрин, хлорацетофенон;
углекислый натрий (сода кальцинированная). Применяется в виде 2% -ных растворов для дегазации белья, обмундирования, путем кипячения, зараженных ипритами и 0В;
едкий натрий. В виде 10% -ных растворов в воде при температуре не ниже — 50 °С используется для дегазации местности, зараженной люизитом, и для дезинфекции местности, зараженной токсинами;
аммиак и аммиачная вода. 20% -ные водные растворы применяются для дегазации вооружения, боевой техники, транспорта, местности, зараженных ФОВ;
дегазирущий раствор № 1 предназначен для дегазации V-газов и иприта;
дегазирующий раствор № 2-ащ (аммиачно-щелочной) предназначен для дегазации типа ОВ зомана (зарина);
химический способ — основан на способности ОВТВ к реакциям гидролиза, окисление, хлорирование или связывание с образованием безвредных или малотоксичных соединений);
Вещества, содержащие активный хлор:
хлорная известь — применяется для дегазации почвы, строений и грубой материальной части, зараженной ипритом и люизитом либо в сухом виде, либо в виде кашицы (1: 2) или водной суспензии (1: 5);
дветретиеосновная соль гипохлорида кальция (ДТС-ГК). Свежий продукт содержит 56% активного хлора. Используется суспензии 1: 4 или кашица 1: 1, 1: 2. Применяется при тех же условиях и для тех же целей, что и хлорная известь;
хлорамин — Б (ДТ-1). Дегазирует 0В типа иприта;
дихлорамин Б (ДТ-2). Применяется 10% -ный раствор в ДХЭ для дегазации боевой техники при температуре до 35 °С;
гексахлормеламин (ДТ-6). Применяется в 5-8% -ных растворах в дихлорэтане под названием «Дегазирующий раствор № 1».
смешанный метод — при котором благодаря совместному воздействию физических и химических факторов, происходит быстрое и полное разрушение ОВТВ.
Дезактивацией — называют процесс уменьшения радиоактивной заражённости различных объектов до безопасных величин путём удаления РВ с их поверхности. Способы дезактивации основаны на физических и физико-химических процессах. При использовании физических способов дезактивации радиоактивные изотопы можно удалить без помощи химических веществ: обметанием, вытряхиванием, выкалачиваниемсмыванием водой, снятия заражённого слоя. Эффективность этого метода в большинстве случаев зависит от условия заражения.
Для дезактивации используются следующие методы:
безжидкостные — обметание, вытряхивание, выколачивание, отсасывание, обдувание и т.п.;
жидкостные — обмывание водой и моющими дезактивирующими растворами, струей, струей со щетками, протирание ветошью;
газожидкостные — смывание газожидкостным способом, т.е. прерывистым газожидкостным потоком, уменьшает загрязнении в 40-60 раз.
Технические средства специальной обработки
Для проведения дегазации, дезактивации, дезинфекции автомобильные подразделения имеют следующие технические средства:
индивидуальные противохимические пакеты (ИПП-8, ИПП-9, ИПП-10);
комплект дегазации, оружия и обмундирования (ИДПС-69);
дегазирующий пакет порошковый (ДПП);
танковый дегазационный комплект (ТДП);
автомобильный комплект для специальной обработки военной техник (ДК-4) и его модификации;
бортовой комплект специальной обработки (БКСО);
комплект для специальной обработки военной техники и санитарной обработки личного состава (ДК-5);
индивидуальный комплект для специальной обработки автомобильной техники (ИДК-1);
комплект приспособлений к автомобильным водомаслотопливозаправщикам (ДКЗ);
комплект санитарной обработки личного состава (КСО).
Подразделения войск РХБ защиты, привлекаемые для проведения дегазации, дезактивации, дезинфекции имеют следующие технические средства:
тепловые машины специальной обработки военной техники (ТМС-65, УТМ);
комплект дегазации, дезактивации и дезинфекции вооружения и военной техники (ДКВ) и его модификации;
авторазливочные станции АРС-14 (14К, 15).
Индивидуальные противохимические пакеты ИПП-8 (9,10) предназначены для дегазации открытых участков кожных покровов человека (лица, шеи, рук), прилегающих к ним участков обмундирования и лицевых частей противогазов. Пакет находится у личного состава и хранится в сумке противогаза.
Комплект дегазации оружия и обмундирования ИДПС-69 состоит из 10 пакетов для дегазации стрелкового оружия (ИДП-1) и 10 пакетов для. дегазации обмундирования (ДПС-1), упакованных в картонную водонепроницаемую коробку. В походном положении комплект перевозится в автомобилях, а при высадке личному составу выдается по одному пакету ИДП-1 и ДПС-1.
Индивидуальный дегазационный пакет ИДП-1 предназначен для дегазации стрелкового оружия. Масса пакета 220г. Объем рецептуры — 180мл. Время приведения пакета в действие — 5-10с.
Для обработки автомата (карабина, гранатомёта) с ремнем используется один пакет; ручного пулемёта с магазином и ремнем — два пакета. Время обработки один пакетом — 4-5мин. В отдельных случаях пакет ИДП-1 может быть использован для дегазации участков вооружения и военной техники. Он позволяет продегазировать до 0,8-1м2 поверхности (0,3м2 вертикальной и 0,5 — 0,7м2 горизонтальной) за 5-7мин.
Дегазационный пакет силикагелевый ДПС-1 предназначен для дегазации обмундирования. Масса пакета — 100г, время вскрытия — 10-20с, время обработки комплекта обмундирования — 10-15мин.
Дегазирующий пакет порошковый ДПП предназначен для дегазации обмундирования и снаряжения. Масса пакета — 260г., масса рецептуры — 200г. Время приведения пакета в действие — 90с. Время обработки комплекта обмундирования — до 10 мин.
Танковый дегазационный комплект ТДП предназначен для частичной дегазации транспортеров — тягачей, вооружения и военной техники, смонтированных на этих шасси. Время подготовки прибора к действию — 1 — 2мин. Время опорожнения — 2 — 4мин, площадь дегазации — 4 — 8м2.
Автомобильный комплект для специальной обработки военной техники ДК-4 (ДК-4К, ДК-4КУ, ДК-4Д, ДК-4КБ) предназначен для полной дегазации, дезактивации, дезинфекции автомобилей и автопоездов, специальных колёсных шасси и бронетранспортёров (с карбюраторными двигателями). Время развертывания комплекта — 3-4 мин., масса — 33кг. В состав комплекта ДК-4К входят газожидкостной прибор, набор дегазирующих и дезактивирующих веществ, комплект ЗИП и крепежные детали, металлический ящик для укладки и транспортировки комплекта Ящик комплекта крепится на автомобиле в установленном месте (на переднем борту кузова).
Время развертывания комплекта 3 — 4мин. При дезактивации сухих, не замасленных поверхностей, а также внутренних поверхностей кабин и кузовов используется метод отсасывания радиоактивной пыли, во всех остальных случаях обработка проводятся газожидкостным методом.
Газожидкостный прибор состоит из эжектора, газожидкостного и жидкостного рукавов, брандспойта с удлинителем и щеткой, газоотборного устройства. Принцип действия прибора основан на использовании тепла и кинетической энергии отработавших газов автомобиля. С помощью газоотборного устройства (крышки с клапаном и газоотборником) газы подаются в эжектор под давлением 0,9±0,1 кгс/см2, где создают разрежение, за счет, которого происходит отсасывание радиоактивной пыли при методе пылеотсасывания или забор и подача через брандспойт на обрабатываемую поверхность рабочей рецептуры при газожидкостном методе.
Порядок сборки комплекта при различных методах обработки.
Для подготовки прибора к дегазации (дезактивации, дезинфекции) газожидкостным методом необходимо:
установить крышку с газоотборником на конец выпускной трубы глушителя и поворотом вправо зафиксировать ее;
установить эжектор на газоотборник;
присоединить к эжектору газожидкостный рукав;
соединить брандспойт с удлинителем, навинтить на него щетку и закрепить ее гайкой, присоединить брандспойт к газожидкостному рукаву;
присоединить жидкостный рукав боковому патрубку эжектора, а другой конец рукава опустить в емкость с раствором;
повернув рычаг, открыть предохранительный клапан на крышке, запустить предварительно прогретый двигатель автомобиля и, после установления устойчивой частоты вращения коленчатого вала, закрыть клапан;
постепенно увеличивать частоту вращения коленчатого вала до момента срабатывания предохранительного клапана и зафиксировать дроссельную заслонку в этом положении.
Значительное повышение частоты вращения коленчатого вала двигателя после срабатывания предохранительного клапана запрещается.
Исправно работающий прибор обеспечивает подачу через брандспойт газожидкостной смеси, длительная работа прибора без жидкости недопустима, так как приводит к прогоранию газожидкостного рукава.
Для подготовки прибора к дезактивации методом отсасывания радиоактивной пыли необходимо:
отсоединить газожидкостный и жидкостный рукава от эжектора;
присоединить газожидкостной рукав к боковому патрубку эжектора;
на свободный патрубок эжектора надеть тканевый мешок для сбора радиоактивной пыли или установить автомобиль так, чтобы выбрасываемая из эжектора пыль вторично не заражала обрабатываемый объект.
Жидкостный рукав и емкость с раствором при этом варианте развертывания прибора не используются.
В зависимости от марки автомобиля применяются комплекты ДК-4 различных модификаций, которые отличаются конструкцией газоотборного устройства. На автомобилях типа ГАЗ и ЗИЛ устанавливается комплект ДК-4К, газоотборное устройство которого состоит из крышки с внутренним диаметром 76 мм и газоотборника. Для крепления крышки на выпускную трубу глушителя диаметром 63,5 мм приваривается на заводе-изготовителе или в войсках ниппель. В том случае, если выпускная труба имеет диаметр 44,5 или 51 мм, приваривается ниппель малый, к которому крышка крепится с помощью переходника.
На автомобиле типа Урал-375 устанавливается комплект ДК-4КУ. Крышка с клапаном этого комплекта имеет дополнительное устройство для перекрытия эжекционной трубы очистки воздушного фильтра двигателя автомобиля, состоящее из пружины и пробки. Ниппель для установки крышки на выпускную трубу имеет фланец и крепится к ней болтами. Наряду с комплектами ДК-4К в войсках имеются комплекты ДК-4, в которых газоотборник не установлен на крышке с клапаном, а поставляется отдельно. Для оборудования выпускной системы автомобиля необходимо приваривать ниппель на конец выпускной трубы, а газоотборник на приемную трубу глушителя. Газоотборник закрывается заглушкой. Комплект имеет также несколько модификаций: ДК-4, ДК-4У, ДК-4Б, соответствующих ДК-4К, ДК-4КУ. ДК-4КБ.
На автомобилях с дизельными двигателями типа МАЗ, КрАЗ, КамАЗ устанавливается комплект ДК-4Д. В этом комплекте крышка с клапаном имеет заслонку, которая должна открываться при пуске двигателя. Крышка крепится на конце выпускной трубы глушителя серьгами за крючки, приваренные на трубе. Газоотборник приваривается на приемной трубе глушителя, а на автомобилях МАЗ-537, МАЗ-543 может быть установлен непосредственно па крышке с клапаном (аналогично комплекту ДК-4К).
Правильная работа комплекта обеспечивается только при надежной герметизации выпускной системы автомобиля, особенно в местах соединения приемной и выпускной труб с глушителем.
В войсках каждый комплект ДК-4 комплектуется набором дегазирующих и дезактивирующих веществ: 0,8 кг порошка нейтрального гипохлорита кальция (НГК) в полиэтиленовой банке и 0,4 кг порошка СФ-2У в бумажном пакете.
Бортовой комплект специальной обработки (БКСО) предназначен для специальной обработки вооружения и военной техники водными и сольвентными рецептурами при использовании энергии выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания и энергии сжатого воздуха пневмосистем автомобилей и бронетранспортеров с карбюраторными и дизельными двигателями марок: ГАЗ, ЗИЛ, «Урал», КрАЗ, КамАЗ, МАЗ, БелАЗ, БТР, МТ-ЛБ, ГТ-СМ, ГТ-МУ, БТР-80.
Комплект выпускается в двух модификациях: БКСО — с укладкой в металлический ящик; БКСО-Б — с укладкой в две брезентовые сумки
В состав комплекта входят: газожидкостный прибор (брандспойт), удлинитель, газожидкостный рукав, жидкостный рукав, резервуар РДР-40, крышка с клапаном, щетка, переходник, эжектор, газоотделитель с диффузором (при работе от выхлопных газов) или воздушный рукав, воздушный эжектор (при работе от сжатого воздуха), колпачок, скребок, а также металлический ящик, две брезентовые сумки для укладки и транспортирования комплекта, запасные части, крепежные изделия и принадлежности. В ящик помещаются пачка порошка СФ-2У в полиэтиленовом пакете и полиэтиленовая банка для порошка ДТС-ГК.
Для дезактивации, дегазации, дезинфекции из БКСО применяются те же растворы, что и из ДК-4, а при работе от пневмосистем автомобилей может использоваться для дегазации объектов, вооружения и военной техники рецептура РД-2.
Основные технические характеристики:
время обработки различных объектов газожидкостным методом, мин
расход раствора порошка СФ-2У или суспензии ДТС-ГК, л/мин
Источник
Способы дегазации отдельных участков местности и инженерных сооружений.
Дегазация местности осуществляется химическим, физическим и механическим способами.
Химический способ дегазации основан на взаимодействии дегазирующих растворов и рецептур с 0В и превращении их в нетоксичные соединения и осуществляется поливкой дегазирующими растворами (суспензиями), рассыпанием сухих дегазирующих веществ, обмазыванием кашицами ГК.
Поливкой дегазирующими растворами и рецептурами дегазируются участки дорог, мосты, переправы, проходы, важные участки местности, одежда крутостей траншей и другие поверхности фортификационных сооружений. Дегазация проводится с помощью дегазационных машин АРС, ДКВ и комплектов с нормой расхода 1,5—2 л/м2
Кашицей ГК дегазируются одежда крутостей траншей, окопов, бронеколпаки, бетонированные поверхности фор-тификационных сооружений, зараженных 0В типа VХ, иприт и зоман при температуре плюс 5°С и выше. Кашицы наносятся на зараженные поверхности сплошным слоем с помощью кистей, лопат, веников и т. п. с нормой расхода 1,5 л/м2.
После дегазации местности химическим способом движение людей по проделанным проходам разрешается сразу после обработки в незащищенной обуви, но в противогазах. Вооружение и военная техника могут двигаться по проходам сразу после дегазации, но личный состав должен находиться в противогазах.
Физический способ дегазации основан на испарении 0В с зараженных поверхностей и частичном их разложении при воздействии высокотемпературного газового потока, генерируемого турбореактивным двигателем ВК-1А машины ТМС-65. Кроме того, удаление 0В с обрабатываемой поверхности происходит за счет сдувания пыли, зараженной аэрозолями и мелкими каплями. Этим способом дегазируются отдельные участки местности и дорог с твердым покрытием.
Механический способ дегазации заключается в срезании и удалении верхнего зараженного слоя почвы (снега) или в изоляции зараженной поверхности с использованием насти-лов. Срезание зараженного слоя почвы производится на глубину 3—4 см, рыхлого слоя снега — до 20 см, уплотненного снега — на 4—6 см или засыпка зараженного слоя незараженным грунтом, песком и т. д. слоем 8—10 см.
Дегазация окопов, траншей и ходов сообщения без одежды крутостей проводится в такой последовательности: сначала срезают слой зараженного грунта с бермы, бруствера, тыльного траверса и площадок огневых точек, затем с крутостей и дна. Зараженную землю выбрасывают в ямы, воронки или относят в подветренную сторону на несколько метров.
Дезактивация местности и фортификационных сооружений проводится механическим способом, который осуществляется:
срезанием зараженного слоя грунта на толщину слоя 3 — 8 см или снега на толщину слоя 10—20 см с помощью бульдозеров, скреперов, грейдеров, путепрокладчиков и снегоочистителей; зараженный грунт или снег отбрасывается или отвозится в сторону;
переворачиванием верхнего зараженного слоя, перепахиванием тракторными плугами или перекапыванием саперными лопатами;
засыпкой поверхности зараженной местности незараженной землей, гравием, щебнем толщиной 6—8 см;
смыванием, сметанием, сдуванием радиоактивной пыли с дорог с твердым покрытием, бетонных и асфальтовых площадок.
Для этих целей используются поливомоечные, пожарные и другие машины, а также тепловая машина ТМС-65 и авторазливочная станция АРС.
Окопы, траншеи, ходы сообщения без одежды крутостей дезактивируются срезанием зараженного слоя грунта толщиной 3—4 см, а имеющие одежду крутостей — обметаются, протираются влажными вениками, щетками, ветошью, а при возможности обмываются водой или дезактивирующими растворами с использованием подручных или табельных средств (ИДК. ДКВ. АРС и т. д.).
Дезинфекция местности и фортификационных сооружений осуществляется химическим и механическим способами.
Химический способ дезинфекции местности и фортификационных сооружений основан на уничтожении болезнетворных микробов и разрушении токсинов дезинфицирующими (дега-зирующими) веществами, является основным способом и осуществляется поливкой дезинфицирующими растворами или суспензиями с использованием подручных или табельных средств.
Для дезинфекции закрытых сооружений применяются осветленные водные растворы ГК, растворы формальдегида и перекиси водорода. Дезинфекция проводится путем рас-пыления в них аэрозолей с помощью аэрозольного генератора переносного (АГП) и осуществляется по режимам.
Механический способ дезинфекции осуществляется теми же методами и приемами, что и дегазация, и предусматривает удаление зараженного слоя грунта или устройство настилов.
Дезинсекция местности и фортификационных сооружений проводится с помощью инсектицидных препаратов следующими способами: опрыскиванием растворами и эмульсиями ДДТ, гексахлорана и хлорофоса; опылением дустами (порошками) ДДТ и гексахлорана; распылением инсектицидных аэрозолей. Дезинфекция и дезинсекция закрытых фортификационных сооружений могут проводиться только при отсутствии в них лю-дей с тщательной последующей уборкой и проветриванием.
Опрыскивание растворами и 1—5% водными эмульсиями ДДТ, гексахлорана производится из АРС и различных приборов — опрыскивателей. Опыление дустами ДДТ и гексахлорана производится с помощью различных аппаратов или самолетов. Дезинсекция задымлением инсектицидными препаратами (растворами) проводится с помощью дымовой машины ТДА, аэрозольного генератора переносного АГП или специальных дымовых шашек. Растворы приготовляются на дизельном топливе с содержанием инсектицидных препаратов: 8% ДДТ или 3,6% технического гексахлорана; 10% обогащенного гексахлорана; 3% линдана; 8% ДДТ плюс 3% линдана; 8% ДДТ плюс 5% обогащенного гексахлорана. Инсектицидные растворы готовятся в механическом смесителе МСАО-1. При приготовлении раствора на 100 л дизельного топлива берется вышеуказанное процентное содержание в килограммах.
Инсектицидный аэрозоль с помощью ТДА получают термомеханическим или механическим способом.
Термомеханический способ заключается в диспергировании инсектицидного раствора в ТДА и АГП газовоздушной смесью, имеющей температуру плюс 400—420°С, с образованием инсектицидного аэрозоля, распространяющегося по ветру на большие расстояния. Дальность действия инсектицидного аэрозоля приведена в табл. 27. Способ применяется для дезинсекции больших площадей при отсутствии восходящих потоков воздуха и скорости ветра не более 2—3 м/сек.
При механическом способе инсектицидный раствор дробится холодным потоком воздуха; получается грубодисперсный аэрозоль, который может быть использован в любое время суток для обработки ограниченных участков местности или отдельных объектов.
Источник